Тема: «Тёплый свет детства» (по произведениям: М.Горький «Детство», Л.Н.Толстой «Детство», А.Жвалевский, Е.Пастернак «Время всегда хорошее»)
Триединая дидактическая цель урока:
-обучающий компонент: комплексное применение знаний по работе с художественным текстом;
овладение умениями применять полученные знания на практике (при работе со словарями, при анализе эпизодов или образов героев в художественном тексте)
- воспитывающий компонент: воспитание умения внимательно слушать и слышать другое мнение; формирование этических норм поведения учащихся в ходе совместной работы на уроке.
- развивающий компонент:
познавательные действия:
- умения анализировать объект с целью выделения существенных признаков;
коммуникативные действия:
- умения выражать свои мысли;
- владение диалогической речью;
- развитие инициативного сотрудничества в поиске информации;
личностные действия:
- формирование лидерских качеств организатора работы в группе;
- оценивание учебного содержания, исходя из общественных и личностных ценностей;
регулятивные действия:
- прогнозирование возможности использования полученных знаний в последующем;
- осознание учащимися объема и уровня усвоенных знаний и что еще подлежит усвоению.
Оборудование:
- технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор;
- информационные ресурсы: электронная презентация по теме урока,
-информатика (создание презентаций и буктрейлеров)
Ход урока:
№
Этапы урока
Время
Задачи, решаемые в соответствии с ТДЦ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ожидаемый результат
1
2
3
4
5
1.
1.Самоопределение к деятельности.
4 мин.
Создание условий для включения учащихся в учебно-познавательную деятельность.
1. Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид);
2.Организация внимания учащихся (через звучащую песню о детстве и аукцион «Произведений о детях»).
Вопрос: 1)Что объединяет музыкальное произведение и литературные тексты, которые вы прослушали и вспомнили?
2)Можем ли мы с вами определить, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
3. После ответов учащихся конкретизирует тему урока, высвечивает ее на доске. Озвучивает комплексно все аспекты цели урока, максимально приближая их к восприятию учащимися.
Методы обучения: словесные проблемные и частично-поисковые методы (эвристический диалог).
1. Оценка подготовленности рабочего места, мобилизация внимания.
2.Слушают песню.
3. Вспоминают произведения о детях (работа группами, «по очереди»)
4.Отвечают на поставленные вопросы.
5.Записывают тему урока в тетрадь.
1. Обеспечены условия для продуктивной работы учащихся на уроке.
2. Учащиеся заинтересованы темой урока.
Озвучена ТДЦ, обозначены задачи урока с привлечением учащихся.
2.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
2 мин.
Подготовка учащихся к выполнению мини- исследования. Проблемное задание: «Как вы определяете связь 3 произведений и слов Ф.Достоевского
“Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства…”?
1.Направляет деятельность учащихся на поиск выхода из ситуации.
«Сегодня мы проведем мультимедийный, интегрированный урок. Он потребует от вас знаний по литературе.
Методы обучения: словесные, проблемные и частично-поисковые методы (эвристический диалог), аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов).
1. Работают в соответствии с деятельностью учителя - слушают.
2.Фронтально – отвечают на поставленные вопросы
3. Просматривают слайды, содержание которых используется при обсуждении.
1. Мотивация учащихся на изучение нового материала.
2. Умение учащихся вести диалог, выражать собственное мнение.
3.
3. Постановка учебной задачи.
7 мин.
1.Корректирут выступления подготовленных учащихся.
2.Дополняет сообщения.
3.Организует работу по повторению (вспоминают литературоведческие термины)
Методы обучения: информационно-поисковые методы и приемы (работа с учебником, презентацией).
1.Слушают индивидуальные сообщения учащихся.
2.Просмотр слайдов презентации.
3. Работа с литературоведческим словарём.
4.Запись терминов в тетрадь.
1. Принятие учащимися поставленных задач.
4.
5. Построение выхода из проблемной ситуации. Изучение нового содержания учебного материала.
18 мин.
1. Организует работу учащихся, в ходе которой выстраивается способ решения проблемы.
2.Группам даётся задание представить своё произведение, ответив на поставленные вопросы:
-Какие эпизоды взволновали вас и почему?
-Чем интересны герои этой повести?
-Почему в памяти героев и у нас всплывают эти эпизоды? (в ходе работы группы заполняют таблицы с заданиями)
Методы обучения: словесные репродуктивные методы (рассказ, беседа);
аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов);
частично-поисковый метод (эвристическая беседа);
наглядно-образные методы и приемы;
информационно-поисковые методы и приемы
(работа с учебником);
методы контроля (устный, письменный, самоконтроль).
1. Обсуждение данных вопросов в группе.
2.Представление своих ответов классу.
3. Прослушивание ответов учащихся других групп, 4.Подготовка вопросов другой группе по прочитанному произведению.
5.В ходе работы группы заполняют таблицы с заданиями.
.
1.Развитие инициативного сотрудничества в поиске информации (при работе в группах).
2. Формирование лидерских качеств организатора работы в группе у отдельных учащихся и на их примере.
3. Развитие диалогической и монологической речи.
5.
6. Первичное закрепление учебного материала
5 мин.
1.Организует проведение викторины по произведению.
2. Проводит занимательную игру « Музей вещей» 3.Показывает буктрейлер по произведению А.Жвалевского и Е.Пастернак «Время всегда хорошее».
4. Проводит работу со словами, используемыми в произведении, значение которых нужно объяснить с помощью толкового словаря.
Методы обучения: практические методы (выполнение заданий)
методы контроля.
1.Отвечают на вопросы викторины.
2. Принимают участие в игре и её обсуждении.
3. Просматривают буктрейлер.
4.Работают с толковым словарём.
ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
6.
Рефлексия.
2 мин.
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Учитель организует рефлексию: предлагает учащимся написать 2-3 предложения на тему «Детство – это…»
2.Индивидуально: составить вопросы викторины или кроссворд по прочитанным произведениям.
3. Индивидуально: создать презентацию или буктрейлер по произведениям о детстве.
1.Записывают домашнее задание в дневник.
2.Определяют степень сложности задания и уровень его выполнения.
1. Осознание учащимися материала, который подлежит усвоению.
2. Выполнение домашнего задания в соответствии с индивидуальными способностями и интересами учащихся.
Приложения к уроку.
1.Викторина к произведению М.Горького «Детство»
1.Книга, полученная Алексеем в награду за хорошую успеваемость. (Евангелие) 2.Ласковый зверь, с которым автор сравнивает бабушку. (Кошка) 3.Русский писатель, чью книгу получил в награду Алексей. (Крылов) 4.Что сказал о деньгах жилец по прозвищу Хорошее Дело? ( Деньги, брат,- ерунда) 5.Продукт, которым Цыганок кормил “изо рта” мышат. (Сахар) 6.Широкий фартук, в который был “обёрнут” ребёнок, оставленный у ворот дома Кашириных. (Запон) 7.Домашнее животное, которое напоминали дядья во время ссоры, “скаля зубы и встряхиваясь”. (Собака)
2.»Толковый словарь»
Глава II «Maman»
Гостиная – комната для приёма гостей.
Воскресить в воображении – вспомнить забытое.
Этюд – небольшое музыкальное произведение.
Октава – интервал между одноименными звуками различной высоты.
Чепец – женский головной убор, завязывающийся под подбородком.
Кацавейка – верхняя короткая кофта.
Подойти к ручке – поцеловать.
Утонченный – изысканный, хорошо развитый.
Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлебного колоса.
Глава «Что за человек был мой отец?»
Человек большого света - общество.
Водился – знался, дружил.
Светский человек - отвечающий понятиям и требованиям общества.
Его конёк – разговор на излюбленную тему.
Патетический – взволнованный.
Публика – люди, находящиеся в роли зрителей.
Нравственные убеждения – соответствующие требованиям высокой нравственности, прочно сложившееся мнение.
Глава «Детство»
Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием.
Возвышает мою душу – стремится к лучшему, к высокому значению, положению.