Просмотр содержимого документа
«: «Уильям Шекспир. Жизнь и творчество» (урок-семинар).»
4
Открытый урок в 8я кл. учителя русского языка и литературы МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» ,ф. в с.Новокленское Халяпиной Н.П.
Тема урока: «Уильям Шекспир. Жизнь и творчество» (урок-семинар).
Цели урока:
Познакомить учащихся с фактами биографии и творческого пути великого английского драматурга У.Шекспира.
Приобщить учащихся к высоким образцам классической литератур
Задачи урока:
Выявление историко-культурных и литературно- художественных связей (Шекспир и эпоха Возрождения, Шекспир и королева Елизавета, Шекспир и современност
Знакомство с историей театра и театрального быта.
Ход урока.
Учитель.
Итак, сегодня у нас не совсем обычный урок . Нам, живущим в веке 21-м, предстоит совершить чудесное путешествие во времени и пространстве. Цель нашего путешествия – Англия. Время – 16-й век. А отправляемся мы в столь необычное турне за тем, чтобы познакомиться с жизнью и творчеством «Человека из Стретфорда», перевернувшего средневековое сознание европейцев и ставшего самым знаменитым драматургом всех времён и народов. Да, сегодня мы говорим о гениальном английском поэте Уильяме Шекспире.
Масштаб личности этого человека трудно переоценить : сын провинциального торговца, получивший начальное образование, приехавший в столицу на заработки, за десяток лет из актёра захудалого театра вырос до непревзойдённого автора популярных комедий, исторических трагедий, философских драм.
А с чего всё начиналось? Представим себе небольшой, но уютный дом провинциального торговца. Мать и отец склонились над колыбелью своего первенца .О чём они думают?
(Инсценировка)
Мери Шекспир: Посмотри на него, как внимательно он нас разглядывает. Как будто изучает…
Джон Шекспир: Правильно, гляди, малыш Вилли, гляди во все глаза. А то нынче столько проходимцев развелось - каждый так и норовит обмануть, в карман к тебе залезть.
М.: Ну что ты заладил… обмануть, обмануть… Может быть, наш мальчик не будет стоять у прилавка, а выучится и станет причетником в церкви или же писцом. Гляди, какие у него длинные тонкие пальчики - в них только перо держать.
Д.: Нет, жена, такими пальцами хорошо монеты пересчитывать.
Знавал я одного человека, он на ощупь мог дублон от флорина отличить…
М.: Тише ты, видишь, он бровки нахмурил! Ну, не плачь, не плачь, малыш.
Д.: Не плачь, Вили! Гляди, какая монетка - блестит! Не хочешь?
М.: А я дам тебе пёрышко…оно мягкое,лёгкое…Смотри, Джон, он перестал плакать, за пёрышко ухватился, к себе тянет!
Д.: (со вздохом) Ну, что ж, быть писцом тоже неплохое ремесло…
Учитель: Откуда было Джону Шекспиру знать, что его маленький Вили станет самым известным драматургом всех времён и народов? Как могла угадать Мери Шекспир , что её первенец совершит переворот в литературе и вернёт зрителей в театр? Сами они вряд ли посещали балаганные представления заезжих артистов, а если и посещали, то потом долго и тщательно исповедывались в храме за свой грех.
Откуда же у нашего юного героя такая страсть к театру и всякого рода перевоплощениям? Будем искать ответ в его детстве.
Доклад №1. «Детские и юношеские годы У.Шекспира».
Учитель: Итак, наш герой, уже семейный человек, отправляется в столицу на заработки. Но не только желание заработать влекло молодого Шекспира в Лондон. Давняя неутолённая страсть к волшебному миру театра звала его вперёд.
На тот период в Лондоне было 9 театров. Это были небольшие сооружения, рассчитанные на разного рода посетителей. Те, кто побогаче, сидели в ложах и второго и третьего этажей, а бедняки толпились непосредственно у сцены. Декорации и костюмы были достаточно примитивны, а размер сценического пространства очень мал. Одним из лучших заведений считался театр «Глобус» на окраине Лондона. Туда-то и попал наш юный герой.
Доклад ученика №2 «У.Шекспир и театр «Глобус».
Учитель : Природная наблюдательность, любопытство, феноменальная память, интерес к истории – все это помогло «человеку из Стрэтфорда» подняться на вершину литературного Олимпа. Творческое наследие Уильяма Шекспира составляет 37 пьес, 154 сонета, две поэмы. Невероятно! Кажется, он хотел успеть в этой жизни сделать всё!
Демонстрация слайдов на тему « Шекспир – драматург».
(сопровождается комментарием ученика)
Пьесы Шекспира не сходят с театральных подмостков вот уже более 400 лет. Ни один уважающий себя театр не может обойтись без хотя бы одной шекспировской постановки. Играть Шекспира - великая честь и ответственность для актёра. Гамлет, Отелло, Макбет, Ромео – сыграть эти роли мечтает любой актёр. Эти герои – переплетение противоречий, воплощение борьбы с общественным мнением и самим собой. «Человек - это звучит гордо!», сказал один из героев Горького, а подтвердил это английский драматург 400 лет тому назад. Эпоха Возрождения сама породила таких героев – свободных, гордых, рефлексирующих. Это уже не плоские герои средневековых «моралите», а сильные личности, способные на поступок. Именно этим они и интересны нам, современным читателям.
Ребята, давайте проведём небольшую викторину на знание героев пьес Шекспира. Победители будут награждены призами.
Викторина
Итак,
Вопрос 1-й. Кто из героев Шекспира отличался болезненной ревностью? Его имя стало символом неконтролируемого гнева. (Ответ: Отелло (герой пьесы «Отелло»)
Герой какой пьесы произносит слова «Чума на оба ваши дома!»? Назовите его имя. (Меркуцио из пьесы «Ромео и Джульетта»)
Героиня какой пьесы умирает дважды ? (Джульетта из пьесы
«Ромео и Джульетта»)
В какой пьесе главный герой не находит себе места, зная, что его мать вышла замуж за убийцу его отца, а отец его невесты соучастник этого преступления? («Гамлет»)
Учитель: Ну, что ж, я вижу, что с творчеством Шекспира вы неплохо знакомы. А значит, нам нетрудно будет продолжить разговор об одной из его самых замечательных пьес «Ромео и Джульетта». Пожалуйста, к следующему уроку прочитайте пьесу, приготовьтесь работать с текстом и отвечать на мои вопросы.
История сюжета.
Конфликт в пьесе.
Образы главных героев.
Проблематика пьесы.
Всем участникам сегодняшнего семинара спасибо. Вы хорошо поработали и получите высокие отметки за свой труд.