Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная(коррекционная) школа г.Бодайбо» |
«Колючка» Ю.Яковлева (II часть) |
Открытый урок по чтению в 5 классе |
Гринеева Татьяна Викторовна – учитель чтения |
Цель: Раскрыть содержание рассказа «Колючка» Ю.Яковлева
Задачи:
Образовательные: продолжить знакомство детей с произведением Ю.Яковлева «Колючка», совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения.
Коррекционно - развивающие:
корригировать и развивать связную речь; зрительное восприятие на основе упражнения на внимание, вербальную память на основе упражнений в запоминании и обобщении, логическое и ассоциативное мышление и воображение на основе активизации творческой деятельности обучающихся, мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей; коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.
Воспитательные: воспитание мотивации к учению.
Оборудование урока: учебник Малышева З.Ф. Чтение. 5 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,
демонстрационный материал в форме компьютерной презентации, отрывок рассказа «Колючка» с замазанными окончаниями, таблички с картинками, карточки для активизации мыслительной деятельности, «Волшебный мешочек», табличка-напоминание, жетоны трёх цветов в конверте.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
- Весело звенит звонок. Начинается урок.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок чтения.
- Что мы делаем на уроках чтения? (Ответы детей.)
( Вывешивается табличка-напоминание: читаем, говорим, размышляем, слушаем).
- Сегодня на уроке мы тоже с вами продолжим учиться говорить, размышлять, читать, отвечать на вопросы, слушать. Я желаю, чтобы на протяжении всего урока у вас было прекрасное настроение, высокая работоспособность. Мне известно, что вы умеете справляться с различными заданиями и выполнять их на хорошие оценки, надеюсь, что сегодня вы тоже покажете хорошие знания, будете внимательны и активны.
Речевая разминка.
1. – Прежде, чем сесть, выполним упражнение на дыхание:
И.п. Встать, расправить плечи, голову держать прямо.
-Глубокий вдох (на счёт 1-5).
- Задержка дыхания (на счёт 1-3).
- Выдох (на счёт 1-5).
2. Речевая ритмика:
Инструкция: прочитать: глазами, шёпотом, тихо, громко, по рядам, парами, по одному:
Слайд №2. Женя с Жанной подружились.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
- О чём эта чистоговорка? (Ответы детей)
Слайд №3. Оценивать на уроке будете себя сами по пунктам «Самооценка». Если все пункты выполнены - ставим пять, если не выполнено 1,2- четыре, более - три.
3. – Сейчас, кто правильно ответит на мои вопросы, будет выставлять буквы на доску из «Волшебного мешочка», затем мы составим из них слово:
- Какое сейчас время года?
- Назвать осенние месяцы.
- Какой сейчас идёт месяц?
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
- Какой идёт год?
- Какой сейчас урок?
(Отвечая, ребята выставляют буквы и составляют слово «Колючка») Слайд №4.
- Что это за слово? (Ответы: «Это название произведения, которое мы начали изучать на предыдущем уроке»)
4. – Следующее задание: нужно по первым буквам предметов угадать зашифрованное слово (Яковлев):
Картинка- Яблоко | Картинка -Конфеты | Картинка- Очки | Картинка- Ведро | Картинка- Лук | Картинка- Ежи | Картинка- Ваза |
-Кто такой Яковлев? (писатель, написал рассказ «Колючка»)
III. Сообщение темы урока: Слайд №5.
- Сегодня на уроке мы продолжим работать над рассказом «Колючка», который написал Юрий Яковлев Всё, о чём бы ни писал Ю.Яковлев, не может нас не волновать, потому что он пишет о таких же девчонках и мальчишках, как и вы.
Задачи урока: Слайд №6.
познакомимся со 2-ой частью рассказа «Колючка» Ю.Яковлева
учиться читать бегло, осознанно, выразительно
развивать:
связную речь,
зрительное восприятие на основе упражнения на внимание,
вербальную память на основе упражнений в запоминании и обобщении, логическое и ассоциативное мышление и воображение на основе активизации творческой деятельности,
мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
зрительную память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.
Слайд №7.
- Ребята, что-то случилось с нашей аппаратурой и вместо одного портрета писателя появилось три. Скажите, где размещен портрет Юрия Яковлева – слева, в центре или справа? Назовем правильно, и компьютер исправит ошибку.
Слайд №7. Эффект анимации.
Слайд №8. Упражнение «Найди спрятанные слова» (направленно на отработку беглого чтения)
Подсказка:
- слова располагаются только по вертикали;
- спрятано 2 слова;
- длина слова не меньше 3 букв.
(Ответы детей: Вера, Колючка – главные герои рассказа «Колючка»)
- Давайте напомним себе содержание рассказа: «Жужжащее чтение» (до 3 мин)
Физкультминутка:
Метод «Электрическая цепь» (Активные методы релаксации)
Цель: Взбодрить уставших участников, переключить внимание на подвижную командную игру для создания комфортной атмосферы.
Участники: все делятся на 2 группы
Время: 3 минуты
Материалы: стол (тумбочка, стул) и любой предмет, который прочно стоит (лежит) на нем.
Проведение: Все участники делятся на две равные группы и встают друг напротив друга в цепочку, взявшись за руки. В начале цепей на равном расстоянии от каждой ставится стол с любым предметом. В конце цепей стоит ведущий и держит за руку последнего участника каждой цепочки.
Все играют молча. Ведущий одновременно крепко сжимает за руки последних участников. Получив сигнал от ведущего, участник должен крепко сжать руку соседа. Так сигнал передается по всей цепи. Задача в том, чтобы сигнал был быстрее передан в начало цепи, первому участнику. Получив его, он должен схватить предмет на столе. Побеждает та команда, которая действовала слаженнее и была быстрее. Игру можно повторить.
Проверка домашнего задания:
Слайд №9.
- Предлагаю план I части. Расположите пункты плана в нужной последовательности:
Знакомство с Колючкой.
Любимица Веры.
Вражда.
Случай на перемене.
2.- Прежде чем работать по плану, внимание на слайд №10
(демонстрируются слова):
мальчишка
носик
глаза
резинка
Вера
учебник
портфель
- Прочитать слова. Откуда взяты эти слова?
- Объединить слова по общим признакам: назвать школьные принадлежности, части лица, людей.
- Какой частью речи являются эти слова?
- Какое слово лишнее?
- Найти логические цепочки между словами: составить предложения, используя данные слова.
- Внимательно прочитайте слова вполголоса ещё раз.
(Слова убрать)
- Сказать, сколько здесь слов? Назвать их.
Слайд №10. Эффект анимации.
Работа по плану:(расположить в нужной последовательности) Слайд №11.
Слайд №12.
Ответьте на вопросы одноклассников.
– О какой любимице идёт речь?
– Кто главный герой рассказа? Давайте прочитаем о нём. Перед вами отрывок из рассказа с «замазанными» окончаниями: Слайд №13. (направленно на отработку беглого чтения)
Колючка был юрк… черняв…мальчишка, который вечно сновал по школе ко всем приставал и всюду совал свой остр… носик. А его маленьк… чёрн… глаза норовили закатиться туда, где их никто не ждал. Колючка доставлял людяммассу неприятностей, но от своего характер… больше всех страдал сам. Вечно на него сыпались пинк… и щелчк…. Всегда кто-нибудь грозил ему кулак… А нередко и приводил свою угроз… в действие. Но Колючк… был сделан из какого-то особенного материал…. Он словно не чувствовал боли. Никто не видел его плачущ…. И, получив солидную трёпк…, Колючка на другой день опять кого-то дразнил, к кому-то приставал.
3. -Что случилось однажды на перемене? (ответы детей)
- Мы сейчас попробуем показать «живую картинку» случившегося. Михаил – будет исполнять роль Колючки, Ольга – роль Веры, а слова автора – будет читать Татьяна.
- Прочитаем по ролям, чем всё закончилось. Юля-учительница, Олег – Колючка, Анатолий - автор)
- Что испытывала Вера, когда Колючка раскрыл всем её секрет?
4- Какие черты характера вы увидели у Колючки? (выбрать из предложенных слов): Слайд №14.
дружелюбие, любопытство, трусость, озорство, злость, робость, смелость, задиристость, выскочка, стыд, неблагодарность, решительность.
Слайд №14. Эффект анимации.
V. Чтение II части.
1. - Прочитав сейчас вторую часть, мы, возможно, дополним портрет нашего героя и ответим на вопрос: «Изменится ли Колючка, станет ли он другим?»
-Как вы думаете, ребята, чем может закончиться этот рассказ? (Ответы ребят)
2. Словарная работа: Слайд №15.
- Сказать другими словами: выручить (спасти, помочь)
кинуться наутёк (убежать)
3.- Вернёмся к характеристике Колючки. К выделенным словам из оставшихся других слов, какими чертами её можно дополнить? Слайд №16.
Слайд №17.
-А что можно сказать о Вере? Выбрать подходящие слова из предложенных карточек.
Слайд №17. Эффект анимации.
4. Чтение текста «цепочкой».
5. Исследовательская работа: «Портрет» Слайд №18.
Внешний вид. Действия, поступки. Авторская оценка.
1 группа: Найдите в тексте описание внешнего вида Колючки
2 группа: Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя.
3 группа: Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.
4 группа: Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.
VI. Домашнее задание: стр.77-79, читать, пересказ от лица Колючки и Веры.
VII. Итог. Оценки.
- Каждое произведение чему-нибудь учит. Чему учит нас этот рассказ?
Слайд №19.
Вернёмся к «Самооценке» Если все пункты выполнены - ставим пять, если не выполнено 1,2- четыре, более - три.
Рефлексия. Слайд №20.
Сегодня на уроке:
я понял, что….
мне захотелось….
урок дал мне для жизни…
я почувствовал….
я научился….
я смог….
было интересно….
было трудно….
Слайд №21.
Определите для себя, какой ты был сегодня на уроке? У каждого на столе лежит конверт, с тремя жетонами разных цветов. Поднимите, пожалуйста, жетоны:
синий – активный
жёлтый - внимательный
зелёный – артистичн
Методы, используемые на уроке: демонстрация; работа с книгой; практическая работа; применение технических средств обучения.
Формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная.
Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Используются задания, направленные на детей разного уровня подготовки
Осуществляется внутрипредметная связь (через задания, полученные на предыдущем уроке). На уроке созданы социально-психологические, гигиенические, эстетические, темпоритмические условия, учет способностей учащихся. На
протяжении всего урока ведётся коррекционная работа. Поставленные задачи удалось решить, все этапы урока были взаимосвязаны.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация.
Каждый слайд презентации рассчитан на использование на определенном этапе урока, что находит свое отражение в прилагаемом подробном конспекте. Использование данного материала позволяет не только повысить степень наглядности, что особенно важно в среде детей с особыми образовательными потребностями, но и рационально использовать учебное время, способствует включению в урок разнообразных видов деятельности обучающихся и обеспечивает их смену. Современный коррекционный урок ценен не столько получаемой на нем информацией, сколько как обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов так и использованием специальных коррекционных приемов. Учащиеся не только с интересом смотрят, но и активно работают.