«Теория литературы. Биографическая основа литературного произведения. Анализ поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек»»
«Теория литературы. Биографическая основа литературного произведения. Анализ поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек»»
Анализ наиболее значимых стихотворений и поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек». Указать подросткам на хрупкость, тонкость и подчас несовместимость с жизнью поэтической души.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Теория литературы. Биографическая основа литературного произведения. Анализ поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек»»»
Конспект открытого урока по литературе в 11-м классе на тему: «Теория литературы. Биографическая основа литературного произведения. Анализ поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек»»
Скобелиной Татьяны Анатольевны, учителя русского языка и литературы МБОУ гимназия № 72 имени академика В.П. Глушко
Цель урока:
- подвести учащихся к пониманию драмы жизни С. Есенина.
Задачи урока:
- через анализ наиболее значимых стихотворений и поэмы С.А. Есенина «Чёрный человек» показать подросткам хрупкость, тонкость и подчас несовместимость с жизнью поэтической души.
Оборудование: звуковые колонки, компьютер.
Технологии:
- проблемное обучение (создание учителем проблемной ситуации, формулирование проблемы и поиск её решения учениками);
- ИКТ-технологии (прослушивание из фонохрестоматии стихотворений С.А. Есенина артистами);
- здоровьесберегающие технологии (смена видов учебной и познавательной деятельности).
Ход урока:
1. Слово учителя:
- Чтобы понять драму жизни С. Есенина, человека, у которого, на первый взгляд, было всё, о чём только можно и даже нельзя мечтать: талант, всенародная слава, материальное благополучие, успех у женщин – проанализируем сначала известное высказывание Г. Гейне: «Когда мир раскалываетсянадвое, трещина проходит через сердце поэта». (Приходим к мнению, что поэты – совершенно особые люди, к которым неприменимы обычные житейские понятия успеха, счастья и благополучия. Для подтверждения этой мысли вспомним строки Блока: «Ты будешь доволенсобой и женой, Своей конституцией куцой, А вот у поэта - вселенский запой, И мало ему конституций!» и Высоцкого: «Поэты ходят пятками полезвию ножа И режут в кровь свои босые души»).
2. Анализируем ст-я «Не жалею, не зову, не плачу…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «Мне осталась одна забава…», «Отговорила роща золотая…». Сравниваем с «Я иду долиной. На затылке кепи…» - опять находим необъяснимые с точки зрения обычного человека противоречия.
3. Приступаем к анализу поэмы «Чёрный человек». Учитель должен сообщить, что создание небольшого по объёму произведения заняло у С. Есенина более двух лет. Вывод – это не плод сиюминутного порыва. Наличие нескольких редакций говорит о глубокой продуманности плана и выстраданности идеи поэмы.
Учитель знакомит с четверостишием, созданным Есениным осенью 1925 года:
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Далее на уроке при помощи ИКТ-технологий звучит исполнение поэмы «Чёрный человек» артистом С. Безруковым.
Затем ученики вместе с учителем берут в руки текст поэмы и анализируют её практически построчно. Ключевые моменты:
- поэма представляет собой диалог лирического героя со зловещей личностью, которая является без приглашения по ночам и рассказывает ему о его жизни неприглядную правду, которую он доселе не видел или отказывался признавать;
- обращаем внимание на строки, которые часто неправильно понимаются юными душами и даже воспринимаются ими как руководство к действию:
В грозы, в бури, В житейскую стынь, При тяжелых утратах И когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым - Самое высшее в мире искусство.
Задача учителя – объяснить, что это советы ЧЁРНОГО человека, тёмных сил. Настоящий смысл этих строк: неискренность, ложь в первую очередь самому себе разрушают душу;
- когда Чёрный человек начинает издеваться над самым святым для автора – любовью и творчеством:
Может, с толстыми ляжками Тайно придет "она", И ты будешь читать Свою дохлую томную лирику? Ах, люблю я поэтов! Забавный народ. В них всегда нахожу я Историю, сердцу знакомую, Как прыщавой курсистке Длинноволосый урод Говорит о мирах, Половой истекая истомою. –
а также дразнит утерянной «желтоволосым мальчиком» дорогой, поэт не выдерживает и бросает в Чёрного человека тростью, которая… разбивает зеркало. Идея поэмы с точки зрения учителя (и учеников в финале урока): Чёрного человека поэт решился уничтожить. Что и совершил через 1,5 месяца после окончания работы над поэмой – 28 декабря 1825 года.
4. Чтобы не заканчивать урок в настроении безысходности, читаем стихотворение Есенина «Пушкину», ибо классика, как известно, должна всегда не только преподносить правду, но и оставлять надежду.
УМК: Сборник стихотворений и поэм С.А. Есенина у каждого на парте.