kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема Родины и гражданского мужества в лирике А.А.Ахматовой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель

  • показать учащимся, как Ахматова развивает тему Родины и гражданского мужества;
  • развивать речь учащихся,   навыки анализа лирического произведения;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к творчеству А.А.Ахматовой.  
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема Родины и гражданского мужества в лирике А.А.Ахматовой.»

11 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 33.

Тема. Тема Родины и гражданского мужества в лирике А.А.Ахматовой.

Цель:

  • показать учащимся, как Ахматова развивает тему Родины и гражданского мужества;

  • развивать речь учащихся, навыки анализа лирического произведения;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к творчеству А.А.Ахматовой.


Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.


2. Вступительное слово учителя.

«Обязанность поэта – не выдумывать, а всего-то лишь, расслышав, записать», - считала Ахматова. И она стремилась передать величественность открывающегося взору мира, всех его проявлений.

Судьбу свою Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли, и когда – после Октября – пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, родным народом, объявив об этом решительно, громко:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

1917

Она не отказывала революции в величии целей, но утверждению их – была убеждена Ахматова – не могло способствовать поругание человечности, жестокость, которая в пореволюционную эпоху выдавалась за самое действенное средство утверждение добра и справедливости.

Нужно было верить в свой народ, в его жизнетворную силу, в его способность справиться со своим высоким историческим предназначением, чтобы почувствовать, увидеть сквозь кошмар сегодняшнего дня высокий свет завтрашнего:

И так близко подходит чудесное

К развалившимся грязным домам…

Никому, никому неизвестное,

Но от века желанное нам.

Жить – а значит писать, ибо в этом для Ахматовой был смысл жизни – становилось всё труднее. Но ни каяться, ни сдаваться она не собиралась. Силу жить, высоко нести голову давало ей ощущение собственной правоты – давала верность собственному призванию.

«Сознание, что и в нищете, и в бедствиях, и в горе, она – поэзия, она – величие, она, а не власть, унижающая её, это сознание давало ей силы переносить нищету, унижение, горе, - писала Л. Чуковская. – Хамству и власти она противопоставляла гордыню и молчаливую неукротимость».


3. Тема Родины и гражданского мужества в лирике А.А.Ахматовой.

3.1.Стихотворение «Молитва».

МОЛИТВА

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребёнка, и друга,

И таинственный песенный дар –


Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над тёмной Россией

Стала облаком в славе лучей.

1915 г.

Литургия – церковная служба у православных, совершаемая утром или в первой половина дня.

Стихотворение «Молитва» было написано в 1915 г. В этом году русские войска были разгромлены в Восточной Пруссии и в Галиции, немцы захватил часть Прибалтики и Украины. Положение России становилось угрожающим. Многие именно в этот год поняли серьезность начавшейся войны.

В «Молитве» впервые в поэзии Ахматовой с такой силой сказалась боль и переживания поэтессы за судьбу России. Читатели слышали уже голос не просто поэта-лирика, но поэта гражданина и публициста.


3.2. Стихотворение «Мне голос был…»

Свою судьбу А.Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) обращены к драмам общественной жизни – войне, революции. Ахматова не может принять революцию, но столь же невозможно для неё оставить родину.

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда»…

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,


Я новым именем покрою

Боль поражений и обид.

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух

1917 г.

- Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?

- Каким образом выражена нравственная позиция автора?

Революционная Россия в этом стихотворении – «край, глухой и грешный», окровавленный и покрытый «черным стыдом», «болью поражений и обид». Авторская позиция проявляется в готовности к худшему, невозможности поступить по-другому, поэтому «равнодушно и спокойно» герой отстраняется от «речи недостойной». Остаться – значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и скорбь.

- В чем особенность лексики этого стихотворения?

- Найдите старославянизмы; слова высокого стиля; отрицания; отрицательно окрашенную лексику.

- Какие противопоставления мы видим в этом произведении?

- Сделайте вывод: каков стилистический характер этого произведения.


3.3. Стихотворение «Заплаканная осень, как вдова».

Время обошлось с Ахматовой на редкость жестоко. В августе 1921 г. по чудовищно несправедливому обвинению в причастности к контрреволюционному заговору был расстрелян Н.Гумилев. Их жизненные пути к этому времени разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут: слишком многое связывало их.

О смерти Гумилева Ахматова, по собственному свидетельству, узнала из газет. Вдовий плач, скорбь о безвременно и безвинно загубленном человеке отливается в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова».

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах черных, все сердца туманит...

Перебирая мужнины слова,

Она рыдать не перестанет.


И будет так, пока тишайший снег

Не сжалится над скорбной и усталой...

Забвенье боли и забвенье нег —

За это жизнь отдать не мало.


Есть в близости людей заветная черта,

Ее не перейти влюбленности и страсти, -


Пусть в жуткой тишине сливаются уста,

И сердце рвется от любви на части.


И дружба здесь бессильна, и года

Высокого и огненного счастья,

Когда душа свободна и чужда

Медлительной истоме сладострастья.


Стремящиеся к ней безумны, а ее

Достигшие — поражены тоскою...

Теперь ты понял, отчего мое

Не бьется сердце под твоей рукою.

1915


3.4. Стихотворение «Всё расхищено, предано, продано…»

Два десятилетия спустя Ахматова восприняла Великую Отечественную войну как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами.

Ее патриотические стихи тех лет – вполне в духе советской поэзии, но ничего неорганичного для Ахматовой в этом не было.

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?


Днем дыханьями веет вишневыми

Небывалый под городом лес,


Ночью блещет созвездьями новыми

Глубь прозрачных июльских небес, -


И так близко подходит чудесное

К развалившимся грязным домам...

Никому, никому не известное,

Но от века желанное нам.

1921

-Как рисуется образ родины?

- Каково настроение этого произведения?

- От какого лица идет речь?


3.5. Стихотворение «В заветных ладанках не носим на груди…»

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.


Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.


Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.


Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.


3.6. Стихотворение «Мужество».

В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

1941



После войны А.Ахматову ждали новые испытания. Её поэзия в докладе 1946 г. партийного идеолога Жданова и последовавшим за докладом постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» была объявлена далекой от народа, глубоко чуждой ему. Ахматова мужественно восприняла эту разнузданную акцию и с достоинством пережила её.

И только в годы «оттепели», с середины 50-х годов, вновь зазвучал голос Ахматовой на страницах периодики и в последних изданных при её жизни сборниках стихов.

Помирает царь,

Православный царь.

Колокол стозвонный раскачал звонарь.

Раскачалась звонница: дон-дон.

Собирайся, вольница, на Дон, на Дон.

Вольная головушка, хмелю не проси.

Грозный царь преставился на Руси.


3.7.Стихотворение «Петербург в 1913 году».

В 1961 году Ахматова пишет стихотворение «Петербург в 1913 году», как бы связывая нить времен:

За заставой воет шарманка,

Водят мишку, пляшет цыганка

На заплеванной мостовой.

Паровик идет до Скорбящей,


И гудочек его щемящий

Откликается над Невой.

В черном ветре злоба и воля.

Тут уже до Горячего Поля,


Вероятно, рукой подать.

Тут мой голос смолкает вещий,

Тут еще чудеса похлеще.

Но уйдем – мне некогда ждать.


III. Подведение итогов урока.

Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Любовь к родине замешана на горечи («город, горькой любовью любимый», «обряды наших горьких встреч», «горькие годы недуга»).

Ахматова с достоинством переносила страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала.

Нет! и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл –

Я была тогда с моим народом, там, где мой народ,

к несчастью, был.

1961

Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. С годами при обращении к теме родины иными, все более значительными становятся масштабы размышлений поэта.

Доказательство тому стихотворение «Родная земля».

Любовь к ней проверяется всей жизнью, но и смерть – убеждена Ахматова – не способна оборвать связь между человеком и родной для него землей.

IV. Домашнее задание.

1.Изучить материалы учебника, с.243-244, ч.1.

2.Читать и анализировать стихотворения А.Ахматовой о Родине.

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тема Родины и гражданского мужества в лирике А.А.Ахматовой.

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 14.06.2017

Номер свидетельства: 421753


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства