Просмотр содержимого документа
«"УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ДЕТСТВА". Уроки по повести М.Твена "Приключения Тома Сойера".»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы "12
Авторская методическая разработка
"УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ДЕТСТВА".
Уроки по повести М.Твена "Приключения Тома Сойера".
Главы 6 - 8, 20, 31 - 33.
Работа учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Нуриахметовой Рузили Мунавировны.
г.Березники - 2024г.
Тема. Марк Твен. Повесть "Приключения Тома Сойера". Главы 6-8.
Удивительный мир детства.
Цель урока.
Окунуться в удивительный мир детства, приключений героев повести.
Определить роль книг в жизни героев.
Задуматься над взаимоотношениями взрослых и детей.
Понять значимость дружбы в жизни героев.
Ход учебного занятия.
1.Слайды.
МАРК ТВЕН. Писательский псевдоним Самюэль Клеменс придумал благодаря работе. Работать будущий писатель стал с 12 лет, когда умер его отец. Он был рассыльным в типографии. В 16 лет Марк Твен устроился учеником лоцмана на пароход. «Марк твен!» - кричал матрос, измеряющий глубину реки во время плавания по Миссисипи. Эти слова означают, что мели нет, и пароход может плыть.
2. Марк Твен говорил о своей повести "Приключения Тома Сойера" :
"Это гимн детству". Почему?
3. Ответы учащихся.
4. Показ слайда.
Кому посвящён этот памятник?
5. Слайд. Чтение.
Памятник Тому Сойеру и Геку Финну (скульптор Фредерик Хиббард). Установлен 27 мая 1926. в г. Ганнибал у подножия Кардиффской горы. В городе Ганнибал (Америка, река Миссисипи) провел свое детство знаменитый американский писатель Марк Твен. В центре города возвышается большой Кардиффский холм. А на холме — памятник двум босоногим мальчишкам — Тому Сойеру и Гекльберри Финну — героям книг Марка Твена. Ребята изображены такими, какими их представляют, очевидно, многие поколения читателей, — беспечными, озорными, мальчишески непосредственными. Гек держит за хвост перекинутую через плечо дохлую кошку.
6. Назовите героев повести, основные темы.
(Том и Гек. Том и Джо. Том и Бекки, их дружба.)
7. Ответы учащихся.
(Том Сойер, Сид, Гекберри Финн, Джо Гарпер, Бекки Тэтчер....)
Тема настоящей дружбы, верности.
Тема приключений.
Тема добра и зла.
Стремление к героической жизни, полной приключений и подвигов. Идеалы героев.
Мир книг.
Взаимоотношение детей и взрослых.
8. Вопросы.
- Можно ли Тома Сойера назвать мечтателем и фантазёром? Аргументируйте свой ответ.
- Почему идеалом Тома является Робин Гуд? (Атаман разбойников, защитник бедных, враг богачей.)
9. Литературный диктант.
1
Почему Том хотел заболеть?
Не ходить в школу.
2
Как зовут брата Тома?
Сид.
3
Кто говорит: "Ах, Том, Том, я так тебя люблю, а ты меня просто убиваешь своими дикими выходками!"
Тётя Полли.
4
Кто удалил зуб Тому?
Тётя Полли.
5
Кого "все городские маменьки от души ненавидели и презирали"?
Гекберри Финна.
6
на выбор
а) Как звали девочку, которая нравилась Тому?
б) Нравилась ли Бекки Тэтчер Тому Сойеру?
а) Бекки Тэтчер.
б) Нравилась.
7
Чему хотел научить девочку Том?
Рисовать.
8
Что написал Том на доске?
"Я вас люблю!"
9
Поцеловал ли Том Бекки?
Да
10
Как звали закадычного друга Тома?
Джо Гарпер.
11
Кем хотел стать Том Сойер?
Пиратом.
12
Он будет носиться по "бурным морям и океанам" на своём корабле. Название корабля.
"Дух бури"
13
С кем встретился Том в лесу в таком же воздушном одеянии?
Встретился с Джо Гарпер.
14
Кем мечтали стать друзья, хотя бы на один год?
Разбойниками.
10. Вопросы для работы в паре.
а) Можно ли Гекберри Финна назвать другом Тома?
б) Что такое дружба? Был ли Том настоящим другом?
в) Внимательно прочитайте данные цитаты. Как они характеризуют
внутреннее состояние Тома? С чем это связано?
("Сердце его было полно ликования". "Том плавал в блаженстве".)
11. Заполнить таблицу. (Работа в группе. 3-4 человека)
1
Назовите полное имя Гека.
2
Назовите полное имя Бекки Тэтчер.
3
Назовите полное имя Тома.
4
Что хотел подарить Том Бекки в знак примирения?
5
Назовите пароль пиратов.
6
На какой реке находился остров, на котором мальчишки играли в пиратов?
7
Кем мечтал стать учитель Доббинс?
8
Чем наказал учитель Тома за опоздание и необычный ответ.
9
Где прятал индеец Джо свои сокровища?
10
Кто нашёл сокровища Джо?
Для учителя.
1
Назовите полное имя Гека.
Гекберри
2
Назовите полное имя Бекки Тэтчер.
Ребекка
3
Назовите полное имя Тома.
Томас
4
Что хотел подарить Том Бекки в знак примирения?
Шишечка
5
Назовите пароль пиратов.
Кровь
6
На какой реке находился остров, на котором мальчишки играли в пиратов?
Миссисипи
7
Кем мечтал стать учитель Доббинс?
Доктор
8
Чем наказал учитель Тома за опоздание и необычный ответ.
Розги
9
Где прятал индеец Джо свои сокровища?
Пещера
10
Кто нашёл сокровища Джо?
Том, Гек.
12. Вопросы для класса.
а) Можно ли восхищаться Геком и завидовать ему? Почему Гек был другом Тома?
б) Что знал герой, когда его имя произносили полностью "Томас"? Аргументируйте свой ответ цитатой.
( "Том знал, что когда его имя произносят полностью, это предвещает какую-нибудь неприятность".)
в) Почему мальчики из приличных семей названы "задёрганными, замученными"?
г) Что, по мнению мальчишек, "придаёт жизни цену"? Аргументируйте свой ответ цитатой.
("Гекберри делал, что хотел, никого не спрашиваясь.....ему не надо было ходить ни в школу, ни в церковь, не надо было никого слушаться: захочет - пойдёт ловить рыбу или купаться, когда вздумает и просидит на реке сколько вздумает; никто не запрещал ему драться.... и ругаться он был мастер".)
12. Выполнить задания по теме "В мире русского языка.Поэтапная подготовка к ОГЭ". (Работа в паре.)
1. Том - мечтатель и фантазёр.
Его жизнь - продолжение
любимых игр и книг.
Его идеал - Робин Гуд.
Задание.
1. Какое пунктуационное правило
объединяет эти предложения?
Аргументируйте свой ответ.
2. Почему не ставится запятая перед
союзом И во втором предложении?
2. Том окликнул этого
романтического бродягу:
"Здравствуй, Гекберри!"
Задание.
1. Дайте характеристику
предложению. Объяснить знаки
препинания.
2. Подберите синоним к слову
"окликнул".
3. Гудение в классе прекратилось.
Задание.
1. Подберите синонимы к словам
"гудение", "прекратилось".
2. Определить грамматическую
основу предложения.
4. Потом интерес к иску...тву несколько ослабел, и они раз...говорились.
Задание.
1.Вставьте пропущенныеорфограммы,
объясните.
2. Докажите, что это сложное
предложение.
5.Душа мальчика была полна тоской, и
настроение соответствовало
окружающей обстановке.
Задание.
1. Подберите синоним к слову "тоска".
2. Найти грамматические основы. Какое
это предложение?
13. Работа в группе (3 - 4 человека)
14. Подведение итогов.
- Что вы узнали о Томе Сойере? Понравился ли он вам?
- Восхищаетесь ли вы им и его друзьями? Почему?
- Каков внутренний мир главных героев романа: Тома, Гека, Бекки?
Как они живут, о чём мечтают?
- Какова роль глав 6,7, 8?
- Что значит неповторимый мир детства?
- Чему учит эта повесть?
15. Д/З. Чтение глав 20, 31, 32,33. Система героев. Тематика.
Почему Том - привлекательный герой? Почему эта книга -
гимн детству?
Тема. Марк Твен. Повесть "Приключения Тома Сойера".
Главы 20, 31 - 33.
Цель урока.
Окунуться в удивительный мир детства, приключений героев повести.
Определить роль книг в жизни героев.
Задуматься над взаимоотношениями взрослых и детей.
Понять значимость дружбы в жизни героев.
Оценить благородство героев
Ход учебного занятия.
1. Над чем вы задумались, прочитав главу 20? Как бы вы озаглавили
эту главу? Как вы оценили поступки героев?
2. Работа по фрагментам текста. Работа в группе (3-4 человека).
№1. Задания.
1. Справедливо ли Бекки назвала Тома "гадким"?
2. Как вы оцениваете слова Тома?
"Понятно, я не стану фискалить и ни слова не скажу старику Доббинсу про эту
дуреху… Я могу расквитаться с ней как-нибудь по-другому, без подлости".
3. Почему Том говорит о том, что Бекки "всё равно попадётся"?
Бекки торопливо захлопнула книгу, но при этом нечаянно разорвала картинку до середины. Она сунула книгу в ящик, повернула ключ и разревелась от стыда и досады.
— Том Сойер! Вас только и хватает, что на всякие пакости! Какая подлость — встать за спиной и подглядывать!
— Откуда же я знал, что ты тут на что-то глядишь?
— Стыдитесь, Том Сойер! Вы, конечно, наябедничаете на меня и… Что мне делать? Что же мне делать? Меня высекут, уж это наверное, а меня в школе еще ни разу не секли… — Она топнула ногой и прибавила: — Ну и жалуйтесь, у вас подлости хватит! Я тоже кое-что знаю. И это скоро случится. Погодите — увидите! Гадкий, гадкий, гадкий!
Она зарыдала опять и бросилась вон из комнаты. Том остался на месте, ошарашенный ее нападением. Потом он сказал себе:
— Что за глупый народ — девчонки! Никогда не секли в школе! Велика важность, что высекут! Все они — ужасные трусихи и — неженки. Понятно, я не стану фискалить и ни слова не скажу старику Доббинсу про эту дуреху… Я могу расквитаться с ней как-нибудь по-другому, без подлости. Но она все равно попадется. Доббинс опросит, кто разорвал его книгу. Никто не ответит. У девчонок все можно узнать по лицу — выдержки у них никакой. Ну и высекут ее… наверняка… Попалась теперь Бекки Тэчер, от розги ей не уйти!
Подумав немного, Том прибавил:
— Что ж, поделом! Ведь она была бы рада, если бы в такую беду попал я, —
пусть побывает в моей шкуре сама!
3. Работа по фрагментам текста. Работа в группе (3-4 человека).
№2. Задания.
1. Почему Том дрожал с головы до ног?
2. Почему герой признался в том, в чём не был виноват? Правильно ли он
поступил?
3. Что было наградой Тому за это жестокое наказание?
4. Что вас удивило в поведении героев?
Учитель все больше распалялся гневом. Наконец он спросил:
— Кто разорвал эту книгу?
Ни звука. Можно было бы услышать, как упала булавка. Все молчали.
Учитель впивался глазами в одно лицо за другим, ища виновного.
Теперь очередь дошла до Бекки Тэчер. Том дрожал с головы до ног; положение казалось ему безнадежным.
— Ребекка Тэчер (Том взглянул на ее лицо: оно побелело, от страха), ты разорвала… нет, гляди мне в глаза… (она с мольбой подняла руки) ты разорвала эту книгу?
Тут в уме у Тома молнией пронеслась внезапная мысль. Он вскочил на ноги и громко крикнул:
— Это сделал я!
Вся школа в недоумении поглядела на безумца, совершающего такой невероятный поступок. Том, постояв минуту, собрал свои растерянные мысли и выступил вперед, чтобы принять наказание. Изумление, благодарность, восторженная любовь, засветившаяся в глазах бедной Бекки, вознаградили бы его и за сотню таких наказаний. Увлеченный величием собственного подвига, он без единого крика перенес самые жестокие удары, какие когда-либо наносил мистер Доббинс, и так же равнодушно принял дополнительную кару — приказ остаться в школе на два часа после уроков. Он знал, кто будет ждать его там, у ворот, когда его заточение кончится, и потому не считал двухчасовую скуку слишком тяжкой…
4. Литературный диктант.
1
О каких "опасных тварях" идёт речь в главе 31?
Летучие мыши.
2
Что произошло с Томом и Бекки в пещере?
Они заблудились.
3
Кого встретили дети в пещере?
Индеец Джо
4
Что происходило в церкви, в домах?
Люди молились за детей.
5
Какое "голубое пятнышко света" было радостью для тома Сойера?
Миссисипи
6
Сколько дней провели дети в пещере?
3 дня.
7
Почему среди ночи раздался звон колоколов?
Нашлись дети.
8
Кто остался в пещере?
Индеец Джо.
9
Кто спрятал деньги в пещере?
Индеец Джо.
10
Что в списке чудес пещеры Мак-Дугала стоит на первом месте?
Чаша индейца Джо
5. Вопросы.
- Определите роль главы 31. Как бы вы её озаглавили? Как вёл себя Том
в пещере? Можно ли им гордиться? Пал ли он духом?
- Определите роль главы 32. Почему "городок осветился огнями?"
- Определите роль главы 33. Как бы вы её озаглавили? Определите
основные темы этой главы. Чего опасались мальчишки? Какой убедительный
довод привёл Том своему другу Геку?
6. Характеристика героя.
Образ Тома. Почему этот образ озорного мальчишки привлекает подростков?
7. Выбор картинки. Какой эпизод отражён на ней? Назовите героев. Работа в паре.
7. Д/З. Творческое задание. Продолжить рассказ о герое "Я прочитал повесть
"Приключения Тома Сойера" и понял, что .... (и задумался над тем, что....).
Хотелось ли вам быть другом Тома Сойера? Аргументировать свой ответ.