kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - дебаты "Родион Раскольников - герой!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-дебаты для учащихся 10 класса по теме "Родион Раскольников - герой!" (заключительный урок по теме). Урок проводится в форме дебатов, где каждая команда должна доказать или опровергнуть резолюцию урока.  Команда Утверждения должна доказать, что действительно Родион положительный герой романа. Человек, который способен на поступок. Команда Опровержения, опираясь на факты из романа "Преступление и наказание", выдвигает свою версию и доказывает обратное. Урок должен пройти интересно при условии, что члены команд хорошо знают текст и могут оперировать фактами из произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - дебаты "Родион Раскольников - герой!" »

Урок – дебаты в 10б классе


Тема: Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (заключительный урок).

Цель урока:

  • Обучение ораторскому мастерству, расширение кругозора знаний;

  • Развитие устной речи, логического мышления;

  • Развитие толерантности у молодёжи;

  • Умение отстаивать свою точку зрения;

  • Воспитывать взаимопонимание, чувство такта, дисциплинированности, уважения к оппонентам;

  • Умение цивилизованно вести диалог с соперником.

План урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы подводим итог по роману Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание». Урок проводится в форме дебатов, где каждая из команд попытается доказать или опровергнуть нашу резолюцию. Каждая команда должна представить дефиниции, выдвинуть свой критерий и к нему аргументы (не менее двух).


Роли спикеров команд:

Команда утверждения (У1)

Команда опровержения (О1)


Представление команды

Представление команды

Формулировка темы, актуальность

Формулировка тезиса отрицания

Определение ключевых понятий, входящих в тему

Принятие определения ключевых понятий

Представление кейса документов

Опровержение позиции утверждения

Заключение

Представление кейса отрицательных сторон


Заключение


Команда утверждения (У2)

Команда опровержения (О2)

Опровержение аргументов оппонентов

Восстановление и развитие собственной линии

Приведение новых доказательств и поддержек

Заключение

Новые аргументы не приводятся.


Команда утверждения (У3)

Команда опровержения (О3)

Выделение наиболее важных вопросов, по которым произошло столкновение мнений, в порядке следования кейса

Сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые командой аргументы более убедительны.

Эффектное заключение.

Доводы утверждения – доводы отрицания = почему мнения утверждения убедительны

Доводы отрицания – доводы утверждения = почему мнения отрицания убедительны.








ИТАК, РЕЗОЛЮЦИЯ ДЕБАТОВ: РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ – ГЕРОЙ.

Представление команд.

Команда утверждения.


У1.

Дефиниции:

  1. Герой – человек, совершающий подвиги.

  2. Осознание – факт сознания, предмет которого сама деятельность сознания.

  3. Родион Раскольников – главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В романе показана эволюция главного героя, который, совершив преступление, осознал свою ошибку.

  4. Гражданин – общественно полезный, преданный своему Отечеству человек (Толковый словарь русского языка. Ожегова – Шведова, М., 1997)

  5. Евангелие – общее название четырёх книг новозаветной части Библии (Энциклопедия для детей, «Аванта+», т.6, «Религии мира»)

Критерий: Признание своих ошибок – подвиг.

Аргумент 1: Вопрос человека и гражданина в Раскольникове не померк.

Аргумент 2: Хорошая цель оправдывает злодейство.

Доказательство к критерию:

Родион Раскольников - главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В первой части романа он совершает преступление – убивает старуху-процентщицу. В последних частях романа Родион Раскольников мучается, терзается от своего преступления. Он находится на грани жизни и смерти. Его врач Зосимов считает, что Раскольников сходит с ума. Он почти рвёт со своими родными: матерью и сестрой. И, встретив Сонечку Мармеладову, видя условия, в которых она живёт, как она зарабатывает на жизнь себе и детям, совершенно ей чужим, но волею судьбы оказавшиеся рядом с ней, он начинает подходить к осознанию своих ошибок. Соня только помогла Раскольникову, но он сам осознал свои ошибки и пришёл в полицию с повинной. Раскольников – сильная личность, ведь только сильной личности под силу осознание и признание своих ошибок. К тому же Раскольников знал, на что идёт: после признания его ждали долгие годы заточения, которые, может быть, окончательно сломают его жизнь.

Но он совершил это и снял подозрения с совершенно невиновного маляра Миколки. «Спасший одну душу – спасёт тысячи» (критическая статья Тюнькина «Бунт Родиона Раскольникова»). И отсюда вытекает наш первый аргумент.

Доказательство к первому аргументу:

«Вопрос человека и гражданина в Раскольникове не померк». Раскольников жил в Петербурге, в одном из грязных и страшных районах города, в трущобе. Достоевский называл эти части города «жёлтый Петербург». На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу. Раскольников жил в маленькой комнате, похожей на гроб, чем на комнату. «Это была крошечная клетушка шагов десять в длину, имевшая самый жалкий вид… и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко». Теперь вы видите, что человеку, живущему в таких условиях, трудно сохранить нормальные человеческие качества, но Раскольников сумел их сохранить: он помог пьяной девушке на бульваре, дав ей денег, отдаёт последние свои гроши Катерине Ивановне, когда умер её муж Мармеладов.

Теперь давайте, сравним Раскольникова со Свидригайловым. Свидригайлов – мерзавец, который, совершив преступление, совершенно не раскаивается и остаётся хладнокровным, принимает всё спокойно. Он ещё и наставляет Раскольникова, так сказать, на «путь истинный». «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу. Нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам-то?» Конечно, Свидригайлова совершенно не интересует проблема «человека и гражданина», он «пустил их побоку» и успокоился. К тому же живёт он в прекрасных условиях, под опекой богатой жены, а Раскольников же, совершив преступление. Мучается, переживает, тоскует. Он не переступил черту. Отделяющую преступников от остальных людей. Родион Романович остался на этой стороне.

Признание своих ошибок – подвиг. Не признаваясь в убийстве, Раскольников подставил маляра Миколку. Но он это сделал, чтобы не травмировать

О1.

Дефиниции:

  1. Общество – совокупность людей, объединённых какими-либо общими характерными чертами (Толковый словарь русского языка. Ожегов-Шведов, 1997).

  2. Свобода – возможность в проявлении субъектом своей воли.

  3. Человек – общественное существо, способное производить орудие труда, обладающее сложно организованным мозгом и членораздельной речью.

  4. Анти – приставка, употребляющаяся для выражения противоположности или враждебности к чему-либо.

Критерий: Свобода человека – высшая ценность!

Доказательства к критерию:

Величайшим документом всех времён и народов считается Всеобщая Декларация Прав Человека, в которой утверждается, что высшей ценностью является ЧЕЛОВЕК, ЕГО ЖИЗНЬ И СВОБОДА. Поэтому Раскольников, совершив убийство, поставил себя в противоестественное состояние к окружающим его людям. Он вынужден постоянно лгать самому себе и другим. И эта ложь – игра иссушает его, опустошает душу главного героя. Этим преступлением Раскольников отрезал себя от людей. Ощущение преступности порождает катастрофическую депрессию во взаимоотношениях Родиона Романовича Раскольникова с другими людьми. Переступив через высшие ценности человека, Раскольников ни коим образом не может быть героем своего времени. Из этого следует наш 1 аргумент: Раскольников, как неудавшийся Наполеон.

Прочитав роман «Преступление и наказание», мы видим, что Раскольников погружён в болезненное состояние. Он вывел свою теорию, в которой делит людей на две категории: первая – «твари дрожащие», вторая – «власть имеющие». Идея Раскольникова не наивна: она возводит в квадрат бесчеловечность исторического прогресса, которая свойственна многим общественным формациям. Говоря словами Достоевского о Бальзаке, «не дух времени, но целые тысячелетия приготовили борением своим такую развязку в душе человека». После выведения своей теории Раскольников сталкивается с вопросом, а к какой категории он относится сам? Он знал, что великие люди, как, например Наполеон, любыми путями достигают своей цели. Идея Раскольникова органически связана с жизненными условиями, которые окружают студента: «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь» - всё это потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.

И так как этот опыт Раскольникова не удался, мы можем считать Раскольникова неудавшимся Наполеоном.

У2.

Доказательство к аргументу №1:

Раскольников в остроге приходит к религии, к Евангелию. Евангелие – это свет во тьме для него. В нём отражаются основные догмы религии. Оно провозглашает вечные общечеловеческие ценности: сочувствие, доброту, гуманность. По учению Евангелия человек не должен совершать грехов. «Не убий, не лги, не кради, не завидуй», - говорится в нём. Религия наставляет человека на правильный путь. Так что Раскольников, подойдя к религии, ступил на правильную дорогу. Значит, он к тому времени не переступил черту, после которой становятся отъявленными злодеями, убийцами. Вопрос человека и гражданина для него ещё не решён и не был забыт. И лишь в остроге, прочтя Евангелие, он окончательно уясняет для себя ответ, который так долго искал.

Доказательство к аргументу №2:

Раскольников узнаёт историю семьи Мармеладовых, узнаёт о горькой судьбе Сони. Он встречает обманутую пьяную девушку, видит её несчастье, понимает, что теперь она погибнет («…на а там опять больница, …вино, …кабаки … и ещё больница… года через 2-3 – калека, итого житьё её 19 аль 18 лет от роду всего»)

Р.Раскольников по себе знает судьбу бедного человека, оказавшегося в безвыходной ситуации. Он заложит последнюю, хоть сколько – нибудь стоящую вещь, лишь бы получить деньги, а вместе с ними и надежду выжить. А старуха – процентщица наживалась на этом (по словам студента «…какая она злая, капризная. Даёт вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берёт»). Все деньги старухи нажиты на чужом горе и несчастье. Раскольников знает, что это несправедливо и мерзко. Убийство является своеобразным протестом, бунтом Родиона Раскольникова против этого зла.

О2.

Доказательство к аргументу №1:

Уже с первых страниц романа «Преступление и наказание» главный герой, студент Петербургского университета Родион Раскольников, погружён в болезненное состояние, порабощён философской идеей – страстью, допускающей «кровь по совести». Наблюдая русскую жизнь, размышляя над отечественной и мировой историей, Р.Раскольников решил, что исторический прогресс и всякое развитие осуществляется за счёт чьих-то страданий, жертв и даже крови, что всё человечество подразделяется на две категории: есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей – «твари дрожащие», и люди, нарушающие моральные нормы и общественный порядок – «сильные мира сего». Великие личности, «творцы истории», такие как Ликург – основатель города Спарты, Магомет – основатель новой религии Ислам и , наконец, Наполеон – император Франции, пройдя путь от простого капрала до императора. Эти люди, как считает Раскольников, не останавливаются ни перед чем – ни перед жертвами, насилиями, кровью, ради осуществления своей идеи.

Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду людей принадлежит он сам: «Вот ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли я нагнуться и взять? Тварь ли я дрожащая или право имеющая?…»

Убийство старухи-процентщицы – это самопроверка героя? Выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном? Но Раскольников не выдержал этой проверки, он «сломался». И его можно назвать неудавшимся Наполеоном. В своём выступлении мы использовали выдержки из критической статьи Чиркова «Стиль Достоевского», М, 1967.

У3.

Здравствуйте, уважаемые судьи, не менее уважаемые оппоненты, тайм-кипер, присутствующая здесь аудитория! Я – третий спикер утверждающей команды и в данный момент я прошу разрешение на проведение анализа прошедшей игры. В своём выступлении хочу сразу обратить внимание на три причины, по которым я считаю, моя команда оказалась сильнее команды опровержения:

  1. Опровержение со стороны оппонентов не состоялось.

  2. Команда утверждения наоборот укрепила свои позиции.

  3. В ходе перекрёстных допросов наши оппоненты вынуждены были согласиться с нашей точкой зрения – Раскольников – герой!

О3.

Здравствуйте, уважаемые судьи, не менее уважаемые оппоненты, тайм-кипер, присутствующая здесь аудитория! Я – третий спикер опровергающей команды и в данный момент я прошу разрешение на проведение анализа прошедшей игры















Открытый урок-дебаты

по русской литературе в 10б классе «Родион Раскольников – герой!»

(по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)





Учитель Ш.А. Жаманбаева

























































































































  • Встать над «муравейником»?

  • Да! Но при этом не переступить «вопросы гражданина и человека».

  • Пролить кровь?

  • Да! Но «кровь по совести»… Р. Раскольников



«Главное – люби других, как

себя – вот что главное». Соня Мармеладова



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок - дебаты "Родион Раскольников - герой!"

Автор: Жаманбаева Шолпан Аталыковна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 151981


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства