kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ученический проект. Роман "Повелитель мух" Голдинга - роман-предупреждение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка индивидуального итогового проекта по литературе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ученический проект. Роман "Повелитель мух" Голдинга - роман-предупреждение»









ПРОЕКТ

РОМАН УИЛЬЯМА ГОЛДИНГА«ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ» -

РОМАН-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ



















Содержание


стр.

Введение

3

Основная часть

4

  1. Феноменальность творчества У. Голдинга

4

  1. Основная проблематика романа «Повелитель мух»

4

  1. Основные образы и символы романа «Повелитель мух»

5

  1. Жанровое своеобразие романа

7

  1. Финал произведения

8

  1. Практическая часть

8

Заключение

11

Список использованных источников

15
























ВВЕДЕНИЕ


В 1954 году вышел в свет роман английского писателя Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Пройдя через испытания войны, проанализировав для себя все увиденное и выстраданное, он напишет: «На протяжении моей жизни я не раз бывал потрясен и оглушен, узнавая, что мы, люди, можем проделывать друг с другом. И раз я убеждаюсь, что человечеству больно, это и занимает все мои мысли. Я ищу эту болезнь в себе. Я узнаю в этом часть нашей общей человеческой натуры, которую мы должны понять, иначе ее невозможно будет держать под контролем. Вот почему я пишу со всей страстностью и говорю людям это: смотрите, смотрите: вот какова она, вот какой я ее вижу, природа самого опасного из всех животных, – человека».

Если добро ассоциируется у человека с жизнью, процветанием и благоденствием для всех, то зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели. В романе представлен пример превращения человека в нечеловека под действием страха. В современном обществе проблемы тоталитаризма и зла, поднятые английским писателем, остаются актуальными: что такое зло? откуда оно берется в человеческой душе, особенно в душе ребенка?

Проблемный вопрос: существует мнение, что зло рождают негативные эмоции, страх за свою жизнь, что злой человек чувствует себя незащищенным и обороняется, поэтому он творит новое зло, при этом либо чувствует свою вину, либо гибнет как личность. Действительно ли это так? Может ли человек, находящийся на грани смерти, найти в себе силы и сохранить человечность в своей душе?

Цель проекта: определение романа «Повелитель мух» как романа-предупреждения.

Задачи проекта:

  1. изучить роман «Повелитель мух»

  2. проанализировать исследования данного романа в литературоведении

  3. провести исследование рассматриваемой проблемы в произведении

  4. сделать выводы по исследуемой проблеме

  5. провести практическое исследование по данной проблеме

  6. оформить продукт проекта

Этапы работы над проектом:

А) определение темы, цели и задач

Б) сбор и анализ информации

В) написание теоретической части проекта

Г) работа над практической частью и презентацией

Д) представление проекта перед аудиторией

Продукт проекта: иллюстрации к разным сценам произведения Уильяма Голдинга.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


  1. Феноменальность творчества У. Голдинга

Феноменальность творчества Уильяма Голдинга заключается в верности одной теме: безжалостному анализу противоречивой натуры человека, способного к добру и злу. Он испытывает человека на разрыв, ставит перед выбором, на грань пропасти, откуда нет возврата, пристально исследует поведение человека у последней черты, выбор им свободы и несвободы.

В 1983 году Уильям Голдинг был удостоен  Нобелевской премии по литературе «за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире».

В официальном заявлении Шведской академии говорилось: «Его книги волнуют и увлекают. Их можно читать с удовольствием и пользой, не прилагая особых усилий… Но при этом они возбудили необычайный интерес среди профессиональных литературных критиков, которые обнаружили огромный пласт сложностей и двусмысленностей в работах Голдинга».

В своей Нобелевской речи писатель сказал: «Критики вчитываются в мои книги до тех пор, пока не найдут что-нибудь, что кажется им безнадежным. И я не могу понять почему. Сам я не чувствую этой безнадежности. Размышляя о мире, которым правит наука, я становлюсь пессимистом. Тем не менее, я оптимист, когда вспоминаю о духовном мире, от которого наука пытается меня отвлечь. Нам надо больше любви, больше человечности, больше заботы».


