kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока "Человек перед лицом вечности", 8 класс (анализ стихотворения Н.М. Рубцова "Видение на холме")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворения Н. Рубцова "Видение на холме"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Человек перед лицом вечности", 8 класс (анализ стихотворения Н.М. Рубцова "Видение на холме")»

Тема урока "Человек перед лицом вечности", 8 класс

(анализ стихотворения Н.М. Рубцова "Видение на холме")

Цель урока:

усвоение поэтической концепции Н.М. Рубцова

Задачи урока:

- совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения;

- развивать у обучающихся языковое и литературное чутье, аналитическое и творческое мышление;

- воспитывать интерес к чтению и любовь к художественному слову

Тип урока:

урок анализа лирического произведения

Оборудование:

ноутбук, экран, колонки, тексты стихотворения Н.Рубцова "Видение на холме"

1. Организационный момент (приветствие).

2. Постановка цели и задач урока (совместно с обучающимися).

Учитель предлагает школьникам рассмотреть репродукцию картины М.В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею".

- Ребята, знакома ли вам эта картина? Как она называется? Что вы знаете об истории её создания?

Учитель:

Михаил Васильевич Нестеров создавал картины-гимны, картины-песни. Художник верил, что для России спасение в её вере, и на своих полотнах стремился утвердить реальный нравственный идеал, в поисках которого часто обращался к прошлому России. Живопись М.В. Нестерова чем-то созвучна лирическим строкам Н.М. Рубцова.

- Как вы понимаете значение слова "видение"?

Словарная работа

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова "Толковый словарь русского языка", - Издательство "Азъ", 1992.

ВИДЕНИЕ, я, ср. (книжн.).

1. Картина, привидевшаяся во сне или наяву.

2. Способность воспринимать окружающее. Художественное в. Детское в. мира.

Учитель:

- На прошлом уроке вы познакомились с некоторыми фрагментами из жизни нашего поэта-земляка Н.М. Рубцова, основными мотивами его творчества.

Сегодня на уроке мы на время перевоплотимся в литературоведов-исследователей и будем работать с прекрасным стихотворением поэта "Видение на холме", постараемся очень внимательно вчитаться в него, понять и определить, какие мотивы творчества Николая Михайловича отразились в этом лирическом произведении.

Многие литературоведы обращают внимание на композиционную необычность этого стихотворения. Попробуем и мы прикоснуться к тайне творчества Николая Михайловича Рубцова.

Учитель:

- Как вы думаете, почему автор использует слово "видение" в названии стихотворения?

3. Работа над содержанием и смыслом текста.

Учитель:

- Прослушайте стихотворение "Видение на холме", обратите внимание на то, какие мотивы творчества Н.М. Рубцова нашли в нем отражение. Подумайте, о чем это произведение, попытайтесь представить картины, которые возникают при чтении этого лирического произведения.

Чтение лирического произведения мастером художественного слова А. Коршуновым ( запись с пластинки 1 " Николай Рубцов. Стихи и Песни. Музыка А. Лобзова (сторона 1) [винил] - ВИДЕНИЕ НА ХОЛМЕ ( чтение стихов)).

После прослушивания стихотворения учитель задает вопросы на восприятие:

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- Как вы думаете, о чем оно?

Учитель:

- Интересно, что Н.М. Рубцов много и упорно работал над произведением, его первоначальное название - "Звезды". Сейчас стихотворение называется "Видение на холме". Почему поэт изменил название?

Работа в парах.

Восьмиклассникам предлагаются карточки, на которых напечатаны строфы стихотворения из того варианта, от которого Н.Рубцов впоследствии отказался. Задача школьников - сопоставить первоначальный и окончательный тексты, объяснить, почему автор выбрал именно этот вариант.

1. Сапфирный свет на звездных берегах,

И вереницы птиц твоих, Россия,

Затмит на миг в крови и жемчугах

Тупой башмак скуластого Батыя!..

И вижу я коней без седоков

С их суматошным криком бестолковым,

Мельканье тел, мечей и кулаков,

И бег татар на поле Куликовом...

2. Россия, Русь - куда я ни взгляну!

За все твои страдания и битв -

Люблю твою, Россия, старину,

Твои огни, погосты и молитвы,

Твои иконы, бунты бедноты,

И твой степной, бунтарский свист разбоя,

Люблю твои священные цветы,

Люблю навек, до вечного покоя...

Учитель:

Групповая работа (обучающиеся делятся на группы и работают с композиционными частями стихотворения, используя опорные вопросы).

- Какие видения проходят перед внутренним взором лирического героя? Сколько их, назовите.

- Что можно сказать о настроении 1-ой и 3-ей картин, 2-ой и 4-ой?

- Как вы понимаете содержание 3-ей картины? Что этими строчками желает сказать автор?

- Из каких образов складывается образ России?

- Что в облике родины противостоит "картинам грозного раздора"?

Выступление групп, составление обучающимися таблицы в тетради.

1-ое видение

2-ое видение

3-ье видение

4-ое видение

"Пустынный свет", "звездные берега", "вереницы птиц", "в крови и жемчугах тупой башмак скуластого Батыя"

"Россия, Русь"

"Леса, погосты и молитвы", "избушки, цветы, небеса, горящие от зноя, шёпот ив у омутной воды"

"Окрестности", "леса", "долы", "иных времен татары и монголы", "флаги с черными крестами", "небо в крестах", "лес крестов" (8 раз)

"Луг", "трава", "стреноженные кони", "осины", "эхо", "бессмертные звезды", "Руси безбрежное мерцанье"

Перед глазами лирического героя проходит 4 видения. Каждое видение - одна строфа, то есть стихотворение условно можно разделить на 4 части. Так своеобразна композиция лирического произведения. Каждая часть несет в себе определенную смысловую нагрузку.

Первое видение ( 1-9 строки).

Мы видим Россию в прошлом, во времена нашествия монголо-татар. Лирический герой представляет страшный набег варваров: "Засвищут стрелы будто наяву,/Блеснет в глаза кривым ножом монгола!", "Затмит на миг в крови и жемчугах/Тупой башмак скуластого Батыя...".

Второе видение (10-17 строки).

Перед нами предстает Россия вечная. Та Россия, которую мечтает видеть автор, когда не будет на земле ни войн, ни кровавых убийств, ни раздоров.

Россия мирная - это "леса, погосты и молитвы", "избушки и цветы", "небеса, горящие от зноя", "шёпот ив у омутной воды". От этих картин веет теплотой и умиротворением. И все это поэт готов любить "до вечного покоя"!

Третье видение (18-26 строки) - кульминация.

Но не может лирический герой увидеть этой красоты из-за "флагов и чёрных крестов", которые "небо закрестили". Современные "татары и монголы" вновь пришли разорять землю. Снова льётся кровь, гибнут люди, слышатся рыдания. И видим мы не "избушки и цветы", не "небеса, горящие от зноя", а "кресты, кресты..."

Четвертое видение (27-34 строки).

"Я больше не могу!" - кричит душа лирического героя. "Когда же все закончится?" - задает себе вопрос лирический герой. Ему хочется верить, что скоро. Когда-нибудь можно будет открыть глаза и увидеть поле, лошадей, жующих траву, звездное небо. Именно на это надеется автор и в это хочет верить.

Учитель:

- Сколько исторических пластов можно выделить в стихотворении?

- Какова последовательность меняющих друг друга картин? В чем смысл этой последовательности?

1-ое видение

2-ое видение

3-ье видение

4-ое видение

Прошлое

Вечное

Настоящее

Вечное

В стихотворении "Видение на холме" можно выделить 3 временных пласта: прошлое вечное, настоящее. Это неслучайно. Поэт, изображая картины кровавого прошлого, пытается осмыслить настоящее, которое мало чем отличается от "прошлых картин грозного раздора".

Учитель:

Стихотворения Н.М. Рубцова основаны на народно - поэтических традициях. Как отмечают многие исследователи, определенную роль в творчестве поэта играет символика. Важной особенностью народной лирики явилось использование иносказательных высказываний, которые основаны на сравнении мира человеческого и бытового. Основные символы поэт заимствовал в УНТ, в частности, в лирических песнях.

По использованию определенных образов природы и быта символы в народном творчестве можно разделить на несколько групп: растения, небо и небесные светила, стихии, время суток, мир животных и другие.

Символика лирики Н.М. Рубцова своеобразна, и в том творчество поэта не похоже на творчество поэтов-современников. Полностью, без изменений традиционных смыслов вошли в лирику Н.Рубцова многие символы народного творчества.

Таблица.

Символ

Значение

Цветы

Любовь, жизнь, веселье, радость

Небо

Чистота, счастье

Звезда

Символ цели духовной

Конь

Душа человека = душа животного

Дом (изба)

Всё самое лучшее в жизни

Обучающиеся фиксируют в тетради таблицу.

- Какую роль в стихотворении Н.М. Рубцова "Видение на холме" играют образы-символы?

Учитель:

- Мы говорили, что первоначально стихотворение называлось "Звезды". Звезда - один из символичных образов произведения. "Спокойных звезд безбрежное мерцанье" - символ вечности, мира, спокойствия. Такой должна быть Россия, по мнению автора.

Учитель:

- Что можно сказать о лирическом герое и его чувствах в этом стихотворении?

- Все стихотворение - реалистическое отражение чувств глубоко любящего Родину человека.

("Я больше не могу!/ Я резко отниму от глаз ладони/ И вдруг увижу...").

Учитель:

- В древности человек нередко обращался к заклинаниям или молитвам, которые, по его мнению, имели магическую силу, помогали достичь цели. Читая стихи Н.М. Рубцова, мы тоже иногда слышим как бы гимны заклинания. Например: "До конца, /До тихого креста/Пусть душа останется чиста!".

Учитель:

- Есть ли в стихотворении своего рода заклинание? Назовите его.

- Что заложено в пожелании лирического героя?

("Россия, Русь! Храни себя, храни!")

Учитель:

- Какими средствами художественной выразительности подчеркнута острота переживаний лирического героя в стихотворении?

- Какими средствами художественной выразительности создается настроение тревоги, несчастья?

(1-ое видение обучающиеся анализируют совместно с учителем).

Эпитеты: "пустынный свет на звездных берегах", "омутная вода", "вечный покой "бессмертных звезд Руси, спокойных звезд безбрежное мерцанье". Трагизм в судьбе России передается всего лишь через один эпитет: "черный крест". Использование этого эпитета усиливает ощущение боли за Родину

Аллитерация (скопление звука [р]): "черный крест", "крестами...закрестили", "...окрест, а лес крестов в окрестностях России", "кресты, кресты...". Третья часть стихотворения приобретает "рычащее" звучание, что создает тревожное настроение.

Метафоры: "небеса, горящие от зноя", "шёпот ив у омутной воды".

- Каков стихотворный размер стихотворения "Видение на холме"?

Стихотворный размер - четырехстопный ямб.

Элегичность повествования поддерживается стихотворным размером, плавная медлительность которого усиливается нарушением размера (наличие дополнительного безударного слога - пиррихия).

Словарная работа

Толковый словарь русского языка: В 4 т / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.

ЭЛ'ЕГИЯ , элегии, ·жен. (греч. elegeia). В античной поэзии - стихотворение, написанное двустишиями определенной формы, ·первонач. разнообразного содержания, а впоследствии, в римской поэзии, преим. любовного содержания и печального тона ( лит. ). | В новой европейской поэзии - лирическое стихотворение, проникнутое грустью и посвященное преим. любовным мотивам или каким-нибудь размышлениям общего характера ( лит. ). Название некоторых музыкальных (вокальных и инструментальных) произведений сходного характера ( муз. ).

Учитель:

- Какова роль многоточий в синтаксическом оформлении стихотворения?

- За многоточиями - многое, невысказанное, глубокое, что не передать словами. Многоточия отделяют одну строфу от другой, части друг от друга, давая им выход в необозримые пространства смыслов и эмоций.

Учитель:

- Почему автор обращается к прошлому России, к её истории?

- Через прошлое Н.М. Рубцов пытается осмыслить настоящее, показать неповторимость России, её силу, стойкость перед всем испытаниями. Поэт призывает хранить Россию, чтобы война больше не повторилась.

Учитель:

- Обратите внимание на образ погоста (кладбища) в стихотворении. Что оно символизирует?

- Прошлое хранится в памяти людей. Россия будет жива, пока люди помнят её историю, прошлое.

Учитель:

- Какие мотивы творчества Н.М. Рубцова отразились в стихотворении "Видение на холме"?

- человек и его место в истории;

- любовь к родине;

- мотив духовной, нравственной крепости народа, сумевшего выстоять в тягчайших исторических испытаниях, отстоять свою независимость.

Учитель:

- Мы уже отмечали, что в творчестве Н.М.Рубцова чувствуется любовь к родине, к России. Это самое глубокое, главенствующее чувство поэта. Война оставила глубокий след в душе Николая Михайловича. Его детство было опалено огненным дыханием войны (потеря отца, преждевременная смерть матери). Выросший сиротой, Н. Рубцов знал одну-единственную мать - Родину, и ей он посвятил свои лучшие песни. Как заклинание звучат в его стихотворении строки: "Россия, Русь! Храни себя, храни!" В этой фразе звучит гордость поэта за свою Родину, вся высказанная любовь к ней. Неслучайно на надгробной плите могилы Николая Михайловича Рубцова высечены именно эти строки. Поэта нет с нами уже 80 лет, но его слова и мысли живут в душах и сердцах людей.

4. Рефлексия.

Дайте характеристику образу Родины в контексте стихотворения Н.М. Рубцова "Видение на холме".

Р - родная сторона

О - олицетворение святости

Д - дорогое место

И - история

Н - непреклонная держава

А - ангельский лик

5. Домашнее задание.

Подготовиться к уроку групповой работы по теме "Образ Родины в лирике Н.М. Рубцова". Выбрать и проанализировать в группах стихотворение Н. Рубцова о Родине по опорным вопросам:

1. Определите тему, основные мотивы стихотворения. Ответ обоснуйте.

2. Можно ли выделить в выбранном стихотворении определенную последовательность картин. Если да, то сколько?

3. Из каких микрообразов складывается образ Родины в выбранном вами стихотворении?

4. Что можно сказать о лирическом герое, его чувствах, мыслях, переживаниях и своеобразии их проявления в стихотворении?

5. Найдите эмоциональные вершины в выбранном вами стихотворении. Как они выделены автором?

6. Какова идея лирического произведения?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Амвросова Наталья Сергеевна

Дата: 01.11.2017

Номер свидетельства: 436094


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства