Теория Раскольникова и ее опровержение в романе (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Теория Раскольникова и ее опровержение в романе (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Урок литературы по данной теме содержит исследование текста произведения с составлением опорных конспектов через индивидуальную мыследеятельность и групповую работу.Посредством текста осуществляется нравственное врспитание, развивается критическое мышление. Урок способствует социальному самоопределению личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Теория Раскольникова и ее опровержение в романе (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание") »
Русская литература 10 класс.
Бородина Елена Геннадьевна
Павлодар (Казахстан)
Тема: Теория Раскольникова и её опровержение в романе.(1час).
Цели: 1.Создать условия для организации исследования текста романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» с целью усвоения его идейно – тематического содержания.
2.Осуществлять нравственное воспитание; обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: гуманное отношение к людям, восприятие общечеловеческих норм морали, ответственность человека за жизнь близких людей.
3.Продолжить развитие у учащихся умений выделять главное, анализировать художественное произведение, давать развёрнутую характеристику героям; сравнивать, классифицировать, обобщать через составление опорных конспектов, развивать самостоятельность мышления, устную и письменную связную речь.
I. Мотивационный этап.
1. Поиск «ключевых слов» темы.
- Выделите ключевые слова темы, дайте им толкование, обсудите в паре, озвучьте. (теория, опровержение).
2.Работа с «Толковым словарём» под ред. С. Ожегова.
- Прочтите словарные статьи «теория» и «опровержение», сравните со своими записями, поставьте процент удовлетворения своей работой.
3. Постановка познавательной задачи.
- Исходя из озвученного, сформулируйте познавательную задачу урока. /Как Достоевский опровергает теорию Раскольникова на страницах романа./
II. Операционный этап.
Анализ эпиграфа (эпиграф предварительно закрыт)
- Посмотрим, как Достоевский выражает своё отношение к теории Раскольникова. (учащиеся читают про себя).
Быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не ныть и не пасть – вот в чём жизнь…
Ф.М.Достоевский.
- Озвучьте своё мнение.
Эвристическая беседа.
- Назовите предпосылки возникновения какой-либо теории у человека?
(Поиск выхода из сложившейся ситуации, новые решения проблемы и т.д.)
- Почему зародилась теория у Раскольникова?
- Как вы понимаете слова Д.И.Писарева: «Корень его болезни таился не в мозгу, а в кармане»?
(нищенское существование, несправедливость жизни)
3.Отбор содержания и составление ОК «Теория Раскольникова»
(групповая работа)
Учащиеся по группам занимаются отбором содержания и составлением опорного конспекта по предложенной теме. ОК каждой группы озвучиваются.
Предполагаемый итог работы.
«Ужасный, дикий и фантастический вопрос»
↓
«Новый шаг, новое собственное слово»
↓
«мечта»
↓
«Странная мысль наклёвывалась в голове»
↓
«Убей старуху, возьми её деньги, предназначенные для монастыря, возьми для погибающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость»
↓
Статья «О преступлении»
«Психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления»
↓
Люди по Раскольникову делятся на два разряда
↓ ↓
низший люди, которые
(обыкновенные) могут сказать
материалновое слово
↓ ↓
послушание во имя нового
↓ лучшего могут
законопослушны переступить закон
↓ ↓
п р е с т у п л е н и е
↓ ↓
да нет
4.Решение проблемного вопроса
- В чём ошибочность теории Раскольникова?
(* Раскольников логическим путём доказывал нравственный закон.
*Каждый человек представляет собой святыню - таков нравственный закон.
*Этот закон существует в душе человека и не допускает своего нарушения
Предполагаемый ОК «Опровержение Достоевским теории Раскольникова».
Преступление
Точка зрения
Юридическая
Нравственная
Отношение Достоевского
через
Преступление Раскольникова
нарушение гордыня
Перед Богом
заповеди
«не убий»
Перед людьми
Теория презрение к
людям
Перед собой
Вывод: В образе Раскольникова Достоевский казнит отрицание святости человеческой личности и показывает, что любая человеческая личность священна и неприкосновенна, и что в этом отношение все люди равны.
6.Домашнее задание. Как через театральную постановку режиссер передает зрителям возникновение теории Раскольникова и её крушения? (спектакль « Преступление и наказание», режиссёр И.Меркулов, Павлодарский областной театр драмы имени А.П.Чехова) Подготовьте ответ на вопрос с помощью схемы, опорного конспекта, рисунка, цветограммы, фотоснимков, электронной презентации.
III Рефлексивно - оценочный этап.
1.Кластер.
- В чём заключается жизнь человека по Достоевскому?