Просмотр содержимого документа
«Тема Войны в поэзии В.Высоцкого»
Тема: «Тема войны в поэзии Высоцкого».
Цели урока:
дать представление о жизни и творчестве поэта;
ответить на проблемный вопрос: как представлена война в поэзии Высоцкого?
раскрыть своеобразие военной лирики В.Высоцкого, сопричастность поэта, гражданскую позицию;
способствовать воспитанию уважения к величайшему чувству любви, воспитывать в ученике гражданина своей Родины;
определить, каким же был лирический герой В.С. Высоцкого;
развивающие задачи: развивать основы монологической речи, сопоставления, анализа, обобщения;
развивать ассоциативное мышление.
Тип урока: комбинированный урок.
.
Тема войны в поэзии Владимира Высоцкого
Все меньше вас, участники войны, -
Осколки бродят, покидают силы.
Не торопитесь, вы и не должны
К однополчанам в братские могилы...
В.С.Высоцкий
1. Слово учителя. "Нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой -то степени владеет пером...Мы дети военных лет, для нас это вообще никогда не забудется.. У всех нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я отдаю дань этому времени своими песнями. Это почётная задача- писать о людях, которые воевали. И самое главное, я считаю, что во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека, ярче он раскрывается. Тут уже не соврешь, люди на войне всегда на грани , за секунду или за полшага до смерти. Люди чисты, и при них всегда интересно писать,"- так говорил В.Высоцкий о своих военных произведениях.
- Звучит песня " На братских могилах"
2.Сообщение ученика .Биография В.Высоцкого
Высоцкий родился 25 января 1938 г. в Москве, в семье служащих. Отец, Семён Владимирович Высоцкий (1916—1997), — кадровый военный, полковник. Мать, Нина Максимовна (урождённая Серёгина) (1912—2003), — по специальности переводчик с немецкого. Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на Первой Мещанской улице. Во время Великой Отечественной войны два года жил с матерью в эвакуации в городе Бузулук на Урале. В 1943 г. возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126. В 1945 г. пошел в первый класс 273-й школы Ростокинского района. В 1947—1949 с отцом и его второй женой, Евгенией Степановной Лихалатовой-Высоцкой проживал в г. Эберсвальде (Германия), где научился играть на фортепиано.
3. Ученик. Будучи сыном офицера-фронтовика, живя с ним среди военных, он хорошо знал их жизнь, много слышал от отца и его фронтовых друзей о войне, о героизме и трусости. Тема войны для Высоцкого- это прежде всего тема благодарности тем, кто не дожил до Победы, кто остался жив, пройдя все дороги войны.
В одной из телепередач Высоцкий сказал:" Почему я обращаюсь к военной тематике? Вопрос, по- моему, праздный." И далее, собираясь исполнить песню "Мы вращаем землю", поэт- патриот заявляет:" Её исполнять надо петь стоя". Так и поет. Для него это тема святая.
- Звучит песня о войне.
4.Учитель. На многое в военной теме поэт взглянул по-новому, с позиции человека сегодняшнего дня .Сказал так, как до него ещё никто не говорил .Высоцкий создал в литературе свою " творческую лабораторию". Он попробовал себя в разных интонациях, искал для своих "пьес" всё новые и новые краски, новые детали .Слово у поэта приобретает гиперболичность. Удивительна образность, метафоричность военного стиха.
- Чтение и анализ стихотворения "Смерть истребителя".
-От какого лица ведется повествование в стихотворении? Что усиливает это прием?
(Повествование ведется от лица самолета. Это изобразительный и композиционный прием усиливает трагичность происходящего.)
-Как ведется себя машина? Почему её одушевляет поэт?
( Машина одушевлена: самолет, оружие летчика,"устал от ран")
Я - "Як"-истребитель, Мотор мой звенит,
Небо - моя обитель,
Но тот, который во мне сидит,
Считает, что он - истребитель.
-Почему машина "взбунтовалась" против человека?
В этом бою мною "юнкерс" сбит,
Я сделал с ним, что хотел.
А тот, который во мне сидит,
Изрядно мне надоел.
- Какой вывод можно сделать?
( На войне даже "терпенью машины бывает предел", а человек делает своё ратное дело, делает даже за пределами сил! И если он гибнет в своей машине , то и ей гореть на земле. Не машины в конечном итоге решали судьбу победы, а человек.)
5. Чтение и анализ стихотворения "Звезда".
- В каких словах поэт подчеркивают трагизм стихотворения?
Я бы звезду эту сыну отдал, Просто на память… В небе висит, пропадает звезда — Некуда падать...
.
- Какой смысл вкладывает автор в слово"звезда"?
( "Звезда"- это не только награда, но и символ смерти.)
Вот снова упала, и я загадал — Выйти живым из боя! Так свою жизнь я поспешно связал С глупой звездою.
- Как поэт изображает героизм одних и карьеризм других?
Нам говорили: «Нужна высота!»
И «Не жалеть патроны!»
Вон покатилась вторая звезда –
Вам на погоны.
- Какой художественный прием использует автор?
( Развернутая антитеза :"нам"-"вам")
- В какой строчке стихотворения подчеркнут мотив случайности, недолговечности?
Звезд этих в небе — как рыбы в прудах, Хватит на всех с лихвою. Если б не насмерть,- ходил бы тогда Тоже героем.
-Что утверждает в этом стихотворении Высоцкий?
( Главное на этой земле ни чины, ни награда, а сама жизнь.)
6.Чтение и анализ стихотворения "Песня о погибшем друге".
-Кому посвящено стихотворение "Песня о погибшем друге"?
Сообщение ученика.
"Посвящается маршалу авиации дважды Герою Советского Союза Н. М. Скоморохову и его погибшему другу. В 43-м году, во время великой воздушной битвы над Кубанью, был такой человек, летал в небе, - Скоморохов, Николай Скоморохов. Он сейчас жив, генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза. Был эпизод, когда он сбил "бриллиантовую двойку": это была знаменитая немецкая дивизия "Удэт", они все были кавалеры Бриллиантовых Крестов, лично награжденные Гитлером, настоящие асы. И вот двое - двойка из этой эскадрильи - сбили друга Николая Скоморохова, его близкого друга. И тогда Скоморохов стал вылетать на индивидуальную охоту - поспит несколько минут и снова вылетает - искать именно тех двоих: он запомнил, что у них были за номера на фюзеляжах. Он их нашел, достал и сбил обоих - в одном бою двух уничтожил. И один даже спрыгнул с парашютом, попал на нашу территорию, взяли его в плен. И он стал спрашивать: "Кто меня сбил?" Ну а ему говорят: " Скоморохов". Он говорит :"Это неправда, нас предупреждают: "Осторожно! Скоморохов в воздухе!". Но это было так на самом деле. И вот в память о погибшем друге Николая Михайловича Скоморохова я написал эту песню,"- писал В.Высоцкий.
- Как в этом стихотворении поэт усиливает горечь утраты боевого товарища?
- Какой прием использован в строчках:
Он уснул – не проснулся, Он запел – не допел. Так что я вот вернулся, Глядите – вернулся, — Ну а он – не успел.,
( Антитеза)
- Почему герой чувствует себя виноватым?
- Почему герою приходится оправдываться ?
7. Заключение.
Учитель.
Военные стихи Высоцкого- это стихи о настоящих людях. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых .Таким людям можно доверить и собственную жизнь , и родину. Такие люди не подведут.
Сегодня не слышно биенье сердец — Оно для аллей и беседок. Я падаю, грудью хватая свинец, Подумать успев напоследок: «На этот раз мне не вернуться, Я ухожу – придет другой». Мы не успели оглянуться — А сыновья уходят в бой!