kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творчество М.Ю.Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

   При изучении лирики поэта необходимо показать, что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».     При изучении лирики поэта необходимо показать, что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».     При изучении лирики поэта необходимо показать, что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».     При изучении лирики поэта необходимо показать, что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».     При изучении лирики поэта необходимо показать, что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».     При изучении лирики поэта необходимо показать, что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».     При изучении лирики поэта необходимо показать, что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».     При изучении лирики поэта необходимо показать, что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».     При изучении лирики поэта необходимо показать, что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».     При изучении лирики поэта необходимо показать, что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».     При изучении лирики поэта необходимо показать, что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творчество М.Ю.Лермонтова»




Урок 32. «Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют „сотой интонацией“. Слово слушается его, как змея заклинателя...» 4

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». «Есть речи — значенье...».

      Десятиклассники не просто изучают отдельные стихотворения Лермонтова, а определяют основные мотивы его поэзии, учатся понимать и интерпретировать поэтические тексты. Школьников следует познакомить с оценками творчества поэта, высказанными В. Белинским, В. Розановым, А. Ахматовой, И. Андрониковым и современными лермонтоведами.
      При изучении лирики поэта необходимо показать, что Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, т. е. с 1826-го до начала 1850-х гг., повторить этапы биографии поэта и обобщить информацию о его творчестве, полученную в основной школе. Это предстоит сделать учителю и специально подготовленным ученикам.
      Тематика сообщений учащихся
      1. Жажда борьбы — одиночество — поиск гармонии мира в лирике Лермонтова.
      2. Поэт-избранник и поэт-пророк в лирике Лермонтова.
      3. «Я... теперь никого не люблю...» Любовь-страдание в лирике Лермонтова.
      4. Осмысление судьбы своей родины и своего поколения в творчестве Лермонтова.

Основные положения лекции учителя

      1. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30—40-е гг. XIX в. в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные «Философические письма» Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России. Это стало началом идеологических споров между славянофилами и западниками.
      2. В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х гг. Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828—1836 гг. и 1837—1841 гг. Граница — 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона. 
      3. В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.
      4. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и Родины.
      Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова — это:
      — жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
      — разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);
      — любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»);
      — критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
      — трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»).
      Положения вступительной лекции на следующих уроках будут обогащаться новыми фактами творческой биографии Лермонтова. Особое внимание следует уделить изучению особенностей художественной формы лирики поэта, осмыслению ее богатства, жанрового своеобразия, специфики поэтических интонаций, фонического и ритмико-мелодического совершенства.
      Беседа на уроке может быть посвящена проблеме эволюции отношения к поэтическому призванию в творчестве Лермонтова. Традиционная для русской лирики тема поэта и поэзии будет пополняться новыми страницами, вписанными Лермонтовым. Для этого следует повторить уже знакомые тексты: «Не обвиняй меня, Всесильный...» (1829), «Я жить хочу! хочу печали...» (1832), «Поэт» (1838), «Пророк» (1841) и изучить новые для школьников стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...» (1832), «Есть речи — значенье...» (1840).
      Вопросы и задания на повторение изученного
      1. Как характеризуется сложный и мучительный процесс поэтического творчества в стихотворении «Я жить хочу! хочу печали...»? (В стихотворении поэт рассуждает о тайнах творчества, о поиске источников поэтического вдохновения. В тексте противопоставлены мир быта, обывательского счастья, где царит «туман спокойствия», и мир поэзии, лирических «струн», которые «звучат» только в минуты страдания. Жизнь вне творчества для поэта немыслима, стихи — неотъемлемая часть его жизни. Процесс поэтического творчества сложен, порой мучителен. Труден и путь поэта к признанию, к славе, которая не достается даром. Чтобы услышать и донести людям «неба звуки», нужно «купить» их «ценою муки», «томительных забот». Поэтому поэт хочет печали, насмешек света. Стихотворение проникнуто драматическим пафосом, интонациями тревоги, потому что, по Лермонтову, только страдание — обязательное условие формирования настоящего поэта.)
      2. Каков аллегорический смысл истории кинжала в стихотворении «Поэт»? Какое предназначение поэзии утверждает Лермонтов? Как это отразилось в языке и стилистике текста? (Внешняя оболочка явлений, в том числе и поэтического творчества, — незначительна, истинную ценность представляет только внутреннее содержание. Некогда великое, значительное предназначенье поэзии для «толпы» утратило свою былую мощь. Теперь, по мнению Лермонтова, поэтическое творчество — игрушка. Поэт меняет власть над толпой «на злато», его «тешат блестки и обманы», т. е. внешние эффекты, которые прикрывают ветхий, дряхлый, до времени состарившийся мир.)
      3. Какова авторская концепция поэта в стихотворении Лермонтова «Пророк»? Какой смысл выявляется при исследовании лексики и стилистики текста? (Поэзия в эпоху Лермонтова, как и его поколение, утратила свою былую мощь и славу. Стремление к внешним эффектам привело к утрате способности «глаголом жечь сердца людей». Поэты не признаны «в шумном граде», их пророческий дар никому не нужен.)
      Вопросы и задания к стихотворению «Нет, я не Байрон, я другой...»
      1. В чем лирический герой видит свое сходство с Байроном и чем от него отличается? (Он, как и Байрон, — «избранник» и «гонимый миром странник», но он «другой», он «с русскою душой», он «раньше начал» свой путь и уверен, что «кончит ране», т. е. предсказывает свою короткую жизнь.)
      2. Докажите, что поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли. (Предрекая свою раннюю гибель, когда его ум «немного совершит», поэт подчеркивает, что совершит именно ум, а не чувства. В душе груз «надежд разбитых», поэтому в ней нельзя найти спасение. Оно в размышлениях, «думах», о которых толпа может никогда не узнать, так как их не расскажет ни сам поэт, ни даже Бог — «никто»!)
      3. Какие образы автор считает созвучными человеческому существованию? (Образ мирового океана сродни человеческой душе, полной дум и чувств, которые так же трудно разгадать, как и постичь тайны океана.)
      4. Как в стихотворении отразились черты поэтики романтизма и в чем оно все-таки отличается от лирики романтиков?
      5. Индивидуальное задание. Что общего в осмыслении образа океана в стихотворении Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой...» и в стихотворении Пушкина «Погасло дневное светило...»?
      Вопросы и задания к стихотворению «Есть речи — значенье...»
      1. Какая проблема поэтического творчества поднята в стихотворении? (Поэт поднимает проблему действенности поэтического слова, влияния поэзии на людей.)
      2. Какие тайны поэтической речи волнуют поэта? В чем он видит действенную роль поэзии: в значении слов или в их эмоциональном пафосе? (Поэта волнует внутреннее содержание слова, тайна подтекста, которой обладают лишь слова, рожденные сердцем, «из пламя и света». Существуют «речи», в которых трудно уловить смысл, их значенье «темно иль ничтожно». Отсюда задача поэта — находить такие слова, которые, подобно слову Божьему, влияют на людей, побуждают их к сильным чувствам и действиям.)
      3. Сродни каким сильным чувствам должны быть поэтические слова? (Поэзия должна помочь читателям проникнуться волнением «безумства желаний», «слез разлуки», «трепета свиданья». Жизнь толпы, «шум мирской» мешают услышать поэтическое слово, рожденное «из пламя и света». Оно не отзовется в равнодушном сердце, которое разучилось страдать.)
      4. Какой должна быть сила поэтического слова, чтобы оно побудило человека к действию? (Только слова, рожденные «из пламя и света», способны влиять на человеческие души. Такие слова слышны повсюду: и «в храме», и «средь боя». Когда чувства поэта предельно напряжены и выражены, вещие, пророческие слова приходят к нему и становятся слышимыми, узнаваемыми. Слова любви, прощанья, борьбы, протеста, облеченные в поэтическую форму, способны вызвать воина «из битвы» и даже прервать молитву в храме, такие слова волнуют и зовут.)
      5. Индивидуальное задание 1. Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Есть речи — значенье...» со стихотворением Жуковского «Невыразимое» и стихотворением Пушкина «Эхо».
      6. Индивидуальное задание 2. Проанализируйте стихотворение Лермонтова «Журналист, читатель и писатель».
      7. Индивидуальное задание 3. Проследите эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова. Подготовьте реферат на эту тему.
      Итог урока. В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х гг. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков.
      На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829—1841 гг. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его «от страшной жажды песнопенья», которая «лавой вдохновенья» клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв. Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые находит прежде всего в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжении его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него — оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв «на злато» свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначению, презираем обществом и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд.

1 Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья одиннадцатая и последняя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 621.
2 Чумаков Ю. Н. Роман в стихах // Пушкин А. С. Школьный энциклопедический словарь / Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин; под ред. В. И. Коровина. — М., 1999. — С. 161.
3 Пушкин А. С. Письмо П. А. Плетневу от 9 декабря 1830 года // В. В. Вересаев. Пушкин в жизни. — М., 1987. — С. 239—240.
4 Ахматова А. А. Все было подвластно ему // Собр. соч.: В 2 т. — М., 1990. — С. 134.



Следующий раздел



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Творчество М.Ю.Лермонтова

Автор: Серова Татьяна Викторовна

Дата: 09.12.2022

Номер свидетельства: 619659


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства