Урок словесности
в 6 - ом классе
( в режиме КМ).
«Трагедия детей из низших социальных кругов».
Рассказ Ф.М. Достоевского
«Мальчик у Христа на ёлке», 1 часть.
Автор разработки- Н.Б. Кот,
учитель русского языка
и литературы СОШ № 9.
г. Экибастуз, 2016 год
Тема: «Трагедия детей из низших социальных кругов».
Рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», 1 часть.
Цели: создать условия для осмысления содержания рассказа и затронутых в нём
проблем;
сформировать благоприятную среду для развития критического мышления,
выработки умений выделять главное, аргументировать;
содействовать пробуждению в учащихся чувств сострадания к нуждающимся
и осуждения антиобщественного поведения.
Судить о величии и устойчивости любого общества можно
благодаря одному простому критерию, а именно: как это
общество заботится о детях, престарелых и больных.
Арнольд Тойнби.
План урока.
Мотивационный этап.
Слово учителя.
Сегодня мы с вами приступаем к изучению рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского. Что вы узнали дома об этом человеке и писателе?
Режим: инд.
кол.
1. Проверка д/з «Категорийный взгляд».
Жизнь писателя | Гражданская позиция | Творчество |
10 лет ссылки. Страдания и лишения. | Писатель – гуманист. Видел пороки окружающего мира. Самое страшное преступление против ребёнка. Верил, что люди могут быть прекрасны. | Романы, рассказы. Бедные люди, дети. Одна из тем – страдания ребёнка. |
- Для чего могут пригодиться эти знания?
2. Свободное письмо «Подайте Христа ради».
Поразмышляйте на предложенную тему.
Режим: инд.
групп.
кол.
Оперативный этап.
- Как вы думаете, почему было дано такое задание?
Дома вы уже прочитали рассказ «Мальчик у Христа на ёлке».
- Какие чувства он у вас вызвал?
Приведите примеры наиболее выразительных, на ваш взгляд, ключевых слов и моментов, аргументируйте свой выбор.
1.« Дневник двойной записи».
Режим: ППС
групп.
кол.
1.Мальчик не более семи лет. | Главное действующее лицо. |
2.Ходил «с ручкой» | Символ попрошайничества. |
3. Шайка халатников. | Портрет вымогателей, мучителей. |
4. Водка, грязь, разврат. | Источники деградации личности. |
5. Поскорее сбывают. | Страшно, что дети лишние. |
6. Совершённые преступления. | Итог воспитания. |
2. Словарная работа. – Кто такие халатники?
3. Беседа - Почему такая безрадостная картина?
- Почему дети попрошайничают?
- Похож ли мальчик на рисунке, на словесный портрет, данный
писателем?
- Называет ли Достоевский виновников детских страданий?
Дайте их характеристику.
Рефлексивный этап.
1. « Синквейн».
Режим: ППС
групп. Виновники
кол. голодные, пьяные;
высылают, бездельничают, сбывают;
шайка халатников, погрязшая в пьянстве;
преступники.
- Что повергает людей пасть так низко?
- Согласны ли вы с утверждением писателя, что «общество, допускающее страдания детей, глубоко безнравственно»?
- Какую оценку вы дадите обществу, описанному Достоевским? (Обращение к эпиграфу).
2. «Перекрёсток».
Режим: групп.
кол . Предложите свою программу оздоровления общества.
Д/з Прочитать 2-ую часть рассказа. Написать рассуждение на тему «Моя жизнь».