Просмотр содержимого документа
«Центральные персонажи романа "Дубровский". Ссора Дубровского и Троекурова.»
М.А. Скирта
учитель русского языка и литературы Горловской СОШИ № 16 МОН ДНР
Центральные персонажи романа «Дубровский».
Ссора Дубровского и Троекурова.
(6 класс)
Цели урока:
Обучающая: выявить первоначальные впечатления о романе; создать условия для определения школьниками причин ссоры Андрея Гавриловича Дубровского и Кирила Петровича Троекурова; сравнения характеров героев, определения мотивов их поведения.
Понятия: «чувство собственного достоинства», «высокомерие».
II. Проверка домашнего задания: выявление первоначальных читательских впечатлений.
Метод: практический, частично-поисковый
Цель: формирование представления детей о главных героях произведения.
Учитель:
Проверим домашнее задание.
Назовите главных героев романа.
Укажите их социальное положение.
Какими качествами характера обладали Троекуров и Дубровский?
Какие у них были увлечения?
Как складывались отношения с соседями?
Как каждый из них относился к крепостным крестьянам?
Отметьте общее в судьбах героев.
Заполните сопоставительную таблицу «Дубровский и Троекуров»
Троекуров
Дубровский
Социальное положение
Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях
Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и независим
Качества характера
Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостаивавший никого своим вниманием
Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома
Занятия
Праздность, дом полон гостями, буйные увеселения, страдал от обжорства, каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах
Горячий охотник
Отношение соседей
Рады были угождать, трепетали при его имени
Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать
Отношение к крестьянам
Относился строго и своенравно
Доброе
Общее в судьбах героев
Женились по любви, скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку, были друзьями
Ш. Целеполагание
А кто такие друзья? Что такое дружба?
(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С. Ожегов, Н. Шведова)
(Дружба – это умение быть чутким и внимательным, прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить её.)
Подберите антоним к слову дружба.
(Вражда, ссора)
На доске
Дружба Ссора, вражда
Каково лексическое значение слова «ссора»?
(Ссора – состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка) (С. Ожегов, Н. Шведова)
Почему именно об этих понятиях мы говорим сегодня на уроке?
(Потому что наши герои сначала дружили, а потом поссорились).
Сформулируйте тему урока. (Ссора Дубровского и Троекурова)
Как вы считаете, какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на уроке?
В чём причины ссоры Дубровского и Троекурова?
Кто виноват в ссоре?
Как во время ссоры проявились характеры Троекурова и Дубровского?
Почему не состоялось примирение ?
Да, ребята, вам предстоит найти ответы на эти вопросы и определить, почему герои так поступают и что влияет на их поступки, поэтому тема урока звучит так: «Центральные персонажи. Ссора Троекурова и Дубровского».
IV. Первичное усвоение материала
Цель: способствовать формированию представления школьников о различии главных героев произведения по нравственным качествам.
Как вы считаете, почему Кирила Петрович Троекуров позволяет себе такое поведение к окружающим его людям?
(Он привык к тому, что все угождают его малейшим прихотям).
Какие качества характера развились в нём?
(на доске табличка) Троекуров
Самолюбие,
надменность,
праздность,
высокомерие…
Лексическая работа со словами «высокомерие», «надменность»
Определите лексическое значение слова:
Высокомерие – гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь. (С. Ожегов, Н. Шведова)
Надменность - самонадеянный, высокомерный.(С. Ожегов, Н. Шведова)
Почему Дубровский остаётся «вне общего закона», выделяется среди гостей Троекурова?
(Он не ищет выгоды от дружбы с Троекуровым, не лицемерит. Он отказывается от покровительства Троекурова).
Лексическая работа со словом «достоинство».
Какие качества характера остались у Дубровского?
(на доске табличка) Дубровский
Гордость,
чувство собственного достоинства,
независимость…
Вы определили, что сближало Дубровского и Троекурова.
(Воспоминания о прошлом сближают героев).
Что разделяет героев романа?
(В настоящем Троекуров – владелец огромного поместья, а Дубровский - всего лишь бедный дворянин.
Троекурову свойственно крайнее высокомерие по отношению к окружающим, Дубровскому – чувство собственного достоинства).
Как вы считаете, происшествие на псарне – случайность или закономерность?
(Соединение гордого характера и «смиренного состояния» ставят Андрея Гавриловича Дубровского в особое положение. Долго оставаться в таком положении нельзя. «Нечаянный случай на псарне» - проявление социальной закономерности.)
III. Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Работа в парах.
Цель: формирование исследовательских навыков работы с текстом для решения основной проблемы урока.
Форма работы: парная
Методы:
Динамическая пауза
Учитель. Проведите исследование причин ссоры Дубровского и Троекурова. Поработаете в парах. Возьмите лист с заданием. Найдите себе пару и заполните таблицу в рабочей тетради ученика. Работу выполняем 5 минут.
Прочитайте эпизод от слов «Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле…» до слов « «Но мысли его вскоре приняли другое направление…» (I глава).
Задания для учащихся :
Найдите цитаты, доказывающие виновность Троекурова в случившемся.
Найдите цитаты, доказывающие виновность Дубровского в случившемся.
Найдите цитаты, доказывающие виновность псаря Парамошки в случившемся.
Таблица в тетради учащихся:
Кто виноват в ссоре?
Троекуров
Дубровский
Парамошка
«Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним».
«Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».
«Да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его... Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»
«На возвратном пути со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского»
«Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».
«Псарня чудная, — вряд ли людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».
«Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться».
«...А я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин»
«Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, — благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее»
Проверка выполнения заданий учащимися
Как вы считаете, в чём вина Троекурова?
А Дубровского?
Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина? На что он рассчитывал?
(Он привык рассчитывать на покровительство барина и уверен в своей безнаказанности).
IV. Обобщение изученного материала
Цель: способствовать определению учащимися мотивов поведения героев произведения.
Метод: аналитическая беседа
Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?
(Замечание верного слуги льстило его самолюбию.)
Сразу ли понял Троекуров, что обидел старого друга?
(Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми.)
Сожалеет ли он о случившемся?
(Кирила Петрович удивлен и огорчен отсутствием Дубровского за ужином (дважды посылает за ним, расстроен настолько, что «отпустил гостей и отправился спать», «на другой день первый вопрос его был» о Дубровском).
Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?
(В письме Дубровский требует невозможного — равенства с самим Троекуровым. Этого простить Кирила Петрович не может!)
Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского?
(Троекуров, уязвленный вызывающим поведением прежнего друга, решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить его.)
Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?
Так кто же виноват в ссоре?
Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров?
(Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троекуров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь)
VI. Подведение итогов урока
Какие чувства испытывает человек от победы? (делятся опытом)
А испытывал ли Троекуров радость от этой победы? Почему?
(Нет. Троекуров приобрел имение Кистенёвка).
Но Троекуров не нуждался в имении Дубровского. Во-первых, он был достаточно богат, во-вторых, «... от природы он не был корыстолюбив».
Что терзает Троекурова? Каково его душевное состояние?
(Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие. Для него главным было желание сломить гордость и независимость А. Г. Дубровского.)
Ответ на вопрос: «Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?» на первый взгляд кажется простым. Ведь Троекуров добился своего. Но сам он не чувствовал радости от этой победы.
В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел?
(Когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно).
VII. Домашнее задание
Перечитать главы 2-3.
Подготовить устное высказывание
«Дубровский в суде: внешность, манера поведения, мимика».