Тип занятия,форма работы обучаемых –урок изучения новой темы, групповая, индивидуальная
Методы : исследовательский, частично - поисковый
Технология: проблемное обучение.
Цель урока: Образовательная:
познакомить обучаемых с творчеством Агнии Л. Барто;
закрепить понятия "юмор" и "сатира", обратив особое внимание на стихи посвященные как детям, так и взрослым
Развивающая:
совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения;
развивать умения работать с поэтическим текстом;
отработка умения работать в группе.
Воспитательная:
воспитание нравственных качеств
Межпредметная связь: Русская литература, история, методика преподавания русского языка
Оборудование урока: Интерактивная доска, тексты стихотворении, выставка книг
Ценности: Праведное поведение, истина
Ход и хронометраж урока
№
Этапы урока
Содержание этапа
Время
1
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка целей и задач.
2 мин
2
Вступительное слово преподавателя
Слово преподавателя
2мин
3
Актуализация знаний
1.Ответить на вопросы
2.Сообщение о писателе (слайд- презентация)
7мин
4
Работа по теме урока
1.Анализ стихот. «Три очка за старичка)-
2.Работа в группах. Анализ. сатир. стихотворении
10 мин
17мин
6
Подведение итогов занятия
Обобщение, выставление оценок с комментариями. Рефлексия
5 мин
7
Домашнее задание
Творчество А.Барто. Стих. Наизусть по выбору
2 мин
Ход урока
I. Организационный момент Дорогие студенты, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II.Постановка целй и задач урока
Сайд 1.Тема урока
III. Актуализация знаний
1) Чем сатира отличается от юмора ?
IV. Работа по теме урока
1. Сегодняна уроке мы будем работать над стихотворениями Агнии Львовны Барто. Как вы думаете, почему стихи А. Барто включены в "Путешествие 13"?
(Мы продолжаем искать разгадку тайны сатиры и юмора.)
Эпиграфом к нашему уроку будут слова Агнии Львовны Барто: "Улыбнись на счастье!"слайд-2 (работа над значением зпиграфа)
2. Домашнее задание .Сообщение о писателе. (слайд -3). Творчество А. Барто
3. Слово преподавателя
Когда-то давным-давно, еще до войны, сочинила А. Барто шутливую песенку "Вежливый вальс"
Пусть грубость исчезнет навеки, Пускай по рецептам врачей Появится в каждой аптеке Лекарство для грубых людей Ребенок вертелся на стуле, Шумел и ко всем приставал, Ему прописали пилюли, Он принял и вежливым стал.
Что и говорить, хорошо бы иметь лекарство от подобных "болезней", проглотил лежебока пилюлю, и его, как магнитом, потянуло к работе, заносчивый хвастун в один день превратился в скромнейшего человека. Но нет таких пилюль. Никто не изобрел. Жаль, конечно. Надо, видимо искать другое средство. А оно оказывается, уже найдено. Но хранится это средство не в аптеке, а дома на столе, в библиотеке на полке, в книжном магазине на прилавке. Это веселая книга, воюющая со злом и грубостью. Именно такие книги писала А. Барто - любимый поэт неугомонного ребячьего племени.
4. Постановка проблемы : В конце занятия вы должны ответить на вопрос – Как вы понимаете ,что стихи Агнии Барто - это "незаметное воспитание"? слайд - 4
5.Книжная выставка(обзор)
6. Анализ аудиозаписи « Три очка за старичка»
7. Организация работы в группах ( 4- группы)
8.Раздаются задания по группам
( слайд- 5. правила работы в группах)
Задания:
- Прочитайте стихотворение.
- Составление образа героя приемом словесного рисования и рисованием портрета, отражающее основные черты характера героя
- конкурсчтецов (1 чтец от каждой группы)
V. Выступление групп (презентация выполненных задании)
VI. Подведение итогов презентации (выступление аналитиков)
-Критерии оценивания:
- полнота ответов
- последовательность изложения
- подтверждение выводов примерами из текста
- соответствие выводов с главной мыслью произведения
- соответствие словесного рисования образа героя с портретным
VII. Итог урока.
Согласны ли вы, что стихи Агнии Барто - это "незаметное воспитание"?
Объясните вашу точку зрения. (Читая сатирические стихи Агния Барто, дети смеясь над недостатками характера, воспитания, стараются исправиться. Ребята задумываются над своими недостатками и хотят их исправить. Автор направляет свое жало сатиры против дурных замашек, лентяев, зазнаек, эгоистов, тех кто не умеет слажено работать, договариваться, против тех, у кого дела сводятся к очередной галочке. Образы героев заставляют задуматься: а нет ли у нас самих - или у наших друзей, подруг некоторых похожих черт).
Автор убежден, что читатель поймет и острый юмор и сатиру. Поэт верит в своего читатели, разговор ведет в стихах, не от своего имени, от лица "соседки по парте", становится на место ребенка, обращаясь к лентяям, зазнайкам, эгоистам, говорит без поучений, нотаций. Высмеивает настолько колко своих "героинь" и "героев", что вряд ли они захотят снова попасться ей на язык
VIII. Рефлексия
Закончите предложение:
Я узнал…
Было интересно…
Я почувствовал, что…
Я смог…
Урок дал мне для жизни…
IX. Домашнее задание
Творчество А.Барто. Стих. Наизусть по выбору
X. Заключительное слово преподавателя
Сатира Агнии Барто острая, но не злая, автор знает, что у ребенка все впереди и он может избавиться от своих слабостей и временных недостатков, знает, что дети способны многое понять и почувствовать, доверяет уму ребенка.
Прошло уже более 112 лет со дня рождения А. Барто. И сколько бы лет не прошло, стихи А.Барто будут читать, и они будут жить рядом с детьми, будут всегда полезны. А стихи ее до сих пор помнят и знают все. Они сохраняют свою актуальность, направлены против всего того, что существует и в современной жизни, с чем и сейчас ведется работа. Поэтические сокровища А.Барто будут принадлежать во все времена всем поколениям