kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Цикл уроков по творчеству И.Талькова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество Игоря Талькова очень значимо для понимания истории России. Уроки, посвящённые этой теме, полезно и интересно интегрировать с уроками истории, изучая Россию в советское время.  Данные уроки помогут учителю литературы сформировать у школьников чувство гражданственности и патриотизма, научат вдумчиво относится к прошлому и настоящему своей страны.

Игорь Тальков – поэт и исполнитель с яркой гражданской позицией, следовательно, данные занятия со старшеклассниками помогут учителю литературы воспитать у них чувство гражданственности и патриотизма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Цикл уроков по творчеству И.Талькова»

Уроки по творчеству И.Талькова (2 часа)

Урок №1

Тема урока

«Россия – боль моей души,

Песни – крик моей души»

И.Тальков


« Анализ песни «Россия»


Цель урока

Познакомиться с особенностями социальной лирики Игоря Талькова


Задачи


А)Образовательные:

- развивать навык анализа лирические произведения

- развивать умение строить аргументированные высказывания

- развитие умения выразительного чтения

Б)Воспитательные:

- Воспитывать любовь к родной литературе

- Формировать нравственные качества, эстетические вкусы


Оборудование

компьютер, компакт - диски с песнями И. Талькова, подборка фотографий, мультимедийный проектор, распечатки текстов песен


Ход урока:


  1. Организационный момент



  1. Слово учителя:

  1. мин.)
























Просмотр интервью Талькова (4 мин.)














  1. Работа с биографией певца (2 мин.)
























  1. Сопутствующее повторение (2 мин.)
















  1. Словарная работа

(5 мин.)



















  1. Работа с текстами







Слушаем песню «Россия»

(6 мин.)



Анализ песни

(15 мин.)




















































































Вывод:










  1. Итоги урока (5 мин.)











  1. Домашнее задание:









Приветствие, проверка учащихся



«Они уходят, не допев куплета, когда в их честь оркестр играет туш. Актёры, музыканты и поэты, целители уставших наших душ».


Я процитировала вам слова из песни И. Талькова «Памяти Виктора Цоя». Эти строки по праву можно отнести и к самому певцу, который прожил очень короткую, но яркую жизнь. Певец, который сумел подарить нам немало красивых и трогательных песен».



У: «Кто – нибудь из вас слышал имя этого певца? Какие песни Игоря Талькова вы слышали?»


О: «Я слышал песни «Россия», «Я вернусь», «Летний дождь», «Маленький город», «Господин президент», «Господа демократы».


У: «Отлично, я рада, что имя Игоря Талькова для вас не ново. Сегодня мы подробнее остановимся на социальных песнях певца, песнях, написанных о родине Игоря Талькова». Но сначала познакомимся с личностью Талькова.



Интервью И. Талькова 1987г. Фрагмент программы Ленинградского ТВ «Поп - Антенна»// http://www.liveinternet.ru/users/3339142/post185085642/play


У: «Что вы узнали из просмотренного эпизода о судьбе первых песен Талькова?»


О: «Писал песни певец уже с 14 лет, но исполнять их возможности не было. Первая и основная причина – у Талькова не было должного музыкального образования. Худсовет аргументировал запрет на выступления тем, что у Талькова не было никакого звания, он не состоял ни в каком союзе»



(на проекторе слайд-шоу, составленное из фотографий певца)


У: «Игорь Тальков родился в 1955 году в городе Щекино Тульской области. Отец – потомок русского офицера, по образованию педагог, коренной москвич, был репрессирован. Мать – из поволжских немцев, в 18 лет была сослана в Сибирь. Там в Сибири родители и познакомились. Игорь окончил музыкальную школу по классу баяна, учился в педагогическом институте и Институте культуры, но ни один не закончил. Песни он начал писать в 1973 году, с 1975 года – но профессиональной сцене. Сотрудничал с различными группами: «Апрель», «Вечное движение», «Калейдоскоп», «Электроклуб». Игорь был барабанщиком, гитаристом, клавишником, аранжировщиком. Известность пришла после исполнения им песни «Чистые пруды». После появления этой песни в 1988 году начала формироваться группа Игоря Талькова «Спасательный круг». 27 октября 1991 года певец трагически погиб. В него стреляли прямо перед выходом на сцену. Игорь Тальков погиб в возрасте тридцати пяти лет, и пусть он прожил недолгую жизнь, но он успел оставить огромное количество песен, как социальных, так и философских и любовных ».



У: «Как вы узнали из просмотренных видео и моего рассказа, тема Родины всегда очень волновала Талькова. Он не мог оставаться равнодушным к событиям, происходившим в стране, а именно. В песнях певца мы видим реакцию на перестройку, развал СССР и путч».


(пауза)


У: «Вспомните, кто из ранее изученных вами поэтов писал о России?»

О: «А.А. Блок, С.А. Есенин…»


У: «Всё правильно. В социальные песнях Талькова выделяется несколько ключевых тем: тема Родины, власти, революции, перестройки, эмиграции».



У: «Как вы понимаете термин «социум»?»


О: «Это общество»


У: «Правильно, вот какое толкование предложено в толковом словаре русского языка:


«Социум – группа людей, объединённых по каким – либо профессиональным, культурным, историческим признакам».


У: «А как вы тогда объясните термин «социальный»?»


О: «Связанное с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе».


У: «Всё верно, сейчас мы перейдём к изучению социальных песен И. Талькова»



У: «Социальные песни – это стихи о судьбе России и её граждан. В них Тальков размышляет о прошлом, настоящем и будущем страны, даёт свою оценку происходящим в ней событиям, представляет свое видение счастливого государства».



Прослушаем песню: «Россия» (1989 г.) (6 мин.) на партах имеются распечатанные тексты песен



У: «О чём эта песня?»

О: «Эта песня о трагической судьбе России, Тальков изображает время, когда разрушалось всё, что было до революции».


У: «В какой форме построен текст? К кому обращается поэт?»


О: «Эта песня построена в форме прямого обращения поэта к родной стране»


У: «Песня «Россия» впервые прозвучала в авторской программе В. Молчанова «До и после полуночи», её по праву считают одной из самых известных песен Талькова».


У: «Обратите внимание на следующие строки:

Разверзлись с треском небеса,

И с визгом ринулись оттуда,

Срубая головы церквям

И слава красного царя,

Новоявленные иуды.

Тебя связали кумачом

И опустили на колени…


У: «Какой представлена Россия в данном отрывке? О каком периоде в истории России идёт речь?»


О: «Россия опущена на колени перед царём, она порабощена, поэт говорит о нынешнем состоянии России».


У: «Зачитайте строки, в которых Тальков говорит о золотом веке Екатерины»

О: Из мрачной глубины веков

Ты поднималась исполином,

Твой Петербург мирил врагов

Высокой доблестью полков

В век золотой Екатерины.

Россия…


У: «Как Тальков называет Россию во время правления Екатерины?»


О: «Исполином»


У: «Как вы думаете, почему?»


О: «Во время правления Екатерины Россия славилась своей мощью и независимостью»


У: «Вы правильно рассуждаете, Россия была непобедима, богата и сильна, но именно этим и вызывала зависть противников. Об этом говорят следующие строки:


«…Кому-то не давали покоя, а золотые купола

кому-то чёрный глаз слепили…»


У: «Найдите в тексте, в чём величие Северной Венеции (Петербурга) по мысли Игоря Талькова?»


О: «Основное значение Петербурга – сильная армия и модернизированный флот»


У: «Заметили ли вы особенности построения строф?»


О: «Каждая строфа песни заканчивается словом «Россия…»


У: «Как вы думаете, для чего Тальков выбрал такое построение текста?»


О: «Россия» - звучит как обращение, зов, призыв подняться с колен. Эта песня звучит как завещание молодому поколению, её по праву можно назвать песней – символом».


У: «Что вы можете сказать о финале песни, каково настроение автора?»


О: «В поэте ещё жива вера в то, что будущее России в скором времени измениться к лучшему, оно ещё будет светлым и безоблачным»



«Мы с вами прослушали песню Талькова «Россия» и проанализировали её. Песня эта звучит как завещание, напутствие будущим поколениям. Вы правильно сказали, что в поэте жива вера в будущее своей родины. Отметили мы так же и прямое обращение Талькова к России, из этого следует, что Россия для него не просто страна или территория, Россия для поэта – это душа народа, а душа, как правило, бессмертна. Поэтому певец так верит в светлое будущее своей страны».



У: «Сегодня на уроке вы познакомились с личностью певца и поэта Игоря Талькова. Какое впечатление у вас осталось после просмотренных материалов и прослушанных композиций»


О: «…»


У: «На следующем уроке мы продолжим анализировать песни Талькова, а так же сравним их со стихами С.А.Есенина»



Всем прочитать стихотворение С.Есенина «Возвращение на родину», подготовить выразительное чтение

2 ученика подготовят обзорную презентацию о жизни и особенностях поэтики Есенина (ранее изученная тема)





Урок №2

Тема

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить…»


Ход урока


  1. Организационный момент




  1. Слово учителя: (3 мин.)







  1. Повторение




















  1. Работа с текстами






Слушаем песню «Я вернусь» (3 мин.)
























Просмотр видеофрагмента выступления Талькова с песней «Маленький город»

(5 мин.)





























































Выразительное чтение учащихся





Пауза




Аналитическая беседа













Выразительное чтение учителя



Пауза




Сопоставление текста С.Есенина и И. Талькова






















































  1. Итоги урока


























  1. Домашнее задание





Приветствие, проверка присутствующих





У: «На прошлом уроке мы познакомились с биографией Игоря Талькова и песней «Россия». Сегодня же мы продолжим знакомство с текстами певца, а так же сравним воплощение темы родины в творчестве И. Талькова и С.Есенина».





У: «Что вам запомнилось из биографии И.Талькова?»


О: «…»


У: «В каких музыкальных группах исполнял свои песни Игорь Тальков?»


О: «Апрель», «Вечное Движение», «Калейдоскоп», «Спасательный круг»


У: «Какую композицию мы анализировали на прошлом уроке?»


О: «Песню «Россия»


У: «Хорошо, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Игоря Талькова»




У: «Давайте начнём урок с того, что прослушаем песню «Я вернусь», написанную всего за год до убийства певца»




Анализируем песню «Я вернусь» (1990 г.) (15мин.)


У: «Каким философским вопросом задаётся автор?»


О: «Автор как бы задаётся вопросом о смысле жизни, а так же возникает образ воскресшего поэта»


У: «Правильно, Тальков хочет увидеть новую Россию, точнее обновлённую. Когда она наконец-то станет страной гениев, а не дураков. Для этого он готов бороться и возможно даже погибнуть. Он верит в своё воскрешение, даже через сто лет… »


У: «Как вы думаете, удалось ли вернуться Талькову?»


О: «Я думаю, что да. Сейчас Россия обновлённая, не знаю, соответствует ли она идеалу Игоря Талькова. Но поэт жив, пока звучат его песни, пока помнит его страна, как это видно на примере с Игорем Тальковым, ведь прошло уже больше 20 лет с его смерти, а его песни звучат, их поют, изучают в школе. Он действительно вернулся».





«Маленький город» (1986 г.) Анализируем. (15 мин.)







У: « Что вы можете сказать о названии данной песни? Почему Тальков её так назвал?»


О: «В данной песне автор вспоминает о своём маленьком городе, в котором он родился и вырос».


У: «Вы правы, в этой песне Тальков говорит не о России в целом, а вспоминает малую родину, свой город Щёкино»


У: «В песне отражён некий событийный ряд. Какие события положены в её основу?»


О: «Главный герой едет в поезде, покидая родной город».


У: «Какие чувства испытывает герой?»


О: «Автор признается, как ему самому смешно, что только в пути он понимает, как дороги ему родные края. Герой вспоминает о городе с болью и светлой грустью, называя истинным другом, который даже после долгих скитаний примет своего сына каким бы он не был».


У: «Зачитайте строки, в которых дано описание городка»


О:

Маленький город, маленький город

С улицами в три дома

С шепотом тополей за окном

До боли родной и знакомый

Маленький город, маленький город


У: «Как вы думаете, есть ли похожие города на то описание, что даёт нам Игорь Тальков?»


О: «Да, перед нами образ типичного городка, похожего даже на наш город»


У: «Совершенно верно, Тальков с нескрываемой нежностью и любовью поёт о малой родине, город предстаёт перед нами маленьким и хрупким, и родным каждому»


У: «Давайте ещё раз зачитаем последние строки…:

Да, я, конечно, сорву стоп – кран

И сойду, чтоб к тебе возвратиться!»


У: «Таким образом, скитаясь по большим чужим городам, Тальков неизменно носит в сердце любовь к своей маленькой родине. Он даёт обещание, обязательно вернуться в родной дом».



У: «Прочитайте выразительно стихотворение» (готовили дома)


О: (Читают)







У: «О чём это стихотворение?»


О: «О том, как лирический герой вернулся в родное село, оно о его чувствах и переживаниях от увиденного»


У: «Какие чувства переживает герой?»


О: «Тоску, печаль от того, что изменилось вокруг, с того момента, когда он был здесь последний раз»




У: «Прочтём ещё раз текст песни Талькова «Маленький город»






У: «Итак, перед вами два теста: стихотворение Есенина и Талькова. В чём вы видите сходства? Что есть Россия для обоих авторов?»


О: «Лирические герои данных произведений находятся под впечатлением от посещения родных мест, их душу наполняет светлая грусть и тоска».


У: «Зачитайте фрагмент из стихотворения Есенина, где описывается отчий дом поэта».


О:

«Отцовский дом

Не мог я распознать:

Приметный клён уж под окном не машет,

И на крылечке не сидит уж мать

Кормя цыплят крупитчатою кашей…»


У: «Узнаёт ли автор родные места?»


О: «Нет, он пишет, что не мог узнать отцовский дом, отмечает, что многое поменялось с тех пор, как он уехал».


У: «Что именно изменилось? Зачитайте детали»


О: «дом, клён, постарела мать, дед, сестра, и даже соседи»


У: «А теперь сравним с текстом Талькова. Узнаёт ли он свой город? Докажите это, зачитав строки»


О: «Тальков узнаёт свой городок, в нём всё осталось как прежде: и тополя, и улицы, и дома»


У: «Хорошо, а каким описаниям уделяет больше внимания С.Есенин, а каким – И.Тальков?»


О: «У Есенина больше описаний природы, деревни, семьи. Тальков же больше акцентирует внутренние чувства и переживания»


У: «Всё верно, С.Есенин и И.Тальков это поэты своей родины, России. Они с величием и гордостью прославляют её силу и могущество. Как родные сыновья волнуются за её судьбу и жизнь. Сергей Есенин больше приближен к природе, лесу, этим объясняется изобилие природных описаний. Игорь Тальков же больше социальный поэт, который ищет причины происходящих событий в истории страны, пытается обличить виновных, как мы видели на примере песни «Россия»




У: «Вы прослушали несколько его песен, какая из них была ближе к вам по настроению? Почему?»


О: «…»


У: «Почему Талькова так волнует тема России?»


О: «Потому что Тальков – это патриот своей родины, он любит Россию каждой частичкой своей души. Это чувствуется из его песен, все они пропитаны нежностью, тоской и светлой грустью, когда речь идёт о родных сердцу местах»


У: «В чём, по вашему мнению, Тальков следует есенинской традиции в изображении России?»


О: «Для лирики Талькова, прежде всего, характерна исповедальность Есенина. Родина для него, прежде всего – это родной дом, город. Но не чужды им и проблемы России, они не остаются безучастными в её истории, и С.Есенин, и И.Тальков верят в светлое будущее своей страны».





У: «Напишите короткий отзыв на любую песню, прослушанную на уроке. Опишите свои чувства, мысли и настроения, которые она навеяла. Можно так же написать какое впечатление на вас произвёл такой певец и поэт, как Игорь Тальков».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Цикл уроков по творчеству И.Талькова

Автор: Праслова Елена Ивановна

Дата: 16.09.2022

Номер свидетельства: 613151


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства