kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема "помещик и крестьянин " в поэме Н.А.Некрасова " Кому на Руси жить хорошо?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ   главы в данном аспекте необходим в связи с  последующим   изучением темы «помещик и крестьяне»  в  рассказах  и в романе Л.Н.Толстого  «Война и мир».

Подготовка к сочинению по направлению

«Человек и общество».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема "помещик и крестьянин " в поэме Н.А.Некрасова " Кому на Руси жить хорошо?"»

ТЕМА УРОКА:

ТЕМА «ПОМЕЩИК И КРЕСТЬЯНИН»

В ПОЭМЕ Н.А.НЕКРАСОВА

«КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?»



Разработала преподаватель русского языка и литературы

Волкова Найля Наильевна



Цели урока:

1.Предметные:

-проследить, как в поэме воплощается понимание поэтом мира и человека в нем;

-совершенствовать у обучающихся навыки анализа художественного произведения;

-укреплять навыки использования литературоведческих терминов;

-подготовить к сочинению по направлению «Человек и общество».

2. Метапредметные:

-обучить собиранию материала из текста художественного произведения;

-формировать умение делать выводы, обобщения;

-определять авторскую позицию, формировать личное отношение к прочитанному произведению.

3.Личностные:

-помочь ученику осознать себя как личность, как часть сложного мира, пробуждать стремление к вдумчивому чтению;

-воспитание нравственных качеств.

4.подготовка к сочинению по направлению

«Человек и общество».



Примечание.

Анализ главы в данном аспекте необходим в связи с последующим изучением темы «помещик и крестьяне» в рассказах и в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Подготовка к уроку

Урок предваряется домашним заданием:

1.выразительное чтение главы «Про Якова верного –холопа примерного»;

2.письменные ответы на вопросы по главе в рабочих тетрадях (будут проверены учителем после урока с выставлением оценок).

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Проверяется готовность к уроку : наличие текстов , тетрадей с записями, сделанными на предыдущих уроках.

Актуализация знаний, на основе которых строится «мостик» к изучению новой темы.

Используется Презентация

Учитель. Для того, чтобы ясно и четко сформулировать тему сегоняшнего урока, нужно повторить пройденный материал и материал домашнего задания.

Сделайте это по вопросам «Литературной викторины».

Презентация Слайд № 1

  1. Из какого произведения два отрывка? Название и автор.

Действие 1 явление VI

«Г-жа Простакова. Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле..

.Еремеевна (заплакав). Я не усердна нам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь... рада бы не токмо что... живота не жалеешь... а все не угодно.

Г-жа Простакова. Ты ж еще, старая ведьма, и разревелась. Пойдем со мною, Митрофанушка. Пусть же все добрые люди увидят, что мама и что мать родная. (Отходит с Митрофаном.)

Кутейкин. Житье твое, Еремеевна, яко тьма кромешная.

Еремеевна (в слезах). … Сорок лет служу, а милость все та же...

Кутейкин. А велика ль благостыня?

Еремеевна. По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день.

Действие 3 явление IV

Г-жа Простакова. А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет? Палашка где?

Еремеевна. Захворала, матушка, лежит с утра.

Г-жа Простакова. Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!

Еремеевна. Такой жар рознял, матушка, без умолку бредит…

Г-жа Простакова. Бредит, бестия! Как будто благородная!» 


Слайд № 2 Ответ. Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Учитель. Охарактеризуйте событие, составляющее основу эпизода. Определите, в чем заключается конфликт эпизода.

Госпожа Простакова недовольна службой Еремеевны, выразила об этом свое мнение в грубой форме, до слез обидела ее. За сорок лет Еремеевна не услышала слов благодарности, а только «по пяти пощечин в день». Помещица Простакова убеждена, что болеть и бредить при сильном жаре могут только благородные – дворяне, а заболевших своих слуг – рабов она не жалеет.


Учитель. А теперь вспомните, кем являются по статусу г –жа Простакова и Еремеевна? (Помещица и крепостная крестьянка).

Слайд № 3 Вопрос 2. Из какого произведения отрывок? Автор и название.

«Герасим долго глядел на нее; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик собачки, другая — во щи. Он заслонил лицо своё рукой».



Слайд № 4 Ответ: И.С.Тургенев «Муму».




Учитель. В чем причина тяжелых слез Герасима?

- Он вынужден был утопить собачку Муму, так как помещица приказала избавиться от нее.

Учитель. Почему Герасим подчинился?

- Он был крепостным крестьянином, не имел свободы выбора.



Слайд № 5 Вопрос 4. Из какого произведения отрывок?

«— Довольны ли вы, господа генералы? — спрашивал между тем мужичина-лежебок.— Довольны, любезный друг, видим твое усердие! — отвечали генералы.— Не позволите ли теперь отдохнуть?— Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».

Слайд № 6 Ответ : М.Е.Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Слайд № 7 Вопрос 4 Из какого произведения отрывок?

«Смирно помещик лежит под халатом,

Горькую долю клянет,
Яков при барине: другом и братом
Верного Якова барин зовет…»


Слайд № 8 Ответ.Н.А.Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо?»

Учитель Кем по социальному положению является Яков?

-Крепостной крестьянин.

Слайд № 9 Определите «сквозную» тему, которая пронизывает все эти четыре произведения, судя по социальному положению героев?

Слайд № 10 Ответ: Тема «Помещик и крестьянин».

Мотивация и целеполагание:создание проблемной ситуации


Учитель. Какое произведение вы начали изучать?

- Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

Слайд № 11

На слайде -

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

тема «Помещик и крестьянин».

Сформулируйте тему сегоняшнего урока,

Опираясь на запись на этом слайде, учащиеся формулируют тему урока.

Слайд № 11

Тема «Помещик и крестьянин» в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Обучающиеся записывают тему в тетрадь.

Деятельность учащихся по освоению новых знаний: предварительное усвоение,выводы, обобщение и систематизация данных. 1) Учащиеся выразительно читают главу «Про холопа примерного — Якова Верного»

2)ответить на вопросы: Слайд № 12


А) Как вел себя помещик Поливанов, когда был здоров? Как бы вы охарактеризовали Поливанова по его поведению и по отношению к крепостным крестьянам?

- «В зубы холопа примерного Якова верного походя дул каблуком».

Крепостное право или крепостничество – крайнее, наиболее полное и грубое проявление крестьянской несвободы при феодализме. Всевластие, самодурство, жестокость и изощренность в унижении и попрании человеческого достоинства крестьян ярко показали русские поэты и писатели, в том числе Н.А.Некрасов.


Б) Как вел себя Яков, когда у барина отказали ноги?

- Яков ухаживал за помещиком Поливановым, развлекал его, возил к сестре, носил его на руках, то время как другие крестьяне злорадствовали по поводу болезни барина.

В) Почему Яков так усердно ухаживал за барином, продолжал верно служить ему?

-Якову необходимо было вырастить племянника Гришу, поставить на ноги, поэтому он, забыв про свои обиды на барина, проявлял рвение, ухаживая за ним.

Г) Почему Яков бежал из поместья?

-Помещик Поливанов не позволил его племяннику Грише жениться налюбимой девушке, мало того, он отправил соперника в солдаты, тем самым ответил Якову черной неблагодарностью, хотя мог не только благословить молодых, но и одарить подарками, помочь в проведении свадьбы. Кроме того, наверно, Яков хотел, чтобы барин почувствовал, как полезен он был ему, парализованному, в окружении ненавидящих его других крепостных крестьян, как трудно теперь ему без верного холопа.

Е) Почему Яков вернулся в поместье?

-Жалко ему стало барина. Возможно, он надеялся пробудить совесть в нем, дальнейшей своей верной службой хотел добиться благосклонности помещика по отношению к Грише.

Ж) Почему Яков покончил жизнь самоубийством? Почему повесился прямо над головой своего барина ?

-Несмотря на все старания верного раба Якова , барин Поливанов не вернул Гришу из армии. Гриша был смыслом жизни Якова, без него и незачем было ему жить, ведь он мечтал женить племянника, нянчить его детей, радоваться за него, в этом он видел свое счастье, но мечты его не сбылись.

З) Как вы думаете, почему Поливанов так и не смилостивился надГришей?

- Дворянин по происхождению, он был воспитан с маленького возраста в самых плохих традициях: эгоистом и высокомерным по отношению к черни, к крепостным крестьянам, в которых видел только обслугу, ничтожество. Барину не было дела до надежд и мечтаний холопов. Он и знать не хотел, что Яков – тоже человек, и у него тоже болит душа.

И) Почему так трагически и несчастливо сложилась судьба Якова?

Жизнь при крепостном праве не предоставляла человеку шансов стать по-настоящему счастливым, так как он оставался рабом без собственного права выбора.


2.Создание образовательного продукта.

Устное сочинение (обучающее).

Учащиеся пользуются планом, записанным в тетради в начале учебного года. Можно вывести его на экран.

Презентация. Слайд №13.

Сочинение по прочитанному тексту.

План.

1.Автор (поэт, писатель). Название произведения.

2.Какую тему раскрывает автор произведения?

4. Какую проблему поднимает автор?

Проблемы :

нравственная ( борьба добра и зла);

философская (философия – размышление о жизни и смерти, о смысле жизни, о счастье); социальная: человек и общество,жизнь и судьба людей , различных по социальному положению;

экологии (защита природы).

5.Что он утверждает?

6.Согласны ли вы с ним?

7.Докажите свое мнение примерами из текста и из других произведений.

8 .Какие художественные средства языка и речи помогают автору ярко и убедительно выразить свои мысли и чувства?

9.Мое отношение к герою произведения.



Учащиеся отмечают, что в данном отрывке раскрывается тема « помещик и крестьянин», поднимается проблема «человек и общество, взаимоотнощений людей разного происхождения. Поэт утверждает, что жизнь при крепостном праве не предоставляла человеку никаких шансов быть по-настоящему счастливым, так как он оставася рабом без собственного права выбора. Можно согласиться с данной мыслью автора. В этом убеждает нас трагическая судьба Якова верного. Можно также вспомнить и другие произведения русских писателей об унизительном и безысходном положении крепостных крестьян : «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Муму» И.С.Тургенева, «Тупейный художник» Н.Лескова и другие. Читая строчки о Якове, проникаешься сочувствием к этому герою, который, проявил усердие и рвение на службе у барина, но не осуществил свою мечту стать счастливым человеком.

Учитель Недаром была сложена русская пословица : « Крестьянская доля — весь век неволя».


-Также приходишь к выводу, что и такие покорные крестьяне, как Яков, способны были протестовать, даже ценой своей жизни, если унижали их чувство достоинства и гордость.

Далее учащиеся обращают внимание на выразительные средства языка главе о Якове: диалоги помогают нам понять психологическое состояние героев произведения, в них раскрываются характеры героев.

Рефлексия и оценивание учащимися своей учебной деятельности, выставление оценок обучающимся.

Учитель К каким выводам вы пришли при изучении главы о Якове верном?

- В ходе небольшой беседы учащиеся приходят к выводу, что общество, в котором существует и узаконено рабство, калечит судьбы людей, унижает их достоинство.

Нельзя допускать во взаимотношениях людей ситуаций «хозяин, господин - раб» : это бесчеловечно.

Домашнее задание:

1.Написать сочинение по плану о Якове верном.

2.По желанию ( для сильных учеников) - написать сочинение по данному плану о другом герое поэмы – по главе «Ермил Гирин».

3.Чтение главы «Савелий, богатырь святорусский».










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема "помещик и крестьянин " в поэме Н.А.Некрасова " Кому на Руси жить хорошо?"

Автор: Волкова Найля Наильевна

Дата: 30.09.2017

Номер свидетельства: 430245


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства