Просмотр содержимого документа
««Умом Россию не понять.» (Патриотическая тема в лирике Ф.И. Тютчева.)»
Разработка урока по литературе 10 класс
«Умом Россию не понять...» (Патриотическая тема в лирике Ф.И. Тютчева.)
Учитель. Ребята, рассмотрите репродукции картин [6; 33], опишите каждую (можно 2-3), приведите не менее 10 фраз по теме высказывания. Сразу после ответа оцените работу одноклассников по критериям (записаны в рабочей тетради ранее) [11]:
Учитель. У каждого из вас сборник стихотворений Тютчева, с которым мы уже работали. В течение 7 минут выберите стихи о России, ее роли в мире. Представьте свою работу. (Поисковое чтение.)
Ученики. «К оде Пушкина на вольность» (1820) [9; 149], «14-ое декабря 1825» (1826) [9; 166], «Цицерон» (1830) [9; 43], «Глядел я, стоя над Невой...» (1844) [9; 75], «Море и утес» (1848) [9; 76], «Русская география» (1848 или 1849) [9; 198], «Рассвет» (1849) [9; 199], «Пророчество» (1850), [9; 200], «Куда сомнителен мне твой...» (1850) [9; 212], «Наш век» (1851) [9; 94], «Эти бедные селенья...» (1855) [9; 106], «Умом Россию не понять...» (1866) [9; 129] и другие.
Герменевтический круг [3; 264]. Первое понимание текста.
Учитель. Выберите одно из стихотворений Ф.И. Тютчева о России. Проанализируйте стихотворение [2;130], опираясь на следующий круг вопросов: 1) время создания стихотворений и бытовой контекст, 2) главное чувство лирического героя и стихотворения в целом, 3) какой образ передает это чувство? 4) как соответствуют ему художественные средства – тропы, ритмика и строфика?
Ученики. Готовятся в течение 5 минут.
Учитель. Представьте свою работу однокласснику (работа в паре).