Урок «А.А. Фет «Чудная картина…», «Задрожали листы, облета…». Изображение природы в стихотворениях поэта.».
Урок «А.А. Фет «Чудная картина…», «Задрожали листы, облета…». Изображение природы в стихотворениях поэта.».
Планируемые результаты :
Предметные: Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
Метапредметные: Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: проявляет положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Тип урока: анализ поэтического текста А.А. Фета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок «А.А. Фет «Чудная картина…», «Задрожали листы, облета…». Изображение природы в стихотворениях поэта.». »
Урок «А.А. Фет «Чудная картина…», «Задрожали листы, облета…». Изображение природы в стихотворениях поэта.».
Целевая аудитория: 5 класс
Цели урока:
образовательная: формировать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, обучать выразительному чтению стихотворений, умению выявлять в них средства выразительности речи;
развивающая: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, культуру общения;
воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умения слушать и уважать мнение другого человека, воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.
Планируемые результаты :
Предметные: Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
Метапредметные: Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: проявляет положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Тип урока: анализ поэтического текста А.А. Фета.
Оборудование:
1) Учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной,
2) карточки с литературными терминами,
3) компьютер,
4) мультимедийная установка,
5) таблица с заданиями по тексту
Дети заранее поделены на группы в зависимости от их задания:
«Библиографы» изучали биографию А. А. Фета, используя учебник, Интернет, составляли презентацию.
«Теоретики» подготовили карточки («сорбонки») по определенным средствам выразительности речи, карточки с терминами:
ЛИРИКА
Рифма - созвучие последних слогов каждой строки
Особая форма (стихотворная)
Строфа - сочетание стихов, объединенных рифмовкой и единой мыслью
Этап актуализации знаний. Подготовка к исследованию.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок начинается не совсем обычно. Посмотрите, что нам приготовили ребята из Творческой группы (на экран проецируются портрет А. А. Фета и репродукции картин, посвященных зиме).
Звучит музыка П. И. Чайковского.
1
-Подумайте, что объединяет репродукции картин? ( Их объединяет то, что на всех изображена природа. Они все посвящены одной теме – зима).
- Где ещё мы можем встретить изображение природы? ( Мы можем встретить изображение природы в искусстве, литературе, в стихах).
- Картины написаны красками, а стихотворения – словами.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:
Наша задача – рассмотреть лирическое произведение как средство выражения чувств человека через восприятие природы.
Запишите в тетради тему урока:
А. А. Фет. Лирическое стихотворение «Чудная картина».
…Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
- Вспомните, что характерно для лирики? Составляем схему.
(На экране появляются слова- термины, приготовленные «Теоретиками»)
ЛИРИКА( ответы учеников)
Рифма- созвучие последних слогов каждой строки
Особая форма (стихотворная)
Строфа- сочетание стихов, объединенных рифмовкой и единой мыслью
Ритм создается чередованием строф, строк, стоп
Стопа – группа слогов в стихе
Средства выразительности речи
Лирика о природе - пейзажная лирика
Лирика о мире человека - лирика сюжетная
Лирический герой
Учитель:
- Казалось бы, зачем спорить о стихах, которые рисуют Родину, родную природу: любой из них может нравится или не нравится тем, как оно рисует знакомые картины, насколько заденет ваши чувства. Здесь уместно вспомнить слова поэта 20 века Николая Рыленкова:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
- Нужно вслушаться в слово поэта, чтобы понять его чувства.
Звучат вопросы учителя:
Кому нужна лирика? Для чего нужна лирика?
На них мы должны сегодня ответить.
- Но сначала мы должны узнать об авторе.
«Библиографы» знакомят нас с биографией А. А. Фета и его творчеством (здесь
возможна и презентация, выполненная учениками).
2
- Во время рассказа можно в тетрадях делать записи интересных для вас фактов из
жизни А. А. Фета ( и самостоятельно из учебника).
- Внимательно прочитайте последний абзац из статьи в учебнике.
Подумайте над вопросом: что характерно для поэзии А.А. Фета.
Запишите:
Для поэзии А. А. Фета характерно:
красота в природе
красота в отношениях людей, в движении человеческого сердца.
В строках лирики Фета зримо присутствует пейзаж средней полосы России. И этого было бы достаточно, чтобы имя его запечатлелось в истории нашей литературы. Но А. А. Фет ставил цель ещё более грандиозную: за полем в прямом смысле этого слова мы должны увидеть поле души человеческой.
Анализ стихотворения
Ученик из Творческой группы рассказывает наизусть стихотворение «Чудная
картина», напомнив вначале всем, что стихотворение было написано в 1842 году.
–Понравилось ли вам чтение стихотворения вашим товарищем? Обоснуйте ваш ответ.
-Обратите внимание на заголовок стихотворения. О чем говорит слово «картина»?
(О чем-то, что нарисовано художником).
- А перед нами стихотворение, значит, картина нарисована словом.
Картина – изображение статическое, без движения,
- Подумайте, разве перед вами статическое изображение? (Нет).
Распределение по группам для работы с текстом. На экране появляется таблица заданий.
- Определите круг ваших наблюдений:
(Необходимо рассмотреть текст с точки зрения морфологии и синтаксиса).
№
Задание
Предполагаемые ответы
1
Установите, сколько предложений в стихотворении.
Одно предложение.
2
Определите, какие части речи используются автором. Пересчитайте их.
8 существительных.
8 прилагательных.
3
Распределите части речи по столбикам.
В два столбика.
4
Определите, что необычного в этом стихотворении.
В стихотворении отсутствуют глаголы.
Ответы тоже записываем в тетрадь.
- Определите, делает ли отсутствие глаголов эту картину статичной?
(Отсутствие глаголов не делает картину статичной. Существительное «бег» помогает понять, что всё живет, движется).
- Подумайте, как удалось поэту передать широту и простор изображенной картины? Обоснуйте свой ответ (задание для сильных учеников).
(«Белая равнина» – это то, что человек видит перед собой. «Полная
луна», « свет небес высоких» – и свой взгляд мы переносим вверх, пространство расширяется до безоблачного неба. «И блестящий снег» - наш взгляд скользит вниз. «И саней далеких одинокий бег» – и взгляд устремляется снова вдаль и останавливается на темной движущейся точке). 3
- Какие средства выразительности речи вы здесь встретили?
(В стихотворении встречаются эпитеты, инверсия).
«Теоретики» открывают свою карточку с данным словом, напоминают всем, что такое эпитет, инверсия.
-Запишите в тетрадь следующее:
Эпитеты – высоких, далеких.
Инверсия – небес высоких, саней далеких.
- Перечитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию и подумайте, каким образом поэт сумел добиться легкости стихотворного ритма?
Ответ: - Ритм создается чередованием строф, строк, стоп. Здесь наблюдается перекрестная рифма. Чередуются ударные и безударные слоги в равной степени. (Задание для сильных учеников)
Задания для творческой работы:
Учитель:
- Последние строки стихотворения – картина не только живая, но и прочувствованная. «Одинокий бег» - это ощущения автора или самого седока, т. е. лирического героя. Это и восторг перед «чудным» миром зимней природы, это и грусть среди безлюдья.
-Как вы думаете, что почувствовал лирический герой, увидевший эту картину
зимней ночью? Какая картина открывается перед мысленным взором автора?
Что вы почувствовали, о чем подумали при чтении стихотворения? Какие чувства вызывает у человека общение с природой?
Предполагаемый ответ: общение с природой пробуждает ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, вызывает восторг перед «чудным» миром зимней природы и грусть среди безлюдья.
В своих тетрадях напишите сочинение - миниатюру о своем представлении, о своих чувствах, о своих ассоциациях.
Некоторым ученикам можно предложить трафарет сочинения:
Поэт в начале стихотворения изображает________________, в финальной части появляется образ ______ иной окраски:_________,_________.
Если вначале перед нами разворачивается (какая?) _________ картина, наше внимание невольно останавливает такой образ:_______, то затем происходит резкая перемена: поэт изображает _______, чтобы его чувства стали понятны нам:__________________________.
Звучит музыка. Ученики пишут свои сочинения.
Если хотите, прочитайте нам свое сочинение. Можете сказать, чьё сочинение понравилось и почему?
Вывод: А.А. Фет писал о вечном, о том, что всегда волновало всех людей: как грустно быть одному, как нуждается каждый из нас в заботе и участии.
Мы с вами попытались ответить на вопросы: кому нужна лирика и для чего нужна лирика.
Рефлексия. У вас на партах лежат карточки, продолжите предложения,