kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Три правды" в пьесе А. М. Горького "На дне" и их трагическое столкновение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:           продолжить    работу    над    идейным    содержанием    пьесы    и углублённым анализом текста; помочь учащимся осознать основную идею пьесы, создать проблемную ситуацию, путём решения ответа на вопрос: три правды в пьесе и возможность их существования в обществе?

Оборудование: коллаж героев пьесы в исполнении актёров разных театров; цитаты, подтверждающие каждую правду (появляются по мере выступления учащихся).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Три правды" в пьесе А. М. Горького "На дне" и их трагическое столкновение. »

Беденко Л. С.

учитель русского языка и литературы
Гвардейской ОШ №1
Симферопольского р-на
Республика Крым

Урок литературы 11 класс

Тема: "Три правды" в пьесе А. М. Горького "На дне" и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука) и правда веры в человека (Сатин)

Цель урока: продолжить работу над идейным содержанием пьесы и углублённым анализом текста; помочь учащимся осознать основную идею пьесы, создать проблемную ситуацию, путём решения ответа на вопрос: три правды в пьесе и возможность их существования в обществе?

Оборудование: коллаж героев пьесы в исполнении актёров разных театров; цитаты, подтверждающие каждую правду (появляются по мере выступления учащихся).

Ход урока.

I.Сообщение темы и цели урока.

На доске запись: НИЛ 11 класса: Срочно исследуйте проблему "Три правды в пьесе А. М. Горького "На дне".

Учитель: На сайте класса появилось задание. НИЛ - это не всем известная река, а Научно-исследовательская лаборатория.

Для выполнения этого задания НИЛ разделилась на 3 группы по 3 человека, и каждая из них стала работать над своей проблемой. Сегодня мы заслушаем защиту их проектов.

Но прежде мы проверим готовность оппонентов, экспертов и аудитории к обсуждению данной проблемы.

II. Викторина.

1. Какую пьесу Горького, по словам артиста В. И. Качалова, зрители
встречали "бурно и восторженно, как пьесу-буревестник, которая
предвещала грядущие бури и к бурям звала"?

("На дне")

Кто из персонажей пьесы "На дне"...

2. ... заявляет, что у него "кажется нет характера"?

(Барон)

3. ... не хочет мириться с жизнью на "дне" и заявляет:
"Я - рабочий человек... Я с малых лет работаю... Вылезу... Кожу сдеру, а
вылезу..."

(слесарь Клещ)

4. ... живёт мечтою о большой, настоящей человеческой любви?

(Настя)

5. ... мечтая о такой жизни, "чтобы самому себя можно было уважать"?

(вор Васька Пепел)

6. ...верит, что на том свете ей будет лучше, а всё же хочет хотя бы ещё
немного на этом свете пожить?

(Анна, жена Клеща)

7. ...лёг среди улицы, играет на гармошке и орёт: "Ничего не хочу, ничего не
желаю"?

(сапожник Алёшка)

8. ... возмущается: "И зачем разнимают людей, когда они дерутся?.. Давать бы
им бить друг друга свободно... стали бы меньше драться, потому побои-то
помним бы дольше..."?

(полицейский Медведев)

9. ...всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту "исчез от полиции...
яко дым от огня"?

(странник Лука)

10. ... утверждал: "ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного
человека!"?

(Сатин) Кому принадлежат эти слова:

11. "Когда труд - удовольствие, жизнь - хорошо! Когда труд - обязанность,
жизнь-рабство!"

(Сатину)

12. "...А куда она - честь, совесть? На ноги, вместо сапогов не наденешь ни
чести, ни совести.»

(вору Ваське Пеплу)

III. Защита проектов каждой из трёх групп.

I группа:

- Мы исследовали правду Бубнова, которую можно назвать правдой факта. Барон и Бубнов - самые опустившиеся фигуры. Барон издевается над Настей, которая с волнением читает романтические книжки и выдумывает себе другую жизнь - с настоящей любовью. А Бубнов говорит ей спокойно: "Ты везде лишняя... да и все люди на земле - лишние.» Он убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: "Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру... и ты... чего жалеть..." Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. "Люди все живут... как щепки по реке плывут..." Он настолько разочарован в жизни, что не признает за человеком никаких прав, сравнивая их со щепками. И какая разница: какая щепка ранее утонет в этой реке жизни. Бубнов считает, что человеку надо говорить только то, что есть фактически. Жалость, утешение, уважение к человеку он полностью отрицает. Для него правда - жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.

(по ходу сообщения учащиеся на доске крепят набранные на компьютере цитаты).

II группа:

- Образ Луки на фоне грубых и ожесточённых ночлежников выделяется
особенно. Речь его звучит умиротворяющее и вызывает симпатии к нему, Лука для всех находит утешительные слова. При этом Лука не ищет никакой выгоды,
единственная причина, побуждающая его утешать - "понять хочется дела-то
человеческие..."

Правда Луки – правда сострадания и веры в Бога. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загородном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. "Все ищут люди, все хотят - как лучше, дай им, Господи, терпенья!" - искренне говорит Лука и добавляет: "Кто ищет - найдёт. Помогать только надо им..." Он считает, что "во что веришь, то и есть..." Вера - главное для человека. Из уст Луки звучит фраза о том, что человек сам за себя в ответе: "Всяко живёт человек... как сердце налажено, так и живёт...", "Человек - всё может... лишь бы захотел..." Лука насет людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: "Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно было уважать..." Мы пришли к выводу, что правда Луки имеет право на жизнь, (по ходу сообщения на доске появляются цитаты)


III группа:

- Самая колоритная фигура среди обитателей ночлежки - Сатин. В прошлом
он служил на телеграфе, но, вступившись за сестру, убил негодяя и попал на
каторгу. После неё дорога к честной трудовой деятельности была для него закрыта;

он стал шулером, пьяницей, босяком. Сатин опустился, потерял интерес к труду, к людям. Но он выделяется среди других босяков умом, относительной образованностью, широтой натуры. Правда Сатина в том, что он верит в человека как Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. "Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью," - говорит герой. В его уста вложил М. Горький слова о Человеке: "Всё в человеке, всё для человека. Существует только человек, всё остальное - дело его рук и мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит - гордо!" Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который может строить свою жизнь самостоятельно, так, как ему нравится и как его устраивает. Сатин утверждает, что "Человек - вот правда! Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!" И, на наш взгляд, эта правда - самая достойная, вселяющая веру в человека и гордость за него.

(по ходу сообщения на доске крепятся цитаты). В итоге получается таблица:


















Три правды в пьесе М. Горького "На дне".



Бубнов

(правда факта)

"На что мне совесть? Я - не богатый" "Люди все живут... как щепки по реке плывут..." "Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру... и ты..."

"Ты везде лишняя... да и все люди на земле лишние"


Лука


Сатин

есть...

"Человек - всё может.. лишь бы захотел..." "Всяко живёт человек.


(правда веры в человека) (правда утешительной лжи)
"Всё в человеке, всё для "Во что веришь, то и

человека. Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и мозга. Че-ло-век!

Это великолепно! Это звучит Как сердце налажено, так и живёт..."
- гордо! Надо уважать "Все ищут люди,

человека! Не жалеть, все хотят - как лучше

не унижать его жалостью..." дай им, Господи,

"Что такое правда? терпенья

Человек - вот правда"

Ложь - религия рабов и хозяев...

Правда-бог.

IV. Вопросы оппонентов. Дискуссия.


- Имеет ли место в нашей жизни правда Бубнова? Правда жестокая и
циничная. Ваше мнение.

  • Горький говорил, что Лука - это пародия на Платона Каратаева и удивлялся, что это не замечают. Согласны ли вы с ним?

  • Существуют ли для Луки "бесполезные люди"?

  • Вы утверждаете, что утешительная правда Луки необходима обществу. А как же тогда объяснить, что Анна расхотела умирать, Актёр повесился, так как Лука ушёл, не оставив адреса лечебницы для алкоголиков, Васька Пепел попал в Сибирь, но уже как каторжник?

  • Представьте, что Лука возвращается в ночлежку через несколько месяцев после самоубийства Актёра. Как встретят его "бывшие люди"?

  • Почему Горький решил свои суждения о человеке вложить в уста Сатина? Считаете ли вы Сатина положительным героем?

  • Способен ли Сатин к активному действию?

  • Литературовед А. Новикова называет Сатина "новым Данко", который не может повести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца, ибо "у него нет сил". Согласны ли вы с таким утверждением?



V. Рефлексия.


  1. Можно ли считать Луку и Сатина антиподами, что они противостоят друг другу?

  2. Ролевая игра (в группах)

- Я предлагаю вам "примерить" правду героев Горького на нашу реальность. Перед вами наша лучшая ученица вдруг на контрольной получает "2". Она рыдает. Помогите советом, исходя из "правды" героев пьесы, пережить ей этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей действительно помогли.

(Задание-ловушка. Сатин и Бубнов утешать не могут и не хотят.)

VI. Выводы экспертной группы.


Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек — тот же самый, который "звучит гордо"? Положительный ответ — сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, — не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.

  1. Подведение итогов, выставление оценок.

  2. Домашнее задание. Подготовиться к тестированию по творчеству А. М. Горького


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Три правды" в пьесе А. М. Горького "На дне" и их трагическое столкновение.

Автор: Беденко Любовь Стефановна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 160283


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства