1.Организационный (этап мотивации). | Цель: подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований Введение в тему урока | Эпиграф к уроку «Мы жители одной планеты,пассажиры одного корабля. Все, что мне дорого, - под угрозой.» Антуан де Сент-Экзюпери На предыдущих уроках мы говорили о том, что современный человек чувствует себя хозяином мира – он стремится подчинить себе природу Земли, а затем природу и других планет. Во многом он преуспел: эксплуатирует недра Земли, осваивает космическое пространство, использует энергию атома и т.д. Эта деятельность человека приносит непоправимый вред природе. Увлекшись, человек стал терять связь с природой, забыл, что сам является ее частью, не сможет существовать вне природы. (Слайды со 2по 10 прослушиваются под песню «Кто тебя выдумал, звездная страна» Слова Н. Добронравова музыка М. Таривердиева) -Из какого произведения мы будем черпать материал? -О чем будем говорить? - Что вы увидели, почувствовали, представили, услышав музыкальное произведение? - А я представила красивый сад. В нем растут удивительные деревья и цветы. Они издают разные ароматы, ласкают глаза. - Скажите, а у вас есть такой сад? - Этот сад необычен тем, что он есть у каждого человека. -Как вы думаете, где он располагается, где этот сад можно найти? | Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей и готовность к уроку. (Приложение стр.1) Ответы учащихся Из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Личностные: эмоционально-нравственная отзывчивость Метапредметные: познавательные: умение воспринимать, участвовать в обсуждении Регулятивные: осуществлять самоконтроль; Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
2.Актуализа ция опорных знаний и умений | Исходя из темы, сформулируем цели урока: Познакомимся с … Научимся отличать… Научимся использовать... | «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». -Сказка «Маленький принц» такая же, как и все? -Что можно извлечь из этой казки? Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы». -Как вы понимаете эти слова? Попробуйте ответить на следующие вопросы: -Как мы называем произведение, которое затрагивает серьезные проблемы, заставляет задуматься, анализировать? -О чем эта сказка? -О чем размышляет автор? -О чем задумались вы, прочитав сказку? (открывается тема урока в презентации Слайд 1) | Дети высказывают своё мнение в ответах на заданный вопрос учителя. Ответы учащихся Философское Это своеобразный призыв к людям понять свое место на планете и Вселенной и стать более человечными. В поисках друзей и жажды познания, желая постичь мир, автор предлагает каждому человеку задуматься об отношении к миру. О друзьях, о доброте, об отношении к злу | Метапредметные УУД регулятивные: осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов. |
3.Постановка и формулиро вание учебной проблемы, планирование действий | Цель и задачи, которые учащиеся должны решить во время урока: -рассмотреть нравственные и экологические проблемы, затронутые в сказке; - выявить философский смысл сказки - разработать нравственные проблемы взаимодействия человека с природой; -выявить общие и локальные (для нашей станицы) экологические проблемы; - предложить пути решения выявленных проблем . Формировать представление о мудрости, дружбе, ответственности. | Учитель биологии Что лежит в основе сюжета сказки ? - Давайте вспомним, на каких планетах он побывал? -С кем познакомился? -Что увидел? Живя на нашей земле, мы в ответе за то, что нас окружает. -Давайте посмотрим, какие проблемы мы видим в нашей станице. -Зависит ли это от нас? Напротив каждой проблемы записываются пути решения. Учитель литературы. -Почему Маленький принц возвращается на свою планету? -В чем мудрость сказки? -Что бы нам сказал сегодня Маленький принц, что посоветовал? | Ученики слушают учителя, отвечают на наводящие вопросы, делают анализ, высказывают свои предположения. Ответы учащихся В основе сюжета сказки лежит путешествие Маленького принца по планетам в поисках друга. - мусор на улицах, несмотря на то, что рядом стоят урны; - мусорные свалки около домов; -загрязнение водоемов мусором. Учащиеся читают наизусть стихотворения (Приложение стр.2) После Знакомства с Лисом Маленький принц возвращается на свою планету, к своей капризной розе, потому что он их любит. Он понял, что он – в ответе за них. Надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя, быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться к злу: каждый в ответе не только за свою судьбу. | Метапредметные УУД познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний ( определение границ знания-незнания); коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации; -владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его. |
4 Применение знаний. | Творческая работа по предложенному алгоритму. | Слушают и оценивают учащихся, демонстрируют слайды (Слайды с 11-13) | Инсценировка. Учащиеся, используя макеты с изображением астероидов, ведут диалог с Маленьким принцем о планетах, описанных в сказке. (Приложение стр.3) | Метапредметные УУД регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; - проводить анализ творческой деятельности ; - определять критерии изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний определение границ знания-незнания); коммуникативные: -слушать и понимать речь других; |
5.Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция | Учитель литературы. Ответьте на следующие вопросы (Работа с текстом, рассказ детей о планете, можно с вопросами.) (Слайд 14) -С какой планеты прилетел Маленький принц? -Зачем он чистил вулканы? -Почему он полюбил баобабы? -Когда была написана сказка? -Что происходило в мире? -Что оказалось для нашей планеты таким же опасным, как баобабы для маленького принца? Учитель биологии (держит глобус) Вот она летит, маленькая, какая! Вот она грустит, в думы свои вникая, Вот она плывет, зыбкой прохладой веет, Все еще живет! Все еще людям верит! Учитель литературы. -Что увидел Маленький принц, попав на Землю? - Почему он заплакал, упав на траву? -Кого он встретил? Учитель биологии. Давайте представим, что Маленький принц попал на Землю сегодня. -Что бы он увидел на Земле? - Какие «баобабы» сегодня угрожают нашей планете? (Слайды 17-19) Учитель литературы. «Я знаю, одну планету там живет гражданин с багровым лицом. Он за свою жизнь не понюхал ни одного цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда ни кого не любил», - печально говорит Маленький принц. Он призывает: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». (Слайд 20) Такой простой и полезный совет. Чтобы изменить что-то в мире, нужно изменить свой внутренний мир. Любишь красивое – так поддерживай эту красоту. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе. Учитель литературы оценивает работу учащихся. | Ответы учащихся Б-612 Чтобы они не потухали, чтобы они горели ровно и тихо, без извержений 1942-1943 Война (Фашизм, агрессия, оружие). Ответы учащихся Пустыню, скалы, розы, леса. На Земле Маленький принц встречается со Змеёй (как символ трагической мудрости, она ему дарит яд, когда он затосковал и решил вернуться на свой астероид) Цветком, Лисом (друг, носитель иного начала, жизнеутверждающей мудрости, учащий пришельца любви и привязанности к ближнему, ответственности за его судьбу). Диалог со Змеей, диалог с Цветком, диалог с Лисом (Приложение стр.4) Ученики по материалам газет и других источников информации называют проблемы, выходят к доске и прикрепляют к модели планеты Земля стрелки с перечисленными проблемами. (Приложение стр.5) Учащиеся наизусть читают стихотворения (Приложение стр.6) | |
6.Рефлексия учебной деятельности | Подведение итогов урока .Обсуждение и оценка | -Ребята, сегодня вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно, помогали друг другу. Оценка урока: -если вам понравился урок, покажите, пожалуйста, веселого смайлика; -если вам урок не очень понравился- смайлик задумался; -если вам урок совсем не понравился-грустный смайлик (Приложение стр.7) Дифференцированное домашнее задание: - учащиеся иллюстрируют сказку, готовят поделки - учащиеся пишут сочинения « Что нужно сделать, чтобы моя станица процветала», « Какой я друг?» | Учащиеся оценивают урок, получают домашнее задание. | Личностные УУД - установление связи между целью деятельности и её результатом; - обсуждать работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; Метапредметные УУД регулятивные: - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке (совместно с учителем и одноклассниками); коммуникативные: -уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли |