Урок чтения в 7 классе на тему: "Н.А.Некрасов. "Железная дорога".
Урок чтения в 7 классе на тему: "Н.А.Некрасов. "Железная дорога".
Работа представляет собой конспект урока со следующими целями:
1. Актуализация знаний по биографии Н.А. Некрасова.
2. Формирование умения определять основную мысль произведения, его художественные особенности.
3. Расширение словарного запаса учащихся, развитие устной речи, воображения.
Для развития познавательной активности учащихся в урок включена презентация, работа по картине Левитана "Осень", устное рисование. Фронтальная работа сочетается с групповой и индивидуальной работой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.Формирование умения определять основную мысль произведения, его художественные особенности.
4.Расширение словарного запаса учащихся, развитие устной речи, воображения.
Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, презентация.
Ход урока.
Слайд 1. I. Литературная разминка.( Повторение изученного о Н.А.Некрасове, портрет )
1. Вспомните, что вы знаете об отце Н.А.Некрасова? Был ли он хорошим человеком и отцом?
2.Что вы знаете о матери поэта?
3.С чем связаны детские воспоминания Н.А.Некрасова? Что в них было светлого и доброго? Что причиняло боль, вызывало тоску?
4.Как прошла юность поэта?
5.Почему Н.А.Некрасова называют народным поэтом?
Слайд 2. II. Сообщение темы и целей урока
III. Слово учителя. История создания стихотворения "Железная дорога".
Слайд 3. Портрет Александра II.
Шестидесятые годы XIX века. Сам Н.А.Некрасов так говорил об этом времени :"...это было время надежд , которым не суждено было сбыться". Из курса истории вы знаете, что в 1861 году Александр II отменил крепостное право. И хотя народ был освобождён, но он не знал, что от многовековой крепостной зависимости невозможно избавиться моментально. Н.А.Некрасов считал, что реформы 1861 года были обманом, поэтому в ряде своих произведений он высказывает своё негативное отношение к реформам Александра II . Таково и стихотворение "Железная дорога".
Железную дорогу из Петербурга в Москву прокладывали 10 лет под руководством главного управляющего путями сообщения графа П. А. Клейнмихеля, который был известен жестокостью. За полгода тяжёлой работы землекопы получали 17 рублей 50 копеек, то есть меньше 3 рублей в месяц.
Этих денег не хватало ни на одежду, ни на обувь, ни на питание. Когда же рабочие выражали своё недовольство, их наказывали плетями.
IV. Работа с эпиграфом к стихотворению.
Слайд 4. (На слайде эпиграф).
(Учитель читает эпиграф и поясняет).
Эпиграф построен в форме диалога. А оформлен он в виде маленькой пьески - указаны действующие лица, имеются ремарки. Мальчик Ваня спрашивает отца, кто построил эту дорогу. Отец отвечает, что построил её граф Клейнмихель. Этот разговор между сыном и отцом Н.А.Некрасов случайно услышал осенью 1864 года, когда ехал в поезде и счёл нужным вмешаться в него, чтобы открыть правду мальчику. А правда в стихотворении показана через сказочный образ царя - голода , который согнал народ на строительство железной дороги. Некрасов называет цену, какой построена дорога -это жизни людей.
IV. Словарная работа.
Слайд 5.
Ядрёный - свежий.
держать в обаянии - обманывать
десятник - старший над группой рабочих
колтун - болезнь кожи на голове, прикоторой волосы слипаются в плотный ком.
V. Чтение стихотворения учителем (1 часть - наизусть).
VI .Чтение стихотворения учащимися про себя.
VII . Работа по содержанию стихотворения.
Слайд 6.( Картина Левитана "Осень")
I ч. стихотворения начинается с описания осенней природы. Посмотрите, как прекрасна природа осенью! (Обращение к картине). Жёлтые, оранжевые и коричневые цвета гармонично сочетаются с зелёным нарядом елей и сосен. Яркие краски осени поднимают настроение, придают бодрость.
Послушайте, как Н.А.Некрасов описывает осень в своём стихотворении. (Учитель читает наизусть 1 ч. стихотворения). Для создания образа " славной осени" автор использует сравнения: "Лёд... как тающий сахар лежит", "Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно...", "Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр." На фоне этой прекрасной осенней природы вырисовываются страшные картины труда рабочих при строительстве железной дороги
между Петербургом и Москвой.
VIII. Групповая работа по содержанию II ч. стихотворения.
Слайд 7. 1.Беседа с классом.
-Что согнало тысячи людей на строительство железной дороги между Петербургом и Москвой? Приведите цитату.
-В каких условиях трудились рабочие? Почему многие из них погибли? (Отвечают устно, подтверждая свои ответы словами из текста).
-С какой целью Н.Некрасов вводит "песню мертвецов"?
-Что вы узнали из неё о строителях железной дороги и об условиях их работы?
-О чём " мертвецы" напоминали едущим в поезде?
-Зачитайте, из каких концов России были сосланы сюда люди?
-Как характеризует поэт угнетателей народа?
-Найдите строки, описывающие больного белоруса. Что автор хотел сказать?
-К чему призывает поэт молодое поколение?
2. Устное рисовани. ( Учитель предварительно поделив текст 2ч. на 8 отрывков, предлагает учащимся задание.
-Какие бы иллюстрации к каждому отрывку 2 - ой части вы сделали?
IX. Итог урока. Слайд 8.
-Прочитайте две последние строфы стихотворения (читает ученик). Какие мысли вложил в них Некрасов?
-Как можно озаглавить 1 и 2 части стихотворения?
X. Д/З. (на двух уровнях) 1.Выучить наизусть 1 ч. стихотворения.