kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теория Раскольникова и ее опровержение в романе (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по данной теме содержит исследование текста произведения с составлением опорных конспектов через индивидуальную мыследеятельность и групповую работу.Посредством текста осуществляется нравственное врспитание, развивается критическое мышление. Урок способствует социальному самоопределению личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теория Раскольникова и ее опровержение в романе (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание") »

Русская литература 10 класс.

Бородина Елена Геннадьевна

Павлодар (Казахстан)

Тема: Теория Раскольникова и её опровержение в романе.(1час).

Цели: 1.Создать условия для организации исследования текста романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» с целью усвоения его идейно – тематического содержания.


2.Осуществлять нравственное воспитание; обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: гуманное отношение к людям, восприятие общечеловеческих норм морали, ответственность человека за жизнь близких людей.


3.Продолжить развитие у учащихся умений выделять главное, анализировать художественное произведение, давать развёрнутую характеристику героям; сравнивать, классифицировать, обобщать через составление опорных конспектов, развивать самостоятельность мышления, устную и письменную связную речь.

I. Мотивационный этап.


1. Поиск «ключевых слов» темы.

- Выделите ключевые слова темы, дайте им толкование, обсудите в паре, озвучьте. (теория, опровержение).


2.Работа с «Толковым словарём» под ред. С. Ожегова.

- Прочтите словарные статьи «теория» и «опровержение», сравните со своими записями, поставьте процент удовлетворения своей работой.


3. Постановка познавательной задачи.

- Исходя из озвученного, сформулируйте познавательную задачу урока. /Как Достоевский опровергает теорию Раскольникова на страницах романа./


II. Операционный этап.


  1. Анализ эпиграфа (эпиграф предварительно закрыт)

- Посмотрим, как Достоевский выражает своё отношение к теории Раскольникова. (учащиеся читают про себя).

Быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не ныть и не пасть – вот в чём жизнь…

Ф.М.Достоевский.

- Озвучьте своё мнение.


  1. Эвристическая беседа.

- Назовите предпосылки возникновения какой-либо теории у человека?

(Поиск выхода из сложившейся ситуации, новые решения проблемы и т.д.)

- Почему зародилась теория у Раскольникова?

- Как вы понимаете слова Д.И.Писарева: «Корень его болезни таился не в мозгу, а в кармане»?

(нищенское существование, несправедливость жизни)


3.Отбор содержания и составление ОК «Теория Раскольникова»

(групповая работа)

Учащиеся по группам занимаются отбором содержания и составлением опорного конспекта по предложенной теме. ОК каждой группы озвучиваются.


Предполагаемый итог работы.

«Ужасный, дикий и фантастический вопрос»

«Новый шаг, новое собственное слово»

«мечта»

«Странная мысль наклёвывалась в голове»

«Убей старуху, возьми её деньги, предназначенные для монастыря, возьми для погибающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость»

Статья «О преступлении»

«Психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления»

Люди по Раскольникову делятся на два разряда

↓ ↓


низший люди, которые

(обыкновенные) могут сказать

материал новое слово

↓ ↓

послушание во имя нового

↓ лучшего могут

законопослушны переступить закон

↓ ↓

п р е с т у п л е н и е

↓ ↓

да нет

4.Решение проблемного вопроса

- В чём ошибочность теории Раскольникова?

(* Раскольников логическим путём доказывал нравственный закон.

*Каждый человек представляет собой святыню - таков нравственный закон.

*Этот закон существует в душе человека и не допускает своего нарушения

*Раскольников нарушил - и пал.)


5.Подведение итогов урока. (Индивидуальная мыслительная деятельность).

Предполагаемый ОК «Опровержение Достоевским теории Раскольникова».

Преступление


Точка зрения


Юридическая

Нравственная





Отношение Достоевского




через

Преступление Раскольникова




нарушение гордыня

Перед Богом

заповеди

«не убий»


Перед людьми


Теория презрение к

людям

Перед собой





Вывод: В образе Раскольникова Достоевский казнит отрицание святости человеческой личности и показывает, что любая человеческая личность священна и неприкосновенна, и что в этом отношение все люди равны.


6.Домашнее задание. Как через театральную постановку режиссер передает зрителям возникновение теории Раскольникова и её крушения? (спектакль « Преступление и наказание», режиссёр И.Меркулов, Павлодарский областной театр драмы имени А.П.Чехова) Подготовьте ответ на вопрос с помощью схемы, опорного конспекта, рисунка, цветограммы, фотоснимков, электронной презентации.

III Рефлексивно - оценочный этап.

1.Кластер.

- В чём заключается жизнь человека по Достоевскому?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бородина Елена Геннадьевна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134542


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства