kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема Войны в поэзии В.Высоцкого

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока посвящена творчеству В.Высоцкого.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема Войны в поэзии В.Высоцкого»

Тема: «Тема войны в поэзии Высоцкого».

Цели урока:

  • дать представление о жизни и творчестве поэта;

  • ответить на проблемный вопрос: как представлена война в поэзии Высоцкого?

  • раскрыть своеобразие военной лирики В.Высоцкого, сопричастность поэта, гражданскую позицию;

  • способствовать воспитанию уважения к величайшему чувству любви, воспитывать в ученике гражданина своей Родины;

  • определить, каким же был лирический герой В.С. Высоцкого;

  • развивающие задачи: развивать основы монологической речи, сопоставления, анализа, обобщения;

  • развивать ассоциативное мышление.

Тип урока: комбинированный урок.



.



Тема войны в поэзии Владимира Высоцкого

Все меньше вас, участники войны, -

Осколки бродят, покидают силы.

Не торопитесь, вы и не должны

К однополчанам в братские могилы...


В.С.Высоцкий


1. Слово учителя. "Нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой -то степени владеет пером...Мы дети военных лет, для нас это вообще никогда не забудется.. У всех нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я отдаю дань этому времени своими песнями. Это почётная задача- писать о людях, которые воевали. И самое главное, я считаю, что во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека, ярче он раскрывается. Тут уже не соврешь, люди на войне всегда на грани , за секунду или за полшага до смерти. Люди чисты, и при них всегда интересно писать,"- так говорил В.Высоцкий о своих военных произведениях.

- Звучит песня " На братских могилах"

2.Сообщение ученика .Биография В.Высоцкого

Высоцкий родился 25 января 1938 г. в Москве, в семье служащих. Отец, Семён Владимирович Высоцкий (1916—1997), — кадровый военный, полковник. Мать, Нина Максимовна (урождённая Серёгина) (1912—2003), — по специальности переводчик с немецкого. Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на Первой Мещанской улице. Во время Великой Отечественной войны два года жил с матерью в эвакуации в городе Бузулук на Урале. В 1943 г. возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126. В 1945 г. пошел в первый класс 273-й школы Ростокинского района. В 1947—1949 с отцом и его второй женой, Евгенией Степановной Лихалатовой-Высоцкой проживал в г. Эберсвальде (Германия), где научился играть на фортепиано.

3. Ученик. Будучи сыном офицера-фронтовика, живя с ним среди военных, он хорошо знал их жизнь, много слышал от отца и его фронтовых друзей о войне, о героизме и трусости. Тема войны для Высоцкого- это прежде всего тема благодарности тем, кто не дожил до Победы, кто остался жив, пройдя все дороги войны.

В одной из телепередач Высоцкий сказал:" Почему я обращаюсь к военной тематике? Вопрос, по- моему, праздный." И далее, собираясь исполнить песню "Мы вращаем землю", поэт- патриот заявляет:" Её исполнять надо петь стоя". Так и поет. Для него это тема святая.

- Звучит песня о войне.

4.Учитель. На многое в военной теме поэт взглянул по-новому, с позиции человека сегодняшнего дня .Сказал так, как до него ещё никто не говорил .Высоцкий создал в литературе свою " творческую лабораторию". Он попробовал себя в разных интонациях, искал для своих "пьес" всё новые и новые краски, новые детали .Слово у поэта приобретает гиперболичность. Удивительна образность, метафоричность военного стиха.

- Чтение и анализ стихотворения "Смерть истребителя".

-От какого лица ведется повествование в стихотворении? Что усиливает это прием?

(Повествование ведется от лица самолета. Это изобразительный и композиционный прием усиливает трагичность происходящего.)

-Как ведется себя машина? Почему её одушевляет поэт?

( Машина одушевлена: самолет, оружие летчика,"устал от ран")

Я - "Як"-истребитель, Мотор мой звенит,

Небо - моя обитель,

Но тот, который во мне сидит,

Считает, что он - истребитель.



-Почему машина "взбунтовалась" против человека?

В этом бою мною "юнкерс" сбит,

Я сделал с ним, что хотел.

А тот, который во мне сидит,

Изрядно мне надоел.

- Какой вывод можно сделать?

( На войне даже "терпенью машины бывает предел", а человек делает своё ратное дело, делает даже за пределами сил! И если он гибнет в своей машине , то и ей гореть на земле. Не машины в конечном итоге решали судьбу победы, а человек.)

5. Чтение и анализ стихотворения "Звезда".

- В каких словах поэт подчеркивают трагизм стихотворения?

Я бы звезду эту сыну отдал,
Просто на память…
В небе висит, пропадает звезда —
Некуда падать...

.

- Какой смысл вкладывает автор в слово"звезда"?

( "Звезда"- это не только награда, но и символ смерти.)

Вот снова упала, и я загадал —
Выйти живым из боя!
Так свою жизнь я поспешно связал
С глупой звездою.

- Как поэт изображает героизм одних и карьеризм других?

Нам говорили: «Нужна высота!»

И «Не жалеть патроны!»

Вон покатилась вторая звезда –

Вам на погоны.

- Какой художественный прием использует автор?

( Развернутая антитеза :"нам"-"вам")

- В какой строчке стихотворения подчеркнут мотив случайности, недолговечности?

Звезд этих в небе — как рыбы в прудах,
Хватит на всех с лихвою.
Если б не насмерть,- ходил бы тогда
Тоже героем.

-Что утверждает в этом стихотворении Высоцкий?

( Главное на этой земле ни чины, ни награда, а сама жизнь.)

6.Чтение и анализ стихотворения "Песня о погибшем друге".

-Кому посвящено стихотворение "Песня о погибшем друге"?

Сообщение ученика.

"Посвящается маршалу авиации дважды Герою Советского Союза Н. М. Скоморохову и его погибшему другу. В 43-м году, во время великой воздушной битвы над Кубанью, был такой человек, летал в небе, - Скоморохов, Николай Скоморохов. Он сейчас жив, генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза. Был эпизод, когда он сбил "бриллиантовую двойку": это была знаменитая немецкая дивизия "Удэт", они все были кавалеры Бриллиантовых Крестов, лично награжденные Гитлером, настоящие асы. И вот двое - двойка из этой эскадрильи - сбили друга Николая Скоморохова, его близкого друга. И тогда Скоморохов стал вылетать на индивидуальную охоту - поспит несколько минут и снова вылетает - искать именно тех двоих: он запомнил, что у них были за номера на фюзеляжах. Он их нашел, достал и сбил обоих - в одном бою двух уничтожил. И один даже спрыгнул с парашютом, попал на нашу территорию, взяли его в плен. И он стал спрашивать: "Кто меня сбил?" Ну а ему говорят: " Скоморохов". Он говорит :"Это неправда, нас предупреждают: "Осторожно! Скоморохов в воздухе!". Но это было так на самом деле. И вот в память о погибшем друге Николая Михайловича Скоморохова я написал эту песню,"- писал В.Высоцкий.



- Как в этом стихотворении поэт усиливает горечь утраты боевого товарища?

- Какой прием использован в строчках:

Он уснул – не проснулся,
Он запел – не допел.
Так что я вот вернулся,
Глядите – вернулся, —
Ну а он – не успел.,

( Антитеза)

- Почему герой чувствует себя виноватым?

- Почему герою приходится оправдываться ?

7. Заключение.

Учитель.

Военные стихи Высоцкого- это стихи о настоящих людях. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых .Таким людям можно доверить и собственную жизнь , и родину. Такие люди не подведут.



Сегодня не слышно биенье сердец —
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
«На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу – придет другой».
Мы не успели оглянуться —
А сыновья уходят в бой!

Звучит песня "Давно смолкли залпы орудий".



Подведение итогов.

Домашнее задание.

  1. Какой бы памятник я поставил В.Высоцкому?

  2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта.






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тема Войны в поэзии В.Высоцкого

Автор: Кудзиева Анжела Сергеевна

Дата: 05.02.2018

Номер свидетельства: 455006


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства