kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-дискуссия по теме "Прав ли был Маттео Фальконе в своем поступке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Современное общество делает социальный заказ на  воспитание человека, способного сделать свой выбор, иметь своё мнение и отстаивать его, понимать и принимать точку зрения другого человека, уметь грамотно и плодотворно общаться с людьми.  Формирование социально активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектном развитии двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной» компетентности, которая охватывает не только знание языковой системы и владение языковым материалом, но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения. Формирование коммуникативных универсальных действия является и необходимым требование ФГОС.

        «Чтобы полноценно общаться, человек должен располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, иметь адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из  звеньев акта общения было нарушено, то оно будет неэффективным.  (Леонтьев А.А.)

       Причина речевого недоразвития школьников кроется не только в отсутствии умения высказывать собственное мнение о прочитанном или услышанном, но и  в отсутствии этого мнения, немоте чувств, которые могли бы породить желание поделиться пережитым воспоминанием, сомнением, радостью, возникшими в процессе чтения мыслями.

        Поиск методов и приемов, позволяющих активизировать читательский интерес учащихся, научить их говорить, высказывать и отстаивать свою точку зрения – вечно новый  и в то же время старый предмет раздумий преподавателей не только  литературы, но и  других  дисциплин. В современных дидактических поисках одно из ведущих мест принадлежит учебной дискуссии.

       Целью данного урока является  формирование коммуникативных УУД и  навыков оперирования информационным содержанием прочитанных и прослушанных текстов в целях реальной коммуникации.

       Задачами таких уроков являются:

  • систематизация и обобщение имеющихся знаний, знакомство с базовыми понятиями дискуссии, её структуры, нормами поведения во время дискуссии;
  • знакомство с различными видами вопросов и ответов, обучение умению задавать вопросы и отвечать на них;
  • умение слушать собеседника, анализировать его речь, делать выводы;
  • умение извлекать из текста-источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные тексты-рассуждения.

         Урок – дискуссия может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме урока в ситуации, в которой возникает проблемный вопрос. Кроме того, такая форма работы  эффективна  и во внеурочной деятельности. В результате применения дискуссии происходит развитие критического и рефлексивного мышления, создаются условия для общего развития интеллекта.

Примером использования дискуссии в учебном процессе может служить данный урок, который построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и включает в себя 3 фазы: вызов, осмысление и рефлексия

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-дискуссия по теме "Прав ли был Маттео Фальконе в своем поступке"»



ТЕМА: Прав ли Маттео Фальконе в финале одноименной новелле Проспера Мериме.

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • создание условий для развития коммуникативных способностей учащихся средствами художественного произведения.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • учить видеть позицию автора, формулировать и отстаивать свою точку зрения;

  • учить задавать вопросы разных типов;

  • развивать культуру речи;

  • воспитывать толерантность к чужому мнению.

ТИП УРОКА:

  • Работа с художественным текстом

ХОД УРОКА



Умение ставить разумные вопросы есть

уже важный и необходимый признак

ума или проницательности.

И.Кант

Когда все думают одинаково,

тогда никто не думает.

Из записной книжки

I. Этап вызова

Формулирование темы и цели урока.

Слово учителя:

- Мы закончили изучение новеллы Проспера Мериме «Маттео Фальконе». Заинтересовало ли вас это произведение? Чем? ( Да. Новелла отличается очень динамичным сюжетом и неожиданной развязкой. Отец убивает сына за предательство, убивает своего единственного, долгожданного сына, который является ещё ребенком.)

-Согласны ли вы с таким финалом? (Нет, да)

-Сформулируйте проблему, которую выдвигает автор и тему нашего урока, исходя из проблемы. (Прав ли отец, поступив так. Имел ли он на это право? Темой нашего урока будет данная проблема.)

-Тема урока: Прав ли отец, поступив так со своим сыном.

Записывает тему на доске и в тетради.

-Как же вы считаете: прав или не прав отец? ( Да, нет)

-И тогда, если у нас с вами разные мнения на этот вопрос, что будет целью нашего урока?

(Высказать своё мнение по данной проблеме, доказать его правоту и найти общую точку зрения.)

Записывает цель урока на доске и в тетради.

Организует выбор способа работы:

-В какой форме мы будем работать? ( в форме дискуссии)

-Определитесь со своими позициями и займите место за столами согласно своей точке зрения.

Те, кто считает, что отец прав, садятся за синий стол, кто считает, что не прав – за красный


II.Стадия осмысления

-Заявите свои позиции. Отвечают за синим столом. (Наша группа считает, что отец прав в своём поступке). Отвечают за красным столом. (Мы считаем, что Маттео Фальконе был не прав, убив сына.)

-В течение 10 минут вы ищете доказательства в защиту своей точки зрения, работая в группе.

Учащиеся работают в группах по поиску доказательств.

По истечении времени, учитель организует выступления.

Выступают сначала учащиеся, сидящие за синим столом, потом за красным столом, а остальные слушают, записывая возникающие вопросы на уточнение, критику, понимание.

(Мы считаем, что Маттео не прав, так как …

Мы не согласны с ребятами, потому что …)

Учитель организует раунд вопросов и ответов.

Учащиеся задают вопросы по очереди на понимание, критику и уточнение.

После вопросов учитель организует работу в группах по поиску новых аргументов

Учащиеся обсуждают в группе свои аргументы. Выступают. (Учащиеся за красным столом:- В истории были уже подобные случаи…

Учащиеся за синим столом: Не доказано, что Иван Грозный убил сына за предательство и даже есть сведения.… Кроме того, мы провели опрос и выяснили …)

III.Стадия рефлексии

Слово учителя:

-Ребята, вы многое сказали в защиту своей позиции и не готовы отказаться от неё. Правильно я вас поняла?

Отвечают учащиеся за красным столом. ( Мы согласны с оппонентами …)

Отвечают учащиеся за синим столом. (Представьте себя в такой ситуации.… С точки зрения закона, он поступил правильно. На территории, на которой жили Фальконе, существовали другие законы….)

Слово учителя:

-Наверное, мы можем признать, что поступок, совершенный мальчиком, был ужасным и имел тяжелые последствия. Выдал он преступника, но время, в котором он жил, было особым в понимании чести. Отец не дал шанс исправиться сыну, но и люди не дали бы шанса смыть пятно позора с семьи Маттео. Слова, брошенные арестованным, надолго остались бы в памяти земляков, и их род считался бы проклятым и опозоренным. Поэтому, с этой точки зрения, наверное, можно как-то понять Маттео. Но с позиции нашего времени и нашей морали, мы не можем оправдать его. С точки зрения христианской религии, М. совершил самый страшный грех, но и Ф. тоже совершил грех. Мы не можем прийти к общей точке зрения, но договориться, что однозначно сказать, прав или нет Маттео, нельзя. Здесь играет роль и время и местность, в которой жили герои, понимание чести, предательства, верности у героев. Согласны вы с этим?

Отвечают учащиеся за красным столом. ( Да, мы согласны, что жестоко …, но …)

Отвечают учащиеся за синим столом. ( Мы готовы согласиться с тем … но каждый человек живёт так, как считает нужным, и иногда это идет в разрез с мнением окружающих. Отец Ф. посчитал, что честь для него дороже единственного сына - это, наверное, его право.)

-Давайте вернёмся к цели нашего урока: что мы должны были сделать.

(Высказать своё мнение по проблеме урока и доказать его правильность или попытаться найти общие точки соприкосновения в своих позициях.)

-Как вы считаете, мы достигли своей цели?

-Возьмите листы самоконтроля и оцените сначала себя сами, а потом в группе. Поставьте оценки.




Своя оценка

Групповая оценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

Умение формулировать точку зрения





Умение задавать вопросы





Умение отвечать





Умение находить доказательства





Культура речи





Культура поведения






IV. Домашнее задание: написать сочинение- рассуждение по теме урока или отзыв об этом произведение.


Литература:

1. Асеева С.В. Проспер Мериме Биография, творчество, поиск. М, 1989 , с.67-80

2. Кларин М.В. Обучение как дискуссия Модели учебной дискуссии. «Школьные технологии» 6, 2004, с. 58

3. Курилов Р.П. Дискуссия как процесс «Методист» 4, 2006, с.53

4. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика М, Просвещение 1991, с. 3-34


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-дискуссия по теме "Прав ли был Маттео Фальконе в своем поступке"

Автор: Александрова Ирина Александровна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286390


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства