kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творчество М.Ю Лермонтова Свободолюбивый характер Мцыри

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время очень остро встаёт проблема преподавания литературы. Сложно нам учителям привить любовь к чтению, к слову, когда первыми помощниками и советчиками являются компьютер, телефоны, интернет. Дети у нас сейчас очень грамотные в области технических средств. Но  ни один компьютер не может заменить книгу.

Страстная, написанная как бы на одном дыхании, поэма « Мцыри», несомненно, очень нравится восьмиклассникам. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Это обобщающий урок по произведению.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творчество М.Ю Лермонтова Свободолюбивый характер Мцыри »

8 класс

Урок литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова



Тема: "Свободолюбивый характер Мцыри"

Цели.

Образовательные:  раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы.

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству поэта.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: презентация к к поэме “Мцыри”, карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2010г.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Мотивация.

- Соберите разрезанное высказывание. (Что такое свобода знают лишь те, кто готов умереть за нее)

- Объясните смысл данного высказывания, принадлежащего французской писательнице 19 века Жермены - де - Сталь.

- Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи – Мцыри.

Сообщение темы урока: “Свободолюбивый характер Мцыри”

3.Слово учителя

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана.

Страстная, написанная как бы на одном дыхании, она, несомненно, вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил».

Главная задача нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить?

В чем смысл жизни для Мцыри?

(Это проблемный вопрос записан на доске).

Для Мцыри жить – это значит:

1. Видеть не сумрачные стены монастыря, а…

2. Не томиться в душных кельях, а …

3. Не склоняться перед алтарем, а …

4. Не покой и послушание ради загробной жизни, а…









Эпиграфом к уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского.

что за огненная душа,
что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!
В.Г. Белинский

- Что значит исполинская натура? (Необычайно широкая, свободная)

- А каково значение слова “свобода” по словарю Даля?

4. Проверка д/з.

А) Лексическая работа.

Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воли.

- Так что же значит “свободолюбивый”? (Ценящий и любящий свободу



5. Организация совместного целеполагания.

Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше « неугодном и непокорном, как в пылу гнева назвал его отец.

Сообщение .

Отрывок из Библии:

- Во время одной из битв войны почувствовали себя утомленными. Саул, их предводитель, сказал, что казнит каждого, кто отведает пищи раньше, чем отомстит своим врагам. И никто не вкусил хлеба. Только Ионафан, сын Саула, отведал меда. Правда, он самовольно вступил в сражение, разбил врага, и не зная о заклятии отца. Но Саул решил казнить сына, спросив: «Что сделал ты?» - «Я отведал немного меда, и вот я должен умереть», - ответил герой. 

- Как вы думаете, с какой интонацией – смирения или протеста произнёс эти слова Ионофан , отвечая Саулу?
(В самом ответе Ионафана нелепость происходящей несправедливости. )
- Почему должен гибнуть человек? – таков смысл эпиграфа. Это восстание против судьбы, бога («с небом гордая вражда»), это защита права на свободу.

-Первоначально эпиграфом к поэме « Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение « Родина бывает только одна» Почему, по- вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии( вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю»)

-Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

-Какова тема поэмы « Мцыри»?

( Тема « Мцыри»- судьба романтического героя- сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу .Тема поэмы переплетается с темой библейской легенды. Ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?



6.Работа с текстом.

Сообщение ученика. История Мцыри.

- Давайте узнаем, выслушав историю Мцыри, каким образом он попал в монастырь.


Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри . Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.


- Какое впечатление производит Мцыри-ребенок? (Это одинокий, несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой)

Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив(«Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.


Если монастырь для Мцыри – плен, темница, то и монахи не могут казаться ему спасителями. Однако они вылечили его, одевали, кормили, заботились о нем.

- Почему же все – таки они не стали спасителями?

Ответы, размышления учащихся.

Обобщение учителя.

Но ведь взамен они требовали от него «изречь монашеский обед», стать монахом, а это значит отказаться от своих надежд, мечтаний,. С этим Мцыри смириться не хочет.



7. Формирование знаний и умений.

А) Аналитическая беседа

  Уже здесь (в монастыре) формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (Окружающая обстановка, люди, и то, что заложено природой, передано с молоком матери). Какие черты, прочитайте.

Он был, казалось, лет шести.
Как серна гор, пуглив и дик.
И слаб и гибок, как тростник,
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов…
Даже слабый стон из детских
Губ не вылетал…
И тихо, гордо умирал.
Бродил безмолвен, одинок.



Вывод: По ходу урока нам необходимо заполнить таблиц , отражающую черты характера Мцыри. Записываем в таблицу главную черту его характера, проявившуюся в монастыре. (Могучий дух, гордо тихо умирал)

Б) - Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри?

- А почему? (Обобщенный портрет, судьба многих горцев)

Худ.приемы (эпитеты, сравнения), используемые поэтом, не поддаются образному восприятию, а только чувственном и являются тому подтверждением).

- О чем мечтает юноша? (Увидеть родину)

- Прочитайте, какой он ее представляет?

- И это не просто мечты: это пламенная страсть, которая сравнивается с червем. Объясните это сравнение.

(Страсть завладевает человеком, доходит до каждого уголка его души, поглощает, также, как червь лишает яблоко жизни. Таким образом, Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри)

 - Какова цель его побега? Ответ подтвердите цитатами из текста.

Я мало жил, но жил в плену, таких две жизни, как одну, но только полную тревог, я променял бы, если мог.

  • Мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной.

  • Задумал я взглянуть на дальние поля.

  • Я цель одну – пройти в родимую страну имел в душе.

Вывод: Какая же цель двигала им?

Жажда свободы, воли, так как представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул.

- Объясните, почему Мцыри убежал в грозу? (Зов природы; идеальное время для побега; сама природа помогает ему)

Б) Выборочное чтение. Роль пейзажа в поэме

- Что узнал и увидел Мцыри о жизни во время скитаний? (6, 9, 10, 11 гл.)

Вывод: Природа прекрасна, а значит и жизнь прекрасна; он свободный человек.

- Обратим внимание на сравнения, к которым прибегает Лермонтов, описывая Мцыри наедине с природой после побега.

- Как характеризуют они юношу? (Подчеркивается его любовь к жизни, единение с природой, сочувствие всему живому /шакал кричал и плакал, как дитя)

- Личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают юношу, как он о них говорит. Пейзаж в поэме играет важную роль: дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания характеристики Мцыри.

В) Самостоятельная работа.

- В карточках (см. Приложение) у вас даны фрагменты описания первого утра, проведенного Мцыри на свободе. Подчеркните все художественные приемы, которые использует автор, описывая Мцыри наедине с природой. Два из них запишите в таблицу.

- Почему так много художественных приемов в одном описании?

Вывод: Через понимание природы раскрывается еще одна черта характера Мцыри. Какая? чуткость души Мцыри, его любовь к жизни, всему прекрасному.

- На каком приеме построена эта черта? (Контраст. Его поражает богатство и многообразие природы, выступающее контрастом монастырской жизни)

Вывод: Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяют ему сравнить вольную жизнь с раем.

- Но природа не только прекрасна, но и опасна (ядовитые змеи, дикие звери).

- Какую роль играют эти “опасности”? (Подстерегают Мцыри, также близки его мятежной душе, как и молнии, которые озаряли его путь во время бегства из монастыря)

1) - Ощущение счастья у Мцыри связано не только с тем, что он видел, но и с тем, что успел совершить. Что же совершил Мцыри и как раскрылся его характер?

  • Бегство из монастыря дало ощущение единения с природой.

  • Встреча с грузинкой вызвала сладостную тоску = способность любить.

- Почему же он не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым так стремился всю жизнь? (Это еще не его родина, не “его край отцов”)

  • Бой с барсом. - Почему он с ним сразился, ведь мог спокойно уйти, пока тот его не заметил? (Познал счастье борьбы, восторг победы, узнал, что силен, смел)

Г) Групповая работа.

– В третьем задании карточки прочитайте сравнения, используемые Лермонтовым в этом эпизоде. Какую роль они выполняют? (Показывают слияние Мцыри с природой, сближение с ней: человек подобен зверю. Зверь – человеку. В то же время подтверждают отчужденность Мцыри от людей (я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей: я был чужой для них навек, как зверь степной. В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием ценности борьбы, мужества)

Вывод: Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!

IV. - Что значит жить для героя? (Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться, побеждать и испытывать блаженство свободы)

- А что значит, жить для вас?

6. Закрепление знаний и умений. Образ Мцыри.

В начале урока мы говорили о Мцыри-пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный и гордый юноша, одержимый страстью – любовью к родине и свободе. Но тогда он сам много не знал о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

А) Создание проблемной ситуации.

- Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

  • Глубже раскрылась любовь к родине, слившаяся со свободой. Если в монастыре он томился жаждой свободы, то на воле испытывает земное счастье, т.е. становится целеустремленным.

  • Он узнал, что смел, бесстрашен.

  • Отказ от возможного счастья любви ради того, чтобы пройти в родимую страну.

  • Что вынослив, истерзанный барсом собирает остаток сил и пытается выйти из леса.

7. Обобщение. Развернутый ответ на вопрос.

- Почему же погиб этот мужественный герой? Ответить на этот философский вопрос вам поможет опора, данная в карточке. (Cм. Приложение)

8. Рефлексия. Упражнение “Незаконченные предложения”.

- В какой степени и чем был полезен для тебя урок?

- Доволен ли ты тем, как прошел урок?

- Какое задание урока понравилось тебе больше всего?

10. Организация домашнего задания. с.240-243, подг. к тесту.

Написать сочинение-миниатюру (по выбору учащихся):

  • Что значит для Мцыри жить

  • Чем Мцыри близок самому Лермонтову?

Приложение:

Комплексные задания по теме «Свободолюбивый характер Мцыри»

  1. В течение урока вам необходимо заполнить таблицу, отражающую черты характера Мцыри.

Черты характера

Ключевые эпизоды

Цитаты (одна – две)


























2 . Прочитайте фрагмент описания первого утра, проведенного Мцыри на свободе. Подчеркните все художественные приемы, которые использует автор, описывая Мцыри наедине с природой. Два из них запишите в таблицу.

…Все, что я чувствовал тогда,

Те думы – им уж нет следа;

Но я б желал их рассказать,

Чтоб жить, хоть мысленно опять.

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог;

Он так прозрачно был глубок,

Так полон ровной синевой!

Я в нем глазами и душой

Тонул, пока полдневный зной

Мои мечты не разогнал,

И жаждой я томиться стал.

3 . Прочитайте сравнения, используемые Лермонтовым в эпизоде боя с барсом.

…вой протяжный, жалобный, как стон, раздался вдруг…



Он застонал, как человек,

и опрокинулся…



…и мы, сплетясь, как пара змей,

обнявшись крепче двух друзей,

упали разом…



…и я был страшен в этот миг,

как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

как будто сам я был рожден

в семействе барсов и волков.



…он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!...

- Какую роль они выполняют?

4. Развернутый ответ на вопрос.

- Почему погиб Мцыри? Ответить на этот философский вопрос вам поможет данная опора.

Истоки трагедии Мцыри – условия _________________________________________. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его_____________________ и

привели к_________________________.Его последнее желание –____________ ________. Это не примирение, а победа: жизнь обрекла его на ________________________, а три дня воли дали_________________________. Поэтому его гибель вызывает _____________________ за Мцыри.











































10

Козлова Лидия Васильевна Урок по произведению М.Ю. Лермонтова « Мцыри»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творчество М.Ю Лермонтова Свободолюбивый характер Мцыри

Автор: Козлова Лидия Васильевна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173695


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства