Литература. 6 класс
Тема: Трагизм участи крепостных детей в произведении Г.Сенкевича «Янко-музыкант».
Цели урока:
- Продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни крестьянских детей XIX века;
- познакомить с произведением Г.Сенкевича “Янко-музыкант”;
-вызывать интерес к чтению, закладывать основы формирования грамотного
читателя;
-развивать наблюдательность, грамотную, связную речь учащихся, умение работать с текстом, умение ориентироваться во времени и пространстве;
- воспитывать чувство товарищества (работа в группах: помоги товарищу, научи его);
- воспитывать любовь и уважение к близким.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, карточки, мяч, постеры, стикеры и др.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
А) Психологический настрой:
Игра «Комплименты»
Б) Деление на группы по 4 человека методом раздачи стикеров со словами по темам «Дни недели» и «Месяцы»
II. Проверка домашнего задания. Повторение.
1. Выразительное чтение отрывка из стихотворения Н.Некрасова «Крестьянские дети» «Мужичок с ноготок» (чтение по ролям для слабых учеников и чтение наизусть для сильных)
2. Повторение пройденного по вопросам (каждому ученику даются карточки с вопросом, на который он должен ответить)
III.Изучение нового материала.
- Сообщение темы и целей урока
(На доске 1-й слайд с темой урока и 2-й слайд с целями урока)
- Стадия «Вызов»
- Есть ли у вас мечта? О чем она?
- Что такое мечта?
(3-й слайд со словарными статьями из толковых словарей Ожегова и Даля)
- В конце урока расскажете нам о своей мечте.
3. Слово учителя о писателе Генрике Сенкевиче и его произведении «Янко-музыкант»
(4-й - 7-й слайды об авторе «Янко-музыканта»)
- текста произведения с остановками. 1-3 части читают подготовленные ученики, 4-ю – учитель.
Группы вопросов после прочтения каждой части рассказа:
- Где и в какое время жил Янко? Как он выглядел? Каким был Янко по характеру? Чем он любил заниматься?
- Какое чувство вызывает у вас скрипка из лубка, сделанная Янко? Какая у него была мечта?
- Что случилось однажды вечером? Для чего Янко решился пробраться в буфетную?
- Как поступили с Янко? Какие сравнения использует писатель при описании наказания мальчика? Как погиб Янко? Какая главная мысль рассказа?
5.Словарная работа. Обьяснение незнакомых, устаревших слов в рассказе
(8-й слайд «Словарная работа»)
IV. Применение знаний. Работа над постерами «Карта истории»
- Каждой группе выдается флипчарт для изображения на нем «Карты истории»: событий, деталей, картинок к рассказу.
- Защита группами своих работ.
V. Обобщение пройденного на уроке. «Поймай вопрос»
Учитель по очереди бросает мячик, задает вопрос каждой команде. Если человек, поймавший мяч, отвечает на вопрос – его команда зарабатывает 3 балла. Если же он не знает ответа, то перебрасывает мячик другой команде за 2 балла. В случае если мячик перебрасывается еще раз, стоимость правильного ответа снижается до 1 балла.
Задание на дом: написать небольшое эссе на тему: «Трудная жизнь крестьянских детей»
- Итоги урока.
Подсчитываем звездочки за правильные ответы учащихся и баллы за работу в группах.
Рефлексия «Мишень»:
Каждый ученик ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Карточки
Что такое «крепостное право»? Кто такие крепостные люди?
Почему отрывок из стихотворения называется «Мужичок с ноготок»?
Почему Влас отвечает, что семья у него «большая, да два человека»?
Какой была жизнь крестьянских детей в 19 веке?
Что делал мальчик в лесу в морозный зимний день?
Почему «малюточка» так странно одет: «В больших сапогах, …в больших рукавицах»?
Обьясни значение слов вестимо, мёртвая
Почему «малюточка» разговаривает басом? Какие качества характера Власа можешь назвать?