kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ульф Старк. Рассказ "Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены различные виды работ над содержанием текста на уроке литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ульф Старк. Рассказ "Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?"»

Тема. Ульф Старк. Рассказ "Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?"

На экране слайды.

УЛЬФ СТАРК






1. Чем знаменит Ульф Старк? Приведите четыре аргумента.

  • Посвятил себя полностью детской литературе;

  • Наследник Астрид Линдгрен;

  • Писал откровенно и просто;

  • Его произведения удостоены престижных премий.

Ульф Старк с 1984 года посвятил своё творчество детям. Им написано около 30 книг, которые переведены на 25 языков мира. В 2000 году Международное жюри Премии имени Х.-К. Андерсена отметило заслуги У.Старка особым дипломом. Этого писателя считают наследником традиций Астрид Линдгрен.

2. Можно ли рассказ "Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?" назвать трогательным?

3. Почему так называется рассказ?

4. Слайд.

В 1992 году появился рассказ Ульфа Старка «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» - трогательная история, смешная и грустная одновременно, которая читается на одном дыхании.

Каждый год на рождество по шведскому телевидению показывают фильм «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» - это стало доброй традицией.

4. Литературный диктант.

1) Как звали дедушку?

2) Что подарил Берра дедушке во время первой встречи?

3) Что из вещей в комнате особенно было дорого дедушке?

4) Что сказал Берру дедушке во время второго посещения?

5) Что сказал мальчикам дедушка во время прогулки в парке?

6) Чему хотел Берра научиться у дедушки?

7) Назовите любимое занятие дедушки, когда он был маленьким?

8) Чего боялся дедушка?

9) Что подарил Берра дедушке на день рождения?

10) Услышал ли, как свистит Берра, дедушка?

5. Взаимопроверка.

6. Ответы.

1) Нильс.

2) Рыжую ромашку.

3) Фотография жены.

4) "А я уж думал, ты мне просто приснился".

5) "Никогда, ребятки, об этом не забывайте. Аромат воздуха, пение птиц,

прекрасен мир".

6) Свистеть.

7) Воровать вишни.

8) Что его забудут.

9) Сигару, галстук.

10) Нет.


7. Озаглавьте картинки. Выделить важные детали.

1





2





3



8. Работа по карточкам в группе (4 - 5 человек)


Карточка №1.


- Берра, - представился Берра. - Я пришёл вас навестить. Вот цветок принёс.

Цветок был огненно-рыжий, казалось, обжечься можно

- Очень мило, - улыбнулся дедушка. - Заходите , пожалуйста.

Мы вошли, и Берра протянул цветок.

- Это тебе, дедушка!

Старик посмотрел сначала на цветок, потом на Берру, затем провёл ладонью по длинным седым волосам.

- Как ты сказал? - переспросил он. - Я - твой дедушка?

- Да, - улыбается Берра. - Вот я и пришёл. Раньше не мог.

Тогда дедушка обнял Берру.

- Ну и вырос же ты! - пробормотал он и даже потёр рукой глаза. - Сколько же тебе лет?..

- Семь.

- Ну и ну! - удивился дедушка. - Я сижу здесь один-одинёшенек, а тут ты являешься!

- Ага, - подтвердил Берра.



1) Какова роль этого эпизода?

2) Назовите слова, которые отражают внутреннее состояние дедушки и Берру. Прокомментируйте.


Карточка №2.


- ЭТО МОЙ ВНУК! - гордо объявил НИЛЬС. - ЕГО ЗОВУТ БЕРТИЛЬ, ОН ПОДАРИЛ МНЕ ЦВЕТОК!

Наконец мы вернулись в комнату Нильса. Берра пожал ему руку на прощание.

- До свидания, дедушка! было здорово!

- Да, приятно, когда тебя навещают, - согласился Нильс.

Он долго стоял в дверях и смотрел нам вслед.

Берра был очень доволен своим новым дедушкой. Всю дорогу подбрасывал в воздух полученную монетку. На следующий день он решил снова навестить Нильса. Даже дождь его не остановил. Не беда, что волосы намокнут! Дедушке Берра тоже приглянулся. Когда мы пришли, он долго вытирал ему волосы полотенцем.

- А я уж думал, что ты мне просто приснился, - приговаривал старик.



1) Что приятно каждому человеку?

2) Дедушка и Берра приглянулись друг другу? Почему?



9. Вопросы для обсуждения.

1) Что сближает людей разного поколения?

2) Почему Берре очень хотелось иметь дедушку?

3) А нужен ли был дедушке внук?

4) Мог ли Берра представить, что Ульф приведёт его в дом престарелых?

5) Поверили ли Берра и дедушка Нильс в своё неожиданное родство? Или им нравилась игра в дедушку и внука?

6) Чего ждал от дедушки Берра в начале их знакомства?

7) Чем радовали друг друга Берра и дедушка?

8) Как вы думаете, почему так важно было мальчику научиться свистеть песенку дедушки?


10. Составление кластера.



- Ну почему у меня нет дедушки! - огорчился Берра.











Учащиеся берут лучики с записанными фразами и подставляют к основной фразе. (Лучики перевёрнуты).





Это вопрос ради вопроса.







Это крик души.








Это проблема.







Это желание иметь рядом друга.







Это желание общения.









Это возможность сделать кого-то счастливым.

Это желание любить и быть любимым.


11. Какой лучик для вас самый яркий? Почему?



12. Вывод. Отзыв о рассказе.


Что нужно человеку для счастья?

Над чем вы задумались?

Чему учит этот рассказ?




Отзыв о рассказе "Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?"


Произведение учит добру, сопереживанию, отзывчивости. Учит жить не только для себя, но и для других, держать слово, исполнять мечты, ценить жизнь, близких людей, пока они рядом, простые, но настоящие радости, быть щедрым и благодарным.


Рассказ о жизни, смерти, любви глазами ребенка. Одинок не только дедушка, но и мальчик. Героям хорошо, весело вместе. И это главное. Они заботятся друг о друге, дарят радость. Дети навсегда сохранят в сердце эту встречу, дружбу.


Это добрая, трогательная история о том, что рядом всегда есть люди, которым нужна наша забота, и что у каждого из нас достаточно душевного тепла, чтобы поделиться им с другими.

Эта небольшая книжка лучше всего показывает, для чего детям нужны дедушки. И для чего дедушкам нужны внуки. Чтобы было с кем порыбачить, помастерить, похулиганить и поесть вкусного. Чтобы не забывать, что жизнь прекрасна и удивительна!


Это рассказ об удивительной дружбе одинокого старика Нильса и Берры, которая подарила им радость, согрела их сердца.



















5. Проверим себя! Литературный диктант. Вопросы по содержанию рассказа «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»

1) В какой стране происходят события повести?

2) Каков возраст маленьких героев?

3) О чем мечтает Берра?

4) Где Берра находит себе дедушку и друга?

5) Что смастерил Нильс для внука?

6) Кто был самым дорогим человеком в жизни дедушки?

7) Что в детстве любил делать дедушка?

8) Кто помог Нильсу вспомнить вкус вишен и детства?

9) Что мальчик подарил дедушке на день рожденья?

10) Где Берра просвистел любимую мелодию Нильса?

11) Что ребята сделали в память о дедушке после похорон?



Проверьте свои ответы.

1) Швеция

2) 7 лет

3) О дедушке

4) В доме престарелых

5) Воздушного змея

6) Жена Йоханна

7) Красть вишни

8) Берра

9) Сигару и галстук

10) На похоронах дедушки

11) Запустили в небо воздушного змея



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Ульф Старк. Рассказ "Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?"

Автор: Нуриахметова Рузиля Мунавировна

Дата: 09.08.2023

Номер свидетельства: 635432


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства