Просмотр содержимого документа
«Тема "помещик и крестьянин " в поэме Н.А.Некрасова " Кому на Руси жить хорошо?"»
ТЕМА УРОКА:
ТЕМА «ПОМЕЩИК И КРЕСТЬЯНИН»
В ПОЭМЕ Н.А.НЕКРАСОВА
«КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?»
Разработала преподаватель русского языка и литературы
Волкова Найля Наильевна
Цели урока:
1.Предметные:
-проследить, как в поэме воплощается понимание поэтом мира и человека в нем;
-совершенствовать у обучающихся навыки анализа художественного произведения;
-укреплять навыки использования литературоведческих терминов;
-подготовить к сочинению по направлению «Человек и общество».
2. Метапредметные:
-обучить собиранию материала из текста художественного произведения;
-формировать умение делать выводы, обобщения;
-определять авторскую позицию, формировать личное отношение к прочитанному произведению.
3.Личностные:
-помочь ученику осознать себя как личность, как часть сложного мира, пробуждать стремление к вдумчивому чтению;
-воспитание нравственных качеств.
4.подготовка к сочинению по направлению
«Человек и общество».
Примечание.
Анализ главы в данном аспекте необходим в связи с последующим изучением темы «помещик и крестьяне» в рассказах и в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Подготовка к уроку
Урок предваряется домашним заданием:
1.выразительное чтение главы «Про Якова верного –холопа примерного»;
2.письменные ответы на вопросы по главе в рабочих тетрадях (будут проверены учителем после урока с выставлением оценок).
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Проверяется готовность к уроку : наличие текстов , тетрадей с записями, сделанными на предыдущих уроках.
Актуализация знаний, на основе которых строится «мостик» к изучению новой темы.
Используется Презентация
Учитель. Для того, чтобы ясно и четко сформулировать тему сегоняшнего урока, нужно повторить пройденный материал и материал домашнего задания.
Сделайте это по вопросам «Литературной викторины».
Презентация Слайд № 1
Из какого произведения два отрывка? Название и автор.
Действие 1 явление VI
«Г-жа Простакова. Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле..
.Еремеевна (заплакав). Я не усердна нам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь... рада бы не токмо что... живота не жалеешь... а все не угодно.
Г-жа Простакова. Ты ж еще, старая ведьма, и разревелась. Пойдем со мною, Митрофанушка. Пусть же все добрые люди увидят, что мама и что мать родная. (Отходит с Митрофаном.)
Еремеевна (в слезах). … Сорок лет служу, а милость все та же...
Кутейкин. А велика ль благостыня?
Еремеевна. По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день.
Действие 3 явление IV
Г-жа Простакова. А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет? Палашка где?
Еремеевна. Захворала, матушка, лежит с утра.
Г-жа Простакова. Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!
Еремеевна. Такой жар рознял, матушка, без умолку бредит…
Г-жа Простакова.Бредит, бестия! Как будто благородная!»
Слайд № 2 Ответ. Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Учитель. Охарактеризуйте событие, составляющее основу эпизода. Определите, в чем заключается конфликт эпизода.
Госпожа Простакова недовольна службой Еремеевны, выразила об этом свое мнение в грубой форме, до слез обидела ее. За сорок лет Еремеевна не услышала слов благодарности, а только «по пяти пощечин в день». Помещица Простакова убеждена, что болеть и бредить при сильном жаре могут только благородные – дворяне, а заболевших своих слуг – рабов она не жалеет.
Учитель. А теперь вспомните, кем являются по статусу г –жа Простакова и Еремеевна? (Помещица и крепостная крестьянка).
Слайд № 3 Вопрос 2. Из какого произведения отрывок? Автор и название.
«Герасим долго глядел на нее; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик собачки, другая — во щи. Он заслонил лицо своё рукой».
Слайд № 4 Ответ: И.С.Тургенев «Муму».
Учитель. В чем причина тяжелых слез Герасима?
- Он вынужден был утопить собачку Муму, так как помещица приказала избавиться от нее.
Учитель. Почему Герасим подчинился?
- Он был крепостным крестьянином, не имел свободы выбора.
Слайд № 5 Вопрос 4. Из какого произведения отрывок?
«— Довольны ли вы, господа генералы? — спрашивал между тем мужичина-лежебок.— Довольны, любезный друг, видим твое усердие! — отвечали генералы.— Не позволите ли теперь отдохнуть?— Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».
Слайд № 6 Ответ : М.Е.Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Слайд № 7 Вопрос 4 Из какого произведения отрывок?
«Смирно помещик лежит под халатом,
Горькую долю клянет, Яков при барине: другом и братом Верного Якова барин зовет…»
Слайд № 8 Ответ.Н.А.Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо?»
Учитель Кем по социальному положению является Яков?
-Крепостной крестьянин.
Слайд № 9 Определите «сквозную» тему, которая пронизывает все эти четыре произведения, судя по социальному положению героев?
Слайд № 10 Ответ: Тема «Помещик и крестьянин».
Мотивация и целеполагание:создание проблемной ситуации
Учитель. Какое произведение вы начали изучать?
- Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
Слайд № 11
На слайде -
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
тема «Помещик и крестьянин».
Сформулируйте тему сегоняшнего урока,
Опираясь на запись на этом слайде, учащиеся формулируют тему урока.
Слайд № 11
Тема «Помещик и крестьянин» в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Обучающиеся записывают тему в тетрадь.
Деятельность учащихся по освоению новых знаний: предварительное усвоение,выводы, обобщение и систематизация данных. 1) Учащиеся выразительно читают главу «Про холопа примерного — Якова Верного»
2)ответить на вопросы: Слайд № 12
А) Как вел себя помещик Поливанов, когда был здоров? Как бы вы охарактеризовали Поливанова по его поведению и по отношению к крепостным крестьянам?
- «В зубы холопа примерного Якова верного походя дул каблуком».
Крепостное право или крепостничество – крайнее, наиболее полное и грубое проявление крестьянской несвободы при феодализме. Всевластие, самодурство, жестокость и изощренность в унижении и попрании человеческого достоинства крестьян ярко показали русские поэты и писатели, в том числе Н.А.Некрасов.
Б) Как вел себя Яков, когда у барина отказали ноги?
- Яков ухаживал за помещиком Поливановым, развлекал его, возил к сестре, носил его на руках, то время как другие крестьяне злорадствовали по поводу болезни барина.
В) Почему Яков так усердно ухаживал за барином, продолжал верно служить ему?
-Якову необходимо было вырастить племянника Гришу, поставить на ноги, поэтому он, забыв про свои обиды на барина, проявлял рвение, ухаживая за ним.
Г) Почему Яков бежал из поместья?
-Помещик Поливанов не позволил его племяннику Грише жениться налюбимой девушке, мало того, он отправил соперника в солдаты, тем самым ответил Якову черной неблагодарностью, хотя мог не только благословить молодых, но и одарить подарками, помочь в проведении свадьбы. Кроме того, наверно, Яков хотел, чтобы барин почувствовал, как полезен он был ему, парализованному, в окружении ненавидящих его других крепостных крестьян, как трудно теперь ему без верного холопа.
Е) Почему Яков вернулся в поместье?
-Жалко ему стало барина. Возможно, он надеялся пробудить совесть в нем, дальнейшей своей верной службой хотел добиться благосклонности помещика по отношению к Грише.
Ж) Почему Яков покончил жизнь самоубийством? Почему повесился прямо над головой своего барина ?
-Несмотря на все старания верного раба Якова , барин Поливанов не вернул Гришу из армии. Гриша был смыслом жизни Якова, без него и незачем было ему жить, ведь он мечтал женить племянника, нянчить его детей, радоваться за него, в этом он видел свое счастье, но мечты его не сбылись.
З) Как вы думаете, почему Поливанов так и не смилостивился надГришей?
- Дворянин по происхождению, он был воспитан с маленького возраста в самых плохих традициях: эгоистом и высокомерным по отношению к черни, к крепостным крестьянам, в которых видел только обслугу, ничтожество. Барину не было дела до надежд и мечтаний холопов. Он и знать не хотел, что Яков – тоже человек, и у него тоже болит душа.
И) Почему так трагически и несчастливо сложилась судьба Якова?
Жизнь при крепостном праве не предоставляла человеку шансов стать по-настоящему счастливым, так как он оставался рабом без собственного права выбора.
2.Создание образовательного продукта.
Устное сочинение (обучающее).
Учащиеся пользуются планом, записанным в тетради в начале учебного года. Можно вывести его на экран.
Презентация. Слайд №13.
Сочинение по прочитанному тексту.
План.
1.Автор (поэт, писатель). Название произведения.
2.Какую тему раскрывает автор произведения?
4. Какую проблему поднимает автор?
Проблемы :
нравственная ( борьба добра и зла);
философская (философия – размышление о жизни и смерти, о смысле жизни, о счастье); социальная: человек и общество,жизнь и судьба людей , различных по социальному положению;
экологии (защита природы).
5.Что он утверждает?
6.Согласны ли вы с ним?
7.Докажите свое мнение примерами из текста и из других произведений.
8 .Какие художественные средства языка и речи помогают автору ярко и убедительно выразить свои мысли и чувства?
9.Мое отношение к герою произведения.
Учащиеся отмечают, что в данном отрывке раскрывается тема « помещик и крестьянин», поднимается проблема «человек и общество, взаимоотнощений людей разного происхождения. Поэт утверждает, что жизнь при крепостном праве не предоставляла человеку никаких шансов быть по-настоящему счастливым, так как он оставася рабом без собственного права выбора. Можно согласиться с данной мыслью автора. В этом убеждает нас трагическая судьба Якова верного. Можно также вспомнить и другие произведения русских писателей об унизительном и безысходном положении крепостных крестьян : «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Муму» И.С.Тургенева, «Тупейный художник» Н.Лескова и другие. Читая строчки о Якове, проникаешься сочувствием к этому герою, который, проявил усердие и рвение на службе у барина, но не осуществил свою мечту стать счастливым человеком.
Учитель Недаром была сложена русская пословица : « Крестьянская доля — весь век неволя».
-Также приходишь к выводу, что и такие покорные крестьяне, как Яков, способны были протестовать, даже ценой своей жизни, если унижали их чувство достоинства и гордость.
Далее учащиеся обращают внимание на выразительные средства языка главе о Якове: диалоги помогают нам понять психологическое состояние героев произведения, в них раскрываются характеры героев.
Рефлексия и оценивание учащимися своей учебной деятельности, выставление оценок обучающимся.
Учитель К каким выводам вы пришли при изучении главы о Якове верном?
- В ходе небольшой беседы учащиеся приходят к выводу, что общество, в котором существует и узаконено рабство, калечит судьбы людей, унижает их достоинство.
Нельзя допускать во взаимотношениях людей ситуаций «хозяин, господин - раб» : это бесчеловечно.
Домашнее задание:
1.Написать сочинение по плану о Якове верном.
2.По желанию ( для сильных учеников) - написать сочинение по данному плану о другом герое поэмы – по главе «Ермил Гирин».