Просмотр содержимого документа
«Тема детского страдания (по рассказу Л.Н. Андреева «Ангелочек»)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 60» г. Брянска
Урок внеклассного чтения
в 6 классе
(По рассказу Л. Андреева «Ангелочек»)
Учитель МБОУ СОШ № 60 г. Брянска
Габура С.А.
Рабочий лист для урока по теме:
Тема детского страдания
(по рассказу Л.Н. Андреева «Ангелочек»)
Рождество – праздник, милосердие, доброта, чудо.
Условия жизни(слайд)
Сашки (Л.Н. Андреев «Ангелочек»)
Мальчик (Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»)
Маленькая комнатка
1.Сырой и холодный подвал
Закопчённое стекло
2.Очень хотелось кушать
Бревенчатая, покрытая копотью стена
3.Одет в какой – то халатик
Грязный стол
4.Мама умерла
Мать выпивает, больной отец
Чувства героя
Характер
Отношение окружающих
Одиночество
Непокорная и смелая душа
В гимназии ругали
Мстил жизни
Бил товарищей
Мать била
Угрюм и печален
Грубил начальству
«Испорченный мальчик»
Елка была ему враждебной
Лгал учителю и матери
Равнодушие хозяйки Марии Дмитриевны
Прием, используемый в рассказе Л.Н. Андреева «Ангелочек»:
Антитеза – прием, состоящий в резком противопоставлении понятий, положений, состояний.
Тема детского страдания
(По рассказу Л.Н. Андреева «Ангелочек»)
Цель:учить учащихся работе с текстом произведения; умению мыслить, рассуждать, делать выводы; умению формулировать тему и проблему рассказа.
ХОД УРОКА
Учитель:Сегодня мы будем обсуждать рассказ Л.Н. Андреева «Ангелочек», написанный в конце 19 века, в 1899 году, и который относится к жанру рождественских рассказов.
Аналитическая беседа
Назовите признаки рождественского рассказа?
Должен быть приурочен к рождественским праздникам;
Должен быть фантастическим и реальным;
Должно быть чудо;
Должен заканчиваться весело.
Присутствуют ли эти признаки в рассказе, который мы будем обсуждать?
О чем рассказ «Ангелочек»? Кто главный герой?
Что мы узнаем о Сашке? В каких условиях он живет? (Детали)
(Сашке 13 лет, не хотел жить, не хотел ходить в гимназию, не хотел слушать, как все его ругают, не хотел стоять на коленях; не мог спокойно относиться к злу и мстил жизни).
Учитель: Ребята! Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(Учитель корректирует ответы учащихся и записывает тему урока на доске, а учащиеся- в рабочий лист).
Какая карикатура чаще всего появляется у героя в тетрадке? Почему?
(Толстая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика; подпись: «Проси прощения, щенок», - ответ: «Не попрошу, хоть тресни»). Сашка изображал свою жизнь.
Что случилось накануне Рождества?
(«Выгнали Сашку из гимназии перед Рождеством»; Свечниковы, богачи, пригласили на елку).
Инсценирование эпизода «Приглашение Сашки на елку» (стр. 38)
Почему Сашка грубо отзывался о господах?
(Чувство неравенства).
Эпизод «Хлопоты Софьи Дмитриевны по устройству Сашки в ремесленное…» Инсценирование в лицах.
«Вот этот, поклонись же, Сашка, нехорошо быть таким невежливым…» (текст, стр.41)
Описание елки. Почему Сашке елка была чуждой и враждебной?
(«Казалось, что чьи – то железные руки взяли его сердце и выжимают последнюю каплю крови»).(текст. Стр.41 – 41)
Что увидел мальчик на елке, что так захватило его?
(текст, стр.42 «Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением…»).
Эпизод «Милый…милый ангелочек!»
(Выразительное чтение наизусть).
Что же происходит с Сашкой, когда получает он ангелочка?
(мальчик становится другим, непохожим на прежнего Сашку: тихая, кроткая улыбка; чувство неземной радости, замирающий вздох…).
А кто такой ангел в религиозной мифологии? Почему такая сила воздействия?
(Словарь С. Ожегова. Ангел – сверхъестественное существо, посланец Бога, якобы покровительствующий человеку (изображается крылатым мальчиком). Сходство Сашки и ангелочка.
Какой прием использует автор, сравнивая сияющие лицо Сашки и елку?
(текст, стр.45) «И перед сиянием его лица словно потухла сама нелепо разукрашенная, нагло горящая елка». (Антитезы)
Антитеза – прием, состоящий в резком противопоставлении понятий, положений, состояний. (Запись в рабочий лист).
Докажите, что Сашка меняется под воздействием ангелочка?
(В разговоре с отцом тон меняется, нет грубости, презрения. «Экая, братец, у тебя привычка…»). (текст, стр.45) «С появлением ангелочка появилась надежда, светлая, добрая, на лучшее!», «ангел принес добро, утешение…» (текст, стр. 46) «Короткий покой и безмятежность».
Как заканчивается рассказ?
(Игрушка тает у печки и становится ясно, что радость Сашки и отца – минутная, призрачная).
Какую проблему ставит Л. Андреев в этом рассказе?
(Проблему детского страдания. Проблема – это главный вопрос, который ставится в произведении).
Художники – иллюстраторы
Рассказ учащихся по рисункам на тему «История жизни Сашки».
(Мультимедийный проектор).
Какого героя рождественского рассказа напоминает Сашка? Что общего у них?
(Сашка напоминает мальчика из рассказа Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»).
Прием реминисценции – напоминание (воспоминание) о других литературных произведениях через использование характерных для них образов, мотивов, проблем. (Запись в рабочий лист).
Самостоятельная работа
(Рабочий лист. Заполняется учащимися таблица «Условия жизни героев». Комментарий учащихся, их обобщение, вывод учителя)
Учитель: Как вы считаете: актуален ли сегодня рассказ Л.Н. Андреева «Ангелочек»?