kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема детского страдания (по рассказу Л.Н. Андреева «Ангелочек»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: учить учащихся работе с текстом произведения; умению мыслить, рассуждать, делать выводы; умению формулировать тему и проблему рассказа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема детского страдания (по рассказу Л.Н. Андреева «Ангелочек»)»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 60» г. Брянска









Урок внеклассного чтения

в 6 классе

(По рассказу Л. Андреева «Ангелочек»)





















Учитель МБОУ СОШ № 60 г. Брянска

Габура С.А.





Рабочий лист для урока по теме:

Тема детского страдания

(по рассказу Л.Н. Андреева «Ангелочек»)

Рождество – праздник, милосердие, доброта, чудо.

Условия жизни(слайд)

Сашки (Л.Н. Андреев «Ангелочек»)

Мальчик (Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»)

  1. Маленькая комнатка

1.Сырой и холодный подвал

  1. Закопчённое стекло

2.Очень хотелось кушать

  1. Бревенчатая, покрытая копотью стена

3.Одет в какой – то халатик

  1. Грязный стол

4.Мама умерла

  1. Мать выпивает, больной отец




Чувства героя

Характер

Отношение окружающих

Одиночество

Непокорная и смелая душа

В гимназии ругали

Мстил жизни

Бил товарищей

Мать била

Угрюм и печален

Грубил начальству

«Испорченный мальчик»

Елка была ему враждебной

Лгал учителю и матери

Равнодушие хозяйки Марии Дмитриевны

Прием, используемый в рассказе Л.Н. Андреева «Ангелочек»:

Антитеза – прием, состоящий в резком противопоставлении понятий, положений, состояний.



Тема детского страдания

(По рассказу Л.Н. Андреева «Ангелочек»)

Цель: учить учащихся работе с текстом произведения; умению мыслить, рассуждать, делать выводы; умению формулировать тему и проблему рассказа.

ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня мы будем обсуждать рассказ Л.Н. Андреева «Ангелочек», написанный в конце 19 века, в 1899 году, и который относится к жанру рождественских рассказов.

  1. Аналитическая беседа



  1. Назовите признаки рождественского рассказа?

  1. Должен быть приурочен к рождественским праздникам;

  2. Должен быть фантастическим и реальным;

  3. Должно быть чудо;

  4. Должен заканчиваться весело.



  1. Присутствуют ли эти признаки в рассказе, который мы будем обсуждать?



  1. О чем рассказ «Ангелочек»? Кто главный герой?



  1. Что мы узнаем о Сашке? В каких условиях он живет? (Детали)

(Сашке 13 лет, не хотел жить, не хотел ходить в гимназию, не хотел слушать, как все его ругают, не хотел стоять на коленях; не мог спокойно относиться к злу и мстил жизни).

Учитель: Ребята! Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

(Учитель корректирует ответы учащихся и записывает тему урока на доске, а учащиеся- в рабочий лист).

  1. Как Сашка мстил жизни?

(Бил товарищей, грубил начальству, лгал учителям, матери).

  1. Какой характер проявляется у Сашки?

(Грубый, непокорный; «непокорная и смелая душа»).

  1. Какая карикатура чаще всего появляется у героя в тетрадке? Почему?



(Толстая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика; подпись: «Проси прощения, щенок», - ответ: «Не попрошу, хоть тресни»). Сашка изображал свою жизнь.



  1. Что случилось накануне Рождества?



(«Выгнали Сашку из гимназии перед Рождеством»; Свечниковы, богачи, пригласили на елку).



  1. Инсценирование эпизода «Приглашение Сашки на елку» (стр. 38)



  1. Почему Сашка грубо отзывался о господах?



(Чувство неравенства).



  1. Эпизод «Хлопоты Софьи Дмитриевны по устройству Сашки в ремесленное…» Инсценирование в лицах.

«Вот этот, поклонись же, Сашка, нехорошо быть таким невежливым…» (текст, стр.41)



  1. Описание елки. Почему Сашке елка была чуждой и враждебной?



(«Казалось, что чьи – то железные руки взяли его сердце и выжимают последнюю каплю крови»). (текст. Стр.41 – 41)



  1. Что увидел мальчик на елке, что так захватило его?



(текст, стр.42 «Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением…»).



  1. Эпизод «Милый…милый ангелочек!»



(Выразительное чтение наизусть).



  1. Что же происходит с Сашкой, когда получает он ангелочка?

(мальчик становится другим, непохожим на прежнего Сашку: тихая, кроткая улыбка; чувство неземной радости, замирающий вздох…).



  1. А кто такой ангел в религиозной мифологии? Почему такая сила воздействия?



(Словарь С. Ожегова. Ангел – сверхъестественное существо, посланец Бога, якобы покровительствующий человеку (изображается крылатым мальчиком). Сходство Сашки и ангелочка.



  1. Какой прием использует автор, сравнивая сияющие лицо Сашки и елку?



(текст, стр.45) «И перед сиянием его лица словно потухла сама нелепо разукрашенная, нагло горящая елка». (Антитезы)



Антитеза – прием, состоящий в резком противопоставлении понятий, положений, состояний. (Запись в рабочий лист).



  1. Докажите, что Сашка меняется под воздействием ангелочка?



(В разговоре с отцом тон меняется, нет грубости, презрения. «Экая, братец, у тебя привычка…»). (текст, стр.45) «С появлением ангелочка появилась надежда, светлая, добрая, на лучшее!», «ангел принес добро, утешение…» (текст, стр. 46) «Короткий покой и безмятежность».



  1. Как заканчивается рассказ?



(Игрушка тает у печки и становится ясно, что радость Сашки и отца – минутная, призрачная).



  1. Какую проблему ставит Л. Андреев в этом рассказе?



(Проблему детского страдания. Проблема – это главный вопрос, который ставится в произведении).



  1. Художники – иллюстраторы



  1. Рассказ учащихся по рисункам на тему «История жизни Сашки».

(Мультимедийный проектор).



  1. Какого героя рождественского рассказа напоминает Сашка? Что общего у них?



(Сашка напоминает мальчика из рассказа Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»).



Прием реминисценции – напоминание (воспоминание) о других литературных произведениях через использование характерных для них образов, мотивов, проблем. (Запись в рабочий лист).



  1. Самостоятельная работа



(Рабочий лист. Заполняется учащимися таблица «Условия жизни героев». Комментарий учащихся, их обобщение, вывод учителя)



Учитель: Как вы считаете: актуален ли сегодня рассказ Л.Н. Андреева «Ангелочек»?



(Учащиеся высказывают свои мнения).



  1. Рефлексия



Домашнее задание. Мини – сочинение: «Чему учит рассказ Л.Н. Андреева «Ангелочек»?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема детского страдания (по рассказу Л.Н. Андреева «Ангелочек»)

Автор: Габура Светлана Анатольевна

Дата: 22.02.2018

Номер свидетельства: 459037


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства