У войны не женское лицо… С. Жиенбаев «Алия», «Маншук» По М. Козыбаеву,С. Честнову (к 70-летию Победы в ВОВ)
У войны не женское лицо… С. Жиенбаев «Алия», «Маншук» По М. Козыбаеву,С. Честнову (к 70-летию Победы в ВОВ)
Цель урока: познакомить учащихся с произведениями о войне; научить воспринимать выраженные в них чувства, настроения; обучать выразительному чтению целыми предложениями; развивать речь, память, историко-литературное мышление; сформировать умение определять и использовать средства образной выразительности; воспитывать чувство патриотизма.
Планируемые результаты:
предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворение выразительно, передавая настроение; наблюдать за жизнью слов в тексте, чувствовать ритм стихотворения; личностные: проявлять чувство гордости за Казахстан, его историю; проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения; системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, умение определять главную мысль произведения; находить средства выразительности.
Тип урока: урок формирования навыков и умений. Материальное обеспечение урока: портреты Алии Молдагуловой и Маншук Маметовой, выставка книг, фотографии, репродукции картин с изображением эпизодов ВОВ, фонограмма песни «Священная война»
Межпредметные связи: русский язык, познание мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«У войны не женское лицо… С. Жиенбаев «Алия», «Маншук» По М. Козыбаеву,С. Честнову (к 70-летию Победы в ВОВ)»
Литературное чтение
3 класс
Тема урока: У войны не женское лицо… С. Жиенбаев «Алия», «Маншук» По М. Козыбаеву, С. Честнову (к 70-летию Победы в ВОВ)
Цель урока: познакомить учащихся с произведениями о войне; научить воспринимать выраженные в них чувства, настроения; обучать выразительному чтению целыми предложениями; развивать речь, память, историко-литературное мышление; сформировать умение определять и использовать средства образной выразительности; воспитывать чувство патриотизма.
Планируемые результаты:
предметные:уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворение выразительно, передавая настроение; наблюдать за жизнью слов в тексте, чувствовать ритм стихотворения; личностные:проявлять чувство гордости за Казахстан, его историю; проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения; системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, умение определять главную мысль произведения; находить средства выразительности.
Тип урока: урок формирования навыков и умений. Материальное обеспечение урока: портреты Алии Молдагуловой и Маншук Маметовой, выставка книг, фотографии, репродукции картин с изображением эпизодов ВОВ, фонограмма песни «Священная война»
Межпредметные связи: русский язык, познание мира.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Прозвенел и стих звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души:
Сели ровно, малыши!
II. Актуализация опорных знаний.
Речевая разминка.
Если плачет кто-то рядом, Если слезы льются градом, Подойдите вы к нему, И спросите: «Почему?»
Прочитайте стихотворение про себя.
Теперь вслух «птичьим базаром» (хором, но кому как нравится).
Теперь шепотом. Громко.
С веселой интонацией. Грустно.
Какая интонация подойдет к стихотворению больше? (Грустная.)
Почему? (Дети плачут - это грустно.)
А почему дети плачут? (Упали, ударились, их обидели.)
Но есть еще одна причина, по которой дети плачут. (Выставляются иллюстрации о войне)
Рассмотрите картины, помещенные на доске. Что у них общего? (На этих картинах изображена война.)
- Это Великая Отечественная война. Как думаете, с какой целью эти картины помещены на доске? - Какие ассоциации у вас возникают со словом «война»?
- Что вы знаете о войне?
- Мы сегодня будем читать, и обсуждать произведения о войне, размышлять о Родине, о героизме, о священном долге и обязанности граждан – защите своей Родины, познакомимся с двумя казахстанскими девушками, которые во время войны сражались с врагами.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Слово учителя.
- 22 июня 1941 года ранним утром без объявления войны по приказу Гитлера фашистская Германия напала на Советский союз.
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев. (С. Михалков)
Немецкие оккупанты бомбили города, убивали мирных жителей. Вся страна поднялась против захватчиков. (песня «Священная война)
Каждый аул, город поселок Казахстана послал своих сыновей на битву с оккупантами и поработителями, на бескомпромиссную схватку с врагом, грозившим уничтожить все живое, творческое, справедливое. За Родину поднялся весь многомиллионный и многонациональный народ. Казахи, киргизы, русские, украинцы, люди разных национальностей защищали Москву, как свою столицу, ценой своей собственной жизни.
Женщина и война… Оба эти слова женского рода… Но они не совместимы. Женщина и война… Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они защищали Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагом в небе, перевязывали раненых, выносили их с поля боя, уходили в партизаны, стояли у станка, рыли окопы.
Алие Молдагуловой не было и 19 лет, когда вражеская пуля оборвала ее жизнь. Она беззаветно любила свою Родину, бескрайнюю степь с горьковатым запахом полыни и парящим в небе орлом. Алия хотела быть полезной своему народу, мечтала быть летчиком, инженером или учительницей, но стала солдатом…
Ученик: Герой Советского Союза Алия Нурмухамедовна Молдагулова родилась в 1925 году в ауле Бес-Копа Хобдинского района Актюбинской области. Воспитывалась у родственников, с которыми переехала в Ленинград. В Ленинграде жила в детском доме, училась в школе № 9. В 1942 году добровольцем вступила в красную Армию, закончив в Москве школу снайперов. С августа 1943 года – на фронте. Алия прекрасно владела вверенным ей оружием, была смелой и отважной. 11 января 1944 года в тяжелом бою у деревни Казачиха Псковской области первой поднялась в атаку, увлекая бойцов, чем обеспечила успех боя. 15 мая 1944 года вблизи железнодорожной станции Новосокольники Псковской области была смертельно ранена. Было ей в ту пору 19 лет.
Слово учителя: Казахского поэта Саги Жиенбаева, как человека волновала тема ВОВ. Результатом явилась поэма «Алия», отрывок из которой мы будем читать.
2. Чтение учителем стихотворения «Алия».
Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?
Определите тему стихотворения.
Отражает ли тему стихотворения его заголовок?
Сейчас будем учиться читать стихотворение выразительно. Что значит читать выразительно? (четко произносить слова, менять силу и громкость голоса, быстро, медленно, соблюдать паузы, выделять слова, представлять то, о чем читаешь)
Как надо читать стихотворение «Алия»? (мягко, напевно, лирично, т.к. это песня, которую поет народ)
3. Повторное чтение и анализ стихотворения.
- Какие литературные приемы использует автор? (сравнения, эпитеты). Как думаете, для чего?
Найдите приемы сравнения.
Яркой звезды восход –
Краткая жизнь твоя.
- Жизнь Алии подобна восходу яркой звезды – вспыхнула, блеснула, осветила, согрела на мгновение – и погасла: ведь девушке было неполных 19 лет, когда она погибла!
Как Алатау, велик
Подвиг твой, Алия!
- Эта хрупкая, слабая на вид девушка совершила подвиг, значение которого поэт сравнивает с величием гор Алатау.
Облаком в вышине
Имя твое летит.
- Имя Алии поэт сравнивает с облаком, летящим в небе – невесомое, воздушное, белоснежное, радующее взор, как образ этой чистой, нежной девушки.
Степь по весне цветет
Красным, как кровь твоя.
- Алия погибла в последний месяц весны – 15 мая – когда в степи буйно цвели маки и тюльпаны. И теперь каждую весну вся степь как бы в память о девушке «цветет красным, как кровь» цветами.
- Как автор говорит о лице девушки? (Юный твой чистый лик)
- Слово «юный», используется здесь в своем прямом значении – не достигший зрелого возраста, свойственный молодым (юное лицо – очень молодое лицо)
- В каком значении употребляется слово «чистый»? (переносном)
- Слово «чистый» в своем основном значении – «лишенный грязи, не умеющий грязи» к словосочетанию «чистый лик» отношения не имеет. В смысловом и эмоциональном отношении поэтом использовано переносное значение этого слова – «нравственно-безупречный, искренний», т.е. слово «чистый» употребляется, как эпитет.
- В каких строчках заключается основная мысль стихотворения?
Как Алатау, велик
Подвиг твой, Алия!
- О подвиге А. Молдагуловой снят фильм, о ней написано немало книг, среди которых повести «Алия Молдагулкызы» - Ж. Жумаханова, «Шыгыс Шынары» - А. Нурмахановой, роман «Алия» в книге С. Смородкина «Героини».
Композитор С. Байтереков написал об Алие одноименную песню, за исполнение которой казахстанская певица Роза Рымбаева была удостоена Гран-при на фестивале песни в Польше.
- Почему многие поэты, композиторы, скульпторы посвящали свои произведения Алие?
- Память об Алие будет жить в поэмах, песнях, памятниках. Имя ее навсегда останется в истории Родины, сердце героини бьется в унисон с сердцем родной земли.
VI.Физкультминутка
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди!
Да, смотри, не упади!
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый!
Продолжение работы по теме урока.
В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина,
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей рожать.
В мир приходит женщина,
Чтоб цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.
- Еще одна девушка Востока, которая спасала мир, сражалась с врагами, была Маншук Маметова.
Рассказ ученицы: Герой советского Союза Мансия Жиенгалиевна Маметова родилась 1922 года в Урдинском районе Уральской области. После окончания школы девушка поступила в Алматинский мединститут, совмещая учебу с работой. Но врачом Маншук не стала: после окончания первого курса началась война, которая разрушила все мечты. 13 августа 1942 года Маншук добровольцем ушла на фронт.
Вначале была санинструктором. Бесстрашно вытаскивала раненых из-под шквального огня, а потом стала пулеметчицей. Сотни фашистов полегли от меткого огня «максима» девушки.
16 октября 1943 года в тяжелом бою у города Невель Псковской области Маншук отражала атаки гитлеровцев. Враги заметили, откуда ведет меткий огонь пулеметчица, и решили ее убрать. Вокруг девушки стали разрываться мины, она была ранена в голову, но продолжала вести огонь, обеспечивая продвижение батальона, пока осколок вражеского снаряда не оборвал ее жизнь. Даже после смерти руки Маншук продолжали сжимать спусковой рычаг. Она находилась на боевом посту до последнего дыхания.
Знакомство с произведением «Маншук»
Словарная работа:
Сирота – ребенок, оставшийся без родителей
Жалмауз – персонаж казахских народных сказок, ненасытное чудовище
«максим» - пулемет
Артиллерия – огнестрельные орудия (пушки, минометы …)
Первичное чтение рассказа учителем
- О чем это произведение? ( О подвиге и жизни Маншук)
- Как можно было бы по-другому озаглавить этот текст? (Подвиг дочери Казахстана, Батыр Маншук, За Родину-мать, погибла подруга в неравном бою)
- Сколько лет было Маншук, когда она погибла? (20 лет)
Маншук Маметова прожила всего 20 лет. Она любила жизнь и хотела жить, но погибла, защищая Родину. Маншук навечно осталась почетным жителем старинного города Невеля. Одна из лучших улиц города носит имя М. Маметовой. На центральной площади среди мраморных плит-могил – одна плита с именем Маншук.
Поэт Е. Иванов в стихотворении «Женщинам» так описал ее подвиг:
Ученик:
В зимнее утро, у подножья кургана,
В боях за Невель, увлекая бойцов,
Родная дочь степей Казахстана
Беспощадно громила орды врагов.
В схватке жесткой, в великом сраженье
Сотни фашистов, кося как траву,
За Родину-мать, за жизнь поколенья
Погибла подруга в неравном бою.
Учитель: Именем Маншук названы ледник и вершина в Заилийском Алатау, ей посвящен фильм «Песнь о Маншук», немало литературных произведений.
V. Закрепление знаний и способов действий.
- Чем похожи эти произведения?
- Над какими вопросами нас заставили задуматься прочитанные произведения?
- Может ли нравиться грустное, печальное? (В жизни – нет , а в искусстве – да, потому что заставляет нас сопереживать, задумываться)
С каждым годом все дальше от нас уходят те кровавые дни и ночи войны, объятые огнем города и села, слезы матерей, вдов, сирот, беспримерный героизм и мужество народа на полях сражения и в тылу. Но мы никогда не забудем тех, кто защищал нас и отстоял мир на земле.
Ученики:
Помните!
Через года, через века, -
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны,
Памяти павших, будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем
Будьте достойны!
VI. Рефлексия.
Лист самооценки.
Да
Нет
1. Понравились ли мне произведения?
2. Совершили ли девушки геройский поступок?
3. Смог ли бы ты поступить так же?
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал...
На уроке я похвалил бы себя за...
После урока мне захотелось...
VII.Подведение итогов урока.
Какие произведения мы читали на уроке? Кто их авторы?
Что вам показалось особенно интересным?
Чему учат нас эти произведения?
VIII. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение «Алия», нарисовать рисунок к любому из прочитанных произведений.