Урок литературы в 5 классе
Творческая мастерская.
Краткий конспект.
Тема: «Таёжные затеси»
(по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями;
- осознание значения семьи в жизни человека;
- становление личности человека;
- цельность характера, отвага, закалённость в борьбе за жизнь;
- нерасторжимое чувство единства природы и человека.
Метапредметные результаты:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать своё мнение;
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные:
- умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, понимать и формировать тему и идею;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- умение пересказывать отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Оборудование: ватман, географическая карта.
Виды деятельности:
- поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;
- продуктивная творческая: художественный пересказ от лица героя;
- репродуктивная: индивидуальное сообщение ученика, осмысление сюжета произведения, характеров, выборочный краткий пересказ;
- исследовательская: анализ текста рассказа, анализ образа.
Ход проведения мастерской:
I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме
Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чём? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.
Она величественна и похожа на океан.
Она щедра и сурова.
Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
Вы правы: это тайга.
Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
Он беззащитный и в то же время сильный.
Он сын и одновременно хозяин.
Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
Он совершает ошибку и исправляет ее.
Вы правы: это главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.
II. Виртуальная экскурсия.
Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию в тайгу вместе с главным героем рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» - Васюткой.
Природа Сибири и Дальнего Востока… Какая она?
Вглядитесь, вслушайтесь, поймите язык природы: в тихом шелесте листьев, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьев. Что может быть прекраснее всего этого?
Видеоклип «Тайга» https://vk.com/video16683421_166805607
Слова В.Астафьева /слайд/
III. Групповая работа (задания на карточках, выбирает задание представитель от группы).
«Психологи»
«Топографы»
«Хранители времени»
«Географы»
«Архивариусы»
«Спасатели »
Выступление групп, которые готовят сообщения по карточкам – заготовкам.( прил. 1)
IV. Самопроверка и подведение итогов урока.
Мы завершили свою плодотворную работу. Подведем итоги нашего путешествия.
Тест.
V. Домашнее задание.
Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения, поэтому вам предлагается дома написать письмо Васютке.