Пушкин в повести «Пиковая дама» тоже рассуждает над этими вопросами, над тем, какова же роль денег в жизни человека. | Слайд 1 |
Обращение к таблице «Мудрая сова» Проверка домашнего задания. Азы работы над текстом | Найдите новые понятия и запишите их | Что не ждали? | Выберите информацию, которая является для вас неожиданной | Главная жизненная мудрость | Определите ключевую фразу | Поучительный вывод | Можно ли сделать из прочитанного выводы, значимые для деятельности и жизни | Важные темы для обсуждения | Найдите высказывание, достойное обсуждения в классе | | Слайд 2 |
Совместная постановка целей урока. | |
II. Стадия осмысления | |
1. Сообщение об истории создания повести. Повесть «Пиковая дама» написана осенью 1833г. в Болдине, в то же время написана поэма «Медный всадник» и многие другие произведения. «Пиковую даму» Александр Сергеевич читал своему другу П.В. Нащокину, который впоследствии рассказывал, что главная завязка не вымышлена. Старуха-графиня – это Наталья Петровна Голицына, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее, Голицын, рассказывая Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался. Повесть пользовалась большим успехом у читателей, свидетельством тому служит запись в дневнике от 7 апреля 1834г.: «Моя «Пиковая дама» в большой моде». Л.Н.Толстой назвал «Пиковую даму» шедевром». | Презентация |
Что меняет Пушкин в сюжете, услышанном от Голицына? | |
Утешительный рассказ о том, как благодетельная бабушка спасла внучка от крупного проигрыша Пушкина нисколько не увлек. Такой оборот событий показался ему малоинтересным. | |
2. Работа с оценкой «Пиковой дамы» Ф.М.Достоевским Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уже между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии. Недавно перечитал я его «Пиковую даму». Вот фантазия. Тонким анализом проследил он все движения Германа, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение. | Слайд 3 |
Найдите ключевые слова! Гения, красота, сила фантазии, тонкий анализ. | |
Наша задача – постараться почувствовать этот тонкий анализ, проследить движения Германа. | |
3. Составление кластеров. Работа в группах. Каковы же герои повести? Что говорят они сами о себе? Какую характеристику дают им другие персонажи повести и автор. | На доске размещаются кластеры, составленные в группах. Озвучиваются. |
Графиня 87 лет - своенравна, погружена в холодный эгоизм, избалована светом, скупа, мелкая, но непрерывная тирания. Лиза – бедная воспитанница, домашняя мученица, играла жалкую роль, пренесчастное создание, с нетерпением ждала избавителя, душа надломлена, горько заплакала в позднем мучительном раскаянии, была сто раз милее наглых и холодных невест. Герман – военный инженер, далеко не беден, расчетливый, не в состоянии жертвовать необходимым приобрести излишнее, скрытен, излишне бережлив, имел сильные страсти и огненное воображение. Цель жизни – обрести покой и независимость. В авторской характеристике героя есть одно слово, на которое надо обратить внимание, честолюбив |
4. Обратимся к словарю В.И.Даля: «Честолюбие – искательство внешней чести, уважения, почета, почестей; Честолюбивый человек – страстный к чинам, отличиям, к славе, похвалам и потому действующий не по нравственным убеждениям. Итак, герой «Пиковой дамы» натура честолюбивая, страстная, мечтающая о власти и богатстве. | Слайд 4 |
- Какими средствами собирается достичь «независимости и покоя» в начале повести (Расчет, умеренность и трудолюбие) - Что меняется, когда герой услышал анекдот о трех картах? | |
Работа с текстом повести в группах Найдите ключевые слова, выражения гл. 2 Лихорадочно перебирает он в уме все возможности «Представиться ей, подбиться в ее милость..» Новая мысль рождается в распаленном мозгу «Пожалуй, сделаться ее любовником (чудовищное, противоестественное намерение). Хладнокровно обдумывает план. Лиза лишь орудие тщательно обдуманного плана. Влюбленность его – мнимая. Лживая игра, притворство. | Выразительно читают эпизоды, называя ключевые слова, выражения. |
Гл. 3 Проследить поведение. Эпизод ожидания и встречи с графиней Полон решимости выведать тайну - нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. - он окаменел - умолять вас - сердито - с трепетом ожидал ответа - готов взять грех на свою душу - я заставлю вас отвечать | Текст Стр. 486 |
Найти в тексте Гл. 4 Что чувствует Герман после смерти графина? Ни слезы бедной девушки, ни удивительная прелесть ее горести не тревожили суровой души его он не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны. | Самостоятельная работа |
* С какой целью отправляется Герман в монастырь на отпевание графини и что при этом чувствует? | |
Проследив все движения души героя, его поступки, мы видим, как он превращается в существо, не способное любить, сожалеть о содеянном, он даже не испытывает радость и удовлетворение от выигрыша – автор лишает его человеческих чувств. «Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейтсва» - небрежно роняет Томский о Германе, танцуя на балу. С ужасом глядя на Германа в своей комнате Лиза вспоминает эти слова. Какие три злодейства совершил Герман? Он погубил в себе все человеческое. Маниакальная идея обогащения убивает в его душе человеческие чувства: сомнение, угрызение совести, раскаяние, жалость и сострадание, - что приводит его к трагическому финалу. Мечтавший о покое, он оказался в больнице для душевнобольных и беспокойно повторяет: «Тройка, семерка, туз» Деньги – вот что алкала его душа. Человек с душой Мефистофеля. | Слайды Итог |
«Пиковая дама» и другие виды искусства Иллюстрации Бенуа Одноименная опера П.И.Чайковского «Пиковая дама» Художественный фильм. 1982г. режиссер И.Масленников | |
6. Просмотр киноэпизода «Игра Германа» Сравнить поведение героя в повести и в фильме. Актер Виктор Проскурин выражает ужас Германа интонацией тихого вопроса – удивления. Его Герман не кричит, он в этот момент прозревает. Не возмущение и отчаяние слышат зрители фильма, а голос пробудившейся совести. | |
7. Рефлексия Обращение к таблице «Мудрая сова» | |
Можно ли сделать из прочитанного выводы, значимые для деятельности и жизни? | |
Д/з Сочинение – миниатюра «Читая «Пиковую даму…» | |