kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-методические материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендуется для проведения на заключительном уроке по теме.Форма-урок-игра.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методические материала»











Открытый урок литературы

в 10 классе

по теме: «Итоговый бизнес-урок по творчеству И.С.Тургенева»













Подготовила: учитель русского языка

и литературы Полякова В.А.









Дата проведения: 07.12 Урок № 39

Тема: Итоговый бизнес-урок по творчеству И.С.Тургенева.

Цели урока: образовательная: систематизировать материал по теме «И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети», совершенствовать умение высказывать и аргументировать свое мнение, развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с текстом; воспитательная: воспитывать любовь к литературе и родному языку, интерес к русскому реалистическому роману,философский подход к оценке изучаемых произведений, культуру общения.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Форма урока: урок- деловая игра

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация, игровые монеты достоинством 1, 2, 3 балла, вопросы – конверты на «Дереве вопросов».

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Тема и целеполагание.

1. Слово учителя. «Так далёк от нас И.С.Тургенев и роман «Отцы и дети», - думают многие. А мы попробуем опровергнуть мнение и сблизить данные понятия с современностью. Поможет в этом нам сегодняшний урок. Мы сегодня проведём не просто урок, итоговый бизнес-урок по творчеству И.С.Тургенева.

(Запись в тетради темы урока).

Продолжение слова учителя. Сегодня вы не только повторите материал, но и сможете почувствовать себя предпринимателями. Бытует мнение, что знания сейчас, к сожалению, - сомнительный капитал. Но в умелых уроках он приносит прибыль. Какую прибыль принесёт этот капитал вам?

III. Работа по теме урока.

1. Знакомство с правилами.

Слово учителя. Я банкир- - учитель. У меня монеты достоинством 1, 2, 3 балла. Ваша цель, цель учеников – предпринимателей: набрать 12 баллов для регистрации их в банковском счёте, выдержав обвал денег.

Знакомство с планом бизнес - урока (слайд).

2. Приступаем к I туру нашей игры.

Тур называется «Стартовый капитал».

Правила: отвечают те, кто поднял руку, 1 правильный ответ – 1 балл.

1 задание. На слайде портреты писателей (без подписи), найдите портрет Тургенева.

(Слово учителя о художнике и истории написания портрета).

(Портрет написан Эдуардом Лами в 1844г.).

2 задание. Какое образование получил Тургенев? (Московский, Петербургский, Берлинский университеты).

3 задание. Как звали известную итальянскую певицу, с которой дружил Тургенев и которая прослужила образом Консуэло в одноимённом романе Жорж Санд? (Полина Виардо) показать портрет.

4 задание. Среди женских портретов покажите портрет П.Виардо.

(Учитель: это портрет работы художника…)

5 задание. За что Тургенев в 1852 году был арестован и сослан в родовое имение под надзор полиции?

(Предлог – некролог по поводу смерти Н.В.Гоголя; причина – написание «Записок охотника»).

6 задание. Охарактеризуйте «Записки охотника» и скажите, где они впервые были напечатаны.

(Это сборник повестей антикрепостнической направленности, впервые напечатаны на страницах журнала «Современник»).

7 задание. Сколько повестей входило в сборник? Назовите несколько.

(25 повестей: «Бежин луг», «Хорь и Калиныч», «Бирюк», «Малиновая вода», «Уездный лекарь», «Певцы», «Льгов», «Касья с красивой Мечи», «Бурмистр», «Контора», «Два помещика», «Пётр Петрович Каратаев», «Гамлет Щигровского уезда», «Лес и степь» и другие).

8 задание. Назовите первый напечатанный Тургеневым очерк из серии «Записки охотника».

(Хорь и Калиныч).

9 задание. Писал ли Тургенев стихи. Докажите.

(Да, в частности стихи в прозе. Известны такие его стихи в прозе «Русский язык», «Голуби», «Два Богача» и другие).

10 задание. Назовите произведение и имя главного героя, о котором добрый знакомый Тургенева Аксаков писал: «Мне нет нужды знать: вымысел это или факт, действительно ли существовал дворник…или нет.

Под дворником…разумеется иное. Это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаление к себе и в себя, его молчание на все запросы, его нравственных, честных побуждений..он, разумеется, со временем заговорит, но теперь, конечно, может казаться и немым, и глухим…»

(«Муму, Герасим»).

11 задание. Каким произведением Тургенев продолжает традиции Пушкина, Лермонтова, Гончарова, высказывая свои мысли на тему «лишнего человека»?

(«Дневник лишнего человека»)

12 задание. О каком романе Тургенева Томас Манн сказал, что взял бы его с собой на необитаемый остров, если бы ему разрешили привезти 6 любых книг?

(«Отцы и дети»)





II тур. Аукцион

Правила: учитель выбирает из желающих пару. В паре по очереди учащиеся – предприниматели называют заданные понятия. Кто окажется последним – получает 3 балла, выбывший ранее – 2 балла.

Задание для пары: Назвать персонажей романа «Отцы и дети».



III тур. Дополнительная прибыль.

  1. Работа со словом.

Учитель. Слово – это кладезь информации. Изучая тему «Творчество Тургенева», вы пополнили свой словарный запас новыми словами.

Задание. Записать слова к теме, (по памяти) дать толкование любого слова. Вызывается желающий. Правильный ответ – 2 балла.

(революционеры демократы – разночинцы – представители разных чинов, призывали Русь «к топору», к движению народных масс, считали народ творцом истории, боролись с социальным неравенством;

либералы – стремились повернуть страну на капиталистический строй развития с помощью реформ сверху, без участия народа;

нигилист – всё отрицающий;

сибаритствовать – праздно проводить время;

сибарит – человек, склонный к праздности, изнеженный роскошью;

аристократ – лицо, принадлежащее к высшему родовому слою господствующего класса (или к привилегированной части класса), (аристократия).


  1. Чей портрет?

Учитель. Тургенев, как вы уже знаете, - мастер портретной характеристики. Он предоставляет нам возможность получить дополнительную прибыль.

Задание: Узнать, чей портрет сейчас будет озвучен. За правильный ответ – 1 балл.

- «…барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах…мы видим его в мае месяце 1859г., уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного: он ждёт сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата».

(Николай Петрович Кирсаков);


- «человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями…обнажённая красивая рука…ленивый, но мужественный голос», лицо «длинное и худое, с широким лбом, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

(Евгений Васильевич Базаров).


- «…человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют (костюм), модный низенький галстук и лаковые полусапожки». «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волоски отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно глаза хороши были: светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, которое большей частью исчезает после двадцатых годов»… «он вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями…».

(Павел Петрович Кирсаков).


- «…Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в чёрном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнажённые руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий…».

(Анна Сергеевна Одинцова).


- «…Высокий худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца…».

(Василий Иванович Базаров);


- «боевой генерал 1812г., полуграмотный, грубый, незлой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку…».

(отец Н.П.Кирсакова и П.П.Кирсакова);


- «…Он бросил шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел…», «ласково улыбнулся…».

(Аркадий)


IV тур. Дефолт, или Обвал баллов.

Учитель. Как и в жизни, у нас тоже возможен неожиданный обвал имеющихся накоплений – баллов. Выбор жертвы случаен.

(на доске висит ватман, на котором в квадратах или конвертах вписано 6 вопросов. Они до времени закрыты).

Правила: учитель выбирает любого ученика, который открывает любой вопрос. За правильный ответ – (+) 2 балла, за неправильны – (-) 2 балла. Кто после обвала имеет счёт с минусом, тот объявляется банкротом.

Вопросы:

- У кого из героев в конце романа «на письменном столе… находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя» как единственная связь с его Родиной?

Павла Петровича Кирсакова в последние годы его жизни за границей).


- Что означает слово «нигилист»?

(Всё отрицающий)


- продолжите фразу Базарова «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого…»

(..поэта»).


- Продолжите фразу Базарова «природа не храм…»

(«…а мастерская, и человек в ней работник»).


- Обозначьте основные сюжетные линии, используя слова - подсказки и имена героев; имена могут повторяться: любовь, отцы и дети, либералы – демократы; П.П.Кирсаков, Базаров, Катя, А.С.Одинцова, Аркадий, родители.

(Любовь – Одинцова, Базаров, катя, Аркадий; либералы – разночинцы – Базаров, П.П.Кирсаков; отцы и дети – Базаров, родители, Аркадий, родители).


- Выберите из списка подходящую жанровую характеристику «Отцов и детей»: психологический роман, социально-психологический роман, философский роман, роман-эпопея, любовный роман, монографический роман, исторический роман.

(Монографический, социально-психологический роман).


V тур. Выплата из государственного резерва.

Учитель. Молча запишем афоризмы романа без указания, кому принадлежат слова (оставить справа вторую колонку для записи автора слов).

Правильный ответ – 1 балл.

- «Всякий человек сам себя воспитать должен…».

- «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем…».

- «…мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма».

- «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! – и дело в шляпе».

- «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания… от безобразного состояния общества. Исправьте общество, и болезней не будет».

- «Для человека мыслящего нет захолустья».

- «Надо бы так устроить жизнь, чтобы каждое мгновение в ней было значительно».

- «Русский мужик – это …таинственный незнакомец… Кто его поймёт? Он сам себя не понимает».


Учитель. Кому принадлежат эти фразы?

(правильный ответ – 1балл)


VI тур. Итоговый тур.

Учитель. Кто готов начать своё дело и имеет к данному моменту капитал в 12 баллов, поднимите руки… Ваш капитал регистрируется в банковском счёте журнала.


IV. Итог урока. Рефлексия (напечат.каждому)

1. Что мне больше всего понравилось на уроке?

2. Какие вопросы вызвали затруднения?

3. Что мне не удалось (выполнить) и почему?

4. Добился ли я своей цели?

5. Какие вопросы я задал бы учителю, товарищу после урока?

Выставление оценок.


V. Домашнее задание : подгот. к сочинению по роману «Отцы и дети»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Учебно-методические материала

Автор: Полякова Валентина Алексеевна

Дата: 29.01.2019

Номер свидетельства: 497716


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства