Урок-экскурсия в виртуальный музей "Я вас любил", посвященный адресатам любовной лирики А.С.Пушкина
Урок-экскурсия в виртуальный музей "Я вас любил", посвященный адресатам любовной лирики А.С.Пушкина
Урок представляет интересное знакомство с адресатами любовной лирики А.С.Пушкина с опорой на те произведения поэта, которые посвящены прекрасным женщинам его эпохи. Урок может быть дополнен аудио-, видео- дополнениями, ссылка на которые дается в сценарии урока. Урок развивает чувство прекрасного средствами поэтического текста, музыкальных произведений ( прекрасных романсов, написанных на стихотворения поэта), произведений портретной живописи. Форма необычного урока дает возможность пробудить интерес учащихся к интимной лирике Пушкина, воспитывает чувство уважения к поэту и его удивительному творчеству. Очень хорошо вписывается в пласт урока произведения Булата Окуджавы, посвященные А.С.пушкину.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия в виртуальный музей "Я вас любил", посвященный адресатам любовной лирики А.С.Пушкина »
Урок- экскурсия в виртуальный музей «Я вас любил»,
посвященный адресатам любовной лирики А.С.Пушкина
Цель урока: в необычной для учащихся 9 класса форме подачи материала познакомить с адресатами любовной лирики А.С.Пушкина и поэзией, созданной в честь них; развивать чувство прекрасного средствами поэтического текста, музыкальных произведений, изобразительного искусства; воспитывать уважение к великому гению и его творчеству
Оформление: портрет А. С. Пушкина в середине; портреты женщин на подставках. С левой стороны сцены - столик для ведущих, на нем - свечи. В центре сцены - журнальный столик, подсвечник, микрофон.
Ход урока
І. Вступительное слово учителя
Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок- экскурсия по виртуальному музею, который мы создали сами и назвали его словами Пушкина «Я вас любил». Конечно, в нашем музее еще мало экспонатов, связанных с той эпохой. Но, надеюсь, каждый из вас, обладая фантазией, может представить их в своем воображении. Целью нашей экскурсии будет знакомство с удивительными женщинами, которых любил великий поэт и которым посвящал свои стихотворения.
ІІ. Актуализация внимания учащихся к поставленной цели урока.
Вопрос к учащимся:
- Чего ожидаете от сегодняшней экскурсии?
ІІІ. Работа по теме урока.
Ведущий 1: В русской поэзии А. С. Пушкин первым с глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя “страстям мятежным”, но, как всякая буря, угасало, превращаясь в “погасший пепел”. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была потребность любить.
Любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. Она словно выделена за пределы быта, “житейской прозы”. Стихи Пушкина – это не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражение философских представлений поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии. Через всю свою жизнь пронес поэт чистые и нежные чувства к тем, кто дарил ему светлую радость вдохновения
(В середине класса - столик, на нем подсвечник, с горящими свечами. Ученики вносять поочередно портреты женщин)
Выносят портрет Е. П. Бакуниной).
Ведущий 2: Первая любовь…Она пришла к 16-летнему лицеисту в образе грациозной, неотразимойКатеньки Бакуниной, 20-летней фрейлины императрицы. Она была стройна, грациозна, с живыми темными глазами, правильными чертами лица. Любила и умела танцевать, недаром часто избиралась царицей бала.
“Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи”. Влюбленный лицеист скрывал от товарищей свою чистую, платоническую любовь и, лишь оставшись один “в лицейской келье”, давал волю чувствам на страницах дневника.
На протяжении всего 1816 года Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной свое поэтическое вдохновение, весь пыл своего сердца. Двадцать два стихотворения с “бакунинским мотивом” - своего рода энциклопедия юной любви.
С нежностью вспомнил поэт о “милой Бакуниной” и многие годы спустя.
Екатерине Бакуниной
О Милая, повсюду ты со мною, Но я уныл и втайне я грущу. Блеснет ли день за синею горою, Взойдет ли ночь с осеннею луною- Я все тебя, прелестный друг, ищу; Засну ли я, лишь о тебе мечтаю, Одну тебя в неверном вижу сне, Задумаюсь – невольно призываю, Заслушаюсь – твой голос слышен мне. Рассеянный сижу между друзьями, Невнятен мне их шумный разговор, Гляжу на них недвижными глазами, Не узнает уж их мой хладный взор!
Выносят портрет Е. К. Воронцовой
Ведущий 3: Одесса, 1823 год. Здесь Пушкин встретил Елизавету Ксаверьевну Воронцову, аристократку из старинной польской семьи графов Браницких, красивую, живую, умную, образованную женщину, которая сразу привлекла внимание поэта.
Пушкин был ею страстно увлечен. По настоянию графа Воронцова Пушкина выслали из Одессы в Михайловское. Он очень страдал (начинается музыка, Мазурка, И. Глинка).
Перед отъездом поэта Воронцова подарила ему на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с камнем из сердолика. Пушкин часами смотрел на портрет, вспоминая свою обаятельную "Принцессу Бильветриль". Так появились эти прекрасные печальные строки… (Чтец читает стихотворение "Храни меня, мой талисман".
Елизавете Воронцовой
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.
Пускай же в век сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
Выносят портрет М. Н. Раевской - Волконской.
Ведущий 4: Мария Николаевна Волконская - одна из замечательных женщин своего времени. Пушкин был дружен с ее семьей и знал ее еще девочкой, задумчивой и мечтательной. Ее своеобразная прелесть, тонкое обаяние внушили Пушкину особое, сокровенное чувство (музыка, Сентиментальный вальс). В последний раз Пушкин видел Марию Николаевну в 1826 году, перед ее отъездом в Сибирь, куда она последовала за своим мужем, декабристом С. Волконским, и где провела почти 30 лет
Марии Раевской (Волконской)
Тебе – но голос музы тёмной
Коснётся ль уха твоего?
Поймёшь ли ты душою скромной
Стремление сердца моего?
Иль посвящение поэта,
Как некогда его любовь,
Перед тобою без ответа
Пройдёт, непризнанное вновь?
Узнай, по крайней мере, звуки,
Бывало, милые тебе –
И думай, что в дни разлуки,
В моей изменчивой судьбе,
Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.
Выносят портрет А. П. Керн.
Звучит музыка к романсу «Я помню чудное мгновенье»
Ведущий 5: Удивительно нежные, прекрасные стихи. Волшебная музыка. Кому же посвящены эти строки? Кто была та женщина, которую Пушкин назвал "гением чистой красоты"? Ее звали А. П. Керн.
Впервые Пушкин встретил ее в Петербурге в 1819 году в доме Олениных "Позволительно ли быть такою прелестную!", - воскликнул он, увидев юную красавицу.
Впоследствии были встречи с Керн в годы Михайловского заточения, "в печальной деревенской глуши". Эти встречи, по признанию Пушкина, произвели "впечатление… глубокое и мучительное". Этим встречам мы обязаны одним из лучших лирических творений поэта И через 14 лет другой, музыкальный, гений Михаил Глинка увлечется дочерью «мадам Керн» Екатериной и посвятит ей свой романс, озаренный «мимолетным виденьем» ее красоты.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» ( в исполнении ученика)
Портрет А.Олениной
После шестилетней ссылки Пушкин вернулся в Петербург в мае 1827 года и был тепло принят в просвещенной семье Олениных Его фантазией завладела Анна Алексеевна Оленина, дочь президента художеств Оленина А.Н. Часто они стали видеться с весны 1828 года в Петербурге и летом, в усадьбе Олениных, знаменитом имении Приютино. Увлеченный поэт посвятил Олениной большой цикл лирических стихотворений
Пушкин даже сватался к Анне Алексеевне, но получил отказ, так как та не считала поэта "большой партией".
Она мила – скажу меж нами –
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звёздами
Сравнить, особенно стихами,
Её черкесские глаза.
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Леля –
В них скромных граций торжество;
Поднимает – ангел Рафаэля
Так созерцает божество.
Но гений Пушкина щедр, и поэт написал ей позднее, в 1829 году прощальные стихи “Я вас любил...”.
( звучит романс « Я Вас любил»)
Портрет Н. Н. Гончаровой - Пушкиной
Ведущий 6: Н. Н. Пушкина - жена поэта, урожденная Гончарова. Впервые Пушкин увидел ее зимой в 1828 года, на одном из московских балов. Истории сватовства поэта, весь предсвадебный период наполнены неуверенностью, сомнениями, тревогами. "Черт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан" - с горечью писал Пушкин другу. А через несколько дней после свадьбы поэт признавался: "Я женат - и счастлив… Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился".
Пушкин глубоко и нежно любил Наталью Николаевну. "Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничто сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю я еще более твоего лица".
Год 1837 - трагический для Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Их будущее было разрушено встречей с Дантесом. И уже ничего нельзя изменить: все ближе и ближе роковой день дуэли.
Когда смертельно раненого поэта везли домой, он прежде всего думал о жене, боялся испугать ее. Он понимал, что во всем обвинят ее, и старался защитить, укрыть от людского любопытства. "Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском" - сказал он доктору Спасскому.
Но выше всех обвинений во все времена были и будут слова Пушкина "Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив" (Звучит музыка. Чтец читает стихотворение "Мадонна".
Мадонна
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суверенно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков;
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Ведущая 1.
Любовь в поэзии А.С.Пушкина—это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, она дар жизни. Любимая представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образ».
Ведущая 2: Все дальше уходит время, а неумолкающая лира поэта по-прежнему волнует и вдохновляет, пробуждая добрые чувства. Совершенно справедливо мнение Георгия Свиридова о том, что «великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поет его по-своему», и молодые музыканты современности так же, как их предшественники отдают и будут отдавать дань его бессмертной музе.
Звучит романс «Ты и вы» в современном исполнении
ІУ. Слово учителя:
Я думаю, познакомившись с любовной лирикой А. С. Пушкина, вы согласитесь с мнением В.Г. Белинского: «Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное, грациозное во всяком чувстве Пушкина. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Поэт дорог нам тем, что учит нас с уважением относиться к такому бесценному дару судьбы, как любовь.
Один из почитателей великого гения Пушкина поэт Булат Окуджава старался в своих лирических стихотворениях передать искренность, сокровенность этого чувства. Сейчас вы услышите романс на стихи Булата Окуджавы «Любовь и разлука», который раскрывает еще одну грань отношений любящих – это разлука. Душевные переживания, вызванные разлукой, так сближают этих двух поэтов.
Звучит романс Б.Окуджавы «Любовь и разлука»
У. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель: Вот и подошла к концу наша виртуальная экскурсия по музею «Я вас любил». - -- Что нового открыли вы себе во время нее? Чем запомнилась экскурсия? (ответы учащихся)
Вся любовная лирика поэта наполнена нежными и светлыми чувствами к женщине. Лирического героя стихов о любви отличают самоотверженность, благородство, глубина и сила чувства. Любовь в лирике Пушкина – это способность подняться над мелким и случайным. И поэтому, ребята, если вы это сегодня ощутили, я верю, ваша встреча с поэзией Пушкина не закончится только уроком! Спасибо всем за прекрасную работу на уроке.
УІ. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье», подготовить сообщение о современницах Пушкина, с которыми не знакомились на уроке
Использованная литература.
Друзья Пушкина, T. I, II, M., 1984
Муза Е.В. «И образ незабвенный…» М., 1974.
Ободовская И.М. , Дементьев М. А. Вокруг Пушкина М., 1978.