kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

У порога мира Николая Рериха ( цикл уроков)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество Николая Рериха не входит в школьную программу. А мир его образов огромен и многообразен. И если учитель поможет обучающимся открыть дверь в этот мир, это прекрасно!. Необходимо так построить уроки, чтобы у ребят возникло желание самостоятельно обращаться к произведениям  Рериха, которые, как путеводная звезда, могут направить на путь истинный. Добро пожаловать в мир Николая Рериха!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«У порога мира Николая Рериха ( цикл уроков) »

У порога мира Николая Рериха

Пояснительная записка

Творчество Николая Рериха вообще не входит в школьную программу. А мир его образов огромен и многообразен. И если учитель поможет обучающимся открыть дверь в этот мир, это прекрасно! Необходимо так построить уроки, чтобы у ребят возникло желание самостоятельно обращаться к произведениям Николая Рериха, которые, как путеводная звезда, могут направить на путь истинный. Интересна его «Живая этика», просты и понятны его сказки, а цикл стихов «Вечность» - это учебник жизни. Надо только научить ребят читать этот учебник и помочь разобраться в системе его образов. Нельзя забывать также и о прекрасных картинах Николая Рериха. Добро пожаловать в мир Николая Рериха и счастливого пути!

Цели методической разработки:

1. Познакомить с небольшими произведениями Н.Рериха;

2. Открыть ребятам взгляды Николая Рериха на картину жизни;

3. Помочь ребятам в формировании своего взгляда на жизнь.


Задача:

Дать понять ребятам, что у каждого человека свой путь к достижению поставленной цели, а герои Н Рериха могут помочь в выборе правильного пути, правильного друга.

Ожидаемый результат:

Каждый ученик должен уйти с урока с вопросом: «Как найти свое место в жизни? С кем идти по жизни? И какова ее цель?»

Целевая аудитория:

Первых два урока разработаны для учащихся 5-6 классов, но могут быть использованы в работе со школьниками более старших классов. Третий урок для старшеклассников, если в младших классах с произведениями Н. Рериха не имели счастья познакомиться.  

Тема цикла: «У порога мира Николая Рериха»

Тип урока: урок развития речи.

Вид контроля: сочинение- рассуждение, чтение наизусть

Оформление класса: портрет Николая Рериха, цитаты из произведений Рериха, эпиграфы, «Живая этика» через интернет.

Музыкальное оформление: Шостакович «Душа»

Оборудование: компьютер с выходом в интернет, презентация о Н.Рерихе


Эпиграфы к уроку:

Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр.

Только тогда он имеет право носить это высокое звание-

ЧЕЛОВЕК.


Когда указываем беречь культуру, ее сокровища, будем это

делать не ради старости, но ради молодости.

Николай Рерих


Методические рекомендации:

Стихи и сказки должны читаться учителем.

Урок должен быть одним из последних в расписании, т.к. после таких уроков ребятам трудно перестраиваться на другой предмет.

Подобные уроки можно проводить как заключительные после изучения творчества любого писателя или поэта.



Наши сердца открыты только вниз..?



Цели урока:

1. Ввести ребят в мир художественных образов Н. Рериха;

2. Помочь понять его и принять взгляды художника на жизнь;

3. Начать работу над обучением умению анализировать философские сказки.


На доске портрет Н. Рериха, эпиграфы к уроку и цитаты из его произведений.


Хочу веры в себя в себя, хочу идти далеко, хочу с высокой горы смотреть на восток.


Если ты устал, начни еще. Если ты изнемог, начни еще и еще!


Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.


Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Начинается урок с обращения к портрету писателя.

  1. Вопрос: «Как вы думаете, какой человек перед нами?»

Ребята отмечают, что это мудрый и добрый. Особое внимание уделяется глазам. Отмечается, что Н.Рериха очень умные, глубокие глаза. Необычное имя и притягивающее лицо вызывают интерес к его творчеству.

  1. Обращение к эпиграфам и запись их в тетради.

  1. Вопрос: «Согласны ли вы с мыслью, выраженной в эпиграфе?»

Ответ чаще положительный.

  1. Вопрос: «А что нужно, чтобы носить высокое звание - Человек?»

Ответы ребят самые разнообразные, но учитель плавно подводит к мысли, что у человека должна быть вера в себя. Обращение к первой цитате и обсуждение её.

Вывод: Вера в себя человеку необходима, но этого мало. Человек должен быть трудолюбив и настойчив в достижении своей цели.

  1. Обращение ко второй цитате. Чтение и обсуждение её.

Вывод: Человек живёт среди людей, значит, сложатся определённые отношения между ним и людьми, которые его окружают. И какими будут эти отношения, зависит только от самого человека.

  1. Чтение и обсуждение третьей цитаты.

Учитель: «А теперь обратимся к письменам Николая Рериха и посмотрим, как всё то, о чём мы только что говорили, нашло отражение в произведениях этого замечательного художника».

  1. Первое произведение, с которым знакомятся ребята,- это сказка-притча «Гримр-викинг». Обращается внимание на жанр произведения, отмечается, что все сказки Н.Рериха приближены к нравственно-философским притчам, но они лишены категоричности поучения. Назидательные ноты смягчены лиризмом повествования, поэтической недосказанностью. Мысль не скользит на поверхности, она устремлена вглубь, стараясь раскрыть новые стороны жизни, не всегда заметные с первого взгляда.

События, описанные в произведении, происходили давно и не в нашей стране, но оно современно и сейчас (обращение ко второму эпиграфу).

Чтение притчи «Гримр-викинг» учителем.

Вопросы и задания для обсуждения.

  1. Понравилась ли вам притча? Что именно?

  2. В каких строчках заключена основная мысль? Какова она?

  3. Согласны ли вы с викингом? Почему?

А был ли Гримр-викинг чьим–нибудь другом в счастье? Почему вы так думаете? Найдите подтверждение в тексте.

А может, он сам виноват в том, что у него никогда не было друга в радости?

А вы сами являетесь чьим-нибудь другом в радости?

  1. После этой работы даётся задание написать сочинение-миниатюру или нарисовать, где бы ребята отразили своё отношение к написанному в произведении и происходящему вокруг.

  2. Чтение и обсуждение сочинений и рисунков происходит на этом же уроке, так как самыми искренними и правдивыми являются только те ответы, которые возникли сразу после прослушивания произведения.


  1. Итог урока. Вопросы и задания.

  1. Почему Н. Рерих обратился именно к жанру сказки-притчи?

  2. Какова основная мысль притчи?

  3. Чему научила вас сказка-притча?

  4. Что бы вы выписали из неё для своих потомков?

  5. Согласны ли вы с тем, что «наши сердца открыты только вниз»?


  1. Домашнее задание. Прочитать сказки-притчи «Старинный совет», «Детская сказка».







Формула жизни Н.Рериха


Высшая цель - быть мудрым, высшая мудрость - быть добрым

Изречение святых


От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям,

от красивых мыслей мы перейдём к красивой жизни,

от красивой жизни - к абсолютной красоте.

Платон




Цели урока:

  1. Продолжить работу по изучению творчества Н.Рериха;

  2. Вывести формулу жизни Н.К.Рериха;

  3. На её основе каждый выводит свою формулу жизни.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

1. Чтение домашних сочинений и работа над рисунками, выполненными дома.

2. Лейтмотивом, основой всех произведений Н.Рериха является добро, доброе отношение ко всему, что окружает человека, и ко всем кто живет рядом с ним (обращение к эпиграфу). Где, в каких произведениях мысль, заключённая в эпиграфе, нашла своё воплощение?

- В «Детской сказке», в «Мифе Атлантиды».

Свои ответы ребята комментируют, опираясь на текст.


Учитель. Итак, одним из слагаемых формулы жизни Н.Рериха является добро, доброе отношение ко всему живому. Ещё какие слагаемые можно выделить, опираясь на рассмотренные сказки?

- Дружба (ответы также комментируют учащиеся, опираясь на тексты сказок).

- Вера в себя (зачитываются цитаты из «Детской сказки»).

- Самостоятельность (зачитываются цитаты из сказки «Старинный совет»).


Следовательно, в тетрадях появляется запись:



Добро

Дружба жизнь

Вера в себя

Самостоятельность


Следующим этапом урока является выведение своей формулы жизни.

Вопрос: «А какие слагаемые ещё вы включите в свою формулу жизни?»

На этот вопрос ребята отвечают самостоятельно в тетрадях, без вмешательства учителя, подтверждая необходимость того или иного качества человека примерами из личной жизни. Получается у каждого своя формула. Очень важно настроить ребят на искренность и правдивость. Можно задавать вопросы такого рода:

- По какой формуле жизни ты бы хотел (а), чтобы жил(а) твой сын или твоя дочь?

Эта работа тоже должна быть завершена в классе, так как дома уже не будет того эмоционального настроя.

По ходу чтения и обсуждения работ учащихся на доске записываются слагаемые, наиболее часто встречающиеся в ответах. На основе этих записей выводится одна, применимая для всех формула жизни.

На левой стороне доски остаются слагаемые формулы жизни Н.К.Рериха, на

правую сторону записываются слагаемые ребят.



Добро Любовь к родным и близким

Дружба Любовь к Родине

Вера в себя Жизнь Правда (правдивость)

Самостоятельность Милосердие


III. Рефлексия.

1.Понравились ли вам сказки-притчи Н.К.Рериха?

2.Где и как проявляется творческая индивидуальность автора?

3.Нужны ли нам произведения Н.Рериха сегодня?

4.В чём их философский и морально-нравственный смысл?


IV. Домашняя работа. Вывести формулу жизни своих родителей.




.


Без зова никто не дойдет…

Урок - размышление над произведениями Николая Рериха


Я был призван на этот мировой пир,

И жизнь моя была благословенна.

На мою долю пало играть на этом пиру.

И я сделал всё, что мог.

Робиндранат Тагор


Хочу веры в себя, хочу идти далеко. Хочу с высокой горы встречать рассвет

Николай Рерих


Оформление доски:

  1. Портрет Н. Рериха, два эпиграфа, новые слова:

  2. Рерих - богатый славой (по - скандинавски)

  3. Провидец - человек, который может предвидеть будущее , ясновидец.

  4. Синквэйн - пятистишие, имеющее глубокий философский смысл (японск.)

  5. Картины Н. Рериха

  6. Политическая карта мира

  7. «Лунная соната» Бетховена




Цели урока:

  1. Знакомство с циклом стихов Н.К.Рериха «Вечность»;

  2. Через мир художественных образов Н.Рериха помочь ребятам понять и принять его философские взгляды на жизнь;

  3. Продолжить работу учителя над формированием правильной, грамотно оформленной монологической речи.




Ход урока

1. Здравствуйте. Добрый день!

Каждый человек должен уметь глядеть на свою жизнь по - доброму, как на подарок судьбы, но заглядывая далеко вперёд в поисках своего места в жизни.

Моя ученица Оля Васильева написала сонет, который близок и мне, несмотря на разницу в возрасте.

Мне 15 лет. Мало или много?

Я ищу ответ, где моя дорога.

Как её в этом шумном мире,

Из узенькой тропы сделать сё шире?

Я ищу ответ, в чём моё призванье. Дано ли мне судьбой божье дарованье?

Или просто гак рождена на свет я, Пронестись по жизни холодною кометой?

Интересно жить, если есть стремленье,

Если ты найдёшь верное решенье.

Чтоб идти вперёд прямо, не сгибаясь,

Страх преодолев, сердцем закаляясь.

Своё место в жизни всем отведено,

Если есть стремленье, ты найдешь его.

Меня, как и Олю, как и вас, мне кажется, как и многих людей на Земле, волнуют вопросы: «Для чего родился я на свет? Где моё место? Как его найти? С чего начать». Л.Н. Толстой в 82 года уходит из дома, потому что ищет себя, не доволен своим местом в жизни. Любимый герой М. Лермонтова Печорин в ночь перед дуэлью задаёт себе вопросы: «Зачем я жил? Для чего я родился? Думаю, что было мне назначение высокое, ибо я чувствую в себе силы необъятные...»

Ответы на эти и многие другие вопросы мы с вами вместе постараемся пай и познакомившись с некоторыми произведениями Н. К. Рериха.

Итак, тема нашего урока сегодня необычная и, на мой взгляд, очень интересная, «Глаз добрый и провидческий». Сегодня мы окунемся в мир художественного слова очень необычного, во многом непонятного человека Николая Константиновича Рериха.

2. Эпиграфом к уроку взяты строчки из стихотворения Р. Тагора, поэта,
философа и друга М. Рериха (Читается эпиграф и разбирается построчно)
Я был призван на этот мировой пир

-Кем? Для чего?

И жизнь моя была благословенна ...

-Какую благую (-ое) весть (слово) получила жизнь?

На мою долю пало играть на этом пиру

-Он был наблюдателем или жил полной жизнью?

И я сделал всё, что мог.

-Счастлив тот, кто в конце своего жизненного пути сможет сказать так.

3. Так мог сказать Р.Тагор. Так, мне кажется, мог бы сказать и К.Рерих.
Всю свою жизнь он был в поиске. Он искал себя.

Рерих - богатый славой по-скандинавски. Он родился в 1874 г 27 сентября в семье известного нотариуса Константина Фёдоровича Рериха. Получил прекрасное образование и воспитание. С детства любил рисовать, и более известен нам как художник. В 16 лет одновременно поступает в Академию Художеств и на юридический факультет университета (отец хотел видеть сына юриста, а не художника)

Блестяще заканчивает оба факультета. В качестве дипломной работы в Академии художеств - картина «Гонец», сразу купленная Третьяковым. Всего известно миру около семи тысяч полотен Рериха, но многие его работы остались за пределами России, многие проданы за бесценок, многие утеряны. Больше всего художник любил писать горы, потому что он считал, что «горы занимательны, как начало, выходящие из низших земных условий, на высотах можно ощущать выход из обычных требований земли». Жизнь его очень богата и разнообразна. Много путешествует, организует научно - исследовательские экспедиции. Рерих жил 42 года в России, 17 лет - в Индии, 3 года - в Америке, 2 года - в Финляндии, 2 года - в Китае. Был во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, Египте, Японии.

В 1923 г. вместе с женой и сыном уезжает в Индию и не возвращается (не может) 13 декабря 1947 г умирает в Индии. Его тело предано сожжению, а на месте костра водружен камень с памятной надписью.

4. Но самой главной памятью для нас являются его произведения. Это его

обращение к вам, вступающим в самостоятельную жизнь.


Стихотворение «Вечность»

Мальчик, ты говоришь,

что к вечеру в путь соберешься.

Мальчик мой милый, не медли.

Утром выйдем с тобою.

В лес душистый мы вступили

среди молчаливых деревьев.

В студеном блеске росы,

под облаком светлым и чудным,

пойдем мы в дорогу с тобою.

Если ты медлишь идти, значит,

еще ты не знаешь, что есть

начало и радость, первоначало и

вечность.

1916


-Как вы думаете, о чём оно?

Найдите главные слова и строчки.

-Это стихотворение о том, что человек начинает искать себя с самого детства, с утра жизни. Вечером отправляться в дорогу уже поздно . И тогда ты поймёшь радость начала своего жизненного пути. Но ты не уйдёшь в никуда .Ты уйдёшь в вечность ! Ты будешь жить вечно в своих детях.


Ты будешь жить на свете 10 раз

Десятикратно в детях повторённый.

И вправе будешь в свой последний час

Торжествовать над смертью покорённой.

В.Шекспир.


-Но с кем ты выходишь в путь, кто рядом с тобой? Кто будет твоим проводником?

5. А когда наши, чувашские, дети начинают свой жизненный путь? С чего
начинается наша дорога?

-С приобщения к труду. Только трудом, уважением к нему воспитывались чувашские дети. Уже с трёх лет девочка начинала учиться всему тому, что умела делать её мать, а мальчик - отец. Девочек учили шить вязать, вышивать, т.е. готовить себе приданое, учили быть мудрой хозяйкой, хорошей матерью. А мальчик выходил в поле с отцом, учился обрабатывать и любить землю. Детей учили любить свой народ, помнить и чтить его мудрость и традиции.

6. Человек вышел в путь, он ищет свою дорогу, своё место, потому что он
понимает, что он «Послан» (Чтение стихотворения учителем)


Не подходи сюда, мальчик.

Тут за углом играют большие,

кричат и бросают разные вещи.

Убить тебя могут легко.

Людей и зверей за игрою не трогай.

Свирепы игры больших,

на игру твою не похожи.

Это не то, что пастух деревянный

и кроткие овцы с наклеенной шерстью.

Подожди — игроки утомятся, —

кончатся игры людей,

и пройдешь туда, куда

послан.

1916


О чем оно? Что вы услышали в нём?

Каждый человек «послан» на Землю с какой-то целью, на него возложена какая - то определённая миссия. Он должен услышать голос, почувствовать своё предназначение и «сделать всё, что мог», несмотря на «свирепые игры больших, не размениваясь по мелочам.

- А что такое мир? Каким он бывает?

светлый жестокий

добрый злой

красивый несправедливый и.т.д.

Чтение высказывания Рериха о мире зла.

И чтобы выжить в этом мире, надо быть сильным. Но где взять силы?

7. «Бог даст»

«Большие научили тебя боятся» - жизнь жестока (обращение к словам Рериха о мире зла). Но бог даст - и смелым ты встанешь и тогда ...


Бог даст

Подойди ко мне, мальчик, не бойся.

Большие тебя научили бояться.

Только пугать люди могут.

Ты рос без страха.

Вихрь и мрак, вода и пространство,

ничто не страшило тебя.

Меч извлеченный тебя восхищал.

К огню ты протягивал руки.

Теперь ты напуган,

все стало враждебно,

но меня ты не бойся.

У меня есть друг тайный,

страхи твои отвратит он.

Когда ты уснешь,

я тихонько его позову к изголовью, —

того кто силой владеет.

Он тебе слово шепнет.

Смелым встанешь,

Бог даст.




«Тогда» (чтение)

Ошибаешься, мальчик! Зла — нет.

Зло сотворить Великий не мог.

Есть лишь несовершенство.

Но оно так же опасно, как то,

что ты злом называешь.

Князя тьмы и демонов нет.

Но каждым поступком

лжи, гнева и глупости

создаем бесчисленных тварей,

безобразных и страшных по виду,

кровожадных и гнусных.

Они стремятся за нами,

наши творенья! Размеры

и вид их созданы нами.

Берегися рой их умножить.

Твои порожденья тобою

питаться начнут. Осторожно

к толпе прикасайся. Жить трудно,

мой мальчик, помни приказ:

жить, не бояться и верить.

Остаться свободным и сильным.

А после удастся и полюбить,

Темные твари все это очень

не любят. Сохнут и гибнут

тогда.

1916



Ты станешь свободным и сильным, но помни приказ: «Жить, не бояться и верить!»

- Во что? В кого верить? А что такое вера?




8. А что об этом говорит Н. Рерих в своей сказке? Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы карандашом подчеркните, пожалуйста, те слова, в которых, на ваш взгляд, заключена основная мысль. (Работа над текстом) – Итак, что вы должны взять с собой в дорогу?

-Веру в себя

-С кем ты идёшь? Или ты одинок?

«Без зова никто не дойдёт.

Без проводника никто не пройдет.

В то же время нужно личное, неукротимое стремление

и готовность к трудности пути».

Да, путь будет труден, путь к наивысшей цели, к совершенству очень сложен. Но человек должен подняться на вершину горы, потому что горы для Рериха - это символ чистоты, непорочности

«Только сердце подскажет, как можно по гладкому камню поднимался к высотам».

Чтение высказывания Н. Рериха о пути вперед.

9. Итак, что человек должен иметь, чтобы уверенно идти по жизненному пути?

Веру в себя, силу, стремление, готовность, умение преодолевать страх, желание идти и.т.д.

А теперь попробуем составить синквэйны, используя те мысли, которые возникли у вас на уроке. (словарная работа)

Один синквэйн составляем вместе. Одна ученица у доски.



Правда I Главное слово, которое ты берёшь с собой в дорогу.

Горькая, беспросветная 2 Два определения к этому слову.

Волнует, тревожит, бередит 3 Три глагола.

Она открывает нам глаза 4 Предложение, заключающее в себе глубокий смысл.

Радость. 5 Слово - итог, вывод.

Правда

Вечная, ранимая

Беспокоит, тревожит, отрезвляет

Окрыляет на большие дела.

Надежда.


Красота

Таинственная, просветлённая

Манит, просвечивает. проникает

Душу мечтой загадочной окрыляет

Радость


10. Прекрасные работы получились у вас! Вы все пришли в школу за знаниями. Вы понимаете, что вам это надо, вы ищете себя. Значит, вы уже в дороге. Счастливого пути! «В конце каждого пути должен быть свет достигнутой цели, если эта цель была светлой. Имеет значение и смысл только цель служения человечеству, служения благу ближнего самоотверженное». 


11. Домашнее задание. Продолжить работу над синквэйнами







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
У порога мира Николая Рериха ( цикл уроков)

Автор: Иванова Ирина Николаевна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236705


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства