kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Трагичность судьбы главного героя. Роль портрета в тексте (М.Шолохов "Судьба человека")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует календарно-тематическому планированию. Урок построен в связи с заявленной технологией. Использование демонстрационных слайдов способствует уплотнению урока и активизации познавательной деятельности учащихся.

При отборе учебного материала учитывался его объём; в соответствии с технологией – структура; уровень сложности – в соответствии с уровнем учебно-познавательной компетентности учащихся. На уроке на этапах технологии использовались следующие методы: метод символического видения; метод смысловых ассоциаций; метод ключевых слов; креативный метод; индуктивный метод; приемы: «чтение с карандашом», «закончи предложение», прием констриирования понятий.

По характеру самостоятельных работ – это воспроизводящие (для слабых учащихся), творческо-поисковые.

В рамках мастерской были созданы следующие условия для формирования общеучебных умений и навыков (планирование, работа с текстом, контроль своей деятельности и самостоятельная работа в команде, участие в командном обсуждении, общее принятие решений.

            Формирование познавательных умений шло через поиск противоречий и формулировку проблем, выдвижение предположений и построение гипотезы, проверку ее правильности на каждом этапе.

            Подведение к проблемной ситуации строилось на создании единства и противоречия понятий «счастье» и «трагедия».     

Развитие сознания и мышления учащихся осуществлялось через создание логической схемы.

            Этап рефлексии осуществлялся посредством переосмысления и личностного отношения.

            В целом при проведении мастерской был реализован принцип единства обучения, развития и воспитания учащихся.

            Домашнее задание соответствует программному материалу, оно дифференцировано по степени сложности.

            В уроке реализованы поставленные цели.

Урок соответствует календарно-тематическому планированию. Урок построен в связи с заявленной технологией. Использование демонстрационных слайдов способствует уплотнению урока и активизации познавательной деятельности учащихся.

При отборе учебного материала учитывался его объём; в соответствии с технологией – структура; уровень сложности – в соответствии с уровнем учебно-познавательной компетентности учащихся. На уроке на этапах технологии использовались следующие методы: метод символического видения; метод смысловых ассоциаций; метод ключевых слов; креативный метод; индуктивный метод; приемы: «чтение с карандашом», «закончи предложение», прием констриирования понятий.

По характеру самостоятельных работ – это воспроизводящие (для слабых учащихся), творческо-поисковые.

В рамках мастерской были созданы следующие условия для формирования общеучебных умений и навыков (планирование, работа с текстом, контроль своей деятельности и самостоятельная работа в команде, участие в командном обсуждении, общее принятие решений.

            Формирование познавательных умений шло через поиск противоречий и формулировку проблем, выдвижение предположений и построение гипотезы, проверку ее правильности на каждом этапе.

            Подведение к проблемной ситуации строилось на создании единства и противоречия понятий «счастье» и «трагедия».     

Развитие сознания и мышления учащихся осуществлялось через создание логической схемы.

            Этап рефлексии осуществлялся посредством переосмысления и личностного отношения.

            В целом при проведении мастерской был реализован принцип единства обучения, развития и воспитания учащихся.

            Домашнее задание соответствует программному материалу, оно дифференцировано по степени сложности.

            В уроке реализованы поставленные цели.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А тут вот она»

2. Война

А тут вот она, война. .. Пришли на вокзал, а я на нее от жалости глядеть не могу: губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека………Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами…..Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня! была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идет мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: "Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!" Ну, опять обнял ее, вижу, что она не в себе...

Тошное время было, не до писаний было. Да и признаться, и сам я не охотник был на жалобных струнах играть и терпеть не мог этаких слюнявых, какие каждый день, к делу и не к делу, женам и милахам писали, сопли по бумаге размазывали.

Нет! На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала. А если в тебе бабьей закваски больше, чем мужской, то надевай юбку со сборками…. а на фронте ты такой не нужен, там и без тебя вони много!

_________________________

Командир нашей! автороты спрашивает: "Проскочишь, Соколов?" А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? "Какой разговор! - отвечаю ему. - Я должен проскочить, и баста!"

____________________________________-

Когда пришел в себя, опомнился и огляделся как следует, - сердце будто кто-то плоскогубцами сжал: кругом снаряды валяются, какие я вез. Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкосились, и я упал как срезанный, потому что понял, что я - в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает...

Идут молчаком. "Вот, - думаю, - и смерть моя на подходе". Я сел, неохота лежа помирать, потом встал. Один из них, не доходя шагов нескольких, плечом дернул, автомат снял. И вот как потешно человек устроен: никакой паники, ни сердечной робости в эту минуту у меня не было. Что ж, браток, деваться мне было некуда. Вышел я на дорогу, выругался страшным кучерявым, воронежским матом и зашагал на запад, в плен!.. А ходок тогда из меня был никудышный, в час по километру, не больше. Ты хочешь вперед шагнуть, а тебя из стороны в сторону качает, возит по дороге, как пьяного. Прошел немного, и догоняет меня колонна наших пленных, из той же дивизии, в какой я был.

-----------------------------------------------

Замолчали они, а меня озноб колотит от такой подлючности. "Нет, - думаю, - не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!" До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил... Первый раз

в жизни убил, и то своего... Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель. Встал и говорю взводному: "Пойдем отсюда, товарищ, церковь велика".

Видишь, какое дело, браток, еще с первого дня задумал я уходить к своим. рою я познанскую глину, а сам посматриваю кругом и вот приметил, что двое наших охранников сели закусывать, а третий придремал на солнышке. Бросил я! лопату и тихо пошел за куст... А потом - бегом, держу прямо на восход солнца...

Видать, не скоро они спохватились, мои охранники. А вот откуда у меня,у такого тощалого, силы взялись, чтобы пройти за сутки почти сорок километров, - сам не знаю. Только ничего у меня не вышло из моего мечтания: на четвертые сутки, когда я был уже далеко от проклятого лагеря, поймали меня. Оборвалось у меня сердце, потому что собаки все ближе голоса подают. Лег я плашмя и закрылся руками, чтобы они мне хоть лицо не обгрызли. Сначала сами били в полную волю, а потом натравили на меня собак, и с меня только кожа с мясом полетели клочьями. Голого, всего в крови и привезли в лагерь. Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой... живой я остался!..

--------------------------------

Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались. После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: "Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников.

Прижал я хлеб к себе изо всей силы, сало в левой руке держу и до того растерялся от такого неожиданного поворота, что и спасибо не сказал, сделал налево кругом, иду к выходу, а сам думаю: "Засветит он мне сейчас промеж лопаток, и не донесу ребятам этих харчей". Нет, обошлось. И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло...

----------------------------------------------

Полковник встал из-за стола, пошел мне навстречу. При всех офицерах обнял и говорит: "Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, какой привез от немцев. Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати "языков". Буду ходатайствовать перед командованием о представлении тебя к правительственной награде". А я от этих слов его, от ласки, сильно волнуюсь, губы дрожат, не повинуются, только и мог из себя выдавить: "Прошу, товарищ полковник, зачислить меня в стрелковую часть" я вышел окончательно разволнованный, потому что за два года отвык от человеческого обращения. И заметь, браток, что еще

долго я, как только с начальством приходилось говорить, по привычке невольно

голову в плечи втягивал, вроде боялся, что ли, как бы меня не ударили. Вот как образовали нас в фашистских лагерях... Еда и на ум не идет, сон от меня бежит, всякие дурные мыслишки в голову лезут...

На третьей неделе получаю письмо из Воронежа. Но пишет не Ирина, а сосед мой, столяр Иван Тимофеевич. Не дай бог никому таких писем получать!.. Сообщает он, что еще в июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод и одна тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома... Ну, пишет, что не нашли от них и следа, а на месте хатенки - глубокая яма... Не дочитал я в этот раз письмо до конца. В глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается. Прилег я на койку, немного отлежался, дочитал. Когда сердце разлезлось и в ушах зашумела кровь, я вспомнил, как тяжело расставалась со мною моя Ирина на вокзале. Значит, еще тогда подсказало ей

бабье сердце, что больше не увидимся мы с ней на этом свете. А я ее тогда оттолкнул... Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один. Думаю: "Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?" А ведь в плену я почти каждую ночь, про себя, конечно, и с Ириной, и с детишками разговаривал, подбадривал их, дескать, я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я крепкий, я выживу, и опять мы будем все вместе... Значит, я два года с мертвыми разговаривал?!

----------------------------

Аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер...

Качнулся я, но на ногах устоял. Теперь и то как сквозь сон вспоминаю. Поцеловал я его

и отошел в сторонку. Подполковник речь сказал. Товарищи-друзья моего Анатолия слезы вытирают, а мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?.. Приехал я в свою часть сам не свой. Но тут вскорости меня демобилизовали. Куда идти? Неужто в Воронеж? Ни за что!


Просмотр содержимого документа
«Анализ портрета А»

Анализ портрета А. Соколова

1 группа

До войны

2 группа

Во время войны

3 группа

После войны

Внешний портрет



статический

Психологический портрет 


динамический

Внешний портрет



статический

Психологический портрет 


динамический

Внешний портрет



статический

Психологический портрет 


динамический


возраст










Жесты



Движения



взгляд 



Одежда




Глаза




Походка




Руки




возраст



волосы







жесты 


движение губ



взгляд,



мимика


выражение

лица






Выводы:






Выводы:

Выводы:


Просмотр содержимого документа
«Два осиротевших человека»

финал

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края

военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы

думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около

отцовского плеча вырастет тот, ко торый, повзрослев, сможет все вытерпеть,

все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

С тяжелой грустью смотрел я им вслед... Может быть, все и обошлось бы

благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и

заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой

ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я

поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за

годы войны мужчины. Плачут они и наяву.



финал

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края

военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы

думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около

отцовского плеча вырастет тот, ко торый, повзрослев, сможет все вытерпеть,

все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

С тяжелой грустью смотрел я им вслед... Может быть, все и обошлось бы

благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и

заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой

ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я

поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за

годы войны мужчины. Плачут они и наяву.



финал

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края

военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы

думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около

отцовского плеча вырастет тот, ко торый, повзрослев, сможет все вытерпеть,

все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

С тяжелой грустью смотрел я им вслед... Может быть, все и обошлось бы

благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и

заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой

ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я

поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за

годы войны мужчины. Плачут они и наяву.



финал

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края

военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы

думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около

отцовского плеча вырастет тот, ко торый, повзрослев, сможет все вытерпеть,

все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

С тяжелой грустью смотрел я им вслед... Может быть, все и обошлось бы

благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и

заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой

ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я

поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за

годы войны мужчины. Плачут они и наяву.


Просмотр содержимого документа
«Дом»

Дом

 

Работа

 

Жена

 

Дети

 

Запишите ключевую фразу




Жизнь Соколова до войны

Дом

 

Работа

 

Жена

 

Дети

 

Запишите ключевую фразу




Жизнь Соколова до войны

Дом

 

Работа

 

Жена

 

Дети

 

Запишите ключевую фразу

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русской литературе 7 класс»

Открытый урок по русской литературе 7 класс

М. Шолохов «Судьба человека»

Трагичность судьбы главного героя. Роль портрета в тексте.

Цель урока: применить на практике знания, полученные в ходе изучения темы «Портретное описание человека в литературе» 
- показать роль портретной детали в раскрытии трагичности судьбы А.Соколова, закрепить полученные знания по видам портрета человека в литературе. 
- развивать внимание учащихся к художественному слову, создать условия для развития литературно-творческих способностей учащихся. 
- нравственное воспитание. 

Технология: Педагогическая мастерская

Методы: Метод символического видения; метод смысловых ассоциаций; метод ключевых слов; креативный метод; индуктивный метод

Приемы: «чтение с карандашом», «закончи предложение», прием конструирования понятий.

Оборудование: проектор (слайдовая презентация), листы А3 (по количеству групп – 3) для афиширования, листы А4 для индукции, фломастеры, карандаши; правила мастерской; карточки – раздатки, ОК «Портрет»; листы для рефлексии

ХОД УРОКА:

этап

время

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы

1. оргмомент













2 мин


Здравствуйте, ребята. Прошу садиться.

Положительный настрой на урок.

Сегодня мы работаем в группах. Возьмитесь за руки, подарите друг другу свои улыбки, потому что на сегодняшний урок вы единая команда, и ваш успех зависит от каждого из вас. Я желаю вам получить удовольствие от проделанной работы.

Повторим правила работы в мастерской.

А сейчас я прошу открыть тетради и написать тему урока (СЛАЙД )








Берутся за руки.









Зачитывают правила.



Запись числа и темы урока.



2. целеполагание





2-3 мин

Мы продолжаем работу над рассказом Шолохова «С.ч». Сюжетная линия рассказа нами рассмотрена.

Что же мы определим как цель нашего урока?

Слайд





- продолжить анализ произведения с точки зрения темы жизненных испытаний и изображения характера главного героя через портрет.

- доказать трагичность судьбы главного героя через рассмотрение портретной характеристики


3. индукция



3мин

+

3 мин

1. Прошу вас взять листы и нарисовать СЧАСТЬЕ – ВАШЕ понимание.

слайд

Афиширование

2. Толковый словарь Ожегова дает следующее определение счастья. (СЛАЙД) - Чувство и состояние полного и высшего удовлетворения

слайд

3. В теме урока заявлено слово «трагизм». слайд

- как вы понимаете слово «трагизм», «трагедия»? Как связаны определения «счастье» и «трагедия»?

Обсудите в группе свои ассоциации, синонимы - и дайте от группы самые емкие синонимы к слову «Трагедия».

(СЛАЙД)

Рисуют



При афишировании символы озвучиваются















- подбор ассоциаций

- безнадежность, лишения, утрата, обреченность

Метод символи

ческого видения.


















Метод

смысловых ассоциаций

4.самоконструкция.

Социоконструкция (группа)

3 мин

Когда человек живет мирной, размеренной жизнью, человек порой и не задумывается, счастлив ли он. Давайте посмотрим на жизнь А. Соколова до войны и то, как он сам понимал свою жизнь.

СЛАЙД

Выберите из текста цитаты, касающиеся вашей группы. Приведите только ключевую фразу, в которой заключен основной смысл.


Обсудите и запишите фразу в таблицу.










Работа с текстом на столах

1гр-дом;2гр-работа;

3гр-жена, дети


- выбор ключевой фразы



Дом

«…крыша над головой есть»

Работа

«…любая работа в руках кипит и спорится»

Жена

«…не было для меня красивей и желанней её», «…жена-подруга»

Дети

«…дети радовали», «…кашу едят с молоком, обуты, одеты»



Метод «ключевых слов»


















5.промежуточная рефлексия


2мин

СЛАЙДы

Запишите предложение….

Сделаем выводы





Записывают в тетрадях. Слабые ученики пользуются шаблоном.

Зачитывают полученное предложение.

Приём «Закончи предложение»



6. постановка проблемы,

формулирование гипотезы

3 мин

Итак, А.С. был счастливым человеком.

1. Ребята, почему при изучении такой сложной темы как «Человек в истории и литературе» мы регулярно обращаемся к портретным

характеристикам героев?


Какую проблему мы должны решить?

СЛАЙД


Давайте подумаем, как мы можем это сделать?


Давайте попытаемся сформулировать предположение, гипотезу

СЛАЙД



Мы сравниваем портрет в истории и авторский взгляд, рассматриваем авторскую идею.




- Как непосредственно в произведении через портрет раскрывается характер и судьба главного героя.


- рассмотреть портрет на важнейших этапах жизни героя.


Если проанализировать виды портрета в рассказе, то докажем трагизм судьбы главного героя.


4.сам-ция.Социок-ция (группа)

10 мин

1 гр (до войны) – автор представляет героя – простой русский человек (шофер, сирота, хороший семьянин) –

2гр – портрет психологический, динамический (поступки, слова рисуют нам человека со стойким характером, «несгибаемым характером», которого не сломали ни лагерь, ни плен).

3 гр –сначала – внешний портрет, в исповеди подключается внутренний (видны переживания, волнение, которое передается и рассказчику).






Работают с таблицей, заполняют цитатами, делают выводы.

Чтение с карандашом

5. Афиширование

5 мин

1…………….

2.Оределитек каким видам относятся портретные характеристики 
Андрея Соколова. 
В начале рассказа – статический портрет, в истории Соколова – динамический портрет. 

Сделаем выводы: как М. Шолохов показал, что тяжёлые испытания, которые перенёс на войне Андрей Соколов, наложили отпечаток на внешность героя? 
Общий тип портрета в рассказе?

Почему?

1. выступление учащихся с выводами


На каждом этапе подтверждают или опровергают гипотезу.

1 гр - чем больше счастье, тем сильнее утрата. (простой русский мужик, шофер)

2 гр – «человек несгибаемой воли»

3гр – «человек несгибаемой воли»

В деталях внешности мы видим эти отпечатки: болит сердце; тёмные руки; глаза, 
присыпанные пеплом; смертная тоска.

- рассеянный.


- возможность последовательно проследить судьбу героя ….


разрыв

5 мин

Анализ последней сцены в рассказе.

Какой портрет представлен в финале?

Слайд

Можно ли назвать конец рассказа оптимистическим?

Слайд

Возврат к определению «счастье».

М, Сервантес «Судьба всегда оставляет человеку дверцу для выхода» (в жизни много проблем – ищите всегда дверь для выхода)









Рефлексия


3мин

Выразите отношение к Андрею Соколову каким-либо знаком, словом. Какое впечатление произвела на вас его судьба? Оставьте на столах, уходя с урока.

Рисуют знаки, пишут ключевую мысль, эмоцию



2мин

Итоги урока.

д\з на слайде



Самоанализ урока

Урок соответствует календарно-тематическому планированию. Урок построен в связи с заявленной технологией. Использование демонстрационных слайдов способствует уплотнению урока и активизации познавательной деятельности учащихся.

При отборе учебного материала учитывался его объём; в соответствии с технологией – структура; уровень сложности – в соответствии с уровнем учебно-познавательной компетентности учащихся. На уроке на этапах технологии использовались следующие методы: метод символического видения; метод смысловых ассоциаций; метод ключевых слов; креативный метод; индуктивный метод; приемы: «чтение с карандашом», «закончи предложение», прием констриирования понятий.

По характеру самостоятельных работ – это воспроизводящие (для слабых учащихся), творческо-поисковые.

В рамках мастерской были созданы следующие условия для формирования общеучебных умений и навыков (планирование, работа с текстом, контроль своей деятельности и самостоятельная работа в команде, участие в командном обсуждении, общее принятие решений.

Формирование познавательных умений шло через поиск противоречий и формулировку проблем, выдвижение предположений и построение гипотезы, проверку ее правильности на каждом этапе.

Подведение к проблемной ситуации строилось на создании единства и противоречия понятий «счастье» и «трагедия».

Развитие сознания и мышления учащихся осуществлялось через создание логической схемы.

Этап рефлексии осуществлялся посредством переосмысления и личностного отношения.

В целом при проведении мастерской был реализован принцип единства обучения, развития и воспитания учащихся.

Домашнее задание соответствует программному материалу, оно дифференцировано по степени сложности.

В уроке реализованы поставленные цели.









Просмотр содержимого документа
«жизнь »

1. Жизнь Андрея Соколова до войны.

- Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сак я уроженец Воронежской

губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в

Красной Армии, в дивизии Киквидзе. В голодный двадцать второй год подался на

Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой

дома померли от голода. Остался один. Родни - хоть шаром покати, - нигде,

никого, ни одной души. Ну, через год вернулся с Кубани, хатенку продал,

поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на

завод, выучился на слесаря. Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском

доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная веселая, угодливая и

умница, не мне чета. Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это

и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть - не так уж она была из себя

видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для

меня красивее и желанней ее, не было на свете и не будет!

Придешь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое

слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя

усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить.

И опять у нас мир, и у меня покой на душе. А ты знаешь, браток,что это означает для работы? Утром я встаю как встрепанный, иду на завод, и любая работа у меня в руках кипит и спорится! Вот что это означает - иметь умную жену-подругу.

Приходилось кое-когда после получки и выпивать с товарищами. Тесна тебе улица, да и шабаш, не говоря уже про переулки. Парень я был тогда здоровый и сильный, как дьявол, выпить мог много, а до дому всегда добирался на своих ногах. Но случалось иной раз и так, что последний перегон шел на первой скорости, то есть на четвереньках, однако же добирался. И опять же ни тебе упрека, ни крика, ни скандала. Только посмеивается моя Иринка, да и то осторожно, чтобы я спьяну не обиделся. Только слышу сквозь сон, что она по голове меня тихонько гладит рукою и шепчет что-то ласковое, жалеет, значит...

Утром она меня часа за два до работы на ноги подымет, чтобы я размялся.

Знает, что на похмелье я ничего есть не буду, ну, достанет огурец соленый

или еще что-нибудь по легости, нальет граненый стаканчик водки. "Похмелись,

Андрюша, только больше не надо, мой милый". Да разве же можно не оправдать

такого доверия? Выпью, поблагодарю ее без слов, одними глазами, поцелую и

пошел на работу, как миленький.

Вскорости дети у нас пошли. Сначала сынишка родился, через год еще две

девочки... Тут я от товарищей откололся. Всю получку домой несу, семья стала

числом порядочная, не до выпивки. В выходной кружку пива выпью и на этом

ставлю точку.

В двадцать девятом году завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за

баранку на грузовой. Потом втянулся и уже не захотел возвращаться на завод.

За рулем показалось мне веселее. Так и прожил десять лет и не заметил, как

они прошли. Прошли как будто во сне. Да что десять лет! Спроси у любого

пожилого человека - приметил он, как жизнь прожил? Ни черта он не приметил!

Прошлое - вот как та дальняя степь в дымке.

Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы

не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на "отлично", а

старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него

даже в центральной газете писали. Откуда у него проявился такой огромадный

талант к этой науке, я и сам, браток, не знаю. Только очень мне это было

лестно, и гордился я им, страсть как гордился!

За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили

тебе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух

коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть,

одеты, обуты, стало быть, все в порядке. Только построился я неловко. Отвели

мне участок в шесть соток неподалеку от авиазавода. Будь моя хибарка в

другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе...

А тут вот она, война.

Просмотр содержимого документа
«после войны»

……………после войны……………………..

Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку

малиновый шелковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: "Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы".

Мы закурили крепчайшего самосада и долго молчали. Я хотел было спросить, куда он идет с ребенком, какая нужда его гонит в такую аспутицу, но он опередил меня вопросом:

- Ты что же, всю войну за баранкой?

- Почти всю.

- Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше.

Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Выломав из плетня сухую искривленную хворостинку, он с минуту молча водил ею по песку, вычерчивая какие-то замысловатые фигуры, а потом заговорил:

- Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?" Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь! - И вдруг спохватился: ласково подталкивая сынишку, сказал: - Пойди, милок, поиграйся возле воды, у большой воды для ребятишек всегда какая-нибудь добыча найдется. Только, гляди, ноги не промочи!

Еще когда мы в молчании курили, я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки - все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука... Еще тогда я подумал: "Или вдовец, или живет не в ладах с женой".

Но вот он, проводив глазами сынишку, глухо покашлял, снова заговорил, и я весь превратился в слух.

Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что-то клокочет и булькает в горле. Чужое волнение передалось и мне. Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы...

- Не надо, друг, не вспоминай! - тихо проговорил я, но он, наверное, не слышал моих слов и, каким-то огромным усилием воли поборов волнение, вдруг сказал охрипшим, странно изменившимся голосом:

- До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..

Он снова и надолго замолчал. Пытался свернуть папиросу, но газетная бумага рвалась, табак сыпался на колени. Наконец он все же кое-как сделал крученку, несколько раз жадно затянулся и, покашливая, продолжал:

Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать... Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже иным, прерывистым и тихим голосом:

- Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит.

Мы закурили.

Молчать было тяжело, и я спросил:

- Что же дальше?

- Дальше-то? - нехотя отозвался рассказчик.


Из рейса, бывало, вернешься в город - понятно, первым делом в чайную: перехватить чего-нибудь, ну, конечно, и сто грамм выпить с устатка. К этому вредному делу, надо сказать, я уже пристрастился как следует... И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день - опять вижу. "И никого у тебя тут родных нету?" - "Никого". - "Где же ты ночуешь?" - "А где придется".

Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети". И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: "Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?" Он и спросил, как выдохнул: "Кто?" Я ему и говорю так же тихо: "Я - твой отец".

А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся... Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет все же нечаянно съехал, заглушил мотор. Пока туман в глазах не прошел, - побоялся ехать, как бы на кого не наскочить. Постоял так минут пять, а сынок мой все жмется ко мне изо всех силенок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор, тогда мне не до элеватора было.


А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся... Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет все же нечаянно съехал, заглушил мотор. Пока туман в глазах не прошел, - побоялся ехать, как бы на кого не наскочить. Постоял так минут пять, а сынок мой все жмется ко мне изо всех силенок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор, тогда мне не до элеватора было. Да оно, как тебе сказать, и не случись у меня этой аварии с коровой, я все равно подался бы из Урюпинска. Тоска мне не дает на одном месте долго засиживаться. Вот уже когда Ванюшка мой подрастет и придется определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока

шагаем с ним по русской земле.

Все это, браток, ничего бы, как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять... Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку. А тут еще одна беда: почти каждую ночь своих покойников дорогих во сне вижу. И все больше так, что я - за колючей проволокой, а они на воле, по другую сторону... Разговариваю обо всем и с Ириной, и с детишками, "о только хочу проволоку руками раздвинуть, - они уходят от меня, будто тают на глазах... И вот

удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни "оха", ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез...



Просмотр содержимого презентации
«Шолохов судьба человека»

М.  Шолохов  «Судьба человека» (1956 г.)

М. Шолохов

«Судьба человека» (1956 г.)

У Шолохова сложнейшие драматические судьбы людей переплетаются с событиями большого исторического масштаба (Великая отечественная война 1941-1945 гг.). А. Бочаров Целеполагание Андрей Соколов Художник О. Верейский

У Шолохова сложнейшие

драматические судьбы людей

переплетаются с событиями

большого исторического

масштаба

(Великая отечественная война

1941-1945 гг.).

А. Бочаров

Целеполагание

Андрей Соколов

Художник О. Верейский

Счастье

Счастье

Счастье -  чувство и состояние полного и высшего удовлетворения

Счастье -

чувство и состояние полного и высшего удовлетворения

Трагедия трагизм безнадежность лишения утрата Счастье

Трагедия

трагизм

безнадежность

лишения

утрата

Счастье

Жизнь Андрея Соколова до войны Задание: Выберите из ключевую цитату, определяющую выделенные понятия 3 1 группа группа 2 группа жена дети Дом Работа

Жизнь Андрея Соколова до войны

Задание:

Выберите из ключевую цитату, определяющую выделенные понятия

3

1

группа

группа

2

группа

жена

дети

Дом

Работа

Итог работы: Дом Работа Жена Дети

Итог работы:

Дом

Работа

Жена

Дети

Итог работы: Дом «…крыша над головой есть» Работа «…любая работа в руках кипит и спорится» Жена «…не было для меня красивей и желанней её», «…жена-подруга» Дети «…дети радовали», «…кашу едят с молоком, обуты, одеты»

Итог работы:

Дом

«…крыша над головой есть»

Работа

«…любая работа в руках кипит и спорится»

Жена

«…не было для меня красивей и желанней её», «…жена-подруга»

Дети

«…дети радовали», «…кашу едят с молоком, обуты, одеты»

Вывод Счастье простого человека заключается в общечеловеческих …………………….: Иметь свой …………, интересную ……………, верную ……………, хороших ……………., достаток. Именно это приносит герою чувство …………………… .

Вывод

Счастье простого человека заключается в общечеловеческих …………………….:

Иметь свой …………, интересную ……………, верную ……………, хороших ……………., достаток.

Именно это приносит герою чувство …………………… .

Подтвердите текстом, что  А. Соколов считал себя абсолютно счастливым человеком

Подтвердите текстом, что А. Соколов считал себя абсолютно счастливым человеком

Подтвердите текстом, что  А. Соколов считал себя абсолютно счастливым человеком Цитата: «… жили мы не хуже людей», «…чего ещё больше надо?»

Подтвердите текстом, что А. Соколов считал себя абсолютно счастливым человеком

Цитата:

«… жили мы не хуже людей»,

«…чего ещё больше надо?»

Постановка проблемы Выявление способа действий Построение гипотезы
  • Постановка проблемы
  • Выявление способа действий
  • Построение гипотезы

Если проанализировать

виды портрета в рассказе,

то докажем

трагизм судьбы главного героя.

Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь:

Иной раз не спишь ночью,

глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь:

"За что же ты, жизнь, меня так покалечила?

За что так исказнила?"

Нету

мне ответа ни в темноте,

ни при ясном солнышке...

Нету и не дождусь!

I группа  Жизнь героя  до войны

I группа Жизнь героя до войны

II группа  Период войны

II группа Период войны

III  г  р  у  п  п  а

III г р у п п а

Афиширование

Афиширование

Какой тип портрета представлен в финальной сцене?
  • Какой тип портрета представлен в финальной сцене?

Портрет динамический Динамика – это движение

Можно ли назвать конец рассказа оптимистичным? Оптимизм  – бодрое жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.

Можно ли назвать конец рассказа оптимистичным?

Оптимизм – бодрое жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.

Дальнейшая жизнь А. Соколова и Ванюши –  это движение в будущее. Конец рассказа оптимистичен, так как встретились два никому не нужных человека и стали друг другу опорой. Андрей Соколов вновь обрёл своё счастье, потому что в лице Ванюши у него появилась надежда и вера в будущее.

Дальнейшая жизнь А. Соколова и Ванюши –

это движение в будущее.

Конец рассказа оптимистичен, так как встретились два никому не нужных человека и стали друг другу опорой. Андрей Соколов вновь обрёл своё счастье, потому что в лице Ванюши у него появилась надежда и вера в будущее.

Вернёмся к понятию  «счастье» Чем его можно дополнить?

Вернёмся к понятию «счастье»

Чем его можно дополнить?

Счастье - это Жизнь!!!

Счастье - это

Жизнь!!!

    рефлексия

    рефлексия

    Домашнее задание Сочинение  «Судьба всегда оставляет человеку дверцу для выхода»

    Домашнее задание

    • Сочинение

    «Судьба всегда оставляет человеку дверцу для выхода»

    • В чём заключается счастье лично для тебя?
    • Подобрать эпиграфы к характеристике А.С, составить план


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Литература

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 7 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Трагичность судьбы главного героя. Роль портрета в тексте (М.Шолохов "Судьба человека")

    Автор: Захарова Т Валерьевна

    Дата: 12.08.2014

    Номер свидетельства: 111709


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства