kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема милосердия в стихотворении в прозе «Памяти Ю.П.Вревской» И.С.Тургенева.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тургенев – писатель – гуманист. Он своим произведением говорит, что осуждает войну, и с сочувствием пишет о жертвах войны, восхищается самопожертвованием героини). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема милосердия в стихотворении в прозе «Памяти Ю.П.Вревской» И.С.Тургенева.»

Тема милосердия в стихотворении в прозе «Памяти Ю.П.Вревской» И.С.Тургенева.

Эпиграфы. Удел ваш не позор, а слава, уваженье,

Благословения правдивых сограждан,

Спокойной совести, Европы одобренье

И благодарный храм для будущих славян.

Е.П.Ростопчина

Жизнь за други своя

Из Библии

Цели:

-привлечь внимание к личности, для которой милосердие, гуманное отношение к страдающим стало основным жизненным принципом;

-ввести понятия «милосердие», «сестра милосердия», «медицинский персонал»;

-развивать умение анализировать текст;

-воспитывать чувства сострадания к ближним, уважения к поступкам других людей;

-ознакомить с новым жанром – стихотворение в прозе.

Оборудование: стихотворение в прозе «Памяти Ю.П.Вревской» И.С.Тургенева, презентация урока, портрет Ю.П.Вревской, высказывания знаменитых людей.

Методы и приемы: рассказ учителя, выступления учащихся, анализ текста, , выразительное чтение текста.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня вы познакомитесь с удивительным произведением И.С.Тургенева, со стихотворением в прозе «Памяти Ю.П.Вревской».

Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Тема милосердия в стихотворении в прозе Памяти Ю.П.Вревской И.С.Тургенева» .

Обратимся к эпиграфам. Прочитаем первый эпиграф .

«Удел ваш не позор, а слава, уваженье,

Благословения правдивых сограждан,

Спокойной совести, Европы одобренье

И благодарный храм для будущих славян».

Эти слова принадлежат известной поэтессе 19-ого века Евдокии Ростопчиной. Как вы понимаете слово «удел»? (Судьба, участь).

Второй эпиграф из Библии: «Жизнь за други своя». Как вы понимаете это выражение? (Отдать свою жизнь за жизнь и здоровье другого человека).

2. Выступление ученика (рассказ о жизни и судьбе Вревской)

Прототипом или «прообразом» Ю.Вревской в изучаемом сегодня произведении явилась баронесса Ю.П.Вревская. Кстати, что это значит? (Реальный человек, который жил на самом деле. Прототип – реальное лицо, которое послужило для создания художественного образа).

(выступление ученика).

3. Беседа о героях произведения.

Ну, каковы ощущения?...Грустно? Кто главный герой произведения? (Ю.П. Вревская).

А еще кто-нибудь есть в произведении? Прочитайте последнее предложение (чтение предложения).

Да, конечно, это автор. Часто в стихотворениях он у нас равен лирическому герою (жанр изучаемого произведения у нас стихотворение в прозе). Главное слово – стихотворение, где выражается чувства и переживания лирического героя.

4. Работа с текстом. Составление плана.

Итак, что мы узнаем о Вревской? Составим план текста. Для этого мы находим микротемы текста.

Сначала о каком времени в жизни героя говорится: о прошлом или настоящем? (О настоящем).



План.

1. Настоящее (1-ый – 2-ой абзацы).

2.Прошлое (3-ий абзац).

3.Смысл жизни (4-ый абзац).

4.Прощание (5,6,7 абзацы).

5.Память (8-ой абзац).

5. Составление цитатного плана.

А теперь подберем цитаты из текста к данным пунктам, и у нас получится цитатный план.

Цитатный план.

1. «Умирала она от тифа».

2. «Жизнь ей улыбалась».

3. «Жажда жертвы!».

4. «Жертва принесена».

5. «Поздний цветок».

6. Определение тематики произведения.

Ребята, вы знаете, что в художественных произведениях поднимаются темы и проблемы для обсуждения. Определим тематику

Тематика:

1.Тема войны, ужаса войны.

2.Тема милосердия, жестокосердия.

3.Тема счастья.

4.Тема любви.

5.Тема судьбы.

6.Тема души.

7.Тема благодарности.

8.Тема памяти.

Сколько разных тем в таком миниатюрном произведении!

Давайте рассмотрим их применительно к нашей героине.

Тема войны - она участница военных событий, в ужасных условиях.

Тема милосердия - сама, пока стояла на ногах, ухаживала за ранеными, теперь они за ней.

Тема любви – несколько человек ее любили тайно и глубоко.

Тема судьбы – жизнь ей улыбалась.

Тема счастья – помогать нуждающимся в помощи.

Тема души – душа ее – тайна.

Тема благодарности – она стыдилась и чуждалось всякого спасибо.

Тема памяти – поздний цветок, возложенный на ее могилу.

Ребята, все эти темы характерны литературе одного периода? Или нет? А как они называются? (Вечные темы).

7.Беседа о чувствах, вызываемых произведением.

Теперь о самом главном – о наших чувствах, которые мы испытали при чтении. Их опять называем, следя за текстом.

Чувства.

1. Ужас (на грязи, на вонючей сырой соломе…).

2.Возмущение, негодование (не один врач даже не взглянул на нее).

3.Ирония (дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились - ухаживали).

4.Восхищение (и такая сила, такая жажда жертвы!)

5. Умиление (нежное кроткое сердце).

6.Сожаление (всякое другое счастье прошло мимо).

7.Скорбь (но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу).

А почему мы такие чувства испытываем? «Виноват» в этом автор. Он заставляет лирического героя все это прочувствовать, и мы тоже вместе с ним испытываем такие же чувства.

А чем наше произведение отличается от рассказа Димы? (Здесь нет подробного описания жизни Вревской).

А почему? (Потому что для автора важны чувства, которые возникают в нем, воспоминания, память о героине).

8. Словарная работа.

И еще у меня есть вопрос. Как вы понимаете слово – «милосердие»?

«Сестра милосердия»?

«Медицинский персонал»?

Чем они отличаются? Что в них общее? Кем была Ю.Вревская? («Сестрой милосердия» она посвятила свою жизнь служению страдающим). Кто-нибудь обязал ее поступать таким образом? (Нет, она сама выбрала такой жизненный путь). Каково ваше отношение к ее поступку? (Мы восхищаемся, удивляемся ).

9. Выводы.

Тургенев – писатель – гуманист. Он своим произведением говорит, что осуждает войну, и с сочувствием пишет о жертвах войны, восхищается самопожертвованием героини).

Какие чувства воспитывает произведение в нас? (Чувство сострадания, человечное отношение к страдающим, милосердие, уважение к поступкам других людей).

10. Слово учителя о стихотворениях в прозе И.С.Тургенева.

Близко к старости люди чаще начинают думать о прожитой жизни. Что удалось, что нет. И естественно, затрагиваются вечные проблемы, которые беспокоят человечество во все времена. Тургенев назвал свой цикл «Senilia», что в переводе означает старческое. Впервые они были опубликованы в 1882 году. Это был цикл из 51-ой миниатюры. Позднее в архиве Тургенева было найдено еще 31 стихотворение. И всего их теперь 82. Тематика их разная. Кроме общечеловеческих, вечных тем, есть и политические, национальные, о языке и русском народе.

11. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворение в прозе.

2. «Хотели бы вы, чтобы жили среди нас такие, как Вревская? Почему?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Тема милосердия в стихотворении в прозе «Памяти Ю.П.Вревской» И.С.Тургенева.

Автор: Глазкова Наталья Петровна

Дата: 19.03.2017

Номер свидетельства: 401448


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства