kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А.И. Куприна. Осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в произведении А. Куприна; определить, в какие формы облекает это чувство человек. Выявить нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»»

Открытый урок


Тема урока: «А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».


Цели урока:

1. Познавательные: познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А.И. Куприна. Осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в произведении А. Куприна; определить, в какие формы облекает это чувство человек. Выявить нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

2. Развивающие: развивать умение мыслить, анализировать; обогатить словарный запас учащихся.

3. Воспитательные: воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.


Ход урока:

Заповедное царство сирени…

Майской ночи глаза отвести

И сквозь утро нежнее свирели,

Ни о чём не печалясь, войти

В заповедное царство сирени.

С. Мекшен


Я у тебя учусь и верить и любить.
И чудный гимн любви - один из

гимнов рая

В слова стараюсь перелить.

Семён Надсон

  1. Слово о писателе А.И.Куприне (сообщение подготовленного ученика):

Александр Иванович Куприн (1870-1938 гг) родился в селе Наровчатово Пензенской области в семье канцелярского служащего.

Удивительна и трагична его судьба: раннее сиротство (отец умер, когда мальчику был год), непрерывное семнадцатилетнее затворничество в казенных заведениях (сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус, юнкерское училище).

Но постепенно у Куприна созрела мечта стать «поэтом или романистом». Одним из первых произведений, основанных на лично пережитом и увиденном, стал рассказ «Дознание» (1894 г.), связанный с жизнью русской армии.

В августе 1894 г. Куприн выходит в отставку и отправляется в странствование по югу России. Работает грузчиком, лесным объездчиком, управляющим имением, псаломщиком, землемером, занимается зубоврачебным делом, играет в провинциальной труппе. Запас наблюдений Куприна пополняется упорным самообразованием и чтением.

Самыми известными произведениями Куприна являются повести «Молох» (1896 г.), «Олеся» (1898 г.), «Поединок» (1905 г.).

В петербургских журналах Куприн публикует рассказы «Белый пудель», «Конокрады», «Болото».

О любви, которая озаряет человеческую жизнь, Куприн пишет в рассказах «Суламифь», «Гранатовый браслет», «Куст сирени».

Куприн писал «обо всех и для всех». Долгие годы он провел в эмиграции, тяжко расплачиваясь жестокой тоской по родине и творческим спадом. В 1937 г. Куприн возвращаемся в Москву, но здоровье писателя было сильно подорвано, и в августе 1938 г. его не стало.



  1. Слово учителя.

Все начинается с любви…

и озаренье,

и работа,

глаза цветов,

глаза ребенка-

все начинается с любви.

Все начинается с любви:

мечта и страх,

вино и порох.

Трагедия,

тоска

и подвиг –

все начинается с любви…

Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества. “Почему?” – спросите вы. А дело все в том, что ребенок, только появившийся на свет, ничего не умеющий делать уже умеет любить – он по-особому реагирует на голос матери.

Такая любовь называется материнской любовью. Но сегодня мы поговорим о самом романтичном чувстве, это любовь между мужчиной и женщиной. Об этой любви сложено множество стихов, написано огромное количество песен. И нет, наверно, ни одного писателя или поэта, который бы не обращался к этой теме в своем творчестве.

Строки о любви вечны, как сама жизнь; нет, и не будет им конца, пока жив на земле человек. Тысячу раз прав Горький, сказавший, что “любовь – это желание жить”.


  1. Беседа:

Звучит романс Рахманинова.

- Ребята, какие чувства охватывают вас, когда вы смотрите на эту картину?

(Весна, радость, чувство счастья.)

- Наверное, такие чувства испытывают и герои А.И. Куприна. Сегодня на уроке мы с вами поведем разговор о полюбившихся многим читателям героях рассказа «Куст сирени». Давайте ещё раз обратим внимание на фамилию героев. Прослушайте стихотворение А.А. Фета «Алмаз» (читает заранее подготовленный ученик).

А.А. Фет «Алмаз»

НЕ украшать чело царицы,
Не резать твёрдое стекло,
Те разноцветные зарницы
Ты рассыпаешь так светло.

Нет! В переменах жизни тленной
Среди явлений пёстрых - ты
Всё лучезарный, неизменный
Хранитель вечной чистоты.
9 февраля 1888 г.

- Куприн и делает упор на этом «хранителе вечной чистоты». Автор показывает чистоту отношений между людьми.

Задание: на партах лежат листы с четверостишиями. Найдите и прочитайте то из четверостиший, в котором говорится о таком же чувстве, что и в рассказе. Обоснуйте свой выбор.

Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый, насмешливый ум.

Н.А.Некрасов

Мне говорят

нету такой любви…

…А она есть…

Это она- светом в моих глазах,

это она – солью в моих слезах,

зрение, слух мой,

грозная сила моя,

солнце мое,

горы мои, моря!

От забвенья – защита,

от лжи и неверья – броня…

Если ее не будет,

не будет меня!

В.Тушнова

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.


И если мне сомненье тяжело,

Я у Нее одной молю ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

И.Анненский

Любить – это прежде всего отдавать,
Любить – значит, чувства свои, как реку.
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

Любить – это только глаза открыть
И сразу подумать ещё с зарёю:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

Э.Асадов



- На какие части можно разделить рассказ? (несчастье, надежда, счастье)

- Какие события в рассказе соответствуют следующим элементам композиции ?

- ЭКСПОЗИЦИЯ

- ЗАВЯЗКА

- КУЛЬМИНАЦИЯ

- РАЗВЯЗКА

Несчастье :

- Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя? Обратите внимание на лексику.

(Лексика: «тяжёлое молчание», «хромой ход будильника», «тоскливо нарушаемое молчание».)

- Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице».)

-Как ведут себя муж и жена?

(Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Верочка не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает, даже Верочку пытается обвинить в своём несчастье.)

- Какова роль детали? Как «портфель» помогает раскрыть внутреннее состояние героя?

(Вначале Алмазов выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол. Алмазов срывает злость на Верочке, на портфеле, на чертежах.)

- Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Создаётся такое впечатление, что Верочка не однажды выручала мужа.)

- На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. Каким вы его видите?

(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», - со слов героя. Это субъективная точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре.)

- И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?

(Его состояние Куприн передаёт через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет».)


Надежда:

- Как в дальнейшем меняется тональность рассказа?

(Разряжает обстановку Верочка. Она становится очень энергичной. Теперь муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь всё меняется. Говорит больше Верочка, Алмазов или произносит отдельные реплики, или робко пытается возразить. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.)

- Какой выход находит Верочка?

- Алмазовы едут в ломбард. Как автор относится к оценщику?

(Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово,

равнодушен к чужому горю.)

- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)


Счастье:

- Останавливается ли Верочка на достигнутом?

(Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город.)

- Чем же заканчивается эта история?

- Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

(Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

- Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли ваше отношение к профессору? Почему?

(Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк. Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница». И наше отношение к герою меняется.)

- Как Верочка отнеслась к успехам мужа?

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

- История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование?

(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)

-Объясните смысл эпиграфов к нашему уроку.

- Как же не хочется расставаться с героями. Дома вы готовили творческие пересказы (от имени Алмазова и Верочки).


  1. На какое произведение зарубежной литературы, ранее изученное нами, похож по тематике рассказ «Куст сирени»? (О.Генри «Дары волхвов»). В чем сходство и отличие этих произведений?


  1. Выводы:

- Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.)


- Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?

(Проблемы счастья, упорства и любви.)


Послушайте, как говорил о любви Апостол Павел в книге книг – Библии (читает учащийся).

Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

Не радуется неправде, а сорадуется истине;

Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше”.

Скажите, как можно назвать такую любовь? Может ли простой человек любить так? (Это идеальная, неземная любовь, и очень редкий человек может так любить).

И таким редким человеком является героиня рассказа Вера Алмазова. Недаром автор назвал ее таким именем. Вера, Надежда, Любовь – три великих слова, которые помогают каждому из нас в трудную минуту.

«Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»,- писал Л.Н.Толстой. Это не просто, и этому надо учиться. Учитесь любить! Если вы раньше это не делали, то начинайте прямо сегодня.


Домашнее задание.

Мини-сочинение на тему «Счастлива ли Вера Алмазова?»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

Автор: Щетинина Татьяна Владимировна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276838


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства