Тема уроку.Характеристика образов-символов в рассказе М.Ф.Чернявского «Богу неизвестному».
Тема уроку.Характеристика образов-символов в рассказе М.Ф.Чернявского «Богу неизвестному».
расширять кругозор учащихся (поликультурное компетенция), развивать умение работать в группе (социальная компетенция), способствовать творческому развитию личности ученика, воспитывать чувство заинтересованности народными символами, стремление любить свою землю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема уроку.Характеристика образов-символов в рассказе М.Ф.Чернявского «Богу неизвестному».»
Тема уроку.Характеристика образов-символов в рассказе М.Ф.Чернявського «Богу неизвестному».
Цель: развивать умение учащихся получать и использовать информацию (информационная компетенция) способствовать развитию логического мышления, его анализа и синтеза, умению выражать свои мысли, обсуждать предложенные вопросы (коммуникативная компетенция), расширять кругозор учащихся (поликультурное компетенция), развивать умение работать в группе (социальная компетенция), способствовать творческому развитию личности ученика, воспитывать чувство заинтересованности народными символами, стремление любить свою землю.
Оборудование: текст рассказа, литературоведческие или толковые словари, портрет писателя-земляка, презентация.
Ход урока
И Организационная часть.
ИИ Вступительное слово учителя. Сообщение темы, цели урока.
Степь - как как развернутая книга.
И на ней можно прочитать все: прошлое,
Настоящее и даже будущее.
Иван Цюпа
Предоставление необходимой информации.
Ученики класса, объединенные в группы, должны были подготовить материал и представить его на уроке.
1-я группа-презентацию к рассказу М.Ф.Чернявского «Богу неизвестному» ;
2-я группа-подготовить материалы из Википедии ;
Третья группа-расшифровать содержание образов-символов .
Учитель (индуктор - интересное начало).
Представьте себе, что вы, прослушав вчера прогноз погоды, по которому обещали дождь со снегом, вышли на улицу и увидели яркое солнышко.
Покажите выражением своего лица:
- Радость: вы обрадовались встрече;
- Спокойствие: «Все будет хорошо»;
- Восторг: «Какая красота!»;
- Удивление: «Не может быть».
Учитель. Рассказ М.Ф.Чернявского, которое мы будем анализировать, называется «Богу неизвестному» .С которой сооружением у вас ассоциируется слово Бог?
Тренинг воссоздающего воображения
Представьте перед собой храм. Опишите его так:
- Чтобы я услышала (слуховые образы): колокола звонят
- Чтобы я увидела (зрительные образы): золотой купол, крест
- Чтобы я почувствовала (чувственные образы): умиротворение, слезы, очистки.
В этом определенном понятии, благодаря вашему воссоздающему воображению я услышала, увидела и почувствовала тайный, имплицитный смысл слова.
Учитель.А теперь послушаем текст рассказа. Подготовленный ученик выразительно читает текст в сопровождении презентации.
Учитель. Донецкие просторы с их безграничными степями давно склоняли наших предков к пространных рассуждений, углубление в вечные тайники человеческого бытия, прочтение своего «я» на фоне космических просторов. И, наверное, не каждый житель этого благословенного края в большей или меньшей степени чувствовал себя философом, созерцая разнообразие довколишности, прислушиваясь чарующую язык родной природы, отголоски прошлого. Таким был и певец донецкой степи, мыслитель и педагог Николай Чернявский.
Попробуем и мы сейчас вместе с вами определить в произведении «Богу неизвестному» слова-символы, вместе найти и расшифровать их имплицитный, скрытый смысл. Поможет нам в этом арт-кластер.Ученики находят в тексте образы-символы: поезд, звездное небо,маки, птица, бабочка
Подготовленные ученики разъясняют содержание образов-символов.
Учитель. Территории грусти и одиночества. Гражданская война, разруха, террор - все это тяжелым бременем легло на душу писателя. Писатель чувствует свое одиночество и ненужность в жестоком бесчеловечном мире. Душа требует отдыха на лоне природы. Импрессионистическое видение мира характерно для рассказа «Богу неизвестному» .С каким произведением перекликается рассказ «Богу неизвестному?» (Ответ учащихся: М.Коцюбинский «Intermezzo»).
Продолжаем нашу гроздь с помощью Кеннинга.
Поезд: пустота духа, бегство от грусти, ожидания изменений.
Бабочка: бессмертие души, полет молодости, очарование жизни.
Звездное небо: обитель Бога, ожидания изменений, рождения жизни.
Птица: красота верности, полет мысли, возвращение на Родину.
Маки: капли крови, память любви, украшение степи.
Ученики получают задание
ИУ. Создание мини-проектов
1-я группа создает коллаж;
2-я группа-поэзию или рассказ из слов- символов;
Третья группа - монофон по теме «Природа»
Учитель. Сущность человека М.Ф.Чернявський видел в широком диапозоне -
от моральной ограниченности, зла, жестокости до самого взлета духовности, через познание Бога в себе и самогармонию с природою.Хочется закончить урок словами из книги М.Ф.Чернявського «Богу неизвестному»: «Благословляю вас, прекрасные звезды, тебя, задумчивый месяц, и тебя, на море похожую, тайнами окутанную,степь, Благословляю Вас. »
УИ.Презентация проектов.
УИИ.Итог урока.
Приложение 1.
- Группа, гроздь; графическая модель-схема в виде иерархически разветвленного древа. Используется в классификации и систематизации биологического материала с родо-видовыми признаками
В СЛО
Предложить исправление
Tema uroku.Kharakteristika obrazov-simvolov v rasskaze M.F.Chernyavs'kogo «Bogu neizvestnomu».
Predstav'te sebe, chto vy, proslushav vchera prognoz pogody, po kotoromu obeshchali dozhd' so snegom, vyshli na ulitsu i uvideli yarkoye solnyshko.
Pokazhite vyrazheniyem svoyego litsa:
- Radost': vy obradovalis' vstreche;
- Spokoystviye: «Vse budet khorosho»;
- Vostorg: «Kakaya krasota!»;
- Udivleniye: «Ne mozhet byt'».
Uchitel'. Rasskaz M.F.Chernyavs'kogo, kotoroye my budem analizirovat', nazyvayetsya «Bogu neizvestnomu» .S kotoroy sooruzheniyem u vas assotsiiruyetsya slovo Bog?
Trening utvoryuchoi voobrazheniya
Predstav'te pered soboy khram. Opishite yego tak:
- Chtoby ya uslyshala (slukhovyye obrazy): kolokola zvonyat
- Chtoby ya uvidela (zritel'nyye obrazy): zolotoy kupol, krest
- Chtoby ya pochuvstvovala (chuvstvennyye obrazy): umirotvoreniye, slezy, ochistki.
V etom opredelennom ponyatii, blagodarya vashey obrazuyushchey voobrazhenii ya uslyshala, uvidela i pochuvstvovala taynyy, implitsitnyy smysl slova.
Uchitel'.A teper' poslushayem tekst rasskaza. Podgotovlennyy uchenik vyrazitel'no chitayet tekst v soprovozhdenii prezentatsii.
Uchitel'. Donetskiye prostory s ikh bezgranichnymi stepyami davno sklonyali nashikh predkov k prostrannykh rassuzhdeniy, uglubleniye v vechnyye tayniki chelovecheskogo bytiya, prochteniye svoyego «ya» na fone kosmicheskikh prostorov. I, navernoye, ne kazhdyy zhitel' etogo blagoslovennogo kraya v bol'shey ili men'shey stepeni chuvstvoval sebya filosofom, sozertsaya raznoobraziye dovkolishnosti, prislushivayas' charuyushchuyu yazyk rodnoy prirody, otgoloski proshlogo. Takim byl i pevets donetskoy stepi, myslitel' i pedagog Nikolay Chernyavskiy.
Poprobuyem i my seychas vmeste s vami opredelit' v proizvedenii «Bogu neizvestnomu» slova-simvoly, vmeste nayti i rasshifrovat' ikh implitsitnyy, skrytyy smysl. Pomozhet nam v etom art-klaster.Uchni nakhodyat v tekste obrazy-simvoly.
2-ya gruppa-poeziyu ili proizvedeniye s slov- simvolov;
Tret'ya gruppa - monofon po teme «Priroda»
Uchitel'. Sushchnost' cheloveka M.F.Chernyavs'kiy videl v shirokom diapozone -
ot moral'noy ogranichennosti, zla, zhestokosti do samogo vzleta dukhovnosti, cherez poznaniye Boga v sebe i samogarmoniyu s prirodoyu.Khochet'sya zakonchit' urok slovami iz knigi M.F.Chernyavs'kogo «Bogu neizvestnomu»: «Blagoslovlyayu vas, prekrasnyye zvezdy, tebya, zadumchivyy mesyatsu, i tebya, na more pokhozh, taynami uvityy, stepi, Blagoslovlyayu Vas. »