Творчество М.Ю Лермонтова Свободолюбивый характер Мцыри
Творчество М.Ю Лермонтова Свободолюбивый характер Мцыри
В наше время очень остро встаёт проблема преподавания литературы. Сложно нам учителям привить любовь к чтению, к слову, когда первыми помощниками и советчиками являются компьютер, телефоны, интернет. Дети у нас сейчас очень грамотные в области технических средств. Но ни один компьютер не может заменить книгу.
Страстная, написанная как бы на одном дыхании, поэма « Мцыри», несомненно, очень нравится восьмиклассникам. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Это обобщающий урок по произведению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творчество М.Ю Лермонтова Свободолюбивый характер Мцыри »
8 класс
Урок литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова
Тема: "Свободолюбивый характер Мцыри"
Цели.
Образовательные: раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знанийв рамках темы.
Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству поэта.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Оборудование: презентация к к поэме “Мцыри”,карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2010г.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Мотивация.
- Соберите разрезанное высказывание. (Что такое свобода знают лишь те, кто готов умереть за нее)
- Объясните смысл данного высказывания, принадлежащего французской писательнице 19 века Жермены - де - Сталь.
- Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи – Мцыри.
Сообщение темы урока: “Свободолюбивый характер Мцыри”
3.Слово учителя
Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана.
Страстная, написанная как бы на одном дыхании, она, несомненно, вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».
Главная задача нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить?
В чем смысл жизни для Мцыри?
(Это проблемный вопрос записан на доске).
Для Мцыри жить – это значит:
1. Видеть не сумрачные стены монастыря, а…
2. Не томиться в душных кельях, а …
3. Не склоняться перед алтарем, а …
4. Не покой и послушание ради загробной жизни, а…
Эпиграфом к уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского.
…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В.Г. Белинский
- Что значит исполинская натура? (Необычайно широкая, свободная)
- А каково значение слова “свобода” по словарю Даля?
4. Проверка д/з.
А) Лексическая работа.
Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воли.
- Так что же значит “свободолюбивый”? (Ценящий и любящий свободу
5. Организация совместного целеполагания.
Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше « неугодном и непокорном, как в пылу гнева назвал его отец.
Сообщение .
Отрывок из Библии:
- Во время одной из битв войны почувствовали себя утомленными. Саул, их предводитель, сказал, что казнит каждого, кто отведает пищи раньше, чем отомстит своим врагам. И никто не вкусил хлеба. Только Ионафан, сын Саула, отведал меда. Правда, он самовольно вступил в сражение, разбил врага, и не зная о заклятии отца. Но Саул решил казнить сына, спросив: «Что сделал ты?» - «Я отведал немного меда, и вот я должен умереть», - ответил герой.
- Как вы думаете, с какой интонацией – смирения или протеста произнёс эти слова Ионофан , отвечая Саулу? (В самом ответе Ионафана нелепость происходящей несправедливости. ) - Почему должен гибнуть человек? – таков смысл эпиграфа. Это восстание против судьбы, бога («с небом гордая вражда»), это защита права на свободу.
-Первоначально эпиграфом к поэме « Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение « Родина бывает только одна» Почему, по- вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии( вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю»)
-Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?
-Какова тема поэмы « Мцыри»?
( Тема « Мцыри»- судьба романтического героя- сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу .Тема поэмы переплетается с темой библейской легенды. Ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?
6.Работа с текстом.
Сообщение ученика. История Мцыри.
- Давайте узнаем, выслушав историю Мцыри, каким образом он попал в монастырь.
Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри . Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.
- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок? (Это одинокий, несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой)
Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив(«Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.
Если монастырь для Мцыри – плен, темница, то и монахи не могут казаться ему спасителями. Однако они вылечили его, одевали, кормили, заботились о нем.
- Почему же все – таки они не стали спасителями?
Ответы, размышления учащихся.
Обобщение учителя.
Но ведь взамен они требовали от него «изречь монашеский обед», стать монахом, а это значит отказаться от своих надежд, мечтаний,. С этим Мцыри смириться не хочет.
7. Формирование знаний и умений.
А) Аналитическая беседа
Уже здесь (в монастыре) формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (Окружающая обстановка, люди, и то, что заложено природой, передано с молоком матери). Какие черты, прочитайте.
Он был, казалось, лет шести. Как серна гор, пуглив и дик. И слаб и гибок, как тростник, Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов… Даже слабый стон из детских Губ не вылетал… И тихо, гордо умирал. Бродил безмолвен, одинок.
Вывод: По ходу урока нам необходимо заполнить таблиц,отражающую черты характера Мцыри. Записываем в таблицу главную черту его характера, проявившуюся в монастыре. (Могучий дух, гордо тихо умирал)
Б) - Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри?
- А почему? (Обобщенный портрет, судьба многих горцев)
Худ.приемы (эпитеты, сравнения), используемые поэтом, не поддаются образному восприятию, а только чувственном и являются тому подтверждением).
- О чем мечтает юноша? (Увидеть родину)
- Прочитайте, какой он ее представляет?
- И это не просто мечты: это пламенная страсть, которая сравнивается с червем. Объясните это сравнение.
(Страсть завладевает человеком, доходит до каждого уголка его души, поглощает, также, как червь лишает яблоко жизни. Таким образом, Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри)
- Какова цель его побега? Ответ подтвердите цитатами из текста.
Я мало жил, но жил в плену, таких две жизни, как одну, но только полную тревог, я променял бы, если мог.
Мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной.
Задумал я взглянуть на дальние поля.
Я цель одну – пройти в родимую страну имел в душе.
Вывод:Какая же цель двигала им?
Жажда свободы, воли, так как представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул.
- Объясните, почему Мцыри убежал в грозу? (Зов природы; идеальное время для побега; сама природа помогает ему)
Б) Выборочное чтение. Роль пейзажа в поэме
- Что узнал и увидел Мцыри о жизни во время скитаний? (6, 9, 10, 11 гл.)
Вывод: Природа прекрасна, а значит и жизнь прекрасна; он свободный человек.
- Обратим внимание на сравнения, к которым прибегает Лермонтов, описывая Мцыри наедине с природой после побега.
- Как характеризуют они юношу? (Подчеркивается его любовь к жизни, единение с природой, сочувствие всему живому /шакал кричал и плакал, как дитя)
- Личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают юношу, как он о них говорит. Пейзаж в поэме играет важную роль: дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания характеристики Мцыри.
В) Самостоятельная работа.
- В карточках (см. Приложение) у вас даны фрагменты описания первого утра, проведенного Мцыри на свободе. Подчеркните все художественные приемы, которые использует автор, описывая Мцыри наедине с природой. Два из них запишите в таблицу.
- Почему так много художественных приемов в одном описании?
Вывод: Через понимание природы раскрывается еще одна черта характера Мцыри. Какая? чуткость души Мцыри, его любовь к жизни, всему прекрасному.
- На каком приеме построена эта черта? (Контраст. Его поражает богатство и многообразие природы, выступающее контрастом монастырской жизни)
Вывод: Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяют ему сравнить вольную жизнь с раем.
- Но природа не только прекрасна, но и опасна (ядовитые змеи, дикие звери).
- Какую роль играют эти “опасности”? (Подстерегают Мцыри, также близки его мятежной душе, как и молнии, которые озаряли его путь во время бегства из монастыря)
1) - Ощущение счастья у Мцыри связано не только с тем, что он видел, но и с тем, что успел совершить. Что же совершил Мцыри и как раскрылся его характер?
Бегство из монастыря дало ощущение единения с природой.
Встреча с грузинкой вызвала сладостную тоску = способность любить.
- Почему же он не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым так стремился всю жизнь? (Это еще не его родина, не “его край отцов”)
Бой с барсом. - Почему он с ним сразился, ведь мог спокойно уйти, пока тот его не заметил? (Познал счастье борьбы, восторг победы, узнал, что силен, смел)
Г) Групповая работа.
– В третьем задании карточки прочитайте сравнения, используемые Лермонтовым в этом эпизоде. Какую роль они выполняют? (Показывают слияние Мцыри с природой, сближение с ней: человек подобен зверю. Зверь – человеку. В то же время подтверждают отчужденность Мцыри от людей (я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей: я был чужой для них навек, как зверь степной. В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием ценности борьбы, мужества)
Вывод: Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!
IV. - Что значит жить для героя? (Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться, побеждать и испытывать блаженство свободы)
- А что значит, жить для вас?
6. Закрепление знаний и умений. Образ Мцыри.
В начале урока мы говорили о Мцыри-пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный и гордый юноша, одержимый страстью – любовью к родине и свободе. Но тогда он сам много не знал о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.
А) Создание проблемной ситуации.
- Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?
Глубже раскрылась любовь к родине, слившаяся со свободой. Если в монастыре он томился жаждой свободы, то на воле испытывает земное счастье, т.е. становится целеустремленным.
Он узнал, что смел, бесстрашен.
Отказ от возможного счастья любви ради того, чтобы пройти в родимую страну.
Что вынослив, истерзанный барсом собирает остаток сил и пытается выйти из леса.
7. Обобщение. Развернутый ответ на вопрос.
- Почему же погиб этот мужественный герой? Ответить на этот философский вопрос вам поможет опора, данная в карточке.(Cм. Приложение)
- В какой степени и чем был полезен для тебя урок?
- Доволен ли ты тем, как прошел урок?
- Какое задание урока понравилось тебе больше всего?
10. Организация домашнего задания. с.240-243, подг. к тесту.
Написать сочинение-миниатюру (по выбору учащихся):
Что значит для Мцыри жить
Чем Мцыри близок самому Лермонтову?
Приложение:
Комплексные задания по теме «Свободолюбивый характер Мцыри»
В течение урока вам необходимо заполнить таблицу, отражающую черты характера Мцыри.
Черты характера
Ключевые эпизоды
Цитаты (одна – две)
2 . Прочитайте фрагмент описания первого утра, проведенного Мцыри на свободе. Подчеркните все художественные приемы, которые использует автор, описывая Мцыри наедине с природой. Два из них запишите в таблицу.
…Все, что я чувствовал тогда,
Те думы – им уж нет следа;
Но я б желал их рассказать,
Чтоб жить, хоть мысленно опять.
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог;
Он так прозрачно был глубок,
Так полон ровной синевой!
Я в нем глазами и душой
Тонул, пока полдневный зной
Мои мечты не разогнал,
И жаждой я томиться стал.
3 . Прочитайте сравнения, используемые Лермонтовым в эпизоде боя с барсом.
…вой протяжный, жалобный, как стон, раздался вдруг…
Он застонал, как человек,
и опрокинулся…
…и мы, сплетясь, как пара змей,
обнявшись крепче двух друзей,
упали разом…
…и я был страшен в этот миг,
как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
как будто сам я был рожден
в семействе барсов и волков.
…он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!...
- Какую роль они выполняют?
4. Развернутый ответ на вопрос.
- Почему погиб Мцыри? Ответить на этот философский вопрос вам поможет данная опора.
Истоки трагедии Мцыри – условия _________________________________________. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его_____________________ и
привели к_________________________.Его последнее желание –____________ ________. Это не примирение, а победа: жизнь обрекла его на ________________________, а три дня воли дали_________________________. Поэтому его гибель вызывает _____________________ за Мцыри.
10
Козлова Лидия Васильевна Урок по произведению М.Ю. Лермонтова « Мцыри»