  1. Основная проблематика романа «Повелитель мух»

На протяжении XX века большинство литературоведов рассматривало «Повелителя мух» как роман-предупреждение, роман – указание на то, чем может закончиться для цивилизации приверженность идеям нацизма и фашизма. Между тем, политическая составляющая произведения – всего лишь одна из исторических частностей, в то время как смысл «Повелителя мух» - более обширен и всеобъемлющ. В своём романе Голдинг показал не конкретные, характерные для определённого времени идеи, а вневременную сущность человеческой натуры – греховной, страшной, опускающейся до самых жестоких преступлений в условиях отсутствия позитивной сдерживающей силы.

Основными проблемами, поднимаемыми в романе «Повелитель мух», являются нравственные. Именно к ним Голдинг пытался обратить внимание читателей, предупредить их о том, что «все это могло случиться с ними». Роман был издан в 1954 году, когда последствия Второй мировой войны еще переживались миром. Он открывает истину о человеческой сущности, что стало потрясением для читателей. Голдинг писал: «Я начал понимать, на что способны люди».


  1. Основные образы и символы романа «Повелитель мух»

Завязка романа приходится на момент знакомства Ральфа и Хрюши: встретившиеся после авиакатастрофы мальчики пытаются осознать, что с ними произошло, и наметить пути решения проблемы. Собранные трубным гласом морского рога английские дети (малыши, пяти-шести лет и подростки – десяти-тринадцати) поначалу пытаются сохранить на острове основы культуры и цивилизации.

Мальчики устанавливают правила, главным из которых является постоянное поддержание дымящего костра. Огонь в «Повелителе мух» становится символом жизни – он служит надеждой на спасение, около него греются и разгоняют ночные страхи. Для защиты от дождя дети строят шалаши, для уборной находятся укромное место. Старшие мальчики помогают малышам доставать высоко растущие фрукты. Жизнь на острове идёт почти идеально: двенадцатилетний Ральф воспринимает новый, лишённый взрослых мир как сказку, некую идиллию, в которой всё хорошо. Другие дети поначалу относятся к случившемуся с ними как к игре: малыши строят на берегу песчаные замки, бывшие хористы во главе с Джеком Меридью становятся «охотниками».

Изначально культурная, цивилизованная группа из детей и подростков – певчих церковного хора – постепенно начинает утрачивать связь с общественными нормами и моральными принципами. Более того, дети начинают убивать другу друга без явных видимых причин. Тема утраты человеческого в человеке не может не нести трагический характер. В романе эта тема усугубляется тем, что утрачивают человеческий облик дети. Дети в литературе всегда рассматривались как носители нравственной чистоты, незапятнанной совести.

Но Голдинг рассматривает эту проблему по-другому. Автор исследует природу ребенка, помещая благопристойных английских мальчиков в экстремальные обстоятельства. Неслучайно пространство, на котором развивается действие, ограничено. Это своеобразный эксперимент над человеком, проверка на нравственную стойкость. Писатель открывает в ребенке противоречия, очень непростой внутренний мир и разрушает миф о детской невинности.

Всё меняется с первой кровью. Как только Джек понимает, что ему по силам убить поросёнка, охота из забавы превращается в образ жизни. Вслед за своим вожаком бывшие хористы меняется до неузнаваемости: они наносят на лица кровожадные маски и полностью отдаются жажде убийства. Ощущение собственной значимости и власти затмевает собой всё – в том числе и желание вернуться в привычный мир людей. Вначале охотники бросают костёр, затем и вовсе превращаются в дикое племя во главе с Вождём, чьи приказания исполняются беспрекословно. Новая, опьянённая вседозволенностью цивилизация, поглощённая первобытным страхом перед неведомым Зверем, решает умилостивить последнего ужасным даром – насаженной на палку свиной головой. Когда последняя протухает, вокруг неё собираются мухи, превращая и без того омерзительный предмет в материализовавшийся облик Зла.

Образ Зверя в романе соотносится с образом Дьявола («повелитель мух» – в переводе с древнееврейского означает «Вельзевул»). Первоначально Зверь появляется в ночных кошмарах малышей, которые видят его как «змея», висящего на деревьях. Оптимистично настроенный Ральф считает Зверя выдумкой, Хрюша отрицает его существование, опираясь на научные знания о мире, остальные ребят в тайне боятся того, кто может их убить, не подозревая, что, в первую очередь, бояться нужно самих себя. Это знание открывается только одному из мальчиков – самому слабому и, одновременно, самому разумному – постоянно падающему в обморок Саймону. Столкнувшись один на один со свиной головой, он начинает мысленно разговаривать с ней и получает чёткий ответ о том, что Зверь – это «неотделимая часть» его самого.

Полноценный Зверь складывается из совокупности маленьких «зверей», которыми становятся одичавшие охотники: начав с уничтожения свиней, они заканчивают убийством себе подобных. Первоначально охоту на человека они маскируют под игру: один мальчик изображает свинью, другие делают вид, что загоняют «её» в ловушку и убивают. Затем звериные инстинкты когда-то цивилизованных детей выходят наружу и убийство совершается по-настоящему.

Ральф, Хрюша и близнецы Эрик и Сэм, ставшие невольными свидетелями и, возможно, участниками убийства Саймона, настолько потрясены случившимся, что пытаются сделать вид, будто этого не было. Никто из мальчиков не желает вспоминать о «пляске», но когда избежать этого не удаётся, каждый предпочитает остановиться на версии, что произошедшее с Саймоном – всего лишь несчастный случай. Последующее убийство Хрюши, совершённое при свете солнца, и травля Ральфа служат кульминацией «Повелителя мух». Окончательно обезумевшие дети выпускают своего внутреннего «Зверя» на волю и останавливаются только в присутствии более грозной, созидательной силы – высадившегося на остров английского офицера. Последний становится в романе прообразом высшего божественного начала, разом прекратившего все споры и распри и одним своим присутствием победившего Дьявола.

Художественные образы мальчиков соотнесены в романе с конкретным человеческим началом: Ральф – добрый, культурный, стремящийся к порядку, не боящийся ответственности; Хрюша – косноязычный, умный, умеющий рассуждать изобретатель; Саймон – слабый, зрящий в корень философ-индивидуалист; Джек – властолюбивый диктатор; Роджер – угодливый слуга и жестокий садист; близнецы Эрик и Сэм – простые, плывущие по течению люди, симпатизирующие добру, но склоняющиеся под грубой силой; малыши – ещё неокрепшие личности, не успевшие сделать выбор между добром и злом, но чувствующие последнее интуитивно.

Исследователями отмечается своеобразие «мира Голдинга»: его малонаселенность, нередко – замкнутость. Так, в романе «Повелитель мух» это необитаемый остров, участок первобытного леса в романе «Наследники», одинокая скала посередине океана в произведении «Воришка Мартин». Именно пространственная ограниченность поля действия открывает автору «простор для моделирования разного рода экстремальных ситуаций». Это помогает раскрыть ту идею, которая интересует писателя: как человек теряет человечность и становится зверем? как зло овладевает сердцем и душой человека?

Необитаемый остров в «Повелителе мух» становится символическим изображением Земли, на которой создаются (община Ральфа и Хрюши) и рушатся цивилизации (племя Джека), образуются новые государства (разделение мальчиков на два лагеря), начинаются дипломатические переговоры (Ральф – Джек), происходят войны (Джек, Морис и Роджер нападают на Ральфа и Хрюшу), формируются новые религиозные воззрения (поклонение «Повелителю мух»).


  1. Жанровое своеобразие романа

Жанр «Повелителя мух» исследователи классифицируют по-разному: «притча», «парабола», «философско-аллегорический роман». Они отмечают, что персонажи этого автора, как правило, вырваны из повседневности и поставлены в обстоятельства, где нет легких путей, нет возможности просто отойти в сторону, занять выжидательную позицию. Сам Голдинг не отрицал притчевого характера своего произведения, то есть повествования, содержащего поучение в иносказательной форме. Смысл этой притчи не только в том, что зло дремлет и может пробудиться в человеке, но и в том, что человек способен и должен обуздать это зло. «Факты жизни приводят меня к убеждению, что человечество поражено болезнью... Я ищу эту болезнь и нахожу её в самом доступном для меня месте — в себе самом. Я узнаю в этом часть нашей общей человеческой натуры, которую мы должны понять, иначе её невозможно будет держать под контролем…» – писал в своих дневниках Голдинг.


  1. Финал произведения

Заканчивая роман, автор оставляет финал открытым: да, дети спасены, но спасен ли мир и что будет с человеком, если в душе уже посеяны зерна ненависти и страха? И это одна из главных проблем человечества. Трагедия заключается, прежде всего, в том, что в романе изображён замкнутый круг зла, из которого нет выхода, поскольку зло находится в самом человеке, но именно это изменяет главных героев и заставляет читателя задуматься. Все обстоятельства трагичны: безысходность положения детей, их бессилие перед злом, их смерть. В романе Голдинга каждый из детей может погибнуть в любой момент, хотя причин для этого как будто и нет. Дети гибнут от рук детей же – и в этом трагедия, но ведь им есть у кого учиться. Это взрослые развязали войну, в результате которой английские школьники оказались в ловушке. Трагедия войны может повториться, пусть и не в глобальном масштабе. На первый взгляд, трагическая ситуация, изображенная в романе, показывает, что жизнь лишена смысла, но именно трагизм заставляет с особенной силой ставить вопрос о смысле и цели жизни. Хрупкость цивилизации и человеческая жестокость сплетаются в этом романе с осуждением, выставлением напоказ всех самых опасных пороков человечества, причем не конкретной эпохи, а в глобальных, вневременных масштабах, а неразрешимость и глубина психологического конфликта позволяют отнести роман «Повелитель мух» к произведениям трагическим.

Уильям Голдинг своим романом сказал: «В человеке больше зла – вот главный урок, что преподала война моему поколению. Все смешалось в человеке: добро и зло, любовь и ненависть, фанатизм и терпимость. Сейчас нет той мировой войны, о которой писал Голдинг, но зла не стало меньше. И в этом мире повесть-притча все так же предупреждает, как и раньше, читая «Повелителя мух», человек бессознательно обучается и выбирает добро, любовь, благородство, терпимость, толерантность, так необходимые нашему современному миру! Что же победит? Ведь человек в отличие от зверя – существо моральное, он должен подавлять в себе звериное начало, изгонять его. Сумеет ли? Этот вопрос, адресованный нам из далекого 1954 года, не потерял своей актуальности и поныне. Но Голдинг находит ответ, говоря следующее: «Таким я вижу мир – бескрайнее море зла и маленький огонек надежды, который невозможно погасить».


  1. Практическая часть

Образ Зверя в романе прямо соотносится с образом Дьявола. Первоначально Зверь появляется в детских кошмарах, они боятся того, кто может их убить, не подозревая, что в первую очередь боятся нужно самих себя. Анализ глав романа, в которых персонажи встречают Зверя, представлен в таблице.

Образ Зверя и его символический смысл

Дети

Образ зверя

Реальная мотивация

Символический смысл

Ральф

Темное что-то

Облик хорошистов вдалеке

Зверь – толпа, которая складывается из нас

Хрюша

Зверя нет; черный с когтями; иначе все не имеет смысла

Хрюша-рационалист

Зверь – наша бессмысленность

Малыши

Змей большой, душит в темноте

Лианы свисают с деревьев

Зверь – наши сны

Ральф

Зверь засел возле кострища

Ральф больше всех волнуется за огонь

Зверь – наша беспомощность

Джек

Зверь-охотник

Джек-охотник

Зверь – наша агрессия

Персиваль

Зверь выходит из моря

Зверя не нашли на острове

Зверь – природа вокруг нас

Ральф

Зверь пришел, чтобы отомстить

Противники принимают за зверя друг друга

Зверь – люди вокруг нас

Саймон

Повелитель мух

Свиная голова на палке – рой мух около неё

Зверь – наш страх

Основную идею романа помогают раскрыть образы-символы.

1. Рог-ракушка

  1. Звук рога организует детей, подчиняет воле большинства: «Дети парами и поодиночке показывались на берегу, выныривая из-за дрожащего марева».

  2. Ральф был выбран главным, потому что у него был рог – символ власти: «Пусть с трубой будет главный «.

  3. После смерти Хрюши рог разбивается, что символизирует разрушение власти, порядка, цивилизации: «Гибель рога, смерть Хрюши и Саймона нависли над островом, как туман. Раскрашенные дикари на перед чем не остановятся».

  4. Рог символ большинства: «Где рог, там и собрание».

2. Очки

  1. С помощью очков вначале добывали огонь: «Хрюшины очки! Это же зажигательные стекла!»

  2. Очки носит Хрюша, этот герой символизирует собой интеллект и разум. Его смерть – это смерть цивилизации.

  3. Очки – так же символ цивилизации, как и их носитель.

3. Огонь

  1. Огонь для Ральфа – путь к спасению: «Костер тут, на острове, – важней всего. Как же нас спасут, если он у нас не будет гореть?», «… если у нас всегда будет сигнал, нас заметят и спасут».

  2. Огонь для Джека – это игра: «Это разве сигнал? Просто костер, чтоб на нем жарит» –«“Поесть-то вы поедите, а дыма у вас не будет. Вам бы всё играть и охотиться».

  3. Костер требует от детей дисциплины, ответственности.

  4. С помощью огня охотники пытаются «выкурить» Ральфа с острова: «Они завтра идут на тебя охотиться, чтоб копья бросать, как в свинью; мы растянемся цепью поперек острова».

  5. Огонь, который должен был объединить детей, стал символом разрушительной силы.

4. Маска

  1. Образ символа-маски связан с Джеком, который первым раскрасил себе лицо: «Джек сочинил себе новое лицо. Одну щеку и веко он покрыл белым, другую половину лица сделал красной и косо, от правого уха к левой скуле, полоснул черной головешкой. Это для охоты. Как на войне. Ну – маскировка».

  2. Маска – это не игра, а деградирование, возвращение к полному одичанию: «Ральф и малыши хорошо понимали, какое чувство дикости и свободы дарила защитная краска. Мы не будем раскрашены, потому что мы-то не дикари».

  3. Маска символизирует вседозволенность, она спасает от стыда и неловкости.

Злу и вседозволенности можно противостоять, как считает Уильям Голдинг, но тем героям – Саймону, Хрюше, Ральфу – которые способны на противостояние не хватает возможностей и сил для объединения. Они трагическим образом разобщены, не могут поддержать друг друга и компенсировать взаимные слабости и ошибки.

Саймон очень дорог писателю, потому что он единственный из героев обладает даром прозрения: он зрит сущность! Ему открываются истины о мире, о человеке. Саймон – стихийный философ. Отправляясь в одиночку на вершину горы, чтобы разгадать загадку Зверя (восхождение на гору – давний символ самопознания и познания мира), он попадает в двусмысленную и трагическую ситуацию. Истина, открытая на горе, (мертвый летчик, запутавшийся в стропах парашюта) останется с ним, истине не суждено быть «возглашенной с горы». Зверь страха как бы мстит тому, кто разгадал его страшный секрет. Он бесстрашен, преодолевая себя, свой страх, он ведет разговор со Зверем.

Хрюша вызывает смешанные чувства. Он толстяк-очкарик, и сам У. Голдинг, испытывая читателя, изображает этого героя с большой долей иронии. Хрюша – рационалист, он верит в науку, в разум, что всё можно уладить, если действовать по правилам. Главное достоинство Хрюши – не его вера в науку, а его доброе сердце, забота о других (малыши, раковина, костёр на горе...). Хрюша становится главным объектом ненависти Джека и его компании.

За несколько мгновений до смерти Хрюша, полный доверия к товарищам по несчастью, «всё ещё поднимал талисман – хрупкую, сверкающую красавицу раковину», но уже что-то красное и страшное запрыгало по перешейку. Хрюша нуждался в защите, заботе, но единственный человек, близкий ему – Ральф, этого никогда не делал и, лишь потеряв Хрюшу, он будет его оплакивать, “как верного и мудрого друга”.

Один из трёх главных героев, Ральф. Он всё время в центре повествования, и если Саймон — исключение, «чокнутый», Хрюша смешон, то Ральф, напротив, эталон нормального, здорового, честного, в меру умного, в меру смелого и доброго для своих лет подростка. Можно сказать, что он выразитель поступков и мыслей самого писателя, и читатель симпатизирует этому образу, как и автор.

Ральф бесстрашно идёт навстречу банде дикарей, возглавляемой Джеком. В ответ на разумные слова Ральфа о необходимости совместно думать о спасении, бандиты разбивают рог-раковину и выдвигают вперёд оскалившийся череп свиньи на палке – символ зла и тоталитаризма.

Когда раненый Ральф укрывается в чаще, Джек поджигает её. Горящий остров увидели с крейсера, и на остров высадились спасители – взрослые.

Голдинг довольно ясно показывает, что поведением вожака Джека руководит зависть: Джек завидует Хрюше, который несравненно более умён, чем он сам, и именно из зависти он убивает героя. Когда человек совершает преступление из зависти – это, несомненно, очень плохо, но когда погибают лучшие, потому что им завидуют, – это трагедия. Когда прибывший на остров офицер спросил, кто главный, Джек было шагнул вперёд, но тут же передумал и замер. Он не хочет и, скорее всего, не будет отвечать за свои преступления. Преступник уходит от ответственности, зло остается безнаказанным – и это тоже одно из главных противоречий мира, и именно это может порождать дальнейшее зло. Важно и другое. Страшно то, что мир взрослых отчасти повинен в трагедии, разыгравшейся на острове. Ведь дети попали на необитаемый остров в результате общественной катастрофы – войны, а те, кто должен был уберечь детей от беды, погибают в первую очередь. Конфликт неразрешен и, несомненно, носит трагический характер.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Стремительное развитие техники в современном мире заставило человека поверить, что с помощью технического прогресса возможно все. Но человек в современном мире забыл о главном – о душах людей. В результате, дети превратились в дикарей, убивающих и не чувствующих за собой вины. Таким образом, можно утверждать, что Голдинг показал не конкретные, характерные для определённого времени идеи, а вневременные. Конфликт романа, таким образом, мы можем определить как конфликт между первоначальным стремлением сохранить человеческий облик и сущностью человеческой натуры – страшной, способной опуститься до самых жестоких преступлений в условиях отсутствия позитивной сдерживающей силы. И этот конфликт несет несомненный трагический характер, поскольку остается в романе неразрешимым, но и примириться с ним нельзя.

Роман «Повелитель мух» часто называют притчей, то есть поучением, моралью, которые преподносятся читателю в занимательной и доступной форме. Сам Годинг об этом писал: «По роду своего ремесла иносказатель занимается нравоучениями, его задача — преподать моральный урок. Люди вообще-то не очень любят моральные уроки. Пилюлю надо подсластить — остроумием, или занимательностью, или какой-нибудь другой затеей. А когда суть нравоучения наконец-то станет ясна, моралисту лучше быть подальше от своей жертвы. Ибо он исходит из непростительного убеждения, что знает истину лучше, чем читатель»















































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Голдинг У. Повелитель мух. М., АСТ, 2014.

  2. Лимова Ю. Л. Проблематика романа У.Голдинга «Повелитель мух», Санкт-Петербург , – М. «Искусство», 1997 г

  3. Раифов В.У. Интерпретация образа Саймона в произведении У.Голдинга «Повелитель мух», – Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные исследования», URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14822

  4. Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. М., Просвещение, 1974.

  5. Храмова Г. А. Роман У. Голдинга «Повелитель мух» // Литература, №3, 2002, стр. 23-26.

  6. Щербинина С. А. "От цивилизации – к полному одичанию (по роману У.Голдинга «Повелитель мух»)" // открытый урок.рф/статьи/607225
  7. https://ru.wikipedia.org/Голдинг.

  8. Повелитель мух /LordoftheFlies, (Великобритания, 1963, реж. Питер Брук).

  9. Повелитель мух/LordoftheFlies, (США, 1990, реж. Гарри Хук)

  10. https://youtu.be/O214N6QGcF8





12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Ученический проект. Роман "Повелитель мух" Голдинга - роман-предупреждение

Автор: Комиссарова Ирина Константиновна

Дата: 16.08.2022

Номер свидетельства: 611797


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства