kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема:«Роль иллюстрации в восприятии художественного произведения. Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в изображении Е.А.Кибрика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматривается роль иллюстраций в восприятии художественного произведения. На примере повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"и работ художника Е.А.Кибрика к этому произведению доказывается,что анализ работ художника-иллюстратора может  помочь в восприятии героев художественных произведений, способствует развитию умения сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, вызывает желание творить самому.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кибрик»

Тема:«Роль иллюстрации в восприятии художественного произведения. Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в изображении Е.А.Кибрика.



Предмет исследования: художественные иллюстрации Е.А.Кибрика к повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Объект исследования:своеобразие иллюстрирования повести Гоголя художником Кибриком.

Цель исследования: понять роль иллюстрации в восприятии художественного произведения, проникнуть в мир Кибрика-иллюстратора.

Гипотеза:анализ работ художника-иллюстратора может помочь в восприятии героев художественных произведений, способствует развитию умения сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, вызывает желание творить самому.

























Мне очень нравятся уроки литературы, где используются произведения живописи. Занятия получаются более запоминающимися и интересными. Например, изучая «Войну и мир» Л.Н.Толстого ,не обойтись без картин В.В.Верещагина. Знакомясь с поэзией С.А.Есенина, работаем с картинами В.Поленова и И.Левитана. Читая повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», большое внимание привлекают иллюстрации разных авторов. Эта связь литературы и живописи развивает способность замечать, видеть и оценивать прекрасное. Мы учимся рассуждать, сравнивать, аргументировать свои мысли. Эти навыки необходимы нам и в самостоятельной обыденной жизни, когда мы что-то анализируем, высказываем свою точку зрения, приводим аргументы для доказательства своего мнения.

Иллюстрация- это рисунок, относящийся к определённой части текста, поясняющий момент и одновременно украшающий книгу.Он используется для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения,визуализации героев повествования.В настоящее время растёт интерес к коллекционированию оригинальных иллюстраций,использованных в книгах и журналах.Многие музейные выставки и галереи искусств выделяют места для иллюстраторов прошлого. В результате роста интереса к компьютерным играм иллюстрации стали весьма популярным видом искусства.Небольшие изображения способны быстро донести до читателя основную идею текста и выступают в роли визуальной метафоры.

Иллюстраторы помогают понять произведение, погрузиться в его атмосферу. Художник, решивший проиллюстрировать роман, рассказ, поэму, не просто рисует картину. Он прочитывает произведение, пытается понять, что хочет донести до нас писатель, каковы образы, идея художественного произведения. Потом на бумаге иллюстратор передаёт свои мысли о прочитанном:не словами,как сделал бы это критик, не музыкой, как композитор, а рисунком. Поэтому иллюстрации, как беседа с умным человеком, помогут понять смысл прочитанного, взглянуть на произведение с новой стороны, увидеть какие-то детали, которые сами мы не заметили. Иллюстратор по сути дела является соавтором и предъявляет свою концепцию- своё видение текста. Он, обладая чувством меры и вкуса, умеет ненавязчиво, тактично и точно преподнести ту или иную мысль в рисунке. Тем самым дополнить текст и послужить своеобразной декоративной оранжировкой того или иного произведения. Художники иллюстрируют значимые и показательные моменты в книги. Из этих эпизодов мы многое узнаём о героях, в них как бы концентрируется идея.

Произведения Гоголя иллюстрировали многие. Это и А.Бубнов, и Д.Шмаринов, и С.Герасимов. Наиболее известными являются работы Евгения Адольфовича Кибрика(1906-1978).

Известный живописец и график, иллюстратор, педагог. Народный художник СССР.В течение 25 лет(1953-1978)был профессором МГАХИ имени В.И.Сурикова, руководителем мастерской станковой графики. Наиболее прославился как иллюстратор к «Борису Годунову» А.С.Пушкина, «Кола Брюньону» Р.Роллана, «Тарасу Бульбе» Н.В.Гоголя. По признанию самого художника беспредельная любовь с малых лет к чтению, книгам, иллюстрации определила в дальнейшем выбор жизненного и творческого пути.

Над иллюстрациями к повести Гоголя Кибрик работал с 1943 по 1945 год. Это были годы Великой Отечественной войны. Работы Кибрика не только сопровождали сюжет повести, но и передавали переживания современников: горести войны, ожидания, утраты, подвиг и предательство. Первое издание вышло в 1948 году. И почти сразу эти работы были признаны классикой книжной иллюстрации 20 века. Евгений Адольфович Кибрик как никто умел передать эпические масштабы произведения.

Художник с самого начала очень тщательно подошёл к работе. Он всегда работал с натуры и для этого брал весь реквизит из музеев, вплоть до трубки-люльки. У него в мастерской стоял чурбан, на котором сидел натурщик в костюме Тараса Бульбы. Над образом главного героя Кибрик ,вероятно, изрядно помучился. Он одевал украинскую свитку- кафтан и сидел перед зеркалом, пытаясь найти верную позу для изображения. К слову,художник сам был человеком богатырского сложения. Ещё есть легенда ,что в создании образа Тараса Бульбы участвовал бывший цирковой борец Андрей Игнатьевич Рудковский, подолгу позировавший Евгению Кибрику.

Мы решили провести опрос среди учащихся 7-11 классов(35человек), учителей и работников нашей школы(25человек). Был предложен 1 вопрос «Для чего нужны иллюстрации к произведениям?»и 3 варианта ответов:

А.- помогают понять смысл прочитанного

Б.-помогают увидеть словесный образ героя предметно

В.-помогают представить место событий



А также была сделана подборка иллюстраций разных художников к повести

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (Шмаринова, Герасимова, Дерегуса ) .











Опрашиваемым предлагалось выбрать те иллюстрации, которые наиболее точно, на их взгляд, передают суть гоголевских героев. Ответы на 1вопрос распределились таким образом:

А-15человек (25%),

Б-32человека(53.3 %),

В-13человек( 21.6 %).



Кибрику как художнику –иллюстратору были отданы большинство голосов(48 из 60) , наверное, по той причине, что большинство из опрашиваемых помнят эти работы (кроме нынешних семиклассников)по школьной программе. И они остались в памяти бывших школьников, так как многие годы только кибриковские герои сопровождали текст «Тараса Бульбы





















в учебниках-хрестоматиях. Действительно, герои Кибрика-это полнокровные, эпически цельные характеры. Художник придаёт им открытый, театральный жест, активную мимику(«Тарас», «Остап», «Остап перед казнью», «Смерть Тараса»).Он любит большой формат, дающий простор естественной свободе движений. Если другие иллюстраторы создают картину в мельчайших подробностях, с обилием деталей одежды, вооружения, быта (например, как Герасимов), то Кибрика привлекают сами персонажи. Чаще всего этот художник раскрывает образ именно в портрете. Самое главное в художественной манере Кибрика-это раскрытие психологической глубины характеров героев.Многие иллюстрации меня просто поражают силой своего воздействия.Например,вспомним момент казни Тараса Бульбы.Герой изображён на костре в последние минуты жизни. Глядя на иллюстрацию, мы как бы слышим слова Тараса: «Да разве найдутся на земле такие муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу?» И самое главное: иллюстрация настолько неотрывна от текста, характеры героев переданы так точно, что я не могу представить их по-другому. Или «Остап перед казнью». В центре-старший сын Бульбы. Остап напоминает былинного богатыря. Несмотря на приближающуюся смерть, он показан мужественным, несгибаемым воином. «Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какой-то тихою горделивостью; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шёл Остап. Ему первому приходилось выпить эту тяжёлую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнёс громко: «Дай же ,Боже,чтобы все ,какие тут ни стоят еретики,не услышали,нечестивые,как мучится христианин!Чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!После этого он приблизился к эшафоту». Кибрик сумел донести до зрителя образы другой эпохи как образы глубоко реалистичные, со своим внутренним миром, образы, ставшие дорогими и близкими многим людям. Сложился особый кибриковский образный мир героев. Проявилось умение очень точно «прочесть» иллюстрируемое произведение и выявить эмоциональный подтекст, раскрыть тип человека. Работы Кибрика принесли особую новизну в иллюстраторское искусство. В этом графически-изобразительном стиле слились философский и нравственный контекст произведения.

После изучения того или иного художественного произведения учитель часто предлагает нарисовать что- либо по мотивам изученного. Нам, конечно, трудно рисовать портреты. А вот бытовую зарисовку карандашом – совсем несложно.И обязательно в классе найдётся человек, который очень хорошо рисует. Тогда выполненные им работы тоже становятся объектом наблюдения и рассуждения. Рисунки помещают в общешкольную газету и они остаются в папках «Лучшие иллюстрации школьников к художественным произведениям». Например, много таких работ у ученицы 8 класса Ребровой Ангелины. Вот две из них по мотивам повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: «Казак» (работа углём), «Хуторок» (карандаш).



Имея в виду сложный творческий характер работы художника-иллюстратора В.А.Фаворский писал: «…художник становится и соавтором, который не искажая первоначального замысла, обязан сделать произведение более прекрасным, гармоничным, доступным ещё большему числу людей».

Другой известный иллюстратор Д.М.Шмаринов утверждал: «Художник- иллюстратор должен обладать высокой культурой, развитым чувством фантазиии, душевным богатством и большим запасом жизненных впечатлений, чтобы воссоздать высокие образы классической литературы»

Эти высказывания полностью относится и к творчеству Евгения Адольфовича Кибрика. Он всем своим творчеством подтвердил право так понимать значение иллюстраций и задачи художника. Он, действительно,сумел сделать ещё более прекрасными и близкими нам шедевры далёкого прошлого.

И ещё одно приходит на ум. Когда я выполняла эту работу, все СМИ взахлёб говорили о Крыме, об Украине, об отделении украинцев от русских и наоборот. Я невольно ловлю себя на мысли: «А как же наследие-наследство «великих»?» Ведь его не разделить. Кибрик по происхождению еврей, рождённый на Украине, живший в Москве. Кому принадлежит его творчество? Как делить будем? А нас-то всегда учили, что и Пушкин, и Толстой, и Гоголь-это олицетворение нашей общей культуры..






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Данилова Татьяна Петровна

Дата: 18.11.2016

Номер свидетельства: 360216


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства