kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема уроку.Характеристика образов-символов в рассказе М.Ф.Чернявского «Богу неизвестному».

Нажмите, чтобы узнать подробности

расширять кругозор учащихся (поликультурное компетенция), развивать умение работать в группе (социальная компетенция), способствовать творческому развитию личности ученика, воспитывать чувство заинтересованности народными символами, стремление любить свою землю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема уроку.Характеристика образов-символов в рассказе М.Ф.Чернявского «Богу неизвестному».»

Тема уроку.Характеристика образов-символов в рассказе М.Ф.Чернявського «Богу неизвестному».



Цель: развивать умение учащихся получать и использовать информацию (информационная компетенция) способствовать развитию логического мышления, его анализа и синтеза, умению выражать свои мысли, обсуждать предложенные вопросы (коммуникативная компетенция), расширять кругозор учащихся (поликультурное компетенция), развивать умение работать в группе (социальная компетенция), способствовать творческому развитию личности ученика, воспитывать чувство заинтересованности народными символами, стремление любить свою землю.

Оборудование: текст рассказа, литературоведческие или толковые словари, портрет писателя-земляка, презентация.

Ход урока

И Организационная часть.

ИИ Вступительное слово учителя. Сообщение темы, цели урока.

Степь - как как развернутая книга.

И на ней можно прочитать все: прошлое,

Настоящее и даже будущее.

Иван Цюпа

Предоставление необходимой информации.

Ученики класса, объединенные в группы, должны были подготовить материал и представить его на уроке.

1-я группа-презентацию к рассказу М.Ф.Чернявского «Богу неизвестному» ;

2-я группа-подготовить материалы из Википедии ;

Третья группа-расшифровать содержание образов-символов .

Учитель (индуктор - интересное начало).

Представьте себе, что вы, прослушав вчера прогноз погоды, по которому обещали дождь со снегом, вышли на улицу и увидели яркое солнышко.



Покажите выражением своего лица:

- Радость: вы обрадовались встрече;

- Спокойствие: «Все будет хорошо»;

- Восторг: «Какая красота!»;

- Удивление: «Не может быть».

Учитель. Рассказ М.Ф.Чернявского, которое мы будем анализировать, называется «Богу неизвестному» .С которой сооружением у вас ассоциируется слово Бог?

Тренинг воссоздающего воображения

Представьте перед собой храм. Опишите его так:

- Чтобы я услышала (слуховые образы): колокола звонят

- Чтобы я увидела (зрительные образы): золотой купол, крест

- Чтобы я почувствовала (чувственные образы): умиротворение, слезы, очистки.

В этом определенном понятии, благодаря вашему воссоздающему воображению я услышала, увидела и почувствовала тайный, имплицитный смысл слова.

Учитель.А теперь послушаем текст рассказа. Подготовленный ученик выразительно читает текст в сопровождении презентации.

Учитель. Донецкие просторы с их безграничными степями давно склоняли наших предков к пространных рассуждений, углубление в вечные тайники человеческого бытия, прочтение своего «я» на фоне космических просторов. И, наверное, не каждый житель этого благословенного края в большей или меньшей степени чувствовал себя философом, созерцая разнообразие довколишности, прислушиваясь чарующую язык родной природы, отголоски прошлого. Таким был и певец донецкой степи, мыслитель и педагог Николай Чернявский.

Попробуем и мы сейчас вместе с вами определить в произведении «Богу неизвестному» слова-символы, вместе найти и расшифровать их имплицитный, скрытый смысл. Поможет нам в этом арт-кластер.Ученики находят в тексте образы-символы: поезд, звездное небо,маки, птица, бабочка

Подготовленные ученики разъясняют содержание образов-символов.

Учитель. Территории грусти и одиночества. Гражданская война, разруха, террор - все это тяжелым бременем легло на душу писателя. Писатель чувствует свое одиночество и ненужность в жестоком бесчеловечном мире. Душа требует отдыха на лоне природы. Импрессионистическое видение мира характерно для рассказа «Богу неизвестному» .С каким произведением перекликается рассказ «Богу неизвестному?» (Ответ учащихся: М.Коцюбинский «Intermezzo»).

Продолжаем нашу гроздь с помощью Кеннинга.

Поезд: пустота духа, бегство от грусти, ожидания изменений.

Бабочка: бессмертие души, полет молодости, очарование жизни.

Звездное небо: обитель Бога, ожидания изменений, рождения жизни.

Птица: красота верности, полет мысли, возвращение на Родину.

Маки: капли крови, память любви, украшение степи.

Ученики получают задание



ИУ. Создание мини-проектов

1-я группа создает коллаж;

2-я группа-поэзию или рассказ из слов- символов;

Третья группа - монофон по теме «Природа»



Учитель. Сущность человека М.Ф.Чернявський видел в широком диапозоне -

от моральной ограниченности, зла, жестокости до самого взлета духовности, через познание Бога в себе и самогармонию с природою.Хочется закончить урок словами из книги М.Ф.Чернявського «Богу неизвестному»: «Благословляю вас, прекрасные звезды, тебя, задумчивый месяц, и тебя, на море похожую, тайнами окутанную,степь, Благословляю Вас. »



УИ.Презентация проектов.



УИИ.Итог урока.

































































Приложение 1.

- Группа, гроздь; графическая модель-схема в виде иерархически разветвленного древа. Используется в классификации и систематизации биологического материала с родо-видовыми признаками

В СЛО









Предложить исправление

Tema uroku.Kharakteristika obrazov-simvolov v rasskaze M.F.Chernyavs'kogo «Bogu neizvestnomu».



Tsel': razvivat' umeniye uchashchikhsya poluchat' i ispol'zovat' informatsiyu (informatsionnaya kompetentsiya) sposobstvovat' razvitiyu logicheskogo myshleniya, yego analiza i sinteza, umeniyu vyrazhat' svoi mysli, obsuzhdat' predlozhennyye voprosy (kommunikativnaya kompetentsiya), rasshiryat' krugozor uchashchikhsya (polikul'turnoye kompetentsiya), razvivat' umeniye rabotat' v gruppe (sotsial'naya kompetentsiya), sposobstvovat' tvorcheskomu razvitiyu lichnosti uchenika, vospityvat' chuvstvo zainteresovannosti narodnymi simvolami, stremleniye lyubit' svoyu zemlyu.

Oborudovaniye: tekst rasskaza, literaturovedcheskiye ili tolkovyye slovari, portret pisatelya-zemlyaka, prezentatsiya.

khod uroka

I Organizatsionnaya chast'.

II Vstupitel'noye slovo uchitelya. Soobshcheniye temy, tseli uroka.

Step' - kak kak razvernutaya polustepey kniga.

I na ney mozhno prochitat' vse: yego proshloye,

Sovremennoye i dazhe budushcheye.

Ivan Tsyupa

III Predostavleniye neobkhodimoy informatsii.

Ucheniki klassa, razdeleny na tri gruppy, dolzhny byli podgotovit' material i predstavit' yego na uroke.

1-ya gruppa-prezentatsiyu k rasskazu M.F.Chernyavs'kogo «Bogu neizvestnomu» (prilozheniye 1);

2-ya gruppa-podgotovit' materialy iz Vikipedii (prilozheniye 2);

Tret'ya gruppa-rasshifrovat' soderzhaniye obrazov-simvolov (prilozheniye 3).

Uchitel' (induktor - interesnoye nachalo).

Predstav'te sebe, chto vy, proslushav vchera prognoz pogody, po kotoromu obeshchali dozhd' so snegom, vyshli na ulitsu i uvideli yarkoye solnyshko.



Pokazhite vyrazheniyem svoyego litsa:

- Radost': vy obradovalis' vstreche;

- Spokoystviye: «Vse budet khorosho»;

- Vostorg: «Kakaya krasota!»;

- Udivleniye: «Ne mozhet byt'».

Uchitel'. Rasskaz M.F.Chernyavs'kogo, kotoroye my budem analizirovat', nazyvayetsya «Bogu neizvestnomu» .S kotoroy sooruzheniyem u vas assotsiiruyetsya slovo Bog?

Trening utvoryuchoi voobrazheniya

Predstav'te pered soboy khram. Opishite yego tak:

- Chtoby ya uslyshala (slukhovyye obrazy): kolokola zvonyat

- Chtoby ya uvidela (zritel'nyye obrazy): zolotoy kupol, krest

- Chtoby ya pochuvstvovala (chuvstvennyye obrazy): umirotvoreniye, slezy, ochistki.

V etom opredelennom ponyatii, blagodarya vashey obrazuyushchey voobrazhenii ya uslyshala, uvidela i pochuvstvovala taynyy, implitsitnyy smysl slova.

Uchitel'.A teper' poslushayem tekst rasskaza. Podgotovlennyy uchenik vyrazitel'no chitayet tekst v soprovozhdenii prezentatsii.

Uchitel'. Donetskiye prostory s ikh bezgranichnymi stepyami davno sklonyali nashikh predkov k prostrannykh rassuzhdeniy, uglubleniye v vechnyye tayniki chelovecheskogo bytiya, prochteniye svoyego «ya» na fone kosmicheskikh prostorov. I, navernoye, ne kazhdyy zhitel' etogo blagoslovennogo kraya v bol'shey ili men'shey stepeni chuvstvoval sebya filosofom, sozertsaya raznoobraziye dovkolishnosti, prislushivayas' charuyushchuyu yazyk rodnoy prirody, otgoloski proshlogo. Takim byl i pevets donetskoy stepi, myslitel' i pedagog Nikolay Chernyavskiy.

Poprobuyem i my seychas vmeste s vami opredelit' v proizvedenii «Bogu neizvestnomu» slova-simvoly, vmeste nayti i rasshifrovat' ikh implitsitnyy, skrytyy smysl. Pomozhet nam v etom art-klaster.Uchni nakhodyat v tekste obrazy-simvoly.





poyezd zvezdnoye nebo

simvoly







maki ptitsa babochka





Podgotovlennyye ucheniki raz"yasnyayut soderzhaniye obrazov-simvolov.

Uchitel'. Territorii grusti i odinochestva. Grazhdanskaya voyna, razrukha, terror - vse eto tyazhelym bremenem leglo na dushu pisatelya. Khudozhnik chuvstvuyet svoye odinochestvo i nenuzhnost' v zhestokom beschelovechnom mire. Dusha trebuyet otdykha na lone prirody. Impressionisticheskoye videniye mira kharakterno dlya rasskaza «Bogu neizvestnomu» .S kakim proizvedeniyem pereklikayetsya rasskaz «Bogu neizvestnomu?» (Otvet uchashchikhsya: M.Kotsyubinskiy «Intermezzo»).

Prodolzhayem nashe grozd' s pomoshch'yu Keninga.

Poyezd: pustota dukha, begstvo ot grusti, ozhidaniya izmeneniy.

Babochka: bessmertiye dushi, polet molodosti, ocharovaniye zhizni.

Zvezdnoye nebo: obitel' Boga, ozhidaniya izmeneniy, rozhdeniya zhizni.

Ptitsa: krasota vernosti, polet mysli, vozvrashcheniye na Rodinu.

Maki: kapli krovi, pamyat' lyubvi, ukrasheniye stepi.

Ucheniki poluchayut zadaniye



IU. Sozdaniye mini-proyektov

1-ya gruppa sozdayet kollazh;

2-ya gruppa-poeziyu ili proizvedeniye s slov- simvolov;

Tret'ya gruppa - monofon po teme «Priroda»



Uchitel'. Sushchnost' cheloveka M.F.Chernyavs'kiy videl v shirokom diapozone -

ot moral'noy ogranichennosti, zla, zhestokosti do samogo vzleta dukhovnosti, cherez poznaniye Boga v sebe i samogarmoniyu s prirodoyu.Khochet'sya zakonchit' urok slovami iz knigi M.F.Chernyavs'kogo «Bogu neizvestnomu»: «Blagoslovlyayu vas, prekrasnyye zvezdy, tebya, zadumchivyy mesyatsu, i tebya, na more pokhozh, taynami uvityy, stepi, Blagoslovlyayu Vas. »



UI.Prezentatsiya proyektov.



UII.Pidsumok uroka.
































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Добровольская Татьяна Николаевна

Дата: 16.03.2017

Номер свидетельства: 400896


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства