kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творчество А.С.Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приветствуют учителя и слушают эпиграф.

Просмотр содержимого документа
«Творчество А.С.Пушкина»

Технологическая карта по уроку литературы в 5 классе

Школа-лицей №5 Демеубаева С.Н.

Дата: 26.01.2020

Тема: «А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.»

Тип: урок «открытия» новых знаний

Задачи:

  • - сформировать у учащихся умения реализовывать способы действия, помогающие анализировать поэтический текст

  • - способствовать развитию навыков выразительного чтения, речевых умений;

  • - способствовать развитию внимания, коммуникативных навыков, умению анализировать  информацию и делать выводы;

  • - содействовать формированию осознанного интереса к изучению литературы;

  • - совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

- понимание ключевых проблем произведение русской литературы XIX века;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и современного их звучания;

- умение анализировать литературное произведение;

- создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные:

целеполагание и планирование своей деятельности;  

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы в пользу собственного решения;

- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

- умение оценивать свою деятельность, определять сферу своих интересов;

-умение находить информацию, анализировать,  использовать ее в самостоятельной деятельности

- умение строить речевые высказывания

 

Личностные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание чувства любви к Отечеству;

- воспитание уважительного отношения к культуре и истории страны и народа;

- использование для познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.).

Межпредметные связи: история, ИЗО, культуроведение


      Ресурсы урока:

Информационно-методические:

  1. учебник литературы, методическое пособие, рабочая тетрадь к учебнику

  2. портрет автора,

  3. аудиохрестоматия по литературе 5 класса.

  4. карточки со словами, таблица (раздаточный материал),

Материально-технические:

  1. компьютер,

  2. мультимедийный проектор,

  3. мультимедийная презентация.

Предварительное задание к уроку: 5 учащихся готовят сообщения на темы:

  1. История создания пролога

  2. Презентация о героях пролога.


Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

Мотивация познавательной деятельности

Приветствуют учителя и слушают эпиграф.

-

Приветствует учеников.


Добрый день! – тебе сказали.

-Добрый день! - ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты!

Все посмотрите друг на друга, улыбнулись. Ведь мы знаем, что улыбка – это флаг корабля. И мы с вами отправляемся на корабле в удивительное путешествие, в мир литературы.

Актуализация познавательной деятельности

Учащиеся размещают свои иллюстрации на доске, на плакате, на котором изображено Лукоморье.

отвечаю на поставленный вопрос, подтверждая ответ словами текста.


Дома вы к нему готовились. Попрошу развесить на доске иллюстрации, созданные вами дома к прологу поэмы А. С.Пушкина «Руслан и Людмила», которые будут жить в удивительной стране Лукоморье.

  • А найдется место в этой стране Александру Сергеевичу?

  • Откройте книги и подтвердите, пожалуйста, словами из текста. (зачитывают слова)




Определение темы и постановка целей урока

-Изучение героев из отрывка поэмы  А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Учащиеся формулируют цели урока:

узнать об истории создания поэмы,

- уметь определять тему и идею произведения,

- развивать навыки анализа произведения.

Погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина.

  • 1.Перечитать пролог.

  • 2.Описать героев.

  • 3.Определить выразительные средства, с помощью которых автор создает художественные образы.


Еще раз всмотримся в картину лукоморья и попробуем сформулировать тему нашего урока. (Слайд 2)



  • Попробуем сформулировать цель нашего урока.

  • Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

Организация познавательной деятельности


  • В сказках.

  • Поэма (творение) -  один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны  сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств..)

  • Сюжет – события, в определённой связи и последовательности, составляющие содержание произведения.

  • Композиция поэмы: 
    а. Посвящение. 
    б. Пролог – вступительная часть произведения. 
    в. 6 песен.
    г. Эпилог – заключительная часть произведения.

  • Вступительная часть литературного или музыкального произведения)

  • Выступление Саши. История создания пролога поэмы «Руслан и Людмила»

  • Создание сказочной обстановки.

  • Герои.

  • «Царевна-лягушка», «Марья-Царевна», «Баба Яга», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке», «Кощей Бессмертный», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна»

  • Много сказочных персонажей.



1.Деление мира на «свой» и «чужой», «чужой» - враждебный, там – испытания.

2.Путешествие «туда» и «обратно».

3.Королевич -царь, богатырь- колдун, царевна - Баба-яга

4.Волшебство.

5..Помощники героя: предметы и существа. Бурый волк

6.Противники героя.

7.Композиция: присказка, зачин, развитие действия, концовка.

Есть присказка, или зачин (рассказ о коте),

Рассказ о чудесных героях, концовка.

  • кот ученый. Леший бродит. И т. Д.

  • Эпитеты.

  • Олицетворение.

  • Наделяет их человеческими качествами.

Анафора позволяет усиливать эффект от приводимых доказательств и примеров. (записываю в тетрадях)

Герои, которых представляет А.С.Пушкин, вам хорошо знакомы. Расскажите о них. Слайд

1 группа. Коще́й Бессме́ртныйКащей  произошел ,вероятно, от слова от кость.

В сказках говорится, что он «бессмертный», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана.

Он персонаж  сказок.

Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.

Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, часто представляется скупым.

2 группа

Баба Яга -фантастический персонаж русских народных сказок.

В сказках ее часто называют костяная нога.

Ее неизменные спутники черный кот, сова.

Портрет бабы-Яги крайне не привлекателен: старая, горбатая с лохматыми длинными волосами.

Основные черты ее характера - злоба, жестокость, жадность.

3 группа

Русалка — персонаж сказок. Как правило это молодая девушка.

В лесу обитают на ветках.

Русалки пугают всадников «плеском, хохотом и свистом».

Презентация работы Веры




.Скажите, пожалуйста, в каких произведениях чаще всего встречаются эти персонажи?

  • Мы с вами уже знаем, что Александр Сергеевич писал не только сказки , но и поэмы. Вспомните, какое произведение называют поэмой?

  • Сюжет поэмы – сказочный, в нём черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями.

  • -Вспомните, пожалуйста, что такое сюжет?

  • Привлекательно произведение с точки зрения композиции? Восстановите композицию поэмы.

  • В поэме имеется пролог.

  • А что такое пролог?

  • Зачем создает автор пролог?

  • А что помогает нам окунуться в мир сказки?

  • Назовите, герои каких русских народных сказок упоминаются в прологе к пушкинской поэме?

  • Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательной картиной народных сказок? Почему

  • Что общего между прологом к поэме «Руслан и Людмила» и волшебными русскими народными сказками?

  • Вы создали героев пролога с помощью красок, карандашей. Но прежде всего вы их создали в своем воображении. И у вас замечательно получилось. А поэт сотворил их с помощь слова. Обратимся к тексту. Найдите строки, в которых автор описывает своих героев.

  • Какие выразительные средства автор использует для создания образов?

  • А какое выразительное средство является ключевым?

  • Почему олицетворение является ключевым приемом?

  • В прологе мы можем наблюдать еще новую для нас стилистическую: фигуру: анафору.

Анафора, или единоначатие – повторение звуков, слова или группы слов в начале предложения.

«Мой долг мне ясен. Мой долг – делать мое дело. Мой долг – быть честным. Мой долг я исполню».

Анафора позволяет усиливать эффект от приводимых доказательств и примеров.

Найдите анафору в прологе.

  • Какова ее функция?



Герои, которых представляет А.С.Пушкин, вам хорошо знакомы. Расскажите о них.

1 группа. Коще́й Бессме́ртныйКащей  произошел ,вероятно, от слова ………….(вероятн от кость, первоначальное

В сказках говорится, что он «……», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана.

Он персонаж ………..

Часто выступает в роли ……..

Изображается в виде………….., часто представляется …...

2 группа

Баба Яга -фантастический персонаж………..

В сказках ее часто называют …….

Ее неизменные спутники…….

Портрет бабы-Яги крайне не привлекателен ……...

Основные черты ее характера - ……….

3 группа

Русалка — персонаж ……. Как правило, это ……………

В лесу обитают на ………………..

Русалки пугают всадников «……………».


Все правильно, но в прологе есть еще персонажи. О них нам расскажет ваша одноклассница, Вера Соколова, которая писала работу и представляла на школьной конференции «Вокруг тебя мир» и на районных филологических чтения.



Физкультминутка.

Королевич потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик от замка , видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

А потом всем опуститься

и на стулья приземлиться.


Аналитическая работа с текстом


Работа в группах.


Словарно-лексическая работа

Лукоморье - такой изгиб морского берега , когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.

На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках.

Дол - долина.

Витязь - в старину: воин, богатырь.

Чредой - чередой, по очереди.

Дядька - в старину: слуга-воспитатель при мальчике в дворянской семье.

Мимоходом - по пути, проходя мимо.

Пленяет - берет в плен.

Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.


Нет.

Там русский дух… там Русью пахнет!

Сказочность, таинственность создается автором с помощью особой лексики:

Выпишите  5  непонятных слов.

Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

Коллективная проверка.

Лукоморье -

На неведомых дорожках –

Дол -

Витязь -.

Чредой -

Дядька -

Мимоходом -

Пленяет -

Чахнуть -


Используем ли мы с вами данные слова в речи. Это еще один фактор, который привлекает нас к прологу.

В каких строках чувствуется любовь автора к родине. Городость за нее. .

Слова Там русский дух… там Русью пахнет! переносят нас не в сказку, а в глубокую древность, мир лукоморья, добрых и злых духов и напоминают нам о наших национальных корнях.


-Автор восхищается историей своей страны

-Картины пролога проникнуты чувством единства русского духа, воплощенного в сказках

-Автор проводит читателя через все, чему поверить  нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и делая нестрашными все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой.

- Как относится автор к изображаемому?

- Какое значение приобретает восклицание: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

- Какой смысл приобретают финальные строчки пролога?(


Подведение итогов


Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла, поэтому пушкинский пролог называют краткой энциклопедией русского сказочного фольклора.

Рефлексия.

Всем спасибо за работу. Продолжите предложения (у каждого на парте отпечатаны листы):

  1. Сегодня я узнал(а)…

  2. Было трудно…

  3. У меня получилось…

  4. Было интересно…

  5. Меня удивило…

  6. Я думаю, что…

Отметки.



Домашнее задание

  1. Выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

  2. Составить синквейн.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творчество А.С.Пушкина

Автор: Демеубаева Севара Неъматжон-кизи

Дата: 20.05.2020

Номер свидетельства: 550708

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства