ТЕМА: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»
ЦЕЛИ: 1) познакомить учащихся с эпохой Возрождения; ввести в мир У. Шекспира; помочь понять смысл трагедии «Ромео и Джульетта»; 2) развивать навык выразительного чтения; учить сопоставлять произведения разных видов искусства; совершенствовать навык анализа драматического произведения; 3) расширять кругозор учащихся; развивать эстетическую восприимчивость; формировать интерес к творчеству Шекспира
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«У. Шекспир. "Ромео и Джульетта"»
ТЕМА:«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»
ЦЕЛИ:1) познакомить учащихся с эпохой Возрождения; ввести в мир У. Шекспира; помочь понять смысл трагедии «Ромео и Джульетта»; 2) развивать навык выразительного чтения; учить сопоставлять произведения разных видов искусства; совершенствовать навык анализа драматического произведения; 3) расширять кругозор учащихся; развивать эстетическую восприимчивость; формировать интерес к творчеству Шекспира
МЕТОДЫ:словесный, практический, познавательный
ХОД УРОКА:
Эпиграф:
Любовь всегда прекрасна и желанна,
Особенно, когда она нежданна.
У. Шекспир
Организационный момент
Изучение нового материала
1.Вступительное слово учителя
Впервые в этом учебном году мы покинем мир русской литературы и перенесемся в другую страну – в Англию, где жил талантливый Шекспир.
Перенесемся в эпоху Возрождения. Это были времена странствующих рыцарей, ищущих приключений, очаровательных женщин, новых способов похищений очарованных.
Рассказ об эпохе ВозрожденияВозрождение (Ренессанс) – период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии ΧIV-ΧVI века, в других странах конец ΧV-начало ΧVII века), переходный от Средневековья к культуре Нового времени. К концу ΧV- началу ΧVI века большинство стран Западной Европы вступают на путь капиталистического развития. Начальный период этого процесса характеризуется ярким расцветом новой культуры. Этот период называют эпохой Возрождения. В ΧV- ΧVI веках интерес к жизни античного наследия бурно возрастает, оно усиленно изучается, на произведения античного искусства и науки смотрят, как на образцы. Крепнет новое направление в идейной жизни – гуманизм (от латинского слова humanus – человеческий). Главным содержанием искусства становится человек, его земная жизнь, его борьба за счастье. Гуманистическая литература эпохи Возрождения целиком посвящена теме человека и борьбе против всего, что мешает его свободному развитию и счастью. Любовь, как прекрасное человеческое чувство, становится одной из больших тем литературы. Искусство Возрождения поражает масштабностью образов. Проявляется радость открытия: мир широк и удивителен, как и сам человек. «Какое чудо природы человек!» - воскликнул шекспировский Гамлет. «Гордый образ» человека – одно из величайших завоеваний реализма Возрождения. Этот реализм называют идеализирующим и прекрасным. Стремление к идеализации образа заметно и в мадоннах Рафаэля, и в комедиях Шекспира, и в поэзии Петрарки. Культура Возрождения зародилась в Италии. В Англии это время было трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми, кто не хотел, чтобы она освободилась от влияния Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с Испанией, оберегавшей во всей Европе власть католицизма. Сильнее всего идеи Возрождения в Англии воплотились на сценах театров. Такой силы и власти над всем существующим человек не чувствовал ни в античности, ни в Средние века.
Сообщение о театре эпохи Возрождения
Одним из излюбленных развлечений того времени был театр, являвшийся подлинно народным искусством. В самом Лондоне, то есть в черте Сити, театров не было. Все местные дела решались муниципалитетом, а в нем преобладали буржуа, придерживавшиеся строгой пуританской морали, запрещавшей всякого рода развлечения. Музыку и театр пуритане презирали, считая их греховным делом, отвлекающим от «святой» задачи накопления богатств.
Гуманисты защищали театр от пуритан как полезное развлечение.
Так как пуритане запрещали спектакли в пределах Сити, то первые лондонские театры возникли за чертой города. Они строились в пригородах, подчас рядом с загонами для травли медведей или аренами петушиных боев, неподалеку от таверн и публичных домов.
Впрочем, играли не только там. Комедиантов часто приглашали выступать в домах вельмож и даже во дворец королевы. К началу деятельности Шекспира в Лондоне насчитывалось четыре здания, специально предназначенные для представлений.
Труппы были невелики, обычно ядро составляли шесть-восемь актеров. Актрис во времена Шекспира еще не было, но мальчики-актеры проходили такую тренировку, которая превращала их в образцовых исполнителей женских ролей.
Профессия актера была сравнительно новой. Как самостоятельная профессия актерство возникает в ΧVI веке. Городские корпорации не хотели принимать актеров в свою среду, считая их занятие греховным и, во всяком случае, несерьезным.
Представление герба дома Шекспира, нарисованного им самим
Герб Шекспиров имеет форму щита, пересекаемого по диагонали копьем; поверх щита на венке стоит сокол, держащий одной поднятой лапкой копье.
Символика щита соответствует смысловому значению имени Шекспира – «потрясающий копьем». Знатоки геральдики особенно отмечают то обстоятельство, что на рисунке герба изображен сокол. Это будто бы было символом близости к королевской семье.
Хотя отец Шекспира был женат на дворянке, звание жены не переходило ни к мужу, ни к сыну. Шекспир настойчиво добивался герба – не для отца и не для сына (Гамлет умер одиннадцатилетним) – для упрочения собственного социального статуса и права именоваться джентльменом.
Учитель:Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.
Самое интересное заключается в том, что Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.
Беседа с классом по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
- С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам
это удивительным?
а) Чтение вслух пролога
Учитель:В древности в античных трагедиях был такой персонаж – хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.
- Определите тему трагедии. (Произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев.)
- Где происходит действие? (В Италии, в Вероне и Мантуе.)
- Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения? (Здесь многие годы длится вражда двух семейств, причина ее давно забыта, правителю Вероны и жителям эта вражда уже давно надоела, так как она приносит много бед и по-прежнему льет кровь.)
- В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе? (Показано, как влюбляются друг в друга члены враждующих семейств, самые юные представители фамилий Монтекки и Капулетти.)
- Вспомните, что такое сюжет, назовите его элементы. (Сюжет – это система событий в произведении. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.)
- Выделите элементы сюжета в трагедии Шекспира. (Экспозиция – столкновение Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти; завязка – встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и зарождение любви; кульминация– сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни; развязка – рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)
- Что является способом характеристики героев в драматическом произведении? (Их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки)
- Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под
влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с
Джульеттой? (акт 1, сцена 1- три отрывка)
- Почему герой так отзывается о любви? В чем дело? (Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)
- Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь? ( При разговоре Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает: «Еще не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь единственно для вас.» - акт 1, сцена. Юная героиня еще не думала о любви, о браке, она спокойна.)
- Вспомните, сколько лет Джульетте? (Еще нет 14-ти лет; об этом говорит ее кормилица.)
- Почему автор делает героиней такую молодую девушку? (Автор хочет подчеркнуть, что любовь может прийти в любом возрасте.)
- Как и где вспыхивает чувство юных героев? (Возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в надежде встретиться с Розалиной.)
- Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от
друга. (акт 2, сцена 5)
- Что мешает их любви? (Вражда их семейств.)
- Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства? ( Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки. Джульетта меняется еще сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстает и борется за свою любовь.)
- Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую
роль в судьбе героев? (Они не понимают этой вражды. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео – Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны.)
- Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему? (Нет, так как в Тибальте он видит родственника своей супруги и не желает ему зла.)
- В чем видят герои смысл жизни? (В любви. Они не могут оставаться друг без друга, поэтому выбирают смерть. Джульетта, принимая снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: «И за твое здоровье пью, Ромео!» Ромео перед смертью, выпивая яд, говорит: «Пью за тебя, любовь!»)
- Почему погибают герои? (Мир, в котором они живут, еще не готов к гармонии, примирению, доброте и любви.)
- Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку трагедии.
д) Выразительное чтение развязки трагедии (с рассказа монаха Лоренцо)
- Есть ли смысл в гибели героев?(Да, так как после смерти героев враждующие семьи примиряются. е) Анализ эпиграфа к уроку
- Давайте обратимся к эпиграфу. Соответствует ли он содержанию нашего урока? (Юные герои трагедии радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь сильнее смерти.)
Итог урока
Заключительное слово учителя
Трагедия – это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, оставляя свой идеал.