kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  поможет при подготовке к уроку по поэме "Кому на Руси жить хорошо"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь"»

Урок 6

Тема урока: «Ты и могучая, ты и бессильная, матушка – Русь» -

мастерство поэта при изображении народных характеров,

сатирических портретов помещиков.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – исследование с применением компьютерной

презентации

Цели урока.

Образовательная: подчеркнуть мастерство поэта при изображении

народных характеров – Матрены Тимофеевны

Корчагиной, сатирических портретов помещиков,

раскрыть тему греха в главе «Пир – на весь мир»: грех

дворянский, грех крестьянский, грех против веры

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,

формирование поэтического чутья, культуры чтения.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к родному слову,

уважительного отношения к истории отечества,

к вероисповеданию

Оборудование урока: выставка книг, альбом «Н.А.Некрасов. Выставка в

школе», компьютерная презентация «Кнутом

иссеченная Муза…»

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка – Русь

Н.А.Некрасов

План урока.

1. Вступительное слово учителя: «Народный мир в движении»

2. «Сердце гневное» русской крестьянки Матрены Тимофеевны

3. Сатирические портреты помещиков

4. Тема греха в главе «Пир – на весь мир»:

─ рассказ «Про холопа примерного – Якова верного: грех дворянский,

─ легенда «О двух великих грешниках»: грех против веры

─ рассказ «Крестьянский грех»: грех крестьянский

6. Заключение: «Поворот в направлении крестьянских поисков счастья»

Проблемные вопросы:

  • Меняется ли представление о счастье у крестьян – странников?

  • Какие черты русского национального характера отразились в образе Матрены Тимофеевны?

  • Помещичье счастье – какое оно?

  • Какой же из грехов в главе «Пир – на весь мир» самый тяжкий?

1. Вступительное слово учителя: «Народный мир в движении»

Глава «Крестьянка» подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения. Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: «помещик за границею, а управитель при смерти». Толпа отпущенных на волю, но совершенно не приспособленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское добро. На фоне вопиющей разрухи, развала и бесхозяйственности трудовая крестьянская Русь воспринимается как могучая созидательная и жизнеутверждающая стихия: «Легко вздохнули странники: / Им после дворни ноющей / Красива показалася / Здоровая, поющая / толпа жнецов и жниц...» В центре этой толпы, воплощая в себе лучшие качества русского женского характера, предстала перед странниками Матрена Тимофеевна

2. «Сердце гневное» русской крестьянки Матрены Тимофеевны

(Чтение и анализ главы «Крестьянка»)

  • Сохранился ли бунтарский дух Савелия в сердце Матрены Тимофеевны, жены его внука?

  • Как характеризует Матрену Тимофеевну её портрет?

Как вы понимаете слова «осанистая женщина»?

  • Случайно ли, что глава «Крестьянка» почти вся построена

на народно - поэтических образах и мотивах?

  • Какие черты русского национального характера отразились в образе Матрены Тимофеевны?

Вывод: Бунтарский дух Савелия остался жить в сердце Матрены Тимофеевны, жены его внука. Рас­сказ крестьянки о Савелии - свидетельство того, что она понимает его, всем сердцем ему сочувствует:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!.. —

Вглядимся в портрет Матрены Тимофеевны:

Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Ресницы богатейшие …

Глаза большие, строгие

Сурова и смугла

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо

Может ли «осанистая женщина» идти, сгорбившись, глядя в землю? Ответ очевиден. Значит это еще и психологическая характеристика – гордая, независимая, полная достоинства, привыкшая везде и во всем полагаться на собственные силы. Рабочая одежда Матрены Тимофеевны проста, удобна и красива

Рассказ Матрены Тимофеевны странникам о своей жизни строится по общим для народной эпопеи, по законам эпического повествования. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии.

«Уже первая глава «До замужества» — не просто повествование, а как бы совершающийся на наших глазах традиционный обряд крестьянского сватовства. Свадебные причеты и заплачки «По избам снаряжаются», «Спасибо жаркой баенке», «Велел родимый батюшка» и другие основаны на подлинно народных. Таким образом, рассказывая о своем замужестве, Матрена Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом множестве», - замечает талантливый литературовед Н. Н. Скатов

Говоря о своем замужестве, Матрена Тимофеевна мимоходом замечает: «Попала я с девичьей холи в ад». В семье мужа ей приходилось не сладко: первой вставать, последней ложиться, постоянная разлука с мужем, вынужденным уходить на заработки. В этот период на её плечи ложилась вся тяжесть крестьянского труда, ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Занозой в сердце Матрены Тимофеевны сидит смерть её первенца Демушки, которого на период полевых работ по распоряжению старосты оставила на попечении почти столетнего Савелия Вот как причитает она над его телом:

Подите мои слезоньки,

Не на землю, не на воду,

Не на господь храм!

