kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Центральные персонажи романа "Дубровский". Ссора Дубровского и Троекурова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительная характеристика персонажей. Работа с понятием дружба и ненависть.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Центральные персонажи романа "Дубровский". Ссора Дубровского и Троекурова.»

М.А. Скирта

учитель русского языка и литературы Горловской СОШИ № 16 МОН ДНР




Центральные персонажи романа «Дубровский».

Ссора Дубровского и Троекурова.


(6 класс)



Цели урока:

Обучающая: выявить первоначальные впечатления о романе; создать условия для определения школьниками причин ссоры Андрея Гавриловича Дубровского и Кирила Петровича Троекурова; сравнения характеров героев, определения мотивов их поведения.

Понятия: «чувство собственного достоинства», «высокомерие».

Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, составления устных пересказов, развивать логическое мышление.

Воспитательная: формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значения новых понятий.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • парная.

Методы обучения:

  • словесный;

  • наглядно-иллюстративный;

  • частично-поисковый.

Приёмы деятельности учителя:

  • эвристическая беседа;

  • аналитическая работа с текстом;

  • лексическая работа.

Технологии: информационно-коммуникационные.

Оборудование: словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, рабочая тетрадь ученика, дидактический раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: выявление первоначальных читательских впечатлений.

Метод: практический, частично-поисковый

Цель: формирование представления детей о главных героях произведения.

Учитель:

  • Проверим домашнее задание.

  • Назовите главных героев романа.

  • Укажите их социальное положение.

  • Какими качествами характера обладали Троекуров и Дубровский?

  • Какие у них были увлечения?

  • Как складывались отношения с соседями?

  • Как каждый из них относился к крепостным крестьянам?

  • Отметьте общее в судьбах героев.


Заполните сопоставительную таблицу «Дубровский и Троекуров»


Троекуров

Дубровский

Социальное положение

Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях

Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и не­зависим

Качества характера

Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостаивавший никого своим вниманием

Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома

Занятия

Праздность, дом полон гостя­ми, буйные увеселения, стра­дал от обжорства, каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах

Горячий охотник

Отношение соседей

Рады были угождать, трепе­тали при его имени

Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать

Отношение к крестьянам

Относился строго и своенравно

Доброе

Общее в судьбах героев

Женились по любви, скоро овдовели, у обоих оставалось по ребёнку, были друзьями


Ш. Целеполагание

  • А кто такие друзья? Что такое дружба?

(Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С. Ожегов, Н. Шведова)

(Дружба – это умение быть чутким и внимательным, прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить её.)

  • Подберите антоним к слову дружба.

(Вражда, ссора)


На доске

Дружба Ссора, вражда

  • Каково лексическое значение слова «ссора»?

(Ссора – состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка) (С. Ожегов, Н. Шведова)

  • Почему именно об этих понятиях мы говорим сегодня на уроке?

(Потому что наши герои сначала дружили, а потом поссорились).

  • Сформулируйте тему урока. (Ссора Дубровского и Троекурова)


  • Как вы считаете, какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на уроке?

  • В чём причины ссоры Дубровского и Троекурова?

  • Кто виноват в ссоре?

  • Как во время ссоры проявились характеры Троекурова и Дубровского?

  • Почему не состоялось примирение ?

  • Да, ребята, вам предстоит найти ответы на эти вопросы и определить, почему герои так поступают и что влияет на их поступки, поэтому тема урока звучит так: «Центральные персонажи. Ссора Троекурова и Дубровского».

IV. Первичное усвоение материала

Цель: способствовать формированию представления школьников о различии главных героев произведения по нравственным качествам.

Метод: эвристическая беседа, частичный анализ, наглядный.

  • Как вы считаете, почему Кирила Петрович Троекуров позволяет себе такое поведение к окружающим его людям?

(Он привык к тому, что все угождают его малейшим прихотям).

  • Какие качества характера развились в нём?

(на доске табличка) Троекуров

Самолюбие,

надменность,

праздность,

высокомерие…

Лексическая работа со словами «высокомерие», «надменность»

  • Определите лексическое значение слова:

Высокомерие – гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь. (С. Ожегов, Н. Шведова)

Надменность - самонадеянный, высокомерный. (С. Ожегов, Н. Шведова)

  • Почему Дубровский остаётся «вне общего закона», выделяется среди гостей Троекурова?

(Он не ищет выгоды от дружбы с Троекуровым, не лицемерит. Он отказывается от покровительства Троекурова).

Лексическая работа со словом «достоинство».

  • Какие качества характера остались у Дубровского?

(на доске табличка) Дубровский

Гордость,

чувство собственного достоинства,

независимость…

  • Вы определили, что сближало Дубровского и Троекурова.

(Воспоминания о прошлом сближают героев).

  • Что разделяет героев романа?

(В настоящем Троекуров – владелец огромного поместья, а Дубровский - всего лишь бедный дворянин.

Троекурову свойственно крайнее высокомерие по отношению к окружающим, Дубровскому – чувство собственного достоинства).

  • Как вы считаете, происшествие на псарне – случайность или закономерность?

(Соединение гордого характера и «смиренного состояния» ставят Андрея Гавриловича Дубровского в особое положение. Долго оставаться в таком положении нельзя. «Нечаянный случай на псарне» - проявление социальной закономерности.)

III. Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Работа в парах.

Цель: формирование исследовательских навыков работы с текстом для решения основной проблемы урока.

Форма работы: парная

Методы:

Динамическая пауза

Учитель. Проведите исследование причин ссоры Дубровского и Троекурова. Поработаете в парах. Возьмите лист с заданием. Найдите себе пару и заполните таблицу в рабочей тетради ученика. Работу выполняем 5 минут.

Прочитайте эпизод от слов «Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле…» до слов « «Но мысли его вскоре приняли другое направление…» (I глава).

Задания для учащихся :

  • Найдите цитаты, доказывающие виновность Троекурова в случившемся.

  • Найдите цитаты, доказывающие виновность Дубровского в случившемся.

  • Найдите цитаты, доказывающие виновность псаря Парамошки в случившемся.

Таблица в тетради учащихся:

Кто виноват в ссоре?

Троекуров

Дубровский

Парамошка

  • «Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним».

  • «Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».

  • «Да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его... Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»

  • «На возвратном пути со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского»

  • «Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

  • «Псарня чудная, — вряд ли людям вашим житье такое ж, как вашим собакам».

  • «Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться».

  • «...А я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин»

  • «Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, — благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее»

Проверка выполнения заданий учащимися

  • Как вы считаете, в чём вина Троекурова?

  • А Дубровского?

Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина? На что он рассчитывал?

(Он привык рассчитывать на покровительство барина и уверен в своей безнаказанности).

IV. Обобщение изученного материала

Цель: способствовать определению учащимися мотивов поведения героев произведения.

Метод: аналитическая беседа

  • Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?

(Замечание верного слуги льстило его самолюбию.)

  • Сразу ли понял Троекуров, что обидел старого друга?

(Кирила Петрович не понимает, что оскорбил Дубровского. Троекуров обошелся с ним так, как обычно обходился со всеми.)

  • Сожалеет ли он о случившемся?

(Кирила Петрович удивлен и огорчен отсутствием Дубровского за ужи­ном (дважды посылает за ним, расстроен настолько, что «отпустил гостей и отправился спать», «на другой день первый вопрос его был» о Дубровском).

  • Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?

(В письме Дубровский требует невозможного — равенства с самим Трое­куровым. Этого простить Кирила Петрович не может!)

  • Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского?

(Троекуров, уязвленный вызывающим поведением прежнего друга, решает не просто отомстить бывшему другу, а уничтожить его.)

  • Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?

  • Так кто же виноват в ссоре?

  • Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров?

(Победил Троекуров. Он отнял у Дубровского имение. После ссоры с Троекуровым Дубровский тяжело заболел и умер, а Троекуров сохранил и имение, и здоровье, и жизнь)

VI. Подведение итогов урока

  • Какие чувства испытывает человек от победы? (делятся опытом)

  • А испытывал ли Троекуров радость от этой победы? Почему?

(Нет. Троекуров приобрел имение Кистенёвка).

Но Троекуров не нуждался в имении Дубровского. Во-первых, он был достаточно богат, во-вторых, «... от природы он не был корыстолюбив».

  • Что терзает Троекурова? Каково его душевное состояние?

(Троекуров потерял друга. Его мучает совесть, он утратил душевное спокойствие. Для него главным было желание сломить гордость и независимость А. Г. Дубровского.)

  • Ответ на вопрос: «Кто победил в ссоре: Дубровский или Троекуров?» на первый взгляд кажется простым. Ведь Троекуров добился своего. Но сам он не чувствовал радости от этой победы.

  • В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем приобрел?

(Когда ссорятся между собой друзья, близкие люди, разве может быть победитель. Кто-то теряет больше, как, например, Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но страдают все участники конфликта. Троекуров это понял слишком поздно).

VII. Домашнее задание

Перечитать главы 2-3.

Подготовить устное высказывание

«Дубровский в суде: внешность, манера поведения, мимика».

VIII. Выставление оценок

IX. Рефлексия. Продолжите фразу:

  • Этот урок помог мне понять…

  • На этом уроке я убедился в том, что…

  • На уроке мне было …, потому что…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Центральные персонажи романа "Дубровский". Ссора Дубровского и Троекурова.

Автор: Скирта Марина Анатольевна

Дата: 21.02.2017

Номер свидетельства: 394347


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства