kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учитель начальных классов МБОУ "Покровская ООШ" Ивнянский район Белгородской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет конспект урока литературное чтение в 4 классе на тему В.Гюго "Отверженные" отрывок "Казетта". Целью урока: познакомит учащихся с творчеством великого французского писателя В.Гюго и начать знакомство с отрывком из романа "Отверженные" "Казетта".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учитель начальных классов МБОУ "Покровская ООШ" Ивнянский район Белгородской области»

МБОУ «Покровская ООШ» учитель начальных классов Проскурина В.П.


Тема урока: Виктор Гюго. «Козетта (отрывок «Отверженные»)».

Цель урока: создать условия для полноценного восприятия идейно-художественного смысла произведения.

Предметные задачи урока: -познакомить учащихся с творчеством великого французского писателя В.Гюго; начать знакомство с отрывком из романа «Отверженные» -«Козетта»;

- развивать умение работать с текстом, предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, продолжать развивать умение анализировать прочитанное произведение, умение ориентироваться в тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу, развивать наблюдательность к слову, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитие речевых умений, монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к чтению, воспитывать сострадание и милосердие.

Ход урока

I. Орг.момент.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого – то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому – то, кому – то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

-Сегодня мы будем снова открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться ещё на одну ступеньку знаний.

II. Актуализация знаний.

Окунёмся немного в историю.

- В каком веке мы живём? (XXI)

-Какой у нас сейчас год? (2019)

-Молодцы! А мы с вами поговорим о XIX веке.

- В конце XIX века шло резкое разделение людей на бедных и богатых во всем мире. Богатые имели всё, а бедные - ничего. Бедным приходилось много работать. Работали они в основном на богатых. Работали на износ. Они работали на заводах, в домах богатых, а иногда прямо на улицах (чистили обувь, побирались). У тех и других были дети. Их отличало, то, что детям бедных, чтобы хоть как-то прожить, надо было работать. Но и те и другие дети. И те и другие любят мечтать.

-Как вы думаете, о чём мечтали бедные дети?

- О чем мечтали богатые?

Рассказов о жизни детей того времени много.

III. Изучение нового материала.


-Какое произведение вы читали дома?

-Назовите автора.

-В какой стране жил В.Гюго?

 -Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Какие задачи мы поставить на нашем уроке?

(Умение работать с текстом, продолжать развивать умение анализировать прочитанное произведение, умение ориентироваться в тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, раскрыть идею автора).

3.Работа над эпиграфом урока

Эпиграфом к жизни и творчеству талантливого писателя может послужить его собственное высказывание: « Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых».

-Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать творчество великого французского писателя - Виктора Гюго, автора известного романа о жизни простого французского народа, о безработных бедняках и голодных детях - «Отверженные». Поскольку роман очень большой, то мы будем знакомиться только с отрывком из этого романа, который расскажет нам о жизни маленькой девочки .

4.Звучит песня из мюзикла «Козетта».

- Это песня грустная или веселая?

- Может кто-то слышал или узнали героиню, роль которой исполняет актриса.

- Вы видите иллюстрацию известного художника С. Михайлова к роману «Отверженные». На иллюстрации ,изображена Козетта. Прежде чем мы приступим к изучению произведения посмотрите на иллюстрацию и запишите какие ассоциации возникают у вас, глядя на эту девочку?

5 . Работа в группе: (листы, на листах написать эпитеты)

 (Беззащитная, хрупкая, слабая, потухшие глаза,  изможденная ,бедная ,убогая , в лохмотьях, страдание ,плакать, сгорбилась, маленькая) 

- Действие происходит в 19 веке. Поэтому в тексте Вам встретились незнакомые слова (смысл которых для большинства неясен).

6. Словарная работа 

• Трактир - ресторан – гостиница низшего разряда. 
• Ставни - деревянные створки для прикрытия окон. 
• Лавка - небольшой магазин. 
• Мрак - отсутствие света, тьма. 
• Каштан - дерево из семьи буковых со съедобными коричневыми плодами; сам плод. 
• Гримаса - намеренное или невольное искажение черт лица. 
• Су - монета в пять сантимов.

Сантим - самая мелкая французская монета. 

IV. Работа над произведением.

Исследовательская работа

1.- Назовите жанр произведения. (рассказ)

-Почему?

-Где и когда происходило событие?

-Назовите причину , по которой девочка попала к чужим людям.

- Подберите подходящие слова:

а) оставила
б) бросила

в) вынуждена была оставить

2) Чтение первой части 
- Сейчас мы с вами поработаем с текстом и проверим правильность ваших догадок, связанных с образом Козетты. (Чтение первой части.) 
-Как автор назвал хозяйку, хозяина, Козетту?

- О каком отношении автора к героям говорят эти слова?

-Как звали дочерей Тернадье? Как относилась мать к родным дочерям, к Козетте?

- Назовите имя матери Козетты.

- В каком городке находился трактир Тенардье?

- Как жилось Козетте у Тенардье? 

3) Физминутка.
4) Чтение 2-ой части.

-Как жилось Козетте у Тенардье? 

Работа в парах.

1. Описание внешнего вида Тенардье. Описание характера Тенардье.

2. Отношение Тенардье к Козетте (как одевали, кормили, называли девочку, место отдыха и сна ребёнка).

3.Занятия Козетты в доме Тенардье.

4. Зачеркнуть лишние слова в характеристике Тенардье.

Работа в рабочей тетради.

- Как Козетта помогала себе выйти из состояния страха-ужаса-паники?

-Для чего автор даёт описание любования куклой Козетты?

V. Составление отзыва о рассказе по плану.

1. Я прочитал рассказ…

2. В нем говорится о…

3. Главными героями являются…

4. Наибольшее впечатление на меня произвел эпизод, в котором …

5. особенно понравился эпизод, в котором…

6. главная мысль рассказа заключается в том, что…

7. Автор хотел сказать читателю…

- Как вы думаете, почему не приехала мама?

- Как бы вам хотелось закончить рассказ?

- Какие чувства вы испытывали к Козетте, мадам Тернадье?

Выберите слова: доброе, злость, сочувствие, желание помочь, радость,презрение.

VI. Заключительная часть .

- Какие права девочки были нарушены Тенардье, согласно Декларации прав ребёнка?

- Статья 1: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. 
Статья 3: Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. 
Статья 4: Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии… 
Статья 5: Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию. 
Статья 24: Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

Я вновь возвращаю Вас к Эпиграфу о жизни и творчестве талантливого писателя к его собственному высказыванию: «Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых».

В.Гюго защищал малых и обездоленных, безработных , заботился о бедняках и голодных детях.

VII. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке? 
- Понравилось ли вам произведение? Почему? 
- Какие чувства вы испытываете к этому литературному герою?

- Возьмите сердечки и на них напишите свои пожелания Козетте, прикрепите на доску.


С помощью фразы из рефлексивного экрана ребятам предлагается подвести итог урока. 
1. Сегодня я узнал… 
2. Было интересно… 
4. Я понял, что… 
5. Теперь я могу… 
6. Я почувствовал, что… 
7. У меня получилось … 
8. Меня удивило… 
9. Урок дал мне для жизни… 
10. Мне захотелось…

Ученики выбирают фразу и заканчивают предложение.


8. Домашнее задание: дочитать отрывок из романа до конца


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учитель начальных классов МБОУ "Покровская ООШ" Ивнянский район Белгородской области

Автор: Проскурина Валентина Петровна

Дата: 10.12.2019

Номер свидетельства: 531270


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства