kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Царевна-лягушка». Сюжет волшебной сказки. Система образов. Народная мораль в характере и поступках героев.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен строго по ФГОС. Ребятам нравится урок в форме игры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Царевна-лягушка». Сюжет волшебной сказки. Система образов. Народная мораль в характере и поступках героев.»

Ход урока:

      I.            Организационный момент.

Приветствие. Проверка присутствующих.

 

   II.            Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задание 1. Разгадайте кроссворд и найдите ключевое слово, которое определит тему нашего урока.

 

1Л

И

С

А

 

 

2К

О

Н

Ь

 

3Я

Г

А

 

 

4З

А

Я

Ц

 

 

5К

О

Р

Ы

Т

О

6И

В

А

Н

У

Ш

К

А

 

По горизонтали:

1. Кого в русских народных сказках называют сестричкой, плутовкой, Патрикеевной?

2. Какому животному адресованы слова «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»?

3. Живёт она в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, летает в ступе, пестом погоняет, метлой следы заметает. А зовут её Баба … .

4. У какого животного избушка была лубяная?

5. До появления золотой рыбки перед этим предметом сидела старушка.

6. Кого сестрица Алёнушка предупреждала: «Не пей, братец, козлёночком станешь»?

 

По вертикали:

Жанр устного народного творчества (ключевое слово).

 

-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Сказки.)

-Какая цель нашего урока? (Раскрыть особенности жанра «сказка).

- А чтобы достигнуть цели, что нам нужно сделать? Какие задачи мы должны поставить перед собой? (Вспомнить различные виды сказок, вспомнить особенности сказок на примере «Царевны-лягушки», вновь встретиться с героями и посмотреть на них с другой стороны, со стороны взрослых читателей).

 

III.            Актуализация знаний.

Ориентировочная беседа:

1. Назовите ваши любимые сказки. Чем они вам нравятся? Назовите интересные эпизоды.

2. Кто является героем сказок? Есть ли у сказок автор? Кто он?

3. Чем похожи и чем отличаются события, изображённые в сказках, от реальной жизни?

4. Чем обычно заканчиваются народные сказки?

 

Давайте вспомним основные жанровые признаки сказки.

Игра «Найди лишнее». Найдите лишние признаки сказок.

1. Сказочные сюжеты.

2. Зло всегда торжествует. (-)

3. Троекратное повторение.

4. Реальные события. (-)

5. Положительные и отрицательные герои.

6. Слабый защищает сильного. (-)

7. Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы.

8. Грустное настроение. (-)

9. Чудесные превращения.

10. Добро побеждает зло.

У нас есть несколько типов сказок. Какие это? Угадайте по эмблеме.

«ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА» - ВОЛШЕБНЫЕ

«ЖИВОТНЫЕ» - СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

«ИЗБА» - БЫТОВЫЕ

 

Давайте вспомним особенности каждой из них!

 

*На данном этапе урока необходимо отметить различие народной и литературной сказки.

 

IV.            Обобщение и систематизация знаний.

Ориентировочная беседа.

-Сегодня мы с вами вернёмся к очень интересной сказке – «Царевна-лягушка». Сказка «Царевна-лягушка», как вы уже знаете, - народная сказка, она имеет 23 варианта. В одном варианте царевну зовут Елена Прекрасная, в другом – Василиса Премудрая; в одном – волшебный клубок, в другом – ковёр-самолёт; в одном Ивану-царевичу помогают две старухи-сестры, в другом – Баба-Яга и старичок.

-О чём, как вы думаете, говорит вариативность сказки?

 

Сказки дарят всем гонимым и преследуемым счастье, богатство. В них торжествует желанная справедливость, что не всегда бывает в жизни, поэтому сказки народ всегда ценил. Сказки – это мечты, к которым стремятся люди. А ещё сказка – это кладезь культурных традиций. Давайте посмотрим на нашу сказку.

 

Исследование композиции сказки.

 

А. Композиция. Для сказок характерны определённые особенности: традиционное начало (присказка) и концовка: «Жили-были, в старые годы… Жили долго и счастливо до самой смерти». Эти элементы уже привычны как рассказывающим, так и слушающим, их уже ожидают.

Работа с текстом: нахождение в сказке «Царевна-лягушка» присказки и концовки. Обучающиеся зачитывают цитаты.

 

Б. Речь. Неторопливость и медлительность повествования в сказках достигается плавной речью, подбором синонимичных глаголов и троекратным повторением, о которых мы с вами уже вспоминали. Это тоже неспроста. Число 3 – магическое число в народной поэзии.

Работа с текстом: нахождение в сказке эпизодов с троекратным повторением, с цифрой «3». Обучающиеся зачитывают цитаты.

 

В. Географическое пространствоОбратите внимание, где происходит действие? (Леса/горы – дворец – леса/горы – дворец). Мы наблюдаем кольцевую композицию.

Г. Художественные средства выразительности. Сказочный мотив достигается еще и благодаря выразительности речи, которая открывается нам через «эпитет». Запись в тетрадь:

Эпитет – эмоционально-оценочное определение, подчёркивающее один из признаков предмета, чаще всего – красочное прилагательное: «буйные ветры», «весёлый ручей».

Постоянные эпитеты – это эпитеты, которые постоянно употребляются в сочетании с одним определённым словом: «живая вода», «добрый молодец».

Работа с текстом: нахождение в тексте постоянных эпитетов.

 

Д. Система персонажей. Благодаря эпитетам у нас создаются красочные образы главных и второстепенных героев. Каких?

Работа с текстом: составление таблицы «Главные и второстепенные герои».

 

Физкультминутка. Игра «Распределитель».

Задание: на столе стоит две корзинки («Василиса Премудрая», «Иван-царевич»). Каждому обучающемуся раздаётся листок с характеристикой героя, он выходит к доске и опускает свой листок в определённую корзинку (зачитывая перед этим). После игры преподаватель зачитывает все определения, подводит итог по характеристике главных героев.

 

   V.            Применение знаний и умений в новой ситуации.

Класс делится на группы (парта-две парты).

-Представьте, что вы сказочники, часть сказки – концовка, где-то затерялась, а завтра выступать на ярмарке. Как бы вы закончили сказку «Царевна-лягушка»?

*Даётся время для размышления. Затем каждая группа, беря перо, рассказывает свою альтернативную концовку. Учащиеся выбирают лучший вариант.

 

VI.            Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-А теперь проверим, какая команда сказочников победит. Команды делятся по рядам (3 команды – 3 ряда). Команды выбирают себе название.

Блицтурнир по сказкам.

1. Где живёт сказочный царь? (В тридевятом царстве, в тридевятом государстве.)

2. Какие птицы помогали Бабе-Яге украсть Иванушку? (Гуси-лебеди.)

3. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь? (Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)

4. Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля? (Печка.)

5. Назовите магическое число в сказках? (Три.)

6. Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса? (На волчий хвост.)

7. Какие реки текут в сказках? (Молочные.)

 

VII.            Рефлексия.

-К какому типу сказок относится «Царевна-лягушка»?

-Почему в народе были популярны сказки?

-Какова мораль сказки?

-Закончите фразу: «Если бы я был сказочником, я бы…».

-Оцените свою работу (учитель предлагает учащимся встать около своих парт и показать движениями свою оценку): присесть – очень низкая оценка; встать ровно и развести руки в сторону – хорошая оценка; поднять руки вверх с выставленным большим пальцем – высокая оценка.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Виктория Рафаэльевна Рыжакова

Дата: 30.10.2022

Номер свидетельства: 616220


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства