kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема дуэли в русской литературе первой половины 19 века. (На примере двух произведений А.С.Пушкина «Выстрел» и «Капитанская дочка»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обзорная тема по литературе. Урок для 8 класса. Соответствует ФГОС, т.к. предполагает изучение обзорных тем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема дуэли в русской литературе первой половины 19 века. (На примере двух произведений А.С.Пушкина «Выстрел» и «Капитанская дочка»)»





















































Класс:8.

Раздел: « Из русской литературы 19 века»

Обзорная тема.

Тема дуэли в русской литературе первой половины 19 века. (На примере двух произведений А.С.Пушкина «Выстрел» и «Капитанская дочка»)

Тип урока: обобщение и систематизации знаний.(приложение презентация)

Цели:1. Формирование умений анализировать произведение и отдельные его эпизоды; комментировать и интерпретировать художественный текст; сопоставлять эпизоды, посвящённые одной проблеме, разных произведений.

2. Развитие умений понимать художественный текст; находить ответы на поставленные проблемные вопросы в произведении.

Результаты:

Личностные: использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).

Метапредметные:

-умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-умение работать с разными источниками информации.

Предметные:

  1. в познавательной сфере:

-умение анализировать произведение;

-сопоставлять героев одного и нескольких произведений;

2) в коммуникативной сфере:

-осмысленное чтение и адекватное восприятие;

-умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

Виды деятельности:

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие эпизодов произведений, связанных с темой дуэли.

Поисковая:

-комментированное чтение эпизода, связанного с дуэлью;

-самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

Репродуктивная:

-индивидуальное сообщение ученика на тему « История дуэли»;

-краткий пересказ эпизодов, выборочный пересказ эпизодов;

-осмысление характеров, изображённых в произведении;

- ответы на вопросы репродуктивного характера.

Исследовательская: сравнительный анализ эпизодов произведений русской классики.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Повторение изученного.

А) Вопросы учителя по биографии А.С.Пушкина.

-Ребята, сегодня на уроке мы будем анализировать произведения А.С.Пушкина, но перед этим давайте вспомним некоторые факты из его биографии.

- Что вам известно о смерти А.С.Пушкина?(ответы учащихся)

-Как он погиб? (слайд № 2)

- А что такое дуэль?

Б) Словарная работа (записываем определение «дуэль», «бретёр», «дуэлянт») (слайды №3-5)

3. Сообщение заранее подготовленного ученика или учеников «История дуэли». (слайды №6-9)

История русской дуэли 19 века - это история человеческих трагедий, мучительных смертей, высоких порывов и нравственных падений. Дуэль имеет свою историю. Зародилась она в Европе. Её истоки можно отыскать в рыцарских турнирах, демонстрировавших мужество и силу.

С течением времени рыцарство утратило свой авторитет, но обычай открытого поединка сохранился - хотя функция его изменилась.

В 17-18 веках возникла потребность выяснить отношения, связанные с понятием чести, достоинства, благородства, провоцируемые спором, ссорой, взаимной неприязнью.

Из Европы дуэль перешла в Россию, для русского 18 века дуэлянт - уже достаточно симптоматическая фигура. Из-за большого количества смертей на дуэлях, Петр первый категорически запретил поединки, а если кто нарушит этот запрет - тому смертная казнь.

В 19 веке ситуация изменилась: казнь дуэлянтам не угрожала, но офицер мог поплатиться разжалованием в солдаты и ссылкой на Кавказ. Однако такое положение не останавливало дуэлянтов, которые стремились силою оружия получить удовлетворение за оскорбление.

Различали три рода оскорблений.

  1. Оскорбление лёгкое.

  2. Оскорбление обруганием.

  3. Оскорбление ударом.

Поединки, ставшие страстью, породили тип бретёра. Дуэль, во всём многообразии своих проявлений, запечатлена в русской литературе.

  1. Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня мы рассмотрим дуэли в двух произведениях А.С.Пушкина: «Выстрел» и «Капитанская дочка»; выявим мотивы, участников, черты сходства и различий поединков и определим роль дуэли в художественном произведении.

5. Аналитическая беседа. Составление таблицы (заполняется в процессе анализа произведения)

-Ребята, мы будем с вами анализировать эпизоды, связанные с дуэлью, и составлять по ходу сопоставительную таблицу двух дуэлей.

- Назовите участников дуэли в «Капитанской дочке» и в «Выстреле». Кто они? Найдите в тексте отрывки, характеризующие этих героев, и зачитайте.(слайд№10)

«Капитанская дочка»

«Выстрел»

Гринёв - молодой дворянин, приехавший для службы в Белогорскую крепость (цитата)

Швабрин - человек, сосланный в Белогорскую крепость за смертоубийство на дуэли (цитата)

Сильвио - бывший военный, загадочный человек (цитата из текста)

Граф - молодой богатый и знатный человек, «баловень судьбы» (цитата)

-Какова причина дуэли в «Капитанской дочке»? (Отстоять честь Маши Мироновой)

-А какова причина дуэли Сильвио и графа? (называются разные варианты)

-Давайте подумаем, действительно ли пощечина или грубость, сказанная Сильвио в адрес графа, были основными причинами дуэли? (нет)

-А что тогда? (слайд № 11)

Отстоять честь молодой девушки

-потеря авторитета Сильвио в полку из-за появления самодовольного графа - основная причина.

-Давайте найдём в тексте эпизоды, которые описывают психологическое состояние героев перед дуэлью и во время неё? (зачитывают) (слайд № 12)

Гринёв пришёл в ярость: «я готов был растерзать его (Швабрина)…желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее…»

Швабрин – провокатор, эмоций не проявлял

Во время первой дуэли Сильвио был в ярости, бешенстве, граф - спокоен, равнодушен, ел черешню.

Во время второй дуэли граф испытывает страх, ужас, а Сильвио наоборот - хладнокровен, спокоен.

-Почему Швабрин был спокоен? (для него дуэли - дело привычное, он сам являлся провокатором, был уверен в своей победе)

-Почему граф ведёт себя так спокойно и равнодушно во время первой дуэли? (он не дорожил своей жизнью, ему нечего и некого было терять…)

-Почему поведение графа изменилось во время второй дуэли? (ему дорога стала жизнь, он изменился, в его жизни появился любимый человек…)

-Сильвио не стал стрелять в графа ни в первый раз, ни во второй. Кто же тогда победил в их дуэли? (Сильвио, т.к. он одержал психологическую победу над графом, увидел его страх и смятение перед лицом смерти)

- А в «Капитанской дочке» победу одержал Швабрин, но почему мы не считаем его победителем? (нанес удар противнику, когда он отвлёкся, т.е. поступил подло)

6. Итог урока.

-Давайте подумаем, для чего А.С.Пушкин вводит дуэль в «Капитанской дочке», а «Выстреле» тема дуэли является основной темой произведения? (слайд № 13)

С помощью дуэли автор показывает

как меняется характер Петра Гринёва; подчёркивает подлую сущность Швабрина.

Автор показывает, что дуэль может изменить характер и судьбу человека.

Сильвио всё поставил на карту ради того, чтобы отомстить противнику. Дуэль стала смыслом его жизни.

7.Домашнее задание. (слайд №14)

Письменно ответить на проблемный вопрос: является ли дуэль единственным средством решения проблемы для человека, жившего в 19 веке?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бурдина Елена Владимировна

Дата: 31.08.2017

Номер свидетельства: 426908


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства