Просмотр содержимого документа
««Царевна-лягушка». Сюжет волшебной сказки. Система образов. Народная мораль в характере и поступках героев.»
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Задание 1. Разгадайте кроссворд и найдите ключевое слово, которое определит тему нашего урока.
1Л
И
С
А
2К
О
Н
Ь
3Я
Г
А
4З
А
Я
Ц
5К
О
Р
Ы
Т
О
6И
В
А
Н
У
Ш
К
А
По горизонтали:
1. Кого в русских народных сказках называют сестричкой, плутовкой, Патрикеевной?
2. Какому животному адресованы слова «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»?
3. Живёт она в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, летает в ступе, пестом погоняет, метлой следы заметает. А зовут её Баба … .
4. У какого животного избушка была лубяная?
5. До появления золотой рыбки перед этим предметом сидела старушка.
6. Кого сестрица Алёнушка предупреждала: «Не пей, братец, козлёночком станешь»?
По вертикали:
Жанр устного народного творчества (ключевое слово).
-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Сказки.)
-Какая цель нашего урока? (Раскрыть особенности жанра «сказка).
- А чтобы достигнуть цели, что нам нужно сделать? Какие задачи мы должны поставить перед собой? (Вспомнить различные виды сказок, вспомнить особенности сказок на примере «Царевны-лягушки», вновь встретиться с героями и посмотреть на них с другой стороны, со стороны взрослых читателей).
III. Актуализация знаний.
Ориентировочная беседа:
1. Назовите ваши любимые сказки. Чем они вам нравятся? Назовите интересные эпизоды.
2. Кто является героем сказок? Есть ли у сказок автор? Кто он?
3. Чем похожи и чем отличаются события, изображённые в сказках, от реальной жизни?
4. Чем обычно заканчиваются народные сказки?
Давайте вспомним основные жанровые признаки сказки.
Игра «Найди лишнее». Найдите лишние признаки сказок.
1. Сказочные сюжеты.
2. Зло всегда торжествует. (-)
3. Троекратное повторение.
4. Реальные события. (-)
5. Положительные и отрицательные герои.
6. Слабый защищает сильного. (-)
7. Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы.
8. Грустное настроение. (-)
9. Чудесные превращения.
10. Добро побеждает зло.
У нас есть несколько типов сказок. Какие это? Угадайте по эмблеме.
«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА» - ВОЛШЕБНЫЕ
«ЖИВОТНЫЕ» - СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ
«ИЗБА» - БЫТОВЫЕ
Давайте вспомним особенности каждой из них!
*На данном этапе урока необходимо отметить различие народной и литературной сказки.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Ориентировочная беседа.
-Сегодня мы с вами вернёмся к очень интересной сказке – «Царевна-лягушка». Сказка «Царевна-лягушка», как вы уже знаете, - народная сказка, она имеет 23 варианта. В одном варианте царевну зовут Елена Прекрасная, в другом – Василиса Премудрая; в одном – волшебный клубок, в другом – ковёр-самолёт; в одном Ивану-царевичу помогают две старухи-сестры, в другом – Баба-Яга и старичок.
-О чём, как вы думаете, говорит вариативность сказки?
Сказки дарят всем гонимым и преследуемым счастье, богатство. В них торжествует желанная справедливость, что не всегда бывает в жизни, поэтому сказки народ всегда ценил. Сказки – это мечты, к которым стремятся люди. А ещё сказка – это кладезь культурных традиций. Давайте посмотрим на нашу сказку.
Исследование композиции сказки.
А. Композиция. Для сказок характерны определённые особенности: традиционное начало (присказка) и концовка: «Жили-были, в старые годы… Жили долго и счастливо до самой смерти». Эти элементы уже привычны как рассказывающим, так и слушающим, их уже ожидают.
Работа с текстом: нахождение в сказке «Царевна-лягушка» присказки и концовки. Обучающиеся зачитывают цитаты.
Б. Речь. Неторопливость и медлительность повествования в сказках достигается плавной речью, подбором синонимичных глаголов и троекратным повторением, о которых мы с вами уже вспоминали. Это тоже неспроста. Число 3 – магическое число в народной поэзии.
Работа с текстом:нахождение в сказке эпизодов с троекратным повторением, с цифрой «3». Обучающиеся зачитывают цитаты.
В. Географическое пространство. Обратите внимание, где происходит действие? (Леса/горы – дворец – леса/горы – дворец). Мы наблюдаем кольцевую композицию.
Г. Художественные средства выразительности. Сказочный мотив достигается еще и благодаря выразительности речи, которая открывается нам через «эпитет». Запись в тетрадь:
Эпитет – эмоционально-оценочное определение, подчёркивающее один из признаков предмета, чаще всего – красочное прилагательное: «буйные ветры», «весёлый ручей».
Постоянные эпитеты – это эпитеты, которые постоянно употребляются в сочетании с одним определённым словом: «живая вода», «добрый молодец».
Работа с текстом: нахождение в тексте постоянных эпитетов.
Д. Система персонажей. Благодаря эпитетам у нас создаются красочные образы главных и второстепенных героев. Каких?
Работа с текстом: составление таблицы «Главные и второстепенные герои».
Физкультминутка. Игра «Распределитель».
Задание: на столе стоит две корзинки («Василиса Премудрая», «Иван-царевич»). Каждому обучающемуся раздаётся листок с характеристикой героя, он выходит к доске и опускает свой листок в определённую корзинку (зачитывая перед этим). После игры преподаватель зачитывает все определения, подводит итог по характеристике главных героев.
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Класс делится на группы (парта-две парты).
-Представьте, что вы сказочники, часть сказки – концовка, где-то затерялась, а завтра выступать на ярмарке. Как бы вы закончили сказку «Царевна-лягушка»?
*Даётся время для размышления. Затем каждая группа, беря перо, рассказывает свою альтернативную концовку. Учащиеся выбирают лучший вариант.
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
-А теперь проверим, какая команда сказочников победит. Команды делятся по рядам (3 команды – 3 ряда). Команды выбирают себе название.
Блицтурнир по сказкам.
1. Где живёт сказочный царь? (В тридевятом царстве, в тридевятом государстве.)
2. Какие птицы помогали Бабе-Яге украсть Иванушку? (Гуси-лебеди.)
3. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь? (Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)
4. Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля? (Печка.)
5. Назовите магическое число в сказках? (Три.)
6. Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса? (На волчий хвост.)
7. Какие реки текут в сказках? (Молочные.)
VII. Рефлексия.
-К какому типу сказок относится «Царевна-лягушка»?
-Почему в народе были популярны сказки?
-Какова мораль сказки?
-Закончите фразу: «Если бы я был сказочником, я бы…».
-Оцените свою работу (учитель предлагает учащимся встать около своих парт и показать движениями свою оценку): присесть – очень низкая оценка; встать ровно и развести руки в сторону – хорошая оценка; поднять руки вверх с выставленным большим пальцем – высокая оценка.