Современное общество делает социальный заказ на воспитание человека, способного сделать свой выбор, иметь своё мнение и отстаивать его, понимать и принимать точку зрения другого человека, уметь грамотно и плодотворно общаться с людьми. Формирование социально активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектном развитии двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной» компетентности, которая охватывает не только знание языковой системы и владение языковым материалом, но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения. Формирование коммуникативных универсальных действия является и необходимым требование ФГОС.
«Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, иметь адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения было нарушено, то оно будет неэффективным. (Леонтьев А.А.)
Причина речевого недоразвития школьников кроется не только в отсутствии умения высказывать собственное мнение о прочитанном или услышанном, но и в отсутствии этого мнения, немоте чувств, которые могли бы породить желание поделиться пережитым воспоминанием, сомнением, радостью, возникшими в процессе чтения мыслями.
Поиск методов и приемов, позволяющих активизировать читательский интерес учащихся, научить их говорить, высказывать и отстаивать свою точку зрения – вечно новый и в то же время старый предмет раздумий преподавателей не только литературы, но и других дисциплин. В современных дидактических поисках одно из ведущих мест принадлежит учебной дискуссии.
Целью данного урока является формирование коммуникативных УУД и навыков оперирования информационным содержанием прочитанных и прослушанных текстов в целях реальной коммуникации.
Задачами таких уроков являются:
- систематизация и обобщение имеющихся знаний, знакомство с базовыми понятиями дискуссии, её структуры, нормами поведения во время дискуссии;
- знакомство с различными видами вопросов и ответов, обучение умению задавать вопросы и отвечать на них;
- умение слушать собеседника, анализировать его речь, делать выводы;
- умение извлекать из текста-источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные тексты-рассуждения.
Урок – дискуссия может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме урока в ситуации, в которой возникает проблемный вопрос. Кроме того, такая форма работы эффективна и во внеурочной деятельности. В результате применения дискуссии происходит развитие критического и рефлексивного мышления, создаются условия для общего развития интеллекта.
Примером использования дискуссии в учебном процессе может служить данный урок, который построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и включает в себя 3 фазы: вызов, осмысление и рефлексия