Урок литературы в 5 «Б» классе по теме: «Сказка как особый жанр фольклора». «Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте» Цель: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Задачи: - выявление основной идеи сказки; - формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа; - воспитание интереса к произведениям устного народного творчества; - познакомить учащихся с олимпийским и первым паралимпийским видом спорта - стрельбой из лука. Ход урока Организационный момент. Вступительное слово учителя. Проверка домашнего задания (Беседа по вопросам к статье «Русские сказки»): - Что такое сказка? - Для чего нужны чудеса в сказках? - Какие виды сказок нам известны? - Расскажите об особом построении сказок. - Что такое эпитет, гипербола? - Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны? - Назовите любимых героев русских сказок. Анализ сказки. Лексическая работа. Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться. Лытать - уклоняться от дела, бегать работы Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества Кручиниться – горевать, печалиться Тужить – горевать, тосковать, печалиться Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый Молвить – говорить, сказывать Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь - О чем эта сказка? Назовите ее героев. - Кто из героев понравился вам больше всего и почему? - Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать? Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов. Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной. - Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку? Индивидуальное сообщение ученика. Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение. В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью). Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в рукав объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого. - К какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка» Заполнение таблицы, план сказки - Какие пункты плана соответствуют экспозиции, завязке, развитию сюжета, кульминации, развязке? Композиция волшебной сказки | Экспозиция | Причины, которые породили завязку | Сватовство, приказы царя | Завязка | Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу | «Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно» | Развитие сюжета | Поиск потерянного или недостающего | Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой | Кульминация | Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки | Иван-царевич убивает Кащея | Развязка | Преодоление потери или недостачи | Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Прекрасной | Беседа по вопросам - Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей? У всякой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки бы не было. Необычные ситуации и положения – особые приметы любой сказки. Анализируя вместе с учениками сказку, будет интересно остановиться на эпизоде, когда три брата – царевича стреляют из лука. Учитель дает учащимся информацию о стрельбе из лука, которая была популярна на Руси в средние века. Искусству стрельбы из лука учили детей с раннего возраста. Стрела летела на расстояние 300 шагов. Любопытно будет узнать, что сила лука взрослого мужчины была около 80 кг (для сравнения: сила современного спортивного лука - 20 кг). Стрельба из лука стала олимпийским видом спорта с 1900 года. С 1960-х годов этот вид спорта стал популярен в СССР. На Олимпийских играх в Москве (1980) Кетеван Лосаберидзе стала чемпионкой в личном первенстве.
В настоящее время планируют изменить соревнования по стрельбе из лука и приблизить их к биатлону. Ребята, интересно узнать, что именно стрельба из лука стала первым паралимпийским видом спорта. А было это так…
Английский нейрохирург Людвиг Гуттман во время Второй мировой войны на базе Сток-Мандевильского госпиталя в английском городе Эйлсбери основал Центр лечения спинных травм и, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, решил ввести спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Так возникла идея провести первые соревнования по стрельбе из лука для спортсменов на креслах-каталках. Это произошло 28 июля 1948 года - группа инвалидов, которая состояла из 16 парализованных мужчин и женщин, бывших военнослужащих, впервые за всю историю спорта взяла в руки спортивное снаряжение.
В фольклоре северных народов часто встречается образ героя-охотника, прекрасного лыжника и стрелка из лука. В современных олимпиадах есть отголоски фольклорных мотивов снежных краёв земли.
- Где нашли невест старшие братья? - Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»? - Почему братья смеются над Иваном-царевичем? - Почему царь не стал противиться этому браку? Выразительное чтение эпизода сказки - Эпизод «Первый приказ царя» от слов «Поклонились царевичи отцу и пошли…» до слов «Вот этот хлеб только в большие праздники есть». Что мы можем сказать о героине? - Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему? Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека. - Что напоминают эти строчки: «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай рыхлый да мягкий». «Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят»? Эти строки звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта. - Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток? Этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери. - В чем истинная красота героини сказки? - Как царевич оценивает работу Василисы? В первом случае царевич «диву давался», во втором случае ковер получился такой, «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство. Выразительное чтение эпизода сказки Эпизод от слов «Василиса Премудрая из кубка пьет – и не допивает…» до слов «А как перестала она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди…» - Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора? Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини. Также стоит отметить о числе «3» в христианском мире. Крестьяне – люди, глубоко верующие, помнят о том, что в церкви нужно креститься три раза, отдавать земной поклон трижды и т.д. Обращение к репродукциям картин В.М.Васнецова и И.Я.Билибина «Царевна-лягушка». - Какой вы представляли героиню? - Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой? - Почему Иван-царевич сжег лягушачью кожу? Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту. - Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой? Герой убежден, что внешняя красота привлекательнее внутренних достоинств. Это представление сказка не может оставить без опровержения. Герой должен искупить свою вину перед женой, которой он еще не достоин. - Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича? - Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой? - О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»? - Что рассказал Ивану-царевичу старичок? Кащей Бессмертный. Индивидуальное сообщение ученика. Кащей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кащею сверхъестественную силу. - Кто подсказал Ивану-царевичу, как расправиться с Кащеем?Обращение к репродукции картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный». Баба Яга Индивидуальное сообщение ученика. Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника. - Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми? Кащей Бессмертный олицетворяет собой мир насилия, человеконенавистничества. Он – воплощение той социальной силы, которая нарушила древние родовые порядки равноправия. Кащей способен распоряжаться судьбами людей. Сам же он бессмертен. Его смерть хранится в яйце. Уничтожив, раздавив яйцо, можно положить конец его жизни. Даже в сказках людям трудно мириться с несправедливостью. Поэтому бессмертного Кащея постигла кончина. Пользуясь воображаемыми средствами расправы с Кащеем, люди прекращал жизнь этого существа надежным и простым способом: зло раздавливалось в зародыше. - Ребята, так о чем сказка «Царевна-лягушка»? Сказка говорит о счастье настоящих отношений между людьми, не омраченных помыслами о знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает. - Почему сказка называется «Царевна-лягушка»? В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир. Домашнее задание нарисовать портреты героев сказки, составить устные комментарии к рисункам. |