Учитель начальных классов МБОУ "Покровская ООШ" Ивнянский район Белгородской области
Учитель начальных классов МБОУ "Покровская ООШ" Ивнянский район Белгородской области
Данная разработка представляет конспект урока литературное чтение в 4 классе на тему В.Гюго "Отверженные" отрывок "Казетта". Целью урока: познакомит учащихся с творчеством великого французского писателя В.Гюго и начать знакомство с отрывком из романа "Отверженные" "Казетта".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учитель начальных классов МБОУ "Покровская ООШ" Ивнянский район Белгородской области»
МБОУ «Покровская ООШ» учитель начальных классов Проскурина В.П.
Тема урока: Виктор Гюго. «Козетта (отрывок «Отверженные»)».
Цель урока: создать условия для полноценного восприятия идейно-художественного смысла произведения.
Предметные задачи урока: -познакомить учащихся с творчеством великого французского писателя В.Гюго; начать знакомство с отрывком из романа «Отверженные» -«Козетта»;
- развивать умение работать с текстом, предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, продолжать развивать умение анализировать прочитанное произведение, умение ориентироваться в тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.
Метапредметные задачи урока:
Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.
Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу, развивать наблюдательность к слову, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности.
Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитие речевых умений, монологической и диалогической речи.
Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к чтению, воспитывать сострадание и милосердие.
Ход урока
I. Орг.момент.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то, кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
-Сегодня мы будем снова открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться ещё на одну ступеньку знаний.
II. Актуализация знаний.
Окунёмся немного в историю.
- В каком веке мы живём? (XXI)
-Какой у нас сейчас год? (2019)
-Молодцы! А мы с вами поговорим о XIX веке.
- В конце XIX века шло резкое разделение людей на бедных и богатых во всем мире. Богатые имели всё, а бедные - ничего. Бедным приходилось много работать. Работали они в основном на богатых. Работали на износ. Они работали на заводах, в домах богатых, а иногда прямо на улицах (чистили обувь, побирались). У тех и других были дети. Их отличало, то, что детям бедных, чтобы хоть как-то прожить, надо было работать. Но и те и другие дети. И те и другие любят мечтать.
-Как вы думаете, о чём мечтали бедные дети?
- О чем мечтали богатые?
Рассказов о жизни детей того времени много.
III. Изучение нового материала.
-Какое произведение вы читали дома?
-Назовите автора.
-В какой стране жил В.Гюго?
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
-Какие задачи мы поставить на нашем уроке?
(Умение работать с текстом, продолжать развивать умение анализировать прочитанное произведение, умение ориентироваться в тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, раскрыть идею автора).
3.Работа над эпиграфом урока
Эпиграфом к жизни и творчеству талантливого писателя может послужить его собственное высказывание: « Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых».
-Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать творчество великого французского писателя - Виктора Гюго, автора известного романа о жизни простого французского народа, о безработных бедняках и голодных детях - «Отверженные». Поскольку роман очень большой, то мы будем знакомиться только с отрывком из этого романа, который расскажет нам о жизни маленькой девочки .
4.Звучит песня из мюзикла «Козетта».
- Это песня грустная или веселая?
- Может кто-то слышал или узнали героиню, роль которой исполняет актриса.
- Вы видите иллюстрацию известного художника С. Михайлова к роману «Отверженные». На иллюстрации ,изображена Козетта. Прежде чем мы приступим к изучению произведения посмотрите на иллюстрацию и запишите какие ассоциации возникают у вас, глядя на эту девочку?
5 . Работа в группе: (листы, на листах написать эпитеты)
- Действие происходит в 19 веке. Поэтому в тексте Вам встретились незнакомые слова (смысл которых для большинства неясен).
6. Словарная работа
• Трактир - ресторан – гостиница низшего разряда. • Ставни - деревянные створки для прикрытия окон. • Лавка - небольшой магазин. • Мрак - отсутствие света, тьма. • Каштан - дерево из семьи буковых со съедобными коричневыми плодами; сам плод. • Гримаса - намеренное или невольное искажение черт лица. • Су - монета в пять сантимов.
Сантим - самая мелкая французская монета.
IV. Работа над произведением.
Исследовательская работа
1.- Назовите жанр произведения. (рассказ)
-Почему?
-Где и когда происходило событие?
-Назовите причину , по которой девочка попала к чужим людям.
- Подберите подходящие слова:
а) оставила б) бросила
в) вынуждена была оставить
2) Чтение первой части - Сейчас мы с вами поработаем с текстом и проверим правильность ваших догадок, связанных с образом Козетты. (Чтение первой части.) -Как автор назвал хозяйку, хозяина, Козетту?
- О каком отношении автора к героям говорят эти слова?
-Как звали дочерей Тернадье? Как относилась мать к родным дочерям, к Козетте?
- Назовите имя матери Козетты.
- В каком городке находился трактир Тенардье?
- Как жилось Козетте у Тенардье?
3) Физминутка. 4) Чтение 2-ой части.
-Как жилось Козетте у Тенардье?
Работа в парах.
1. Описание внешнего вида Тенардье. Описание характера Тенардье.
2. Отношение Тенардье к Козетте (как одевали, кормили, называли девочку, место отдыха и сна ребёнка).
3.Занятия Козетты в доме Тенардье.
4. Зачеркнуть лишние слова в характеристике Тенардье.
Работа в рабочей тетради.
- Как Козетта помогала себе выйти из состояния страха-ужаса-паники?
-Для чего автор даёт описание любования куклой Козетты?
V. Составление отзыва о рассказе по плану.
1. Я прочитал рассказ…
2. В нем говорится о…
3. Главными героями являются…
4. Наибольшее впечатление на меня произвел эпизод, в котором …
5. особенно понравился эпизод, в котором…
6. главная мысль рассказа заключается в том, что…
7. Автор хотел сказать читателю…
- Как вы думаете, почему не приехала мама?
- Как бы вам хотелось закончить рассказ?
- Какие чувства вы испытывали к Козетте, мадам Тернадье?
Выберите слова: доброе, злость, сочувствие, желание помочь, радость,презрение.
VI. Заключительная часть .
- Какие права девочки были нарушены Тенардье, согласно Декларации прав ребёнка?
- Статья 1: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Статья 3: Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Статья 4: Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии… Статья 5: Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию. Статья 24: Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
Я вновь возвращаю Вас к Эпиграфу о жизни и творчестве талантливого писателя к его собственному высказыванию: «Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых».
В.Гюго защищал малых и обездоленных, безработных , заботился о бедняках и голодных детях.
VII. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке? - Понравилось ли вам произведение? Почему? - Какие чувства вы испытываете к этому литературному герою?
- Возьмите сердечки и на них напишите свои пожелания Козетте, прикрепите на доску.
С помощью фразы из рефлексивного экрана ребятам предлагается подвести итог урока. 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 4. Я понял, что… 5. Теперь я могу… 6. Я почувствовал, что… 7. У меня получилось … 8. Меня удивило… 9. Урок дал мне для жизни… 10. Мне захотелось…
Ученики выбирают фразу и заканчивают предложение.
8. Домашнее задание: дочитать отрывок из романа до конца