Подите прямо на сердце

Злодею моему

Вспоминает она о пожарах, падеже скота, неурожаях и том, как принимает принародное наказание вместо малолетнего сына – подпаска, пожалевшего голодную волчицу и скормившего ей овцу. Странники дивятся горькому рассказу Матрены Тимофеевны, ведь в народе её величают «счастливицей», и она рассказывает, как спасла мужа от солдатчины, как, завязав последние деньги в платочек, на последнем месяце беременности, пешком пошла к губернатору с жалобой на старосту. Здесь же, в доме губернатора, и родился ребенок, крестной матерью которому стала сама губернаторша. Она не скло­няет головы перед грозны­ми начальниками, с ко­торыми «крестьяне надрожалися» и смело заявляет:

В груди у них нет душеньки,

В глазах у них нет совести,

На шее — нет креста!

Суровые условия оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные душевные силы, волю к жизни. Многострадальная русская женщина - мать замечает:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!..

3. Сатирические портреты помещиков.

(Чтение и анализ глав «Помещик» и «Последыш»)

  • О чем скорбит помещик Оболт-Оболдуев? В чем он видел счастье?

  • Как крестьяне - странники ведут себя с помещиком? Какие приметы времени можно обнаружить в их поведении?

  • Что подчеркивает поэт в портрете князя Утятина?

  • Чем заканчивается в главе «Последыш» «камедь» мужиков из Больших Вахлаков, которые, после реформы, соблазнившись посулами наследников-сыновей, разыгрывают крепостных перед выжившим из ума князем Утятиным?

  • Так ли уж безобидна эта «камедь»?

  • На примере помещика Оболта-Оболдуева и князя Утятина покажите, в чем трагедия русского дворянства?

Вывод: Помещик Оболт - Оболдуев с умилением и тоской вспоминает о прежних счастливых време­нах, когда:

Не только люди русские,

Сама природа русская

Покорствовала нам…

Счастье, по мнению помещика, — это праздная, сытая, веселая жизнь, когда «носил ливрею царскую», «сорил казну народную», имел неограниченную власть над крестьянами:

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню…

Его изумляет, что бывшие крепостные взвалили на себя бремя исторического вопроса «Кому на Руси жить хорошо?». Это так неожиданно, что он пощупал, как лекарь, руку каждому из мужиков. Вчерашние «рабы» взялись за решение проблем, которые издревле считались дворянской привилегией: в заботах о судьбе Отечества дворянство видело свое историческое предназначение. А тут вдруг эту миссию, придающую смысл дворянскому существованию, у него перехватили мужики! Вот почему «Нахохотавшись досыта, / Помещик Не без горечи / Сказал: «Наденьте шапочки, / Садитесь, господа»

Странники относятся к помещику с явной иронией, они уже не верят ему и над ним посмеиваются. Они понимают, что дворянская «честь» не многого стоит, и требуют от помещика не дворянского, а «христианского» постного слова («Дворянское с побранкою, / С толчком да с зуботычиной, / То непригодно нам!»). И говорят они с барином так же дерзко, как и Яким Нагой. И это примета нового времени, когда крестьяне «учились быть гражданами».

Рассказ помещика Оболта – Оболдуева включает в себя не только «удар искросыпительный», но и поэзию старых дворянских усадеб с их русским хлебосольством, с общими для дворян и мужиков утехами.

Портрет другого помещика – «последыша» князя Утятина нарисован явно сатирически:


Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные,

И - разные глаза:

Один здоровый — светится,

А левый — мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Выживший из ума князь Утятин никак не может поверить в новые порядки после реформы и грозится лишить сыновей наследства, если ничего не изменится. Тогда мужики Больших Вахлаков, соблазнившись посулами его наследников-сыновей, разыгрывают «камедь» подчинения выжившему из ума князю.

Вначале эта «камедь», эта фальшивая игра в покорность, вызывает улыбку читателя. Тут есть и артисты вроде мнимого бурмистра Клима Лавина, с каким-то упоением входящего в назначенную ему миром роль: «Отцы!» — сказал Клим Яковлич / С каким-то визгом в голосе, / Как будто вся утроба в нем / При мысли о помещиках / Заликовала вдруг...»

Но чем долее продолжается игра, тем чаще возникает сомнение: игра ли это? Уж слишком похожа она на правду. Сомнение подтверждается словами Пахома - «не только над помещиком, привычка над крестьянином сильна»

Вначале вахлакам кажется, что они потешаются над помещиком, но вскоре выясняется, что они унижают самих себя. И даже самый главный шут Клим Лавин в минуту откровения говорит: «Эх, Влас Ильич! где враки-то? / Не в их руках мы, что ль?..»

Наконец, комедия превращается в трагедию и завершается смертью Агапа Петрова, человека с проснувшимся и еще не окрепшим чувством собственного достоинства, осмелившимся сказать:

Цыц! Ничикни!

Крестьянских душ владение

Покончено. Последыш ты!

Против мужиков оборачивается и их наивная вера в «гвардейцев черноусых», посуливших за вахлацкую комедию поемные луга:

Со смертию Последыша

Пропала ласка барская:

Опохмелиться не дали

Гвардейцы вахлакам!

А за луга поемные

Наследники с крестьянами

Тягаются доднесь...

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» речь идет не столько об индивидуальных характерах Оболта – Оболдуева, князя Утятина, сколько

о дворянском сословии вообще, о его тысячелетней истории. Это серьезные раздумья Некрасова над современным состоянием русской жизни. Поэт понимал: дворянство подо­шло к роковому историческому рубежу, жизнь послала ему суровое испытание. Способно ли оно удержать позицию ве­дущей исторической силы, искупив многовековую вину пе­ред крепостным мужиком?

4. Тема греха в главе «Пир – на весь мир»

Глава «Пир на весь мир» - продолжение «Последыша»: после смерти князя Утятина вахлаки справляют «поминки по крепям». Однако в «Пире...» изображается иное состояние вахлацкого мира. Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые и новые герои: весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее и начинает задумываться о будущем. Далеко не однозначны эти песни на всенародной сходке. Иногда они контрастны по отношению друг к другу, как, например, рассказы «Про холопа примерного - Якова верного», «Крестьянский грех» и легенда «О двух великих грешниках».

  • Что объединяет рассказы «Про холопа примерного - Якова верного», «Крестьянский грех» и легенду «О двух великих грешниках»?

  • Что говорится в рассказе «Про холопа примерного - Якова верного» о грехе дворянском?

  • Как в рассказе «Крестьянский грех» исследуется тема крестьянского греха?

  • Что в легенде «О двух великих грешниках», по мнению автора, является самым тяжким грехом?

Вывод: Все три легенды объединяет тема греха, который не заслужи­вает прощения. В рассказе «Про холопа примерного - Якова верного» - грех дворянский: барин Поливанов так жесток в обращении со всеми, что довел до смерти даже холопа Якова, главной радостью которого было «барина холить, беречь, ублажать».

В рассказе «Крестьянский грех» - грех крестьянский: староста Глеб, совершает «Иудин грех», «загубив» восемь тысяч душ своих же братьев - крестьян, не выполнив распоряжение барина отпустить их на волю

В легенде «О двух великих грешниках» - грех против веры: поэт зримо очертил те границы, которые позволяют христианину бороться со злом силою. Пан Глуховский — извращенная человеческая душа, прельщенная всеми греховными соблазнами. Это одержимый сластолюбием погубитель и растлитель. Схимник и трудник Кудеяр, не теряя надежды на его спасение, в поучение ему рассказывает историю своей жизни, своего покаяния и возврата на Христовы пути. Но когда в ответ слышится сатанинский хохот растлителя и циничная похвальба, попирающая все святое, — «Чудо с отшельником сталося: / Бешеный гнев ощутил, / Бросился к пану Глуховскому, / Нож ему в сердце вонзил!» А вслед за этим падает дерево, которое по обету подтачивал ножом монах: «Рухнуло древо, скатилося / С инока бремя грехов!.. / Слава Творцу вездесущему / Днесь и во веки веков!» «Чудо с отшельником сталося» потому, что в душе своей он ощутил не личную обиду, а Божий гнев не за себя, не за личное оскорбление, а за хулу на святыню, за издевательство над Богом и ближними.


6. Заключение: «Поворот в направлении крестьянских поисков счастья»

Между «Пиром на весь мир» и предшествующей ему по времени создания «Крестьянкой» у Некрасова возникла большая творческая пауза, длившаяся не менее шести лет. Когда в феврале 1875 года у поэта спросили, каков будет финал его произведения, Некрасов отвечал с иронией: «Если порассуждать, то на белом свете не хорошо жить никому». Тогда же в беседе с Г. И. Успенским Некрасов сказал саркастически, что счастливцем будет у него «спившийся С круга человек», повстречавшийся странникам в кабаке. Но такой финал поэмы противоречил основному пафосу: ведь это был замысел книги, полезной для народа. Настоящий ответ был дан Некрасовым при изображении образа Григория Добросклонова, речь о котором пойдет на следующем уроке


Д/З: Дочитать главу «Пир - на весь мир» до конца.

Составить цитатную характеристику Григория Добросклонова










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь"

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 04.05.2023

Номер свидетельства: 630831


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства