Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы, которые обозначил великий поэт: кто же такой человек и в чем его предназначение? Слово самому Гете.(Монолог читает заранее подготовленный ученик.)
Я,Иоганг Вольфганг Гете прожил долгую жизнь. Я родился 28 августа в 1749 году во Фракфурте – на-Майне. За 82 года жизни создал 1600 стихов, 3 поэмы, 3 романа, 54 драмы, среди которых «Фауст». Много лет я работал над трагедией «Фауст». В основу я положил немецкую народную легенду 16 века о маге и чернокнижнике. В литературе всегда существовал интерес к образу Мефистофеля, духу зла. Всех великих мыслителей и философов всегда волновали и волнуют вопросы: что такое добро и зло, кто такой человек, в чем заключается истина. Мне же хотелось создать произведение о человеке, о его долге, призвании, об ответственности перед другими людьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема и идея трагедии И.В.Гете «Фауст»»
Учитель русского языка и литературы
Новеньской СОШ Зеленовского района ЗКО
Аманбаева А.К.
Тема: Тема и идея трагедии И.В.Гете «Фауст»
Цель:
способствовать нравственному воспитанию учащихся в ходе поиска ответа на основной вопрос;
проконтролировать полученные знания после изучения трагедии.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к литературе, расширить кругозор учащихся.
2. Уметь анализировать и характеризовать образы.
3. Развивать речь, память, мышление.
Использованные материалы:
Ерёменко, Н.И Зарубежные писатели XIXвека (Гёте, братья Гримм, В. Скотт, В. Гюго): Нестандартные уроки литературы. [Текст]: Учитель - АСТ, 2005, с.116.
Слободская, Н.И. Иоганн Вольфганг Гёте и его драма «Фауст»: Зарубежная литература. Материалы к урокам в 10 классе. [Текст] / Волгоград: Учитель, 2003. – с. 17
Ход урока:
І. Побуждение
- На прошлом уроке мы изучали трагедию Гете «Фауст». Скажите одним словом, о чем это произведение?
Фауст
Прочитайте эпиграфы к уроку . Как эти слова можно отнести к Фаусту?
На доске :
Жить – значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать; всякая другая жизнь –смерть. В.Г.Белинский
Жизнь, освященная высшей целью, сведенная к голой борьбе за примитивные потребности существования,- такая жизнь- тоска, томление и гнусность. Л.Н.Андреев
ІІ Осмысление
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы , которые обозначил великий поэт: кто же такой человек и в чем его предназначение? Слово самому Гете. (Монолог читает заранее подготовленный ученик.)
Я,Иоганг Вольфганг Гете прожил долгую жизнь . Я родился 28 августа в 1749 году во Фракфурте – на-Майне. За 82 года жизни создал 1600 стихов, 3 поэмы, 3 романа, 54 драмы, среди которых «Фауст». Много лет я работал над трагедией «Фауст». В основу я положил немецкую народную легенду 16 века о маге и чернокнижнике. В литературе всегда существовал интерес к образу Мефистофеля, духу зла. Всех великих мыслителей и философов всегда волновали и волнуют вопросы: что такое добро и зло, кто такой человек, в чем заключается истина. Мне же хотелось создать произведение о человеке , о его долге , призвании, об ответственности перед другими людьми.
Шаг за шагом я открывал перед читателем образ Фауста, человека с большой буквы, который стремится найти истину. С презрением отвергает Фауст жалкие соблазны Мефистофеля. Долгий и трудный путь проходит мой герой, прежде чем столетним стариком обретает он истину для себя.
Лишь тот достоин жизни и свободы,
кто каждый день идет за них на бой.
Больше всего мне хотелось показать в своей трагедии стремление человека к большему, нежели мелкие земные радости, его стремление в будущее. Сейчас наступил момент, чтобы
Обратиться к величайшему произведению Гете. Прослушайте диалог Мефистофеля и Фауста и ответьте на вопрос: почему Фауст заключает сделку с Мефистофелем?
А сейчас прослушаем отрывок из великой трагедии Гёте. (Перевод Б.Пастернака).
Выразительное чтение диалога учащимися
Фауст (просыпается)
Не вовремя я сном забылся.
Я в дураках. Пока я спал, Мне в сновиденье чёрт явился
И пудель от меня сбежал.
(Стук)
Опять стучится кто-то. Вот досада! Войдите. Кто там?
Мефистофель
Это я.
Фауст
Войди ж.
Мефистофель
Заклятье повторить три раза надо.
Фауст
Войди.
Мефистофель
Вот ты меня и лицезришь.
Я убеждён, поладить мы сумеем
И сообща твою тоску рассеем.
Фауст
Я утром просыпаюсь с содроганьем
И чуть не плачу, зная наперёд, Что день пройдёт, глухой к моим желаньям, И в исполненье их не приведёт.
Бог, обитающий в груди моей, Влияет только на моё сознанье.
На внешний мир, на общий ход вещей
Не простирается его влиянье.
Мне тяжко от неполноты такой, Я жизнь отверг и смерти жду с тоской.
Мефистофель
Оставь заигрывать с тоской своей, Точащею тебя, как коршун злобный.
Как ни плоха среда, но все подобны, И человек немыслим без людей.
Давай столкуемся друг с другом, Чтоб вместе жизни путь пройти.
Благодаря моим услугам
Не будешь ты скучать в пути.
Фауст
А что ты требуешь в уплату?
Мефистофель
Сочтёмся после, время ждёт.
Фауст
Чёрт даром для меньшого брата
И пальцем не пошевельнёт.
Мефистофель
Тебе со мною будет здесь удобно, Я буду исполнять любую блажь.
За это в жизни тамошней, загробной
Ты тем же при свиданье мне воздашь.
За это, положись на мой обет, Я дам тебе, чего не видел свет.
Фауст
Что можешь ты пообещать, бедняга? Вам, близоруким, непонятна суть
Стремлений к ускользающему благу.
Ты пищу дашь, не сытную ничуть.
Дашь золото, которое, как ртуть, Меж пальцев растекается; зазнобу, Которая, упав тебе на грудь,
Уж норовит к другому ушмыгнуть.
Мефистофель
Всё это есть в моём распоряженье.
Но мы добудем, дай мне только срок, Вернее и полакомей кусок.
Фауст
По рукам!
Едва я миг отдельный возвеличу, Вскричав: «Мгновение, повремени!» -
Всё кончено, и я твоя добыча, И мне спасенья нет из западни.
Мефистофель
Я нынче ж на учёном кутеже
Твоё доверье службой завоюю, Ты ж мне черкни расписку долговую, Чтоб мне не сомневаться в платеже.
Фауст
Тебе, педанту, значит, нужен чек
И веры не внушает человек? Но если клятвы для тебя неважны, Как сможешь думать ты, что клок бумажный, Пустого обязательства клочок
Удержит жизни бешеный поток?
Мефистофель
Листка довольно. Вот он наготове.
Изволь тут расписаться каплей крови.
Фауст
Я твой, тебе принадлежу, Раз обещаю к платежу
Себя и жизнь свою пустую, Которой я не дорожу.
Отныне с головой нырну
В страстей клокочущих горнило, Со всей безудержностью пыла
В пучину их, на глубину! В горячку времени стремглав! В разгар случайностей с разбегу! В живую боль, в живую негу, В вихрь огорчений и забав!
-Для чего заключил сделку с дьяволом гётевский Фауст?
-Чем Фауст из немецкой народной легенды отличается от персонажа Гёте?
Прослушивание диалога Фауста с Мефистофелем и ответы на предложенный вопрос помогут учащимся еще раз вспомнить содержание трагедии эмоционально пережить основные события произведения Гете .
Затем учащиеся объединяются в пять творческих групп и проводят работу с использованием стратегии "Шесть шляп мышления"(технология "Развития критического мышления через чтения и письмо")
Представители групп выбирают свою шляпу и задания к ней
"Белая шляпа"-изложение группой фактических данных указанных в изученном тексте (факты,события в содержании повести);
"Желтая шляпа"-символ позитивного мышления группе нужно найти выделить в содержании позитивные явления и аргументировать их;
"Черная шляпа"-символ негативного мышления:группе выбравшей это шляпу необхадимо выявить отрицительные моменты и проанализировать их;
"Красная шляпа"-группа учащихся должна рассказать об изменениях собственного эмоционального состояния связанного с каким-то событиями в жизни героев данного произведения;
"Синяя шляпа"-символ творческого мышление:группе необходимо в изучаемом произведении что-то переделать сделать иначе изменить или внести в него что-то новое.
III Рефлексия. Закончите фразу…
После выступления творческих групп учитель предлагает учащимся: оценить ответы своих одноклассников и сделать вывод начав со слов :"Если Фауст видит смысл жизни в борьбе и в поиске, то я смысл жизни вижу...»
Теперь обобщим все сказанное и сформулируем проблемы ,которые были подняты в рассказе. Это - никогда не останавливаться на достигнутом, не поддаваться соблазнам , становиться лучше, увеличивать добро вокруг нас
Домашнее задание: Подготовить устное сообщение о том , как вы поняли эпоху Просвещения ,или какой из героев Фауст или Гамлет ,близок вам по духу