Урок 3
Тема урока «Трагедия мести и медлящий герой»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: повторение прошлого урока и продолжение изучения нового материала. Викторина по содержанию с краткими ответами. Беседа по содержанию. Чтение и анализ монолога
Задачи урока.
Воспитательные:
а) воспитывать интерес к произведению Шекспира,
б) воспитывать нравственные качества учащихся на примере шекспировских героев,
в) воспитывать чувство слова через прочтение.
Образовательные:
а) понимать слово, его значение и образность,
б) уметь анализировать текст,
в) выразительное чтение.
Коррекционно-развивающие:
а) совершенствовать артикуляцию,
б) развивать образное мышление,
в) умение выражать мысли и чувства.
Целеполагание.
Для ученика:
1) продолжить работу над трагическим сюжетом пьесы в его развитии,
2) осознать, почему конфликт между Гамлетом и двором неизбежен,
3) выразительное чтение монолога и его анализ с выводом.
Для учителя:
1) продолжить знакомство учащихся с трагедией Гамлета,
2) помочь определить конфликт между Гамлетом и королевским двором, в чём его суть,
3) обучение выразительному чтению монолога и его анализу.
Опорные понятия и термины: монолог, внутренний конфликт, покаяние, воздаяние, мщение.
Врут про Гамлета,
Что он нерешителен.
Он решителен, груб и умён.
Но когда клинок занесён,
Гамлет медлит быть разрушителем
И глядит в перископ времён.
Д.Самойлов
Ход урока
1.Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
Викторина Кто? Когда? По поводу чего говорит? (Ответы краткие)
1) 0ставь печаль, Гамлет наш добрый. Обрати взор дружеский на короля. Ты потупляешь взоры в землю, будто ищешь во прахе твоего покойного отца.
(I д., королева Гертруда)
2) …Башмаков она еще не износила, в которых шла за гробом мужа, как бедная вдова… (Гамлет)
3) С кем подружился, верным другом будь, но всякому не доверяйся в дружбе; не ссорься, а поссорившись, будь твёрд, да не всё болтай, что слышишь.
(Полоний-Лаэрту, I д.)
4).Смотрел в лицо мне, и потом вздохнул так тяжко, будто с этим вздохом душа его хотела улететь. (Офелия-Полонию о Гамлете)
5).Он сумасшедший - мы согласны - вот и остается найти причину таковых последствий (Полоний – Королеве и Королю).
6).Может быть, свет тесен для великой души вашей и потому кажется тюрьмой? (Розенкранц - Гамлету, II д.)
7) Добро пожаловать, добро пожаловать, господа! Очень вад вас видеть: у тебя бородка поотросла с тех пор, как мы не видались (Гамлет - комедиантам, II д.)
8) Ничтожный я, презренный человек, бесчувственный - молчу, молчу, когда я знаю, что преступленье погубило жизнь и царство великого властителя.
(Гамлет один, II д.)
9) Благоприятный час: кипящий яд готов! Из трав зловредных сам сбирал я среди лугов. Геката адская мне зелье указала (Актер на сцене, II д.)
10).И с молитвой погибнет он? Отмщенье ль это будет? Остановись, подумай, Гамлет. (Гамлет один в сцене, когда он видит, как молится Король, III действие)
11).Ты очи обратил мне в глубь души, и я увидела её в таких кровавых, в таких смертельных язвах (Королева - Гамлету, III действие )
12).Да слушайте же песню! Белым саваном обвили, гроб усыпали цветами, и могилу опустили со слезами, со слезами. (Офелия - Королеве, IV Д.)
3. Изучение нового материала: дальнейшее развитие конфликта.
А) - Обрисуйте возникновение и начало конфликта между Гамлетом и королевским двором. Чего хотят обе стороны? Почему конфликт неизбежен?
Ответы детей.
Вывод учителя: Гамлет не просто мстит, а хочет восстановить справедливость; король же хочет обуздать сумасшедшего, избавиться от него, хотя ещё не знает, что Гамлет проник в тайну преступления.
- В каком эпизоде II действия королю брошен вызов? (представление комедиантов).
Б) - Почему Гамлет медлит с местью? – несколько ответов учащихся (серьёзные причины в самом Гамлете).
Чтение монолога «Быть или не быть…» и его анализ.
- Какие 3 варианта действий намечает Гамлет? (ответы детей)
(смириться, вооружиться, умереть)
- Почему в минуту молитвы короля Гамлет не убивает его?
Комментарий учителя:
«Остановись, подумай. Твоего отца зарезал он.
Ты сын, ты мститель смерти, в раскаянье застал его,
И смерть теперь ему благодеянье… (Акт III, сцена 3)
Далее учащийся читает монолог Гамлета «Он молится. Какой удобный миг!»
Почему не совершает акт возмездия? (Ответы учащихся)
Комментарий учителя: По законам христианства, если человек умирает насильственной смертью во время молитвы, он попадает в рай, спасается. Гамлет понял вес покаяния и понял, что есть высшие законы, которые мешают ему совершить кровавое воздаяние королю.
Сомнения Гамлета: он обещал Тени отомстить.
Мы видим, что дело не в слабости и не в трусости Гамлета, а в серьезных причинах. Он решает подождать и осуществить месть, когда король будет «в пьянстве, в гневе», а не в покаянной молитве.
Тут Гамлету нужно было вообще забыть о мести и предоставить Небу право суда над преступником, ибо в молитве сказано: «Да будет воля твоя».
Отказ поднять руку на мать. «Уязвлю ее словами… Меч мой… Нет! Не подыму руки моей на мать! Что Демон злобы ни шепчи – Душа! Не соглашайся речь его исполнить!»
Появляется Тень. Гамлет «Нет, не смотри так грустно и печально, поколебать мою решимость можешь ты, и я не кровью буду мстить – слезами!»
Он призывает мать покаяться: «Умоляю, Пади к ногам… Не оскверняй себя прикосновеньем дяди»
– Почему Гамлет медлит? (Хочет направить мать по пути христианской добродетели).
В) Работа над актом IV.
Вспомните по содержанию, как решает поступить с Гамлетом король? (Отправить его в дальние края, подальше от Эльсинора)
Комментарий учителя
(Опять Гамлет полон сомнений, упрекает себя в трусости: «И если робкое сомненье медлит делом, три четверти здесь трусости постыдной». Гамлет сравнивает себя с полководцем, ведущим полки в бой за честь и славу – он же защищает истинные ценности.).
Г) Работа над актом V.
Читаем (выборочно) «На кладбище» Сцена 1
– В чем значение этой сцены? Над чем размышляет Гамлет?
(Играя черепами, думает о тщетности жизни великого Цезаря, и королевского шута Йорика, которые теперь одинаково превратились в прах. Та же участь постигнет и его, Гамлета.
– Что толкает на исполнение мести? (Лаэрт обвиняет Гамлета в виновности смерти Офелии)
4. Итог урока. Его выводы.
Обратимся к эпиграфу.
– Что отмечает поэт XX века в гамлете? («решителен, груб и умён»).
– Что отличает его от других персонажей? («глядит в перископ времён», то есть задумывается о последствиях своего шага).
Итак, мы увидели, как развивается внешний и внутренний конфликты в трагедии. Оба они мучительны, трагичны. Внешний спровоцировал кровавый поединок между Гамлетом и Лаэртом. В последнем акте оба конфликта соединились в страшную трагедию огромного числа смертей. Смерть большинства героев – следствие цепочки кровавых преступлений короля.
Заключительные слова Гамлета, обращенные к другу Горацио:
1) Оправдать его, Гамлета, перед людьми;
2) Спасти честное имя от поношения;
3) Отцовский трон лучшему – Фортинбрасу.
Горацио: «И разорвалось доблестное сердце!» В этом суть отношения Шекспира к своему любимому герою.
Домашнее задание: 1 уровень – прочитать выразительно любой понравившийся монолог Гамлета,
2 уровень – выучить наизусть любой монолог Гамлета,
3 уровень – «Быть или не быть» наизусть. Ответить на вопрос: Как раскрывается образ Гамлета, его нравственность в монологах.