kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Нравственные и экологические проблемы в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые умения

1.Организационный

(этап мотивации).

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

Введение в тему урока

Эпиграф к уроку «Мы жители одной планеты,пассажиры одного корабля.

Все, что мне дорого, - под угрозой

                Антуан де Сент-Экзюпери

На предыдущих уроках мы говорили о том, что современный человек чувствует себя хозяином мира – он стремится подчинить себе природу Земли, а затем природу и других планет. Во многом он преуспел: эксплуатирует недра Земли, осваивает космическое пространство, использует энергию атома и т.д. Эта деятельность человека приносит непоправимый вред природе. Увлекшись, человек стал терять связь с природой, забыл, что сам является ее частью, не сможет существовать вне природы.

(Слайды со 2по 10 прослушиваются под песню «Кто тебя выдумал, звездная страна» Слова Н. Добронравова      музыка М. Таривердиева)

-Из какого произведения мы будем черпать материал?

-О чем будем говорить?

- Что вы увидели, почувствовали, представили, услышав музыкальное произведение?

- А я представила красивый  сад. В нем растут удивительные деревья и  цветы.  Они издают разные ароматы, ласкают глаза.

- Скажите, а  у вас есть такой сад?

- Этот сад необычен тем, что он есть у каждого человека.

-Как вы думаете, где он располагается, где этот сад можно найти?

Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей и готовность к уроку.

(Приложение стр.1)

Ответы учащихся

Из сказки Антуана де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

Личностные: эмоционально-нравственная отзывчивость

Метапредметные:  познавательные: умение воспринимать, участвовать в обсуждении

Регулятивные: осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Нравственные и экологические проблемы в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»»

Этапы урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые умения

1.Организационный

(этап мотивации).

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

Введение в тему урока


Эпиграф к уроку «Мы жители одной планеты,пассажиры одного корабля.

Все, что мне дорого, - под угрозой

Антуан де Сент-Экзюпери

На предыдущих уроках мы говорили о том, что современный человек чувствует себя хозяином мира – он стремится подчинить себе природу Земли, а затем природу и других планет. Во многом он преуспел: эксплуатирует недра Земли, осваивает космическое пространство, использует энергию атома и т.д. Эта деятельность человека приносит непоправимый вред природе. Увлекшись, человек стал терять связь с природой, забыл, что сам является ее частью, не сможет существовать вне природы.

(Слайды со 2по 10 прослушиваются под песню «Кто тебя выдумал, звездная страна» Слова Н. Добронравова  музыка М. Таривердиева)

-Из какого произведения мы будем черпать материал?

-О чем будем говорить?

- Что вы увидели, почувствовали, представили, услышав музыкальное произведение?

- А я представила красивый  сад. В нем растут удивительные деревья и  цветы.  Они издают разные ароматы, ласкают глаза.

- Скажите, а  у вас есть такой сад?

- Этот сад необычен тем, что он есть у каждого человека.

-Как вы думаете, где он располагается, где этот сад можно найти?


Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей и готовность к уроку.












(Приложение стр.1)




Ответы учащихся

Из сказки Антуана де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»


Личностные: эмоционально-нравственная отзывчивость

Метапредметные: познавательные: умение воспринимать, участвовать в обсуждении

Регулятивные: осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

2.Актуализа

ция опорных знаний и умений


Исходя из темы, сформулируем цели урока:

Познакомимся с …

Научимся отличать…

Научимся использовать...

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

-Сказка «Маленький принц» такая же, как и все?

-Что можно извлечь из этой казки?

Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы».

-Как вы понимаете эти слова? Попробуйте ответить на следующие вопросы:

-Как мы называем произведение, которое затрагивает серьезные проблемы, заставляет задуматься, анализировать?

-О чем эта сказка?

-О чем размышляет автор?







-О чем задумались вы, прочитав сказку? (открывается тема урока в презентации Слайд 1)


Дети высказывают своё мнение в ответах на заданный вопрос учителя.





Ответы учащихся



Философское




Это своеобразный призыв к людям понять свое место на планете и Вселенной и стать более человечными.



В поисках друзей и жажды познания, желая постичь мир, автор предлагает каждому человеку задуматься об отношении к миру.

О друзьях, о доброте, об отношении к злу


Метапредметные УУД

регулятивные: осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала; действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов.


3.Постановка

и формулиро

вание учебной проблемы, планирование действий



Цель и задачи, которые учащиеся должны решить во время урока:

-рассмотреть нравственные и экологические проблемы, затронутые в сказке;

- выявить философский смысл сказки

- разработать нравственные проблемы взаимодействия человека с природой;

-выявить общие и локальные (для нашей станицы) экологические проблемы;

- предложить пути решения выявленных проблем .

Формировать представление о мудрости, дружбе, ответственности.







Учитель биологии

Что лежит в основе сюжета сказки ?

- Давайте вспомним, на каких планетах он побывал?

-С кем познакомился?

-Что увидел?


Живя на нашей земле, мы в ответе за то, что нас окружает.

-Давайте посмотрим, какие проблемы мы видим в нашей станице.

-Зависит ли это от нас?

Напротив каждой проблемы записываются пути решения.

Учитель литературы.

-Почему Маленький принц возвращается на свою планету?

-В чем мудрость сказки?

-Что бы нам сказал сегодня Маленький принц, что посоветовал?

Ученики слушают учителя, отвечают на наводящие вопросы, делают анализ, высказывают свои предположения.

Ответы учащихся

В основе сюжета сказки лежит путешествие Маленького принца по планетам в поисках друга.


- мусор на улицах, несмотря на то, что рядом стоят урны;

- мусорные свалки около домов;

-загрязнение водоемов мусором.

Учащиеся читают наизусть стихотворения (Приложение стр.2)

После Знакомства с Лисом Маленький принц возвращается на свою планету, к своей капризной розе, потому что он их любит. Он понял, что он – в ответе за них.

Надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя, быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться к злу: каждый в ответе не только за свою судьбу.


Метапредметные УУД

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний

( определение границ знания-незнания);

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации;

-владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его.


4 Применение знаний.

Творческая работа по предложенному алгоритму.



Слушают и оценивают учащихся, демонстрируют слайды (Слайды с 11-13)

Инсценировка. Учащиеся, используя макеты с изображением астероидов, ведут диалог с Маленьким принцем о планетах, описанных в сказке.

(Приложение стр.3)

Метапредметные УУД

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- проводить анализ творческой деятельности ;

- определять критерии изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний определение границ знания-незнания);

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;


5.Первичная проверка понимания


Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

их коррекция

Учитель литературы.

Ответьте на следующие вопросы (Работа с текстом, рассказ детей о планете, можно с вопросами.)

(Слайд 14)

-С какой планеты прилетел Маленький принц?

-Зачем он чистил вулканы?

-Почему он полюбил баобабы?



-Когда была написана сказка?

-Что происходило в мире?

-Что оказалось для нашей планеты таким же опасным, как баобабы для маленького принца?

Учитель биологии (держит глобус)

Вот она летит, маленькая, какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,

Все еще живет! Все еще людям верит!

Учитель литературы.

-Что увидел Маленький принц, попав на Землю?

- Почему он заплакал, упав на траву?

-Кого он встретил?






















Учитель биологии.

Давайте представим, что Маленький принц попал на Землю сегодня.

-Что бы он увидел на Земле?

- Какие «баобабы» сегодня угрожают нашей планете? (Слайды 17-19)


Учитель литературы.

«Я знаю, одну планету там живет гражданин с багровым лицом. Он за свою жизнь не понюхал ни одного цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда ни кого не любил», - печально говорит Маленький принц. Он призывает: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». (Слайд 20)

Такой простой и полезный совет.

Чтобы изменить что-то в мире, нужно изменить свой внутренний мир. Любишь красивое – так поддерживай

эту красоту. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.

Учитель литературы оценивает работу учащихся.



Ответы учащихся





Б-612


Чтобы они не потухали, чтобы они горели ровно и тихо, без извержений

1942-1943

Война


(Фашизм, агрессия, оружие).







Ответы учащихся

Пустыню, скалы, розы, леса.

На Земле Маленький принц встречается со Змеёй (как символ трагической мудрости, она ему дарит яд, когда он затосковал и решил вернуться на свой

астероид) Цветком, Лисом (друг, носитель иного начала, жизнеутверждающей мудрости, учащий пришельца любви и привязанности к ближнему, ответственности за его судьбу).

Диалог со Змеей, диалог с Цветком, диалог с Лисом (Приложение стр.4)

Ученики по материалам газет и других источников информации называют проблемы, выходят к доске и

прикрепляют к модели планеты Земля стрелки с перечисленными проблемами.

(Приложение стр.5)




Учащиеся наизусть читают стихотворения

(Приложение стр.6)


6.Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов урока .Обсуждение и оценка


-Ребята, сегодня вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно, помогали друг другу. Оценка урока:

-если вам понравился урок, покажите, пожалуйста, веселого смайлика;

-если вам урок не очень понравился- смайлик задумался;

-если вам урок совсем не понравился-грустный смайлик (Приложение стр.7)

Дифференцированное домашнее задание:

- учащиеся иллюстрируют сказку, готовят поделки

- учащиеся пишут сочинения

« Что нужно сделать, чтобы моя станица процветала», « Какой я друг?»

Учащиеся оценивают урок, получают домашнее задание.

Личностные УУД

- установление связи между целью деятельности и её результатом;

- обсуждать работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

Метапредметные УУД

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке (совместно с учителем и одноклассниками);

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли


























Предмет: литература

Класс: 7

Автор учебника: Г.С.Меркин Литература

Тема урока: «Нравственные и экологические проблемы в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»


Тип урока: интегрированный.

Оборудование урока:

  • мультимедиа проектор, экран, ПК

  • презентация урока

  • глобус

  • модели-аппликации астероидов

  • таблички с указанием проблем



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Магомедгаджиева Хадижат Тавакаловна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389161


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства