kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Теория литературы. Биографическая основа литературного произведения. Анализ поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ наиболее значимых стихотворений и поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек».  Указать подросткам на хрупкость, тонкость и подчас несовместимость с жизнью поэтической души.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Теория литературы. Биографическая основа литературного произведения. Анализ поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек»»»

Конспект открытого урока по литературе в 11-м классе на тему: «Теория литературы. Биографическая основа литературного произведения. Анализ поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек»»


Скобелиной Татьяны Анатольевны, учителя русского языка и литературы МБОУ гимназия № 72 имени академика В.П. Глушко

Цель урока:

- подвести учащихся к пониманию драмы жизни С. Есенина.

Задачи урока:

- через анализ наиболее значимых стихотворений и поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек» показать подросткам хрупкость, тонкость и подчас несовместимость с жизнью поэтической души.

Оборудование: звуковые колонки, компьютер.

Технологии:

- проблемное обучение (создание учителем проблемной ситуации, формулирование проблемы и поиск её решения учениками);

- ИКТ-технологии (прослушивание из фонохрестоматии стихотворений С.А. Есенина артистами);

- здоровьесберегающие технологии (смена видов учебной и познавательной деятельности).

Ход урока:

1. Слово учителя:

- Чтобы понять драму жизни С. Есенина, человека, у которого, на первый взгляд, было всё, о чём только можно и даже нельзя мечтать: талант, всенародная слава, материальное благополучие, успех у женщин – проанализируем сначала известное высказывание Г. Гейне: «Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта». (Приходим к мнению, что поэты – совершенно особые люди, к которым неприменимы обычные житейские понятия успеха, счастья и благополучия. Для подтверждения этой мысли вспомним строки Блока: «Ты будешь доволен собой и женой, Своей конституцией куцой, А вот у поэта - вселенский запой, И мало ему конституций!» и Высоцкого: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь свои босые души»).

2. Анализируем ст-я «Не жалею, не зову, не плачу…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «Мне осталась одна забава…», «Отговорила роща золотая…». Сравниваем с «Я иду долиной. На затылке кепи…» - опять находим необъяснимые с точки зрения обычного человека противоречия.

3. Приступаем к анализу поэмы «Чёрный человек». Учитель должен сообщить, что создание небольшого по объёму произведения заняло у С. Есенина более двух лет. Вывод – это не плод сиюминутного порыва. Наличие нескольких редакций говорит о глубокой продуманности плана и выстраданности идеи поэмы.

Учитель знакомит с четверостишием, созданным Есениным осенью 1925 года:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?


Далее на уроке при помощи ИКТ-технологий звучит исполнение поэмы «Чёрный человек» артистом С. Безруковым.


Затем ученики вместе с учителем берут в руки текст поэмы и анализируют её практически построчно. Ключевые моменты:


- поэма представляет собой диалог лирического героя со зловещей личностью, которая является без приглашения по ночам и рассказывает ему о его жизни неприглядную правду, которую он доселе не видел или отказывался признавать;


- обращаем внимание на строки, которые часто неправильно понимаются юными душами и даже воспринимаются ими как руководство к действию:


В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым -
Самое высшее в мире искусство.


Задача учителя – объяснить, что это советы ЧЁРНОГО человека, тёмных сил. Настоящий смысл этих строк: неискренность, ложь в первую очередь самому себе разрушают душу;


- когда Чёрный человек начинает издеваться над самым святым для автора – любовью и творчеством:

Может, с толстыми ляжками
Тайно придет "она",
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою. –

а также дразнит утерянной «желтоволосым мальчиком» дорогой, поэт не выдерживает и бросает в Чёрного человека тростью, которая… разбивает зеркало. Идея поэмы с точки зрения учителя (и учеников в финале урока): Чёрного человека поэт решился уничтожить. Что и совершил через 1,5 месяца после окончания работы над поэмой – 28 декабря 1825 года.



4. Чтобы не заканчивать урок в настроении безысходности, читаем стихотворение Есенина «Пушкину», ибо классика, как известно, должна всегда не только преподносить правду, но и оставлять надежду.

УМК: Сборник стихотворений и поэм С.А. Есенина у каждого на парте.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Скобелина Татьяна Анатольевна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378508


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства