kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческая мастерская "Таёжные затеси" по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро" /литература 5 класс/

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по рассказу В.Астафьева для обучающихся 5 класса проводится в форме творческой мастерской, что способствует активному участию детей в ходе работы нал произведением. Видеоклип, тест, раздаточный материал позволяют расширить кругозор и закрепить знания обучающихся о произведении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«прил.1задания для групп»

«Психологи»



Какие черты характера Васютки помогли ему выжить в тайге?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Проследите за внутренним состоянием героя, его переживаниями. От имени Васютки опишите его состояние, когда он заблудился. Расскажите о том, как герой преодолел страх.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Топографы»

Что открыл Васютка в тайге? Почему так назван рассказ?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте маршрут героя, объясните, как он заблудился и как выбрался.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Хранители времени»

Сколько дней и ночей был Васютка в тайге? Когда (в какой именно день) заблудился и когда был спасён?























По дням распишите распорядок занятий главного героя в тайге.

















«Географы»

Отец Васютки говорил: «Тайга – наша кормилица». Но ему же принадлежат слова «Тайга хлипких не любит». Какой же изображает автор тайгу?



















Объясните значение слов

Затеси –



Енисей –



Глухарь -









«Архивариусы» 



Изучите материал о жизни писателя. Что вы отыскали в архивах о писателе, его детстве, его детских рассказах?

















Расскажите историю создания рассказа «Васюткино озеро».






























«Спасатели » Составить «Памятку для идущего в лес»



«Советы идущему в лес»









«Если ты заблудился»







«Как вести себя в лесу»









«Как разводить костер»







Просмотр содержимого документа
«творческая мастерская конспект»

Урок литературы в 5 классе

Творческая мастерская.

Краткий конспект.

Тема: «Таёжные затеси»

(по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)


Планируемые результаты

Личностные результаты:

- стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями;

- осознание значения семьи в жизни человека;

- становление личности человека;

- цельность характера, отвага, закалённость в борьбе за жизнь;

- нерасторжимое чувство единства природы и человека.

Метапредметные результаты:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать своё мнение;

- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметные:

- умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, понимать и формировать тему и идею;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- умение пересказывать отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Оборудование: ватман, географическая карта.

Виды деятельности:

- поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

- продуктивная творческая: художественный пересказ от лица героя;

- репродуктивная: индивидуальное сообщение ученика, осмысление сюжета произведения, характеров, выборочный краткий пересказ;

- исследовательская: анализ текста рассказа, анализ образа.


Ход проведения мастерской:

IАктуализация знаний, побуждение интереса к теме

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чём? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.

  • Она щедра и сурова.

  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Вы правы: это тайга.

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

  • Он беззащитный и в то же время сильный.

  • Он сын и одновременно хозяин.

  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.

II. Виртуальная экскурсия.

Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию в тайгу вместе с главным героем рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» - Васюткой.

Природа Сибири и Дальнего Востока… Какая она?

Вглядитесь, вслушайтесь, поймите язык природы: в тихом шелесте листьев, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьев. Что может быть прекраснее всего этого?


Видеоклип «Тайга» https://vk.com/video16683421_166805607

Слова В.Астафьева /слайд/

III. Групповая работа (задания на карточках, выбирает задание представитель от группы).

«Психологи»

«Топографы»

«Хранители времени»

«Географы»

«Архивариусы» 

«Спасатели »

Выступление групп, которые готовят сообщения по карточкам – заготовкам.( прил. 1)

IV. Самопроверка и подведение итогов урока.

Мы завершили свою плодотворную работу. Подведем итоги нашего путешествия.


Тест.



V. Домашнее задание.

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения, поэтому вам предлагается дома написать письмо Васютке.





Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Творческая мастерская «Таёжные затеси»  (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро») Подготовила учитель русского языка и литературы Ильина Л.Д. ОБОУ «Суджанская школа - интернат»

Творческая мастерская

«Таёжные затеси»

(по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Ильина Л.Д.

ОБОУ «Суджанская школа - интернат»

«Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».   В. Астафьев

«Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

В. Астафьев

Тест . «Васюткино озеро»

Тест .

«Васюткино озеро»

Жанр произведения а) повесть б) рассказ  в) сказка

Жанр произведения

а) повесть

б) рассказ

в) сказка

В основе произведения  а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников  б) изображение  природы Сибири в) повествование о  приключениях героя

В основе

произведения

а) повествование о

трудной работе рыбаков

и охотников

б) изображение

природы Сибири

в) повествование о

приключениях героя

Васютка бродил по лесу  а ) в поисках кедровых орехов для рыбаков  б) выполняя поручение отца в) ради удовольствия

Васютка бродил

по лесу

а ) в поисках кедровых

орехов для рыбаков

б) выполняя

поручение отца

в) ради удовольствия

Птица, которая увела Васютку в тайгу а) тетерев б) глухарь  в) кедровка

Птица, которая увела Васютку в тайгу

а) тетерев

б) глухарь

в) кедровка

Почему мать заставила Васютку взять краюшку хлеба  а) Васютка любил поесть  б) пригодится в) таков старинный порядок

Почему мать заставила Васютку взять краюшку хлеба

а) Васютка любил

поесть

б) пригодится

в) таков старинный

порядок

Когда Васютка понял, что заблудился, он…  а ) решил не сдаваться  б) заплакал в) запаниковал

Когда Васютка понял, что заблудился, он…

а ) решил не сдаваться

б) заплакал

в) запаниковал

Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу  а ) в озере есть водоворот  б) озеро проточное в) ветер принесёт непогоду

Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу

а ) в озере есть водоворот

б) озеро проточное

в) ветер принесёт непогоду

Васютка решился использовать последний патрон, потому что а ) его заметили с бота  б) его не заметили с бота в) он был рад рыбакам

Васютка решился использовать последний патрон, потому что

а ) его заметили с бота

б) его не заметили с бота

в) он был рад рыбакам

Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге  а ) «С тайгой надо дружить!» б) «Тайга хлипких не любит!» в) «В тайге одному делать нечего!»

Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил,

заблудившись в тайге

а ) «С тайгой надо дружить!»

б) «Тайга хлипких не любит!»

в) «В тайге одному делать нечего!»

Найдя озеро, Васютка  а ) стал известным на всю  страну  б) зазнался в) принес пользу стране

Найдя озеро, Васютка

а ) стал известным на всю

страну

б) зазнался

в) принес пользу стране


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ильина Людмила Дмитриевна

Дата: 24.07.2021

Номер свидетельства: 584797


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства