Приветствие, проверка присутствующих У: «На прошлом уроке мы познакомились с биографией Игоря Талькова и песней «Россия». Сегодня же мы продолжим знакомство с текстами певца, а так же сравним воплощение темы родины в творчестве И. Талькова и С.Есенина». У: «Что вам запомнилось из биографии И.Талькова?» О: «…» У: «В каких музыкальных группах исполнял свои песни Игорь Тальков?» О: «Апрель», «Вечное Движение», «Калейдоскоп», «Спасательный круг» У: «Какую композицию мы анализировали на прошлом уроке?» О: «Песню «Россия» У: «Хорошо, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Игоря Талькова» У: «Давайте начнём урок с того, что прослушаем песню «Я вернусь», написанную всего за год до убийства певца» Анализируем песню «Я вернусь» (1990 г.) (15мин.) У: «Каким философским вопросом задаётся автор?» О: «Автор как бы задаётся вопросом о смысле жизни, а так же возникает образ воскресшего поэта» У: «Правильно, Тальков хочет увидеть новую Россию, точнее обновлённую. Когда она наконец-то станет страной гениев, а не дураков. Для этого он готов бороться и возможно даже погибнуть. Он верит в своё воскрешение, даже через сто лет… » У: «Как вы думаете, удалось ли вернуться Талькову?» О: «Я думаю, что да. Сейчас Россия обновлённая, не знаю, соответствует ли она идеалу Игоря Талькова. Но поэт жив, пока звучат его песни, пока помнит его страна, как это видно на примере с Игорем Тальковым, ведь прошло уже больше 20 лет с его смерти, а его песни звучат, их поют, изучают в школе. Он действительно вернулся». «Маленький город» (1986 г.) Анализируем. (15 мин.) У: « Что вы можете сказать о названии данной песни? Почему Тальков её так назвал?» О: «В данной песне автор вспоминает о своём маленьком городе, в котором он родился и вырос». У: «Вы правы, в этой песне Тальков говорит не о России в целом, а вспоминает малую родину, свой город Щёкино» У: «В песне отражён некий событийный ряд. Какие события положены в её основу?» О: «Главный герой едет в поезде, покидая родной город». У: «Какие чувства испытывает герой?» О: «Автор признается, как ему самому смешно, что только в пути он понимает, как дороги ему родные края. Герой вспоминает о городе с болью и светлой грустью, называя истинным другом, который даже после долгих скитаний примет своего сына каким бы он не был». У: «Зачитайте строки, в которых дано описание городка» О: Маленький город, маленький город С улицами в три дома С шепотом тополей за окном До боли родной и знакомый Маленький город, маленький город У: «Как вы думаете, есть ли похожие города на то описание, что даёт нам Игорь Тальков?» О: «Да, перед нами образ типичного городка, похожего даже на наш город» У: «Совершенно верно, Тальков с нескрываемой нежностью и любовью поёт о малой родине, город предстаёт перед нами маленьким и хрупким, и родным каждому» У: «Давайте ещё раз зачитаем последние строки…: Да, я, конечно, сорву стоп – кран И сойду, чтоб к тебе возвратиться!» У: «Таким образом, скитаясь по большим чужим городам, Тальков неизменно носит в сердце любовь к своей маленькой родине. Он даёт обещание, обязательно вернуться в родной дом». У: «Прочитайте выразительно стихотворение» (готовили дома) О: (Читают) У: «О чём это стихотворение?» О: «О том, как лирический герой вернулся в родное село, оно о его чувствах и переживаниях от увиденного» У: «Какие чувства переживает герой?» О: «Тоску, печаль от того, что изменилось вокруг, с того момента, когда он был здесь последний раз» У: «Прочтём ещё раз текст песни Талькова «Маленький город» У: «Итак, перед вами два теста: стихотворение Есенина и Талькова. В чём вы видите сходства? Что есть Россия для обоих авторов?» О: «Лирические герои данных произведений находятся под впечатлением от посещения родных мест, их душу наполняет светлая грусть и тоска». У: «Зачитайте фрагмент из стихотворения Есенина, где описывается отчий дом поэта». О: «Отцовский дом Не мог я распознать: Приметный клён уж под окном не машет, И на крылечке не сидит уж мать Кормя цыплят крупитчатою кашей…» У: «Узнаёт ли автор родные места?» О: «Нет, он пишет, что не мог узнать отцовский дом, отмечает, что многое поменялось с тех пор, как он уехал». У: «Что именно изменилось? Зачитайте детали» О: «дом, клён, постарела мать, дед, сестра, и даже соседи» У: «А теперь сравним с текстом Талькова. Узнаёт ли он свой город? Докажите это, зачитав строки» О: «Тальков узнаёт свой городок, в нём всё осталось как прежде: и тополя, и улицы, и дома» У: «Хорошо, а каким описаниям уделяет больше внимания С.Есенин, а каким – И.Тальков?» О: «У Есенина больше описаний природы, деревни, семьи. Тальков же больше акцентирует внутренние чувства и переживания» У: «Всё верно, С.Есенин и И.Тальков это поэты своей родины, России. Они с величием и гордостью прославляют её силу и могущество. Как родные сыновья волнуются за её судьбу и жизнь. Сергей Есенин больше приближен к природе, лесу, этим объясняется изобилие природных описаний. Игорь Тальков же больше социальный поэт, который ищет причины происходящих событий в истории страны, пытается обличить виновных, как мы видели на примере песни «Россия» У: «Вы прослушали несколько его песен, какая из них была ближе к вам по настроению? Почему?» О: «…» У: «Почему Талькова так волнует тема России?» О: «Потому что Тальков – это патриот своей родины, он любит Россию каждой частичкой своей души. Это чувствуется из его песен, все они пропитаны нежностью, тоской и светлой грустью, когда речь идёт о родных сердцу местах» У: «В чём, по вашему мнению, Тальков следует есенинской традиции в изображении России?» О: «Для лирики Талькова, прежде всего, характерна исповедальность Есенина. Родина для него, прежде всего – это родной дом, город. Но не чужды им и проблемы России, они не остаются безучастными в её истории, и С.Есенин, и И.Тальков верят в светлое будущее своей страны». У: «Напишите короткий отзыв на любую песню, прослушанную на уроке. Опишите свои чувства, мысли и настроения, которые она навеяла. Можно так же написать какое впечатление на вас произвёл такой певец и поэт, как Игорь Тальков». |