"Умение ловить неуловимое." (сопоставление лирики А.А.Фета и Ф.И.Тютчева)
"Умение ловить неуловимое." (сопоставление лирики А.А.Фета и Ф.И.Тютчева)
Урок посвящен изучению лирики А.А.Фета и Ф.И.Тютчева. Работа в группах помогает проанализировать стихотворения, сопоставить творчество двух поэтов и выразить эмоции, которые вызывает их творчество
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Только что прозвучали стихотворения поэтов XIX века : Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета.
Одинаковы ли эти стихотворения о природе? На самом деле, это два разных поэта и творчество у них у каждого свое. Каждый из них по-своему рисует мгновения природы, которые сумел уловить. Это мы докажем на сегодняшнем уроке, то есть ответим на главный вопрос: В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ У ФЕТА И ТЮТЧЕВА?
И тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Умение ловить неуловимое…» Каким же смыслом наполнены стихотворения Тютчева и Фета? Как они ловят эти мгновения природы?
На этот и другие вопросы мы ответим на сегодняшнем уроке, а нашей целью будет осмысление содержания прочитанного нами. При своем творческом исследовании мы должны найти художественные образы, созданные поэтами в своих стихотворениях, что будет являться главным шагом к умению выразительно читать эти стихотворения.
Помогут нам в этом творческие группы, которые мы сейчас выберем :
эксперты слова (их задача: сделать вывод по уроку о мастерстве слова поэтов и самим сочинить стихотворение, находясь под влиянием творчества Фета и Тютчева)
эксперты кисти (их задача: сделать вывод по уроку о мастерстве изобразительного искусства по творчеству поэтов и самим нарисовать картину, находясь под влиянием творчества Фета и Тютчева)
эксперт книги (его задача: сделать общий вывод по уроку, проверить уровень усвоенности материала)
2. А теперь приступим к осмыслению содержания стихотворений. К уроку вы приготовили несколько стихотворений. Какие? Тексты всех этих стихотворений есть у каждого из вас. Посмотрите на них.
Прочитаем стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима не даром злится…» и А.А.Фета «Учись у них: у дуба, у березы…»
3. Анализ стихотворений:
А.А.Фет («Учись у них: у дуба, у березы…»)
Ф.И.Тютчев («Зима не даром злится…»)
1. Тема стихотворений – т.е. о чем ?
2. идея – ради чего написаны стихотворения? Что хотел передать автор?
3. изобразительно – выразительные средства – какие художественные средства использует автор? Насколько они точны? Эмоциональны? Как точно изображают момент в природе, запечатленный автором?
1. Тема стихотворений – т.е. о чем ?
2. идея – ради чего написаны стихотворения? Что хотел передать автор?
3. изобразительно – выразительные средства – какие художественные средства использует автор? Насколько они точны? Эмоциональны? Как точно изображают момент в природе, запечатленный автором?
Прочитайте, пожалуйста, примеры других стихотворений о природе этих же авторов. Покажите на своих примерах, что при своем анализе мы оказались правы.
!!Мы увидели, что в стихотворениях Тютчева и Фета создаются художественные образы не только на основе идейно – тематического содержания поэтического текста, но и с помощью изобразительно – выразительных средств.
4. Вывод: в чем же заключается главное различие стихотворений о природе у Фета и Тютчева?
красота
←ПРИРОДА →
в чем же заключается главное различие стихотворений о природе у Фета и Тютчева?
философия
Красота на земле – это мгновения, которые ловит поэт
Каждое мгновение – открытие; все одушевленное. Это поэзия мысли
5. Мы увидели словесные образы, созданные поэтами, а теперь перейдем к их воплощению в рисунках. Вы создавали их дома под влиянием стихов Тютчева и Фета. Насколько точно вам удалось изобразить то, что хотел передать автор? В чем сходство и отличие изображения природы словом и красками?
Посмотрите на фотографии. Можно ли их отнести к одному из стихотворений, которые мы сегодня слышали? Почему?
Вывод: Посмотрите на доску и на стихотворения, лежащие перед вами. Ответьте мне на вопрос: В чем сходство и различие изображения природы на фотографии, рисунке и в стихотворении?
6. Вывод: проверка работы экспертов
* эксперты кисти
* эксперты слова
* эксперт книги – делает вывод по уроку (достигли ли мы целей, ответили ли на вопрос урока, какие различия у поэтов нашли), говорит о сочетании искусств в книге, Задает вопрос: Хотелось бы учащимся прочитать хотя бы одно из сегодняшних стихотворений еще раз?
Задает домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения, которое произвело на вас особое впечатление, желающие могутвыучить их наизусть или сочинить свое собственное стихотворение.
Задает вопрос урока: В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ У ФЕТА И ТЮТЧЕВА? После полученного ответа говорит: сейчас я проверю, как вы уловили это на практике (конкурс по отгадыванию поэтов по их стихотворениям, у эксперта 5 заранее подготовленных отрывков из незнакомых учащимся стихотворений данных поэтов)
Вывод: молодцы, вы справились с заданием.
7. Учитель: Ну вот и подошел наш урок к концу. Надеюсь, сегодня вы действительно почувствовали красоту и силу слова на примере творчества двух замечательных поэтов XIX века : Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета и я думаю, убедитесь в этом еще раз при подготовке домашнего задания.
8.А теперь я хотела бы узнать ваше впечатление от урока и ваше мнение о нем . Комментарии отметок.