kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: А.С.Пушкин «Станционный смотритель».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок выявляет нравственные проблемы повести.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: А.С.Пушкин «Станционный смотритель».»

6 класс

Тема: А.С.Пушкин «Станционный смотритель».


Цели урока: выявить нравственные проблемы повести;

  1. Обучающие:

  • осмыслить понятие «нравственность», познакомить с понятием «маленький человек» в литературе выявить нравственные проблемы повести;

  1. Развивающие:

  • развивать способность эмоционального восприятия произведения;

3. Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родителям,

  • уважительное отношение к человеку.


Оборудование:

доска, стенд с основными выводами урока, карточки с домашним заданием.


Музыкальное оформление:

вальс Свиридова к кинофильму «Метель», «Осенние листья».




Пушкин… унёс с собою… великую тайну. И вот мы теперь с вами эту тайну разгадываем.


Ф.М.Достоевский.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Знакомство с целями и задачами урока.

2.Звучит мелодия песни «Осенние листья».


II. Активизация внимания.

1. Слово учителя.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса!

Ох уж эта Болдинская осень! Эта пора всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне»- говорил поэт.

Осенью 1830 года Пушкин прожил в Болдине 3 месяца. За это время он закончил работу над романом в стихах «Евгений Онегин», написал около 30 лирических стихотворений, великолепные «Повести покойного И.П.Белкина», с одной из которых мы познакомимся сегодня.


III. Введение в новую тему.

1. Слово учителя.

Итак, А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Тема нашего урока. Запишите в тетради.

Мы с вами попробуем выявить нравственные проблемы повести;

Осмыслить понятие «нравственность»;

Познакомимся с понятием «маленький человек» в литературе.

-Дорогие ребята, нами прочитана повесть «Станционный смотритель». Закрыта последняя страница.

-Какое впечатление произвела она на вас?

-Я надеюсь, ребята, что вы внимательно прочитали эту повесть.

Проведём игру-викторину, которая поможет нам убедиться в этом.


2. Игра-викторина.


1. Сколько повестей написал Пушкин, объединив их названием «Повести

покойного И.П.Белкина»? Перечислите их.

2.Как вы думаете, почему за ваши правильные ответы я даю орехи?

3. На протяжении всей повести Пушкин только один раз упоминает имя и фамилию своего героя. Как же звали станционного смотрителя?

4. Кем по профессии был новый хозяин дома?

5.Сынишка пивоваров с теплотой вспоминает старого смотрителя, т.к. тот любил детей, часто угощал их чем – нибудь вкусненьким, например орехами. Но не только за это Ванька помнил его. Чему научил старый смотритель мальчика?

6. Из какого города ехал Минский в Петербург?

7. Чем была занята Дуня в тот момент, когда Минский ворвался в комнату, требуя немедленно лошадей?

-Молодцы, ребята! Мне не стыдно! Я горжусь вами!




III. Работа над текстом повести «Станционный смотритель»


-Окунёмся же в мир пушкинской прозы.

-Почему вам жалко Вырина?

-Почему так люди поступают? Что влияет на их поступки?

-Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем в этом разобраться, какой поступок мы называем нравственным, а какой – безнравственным.

Для начала посмотрим, что такое нравственность?

На доске: Нравственность:

1. Совокупность норм, определяющих поведение человека.

2. Моральные качества, т. е. это качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

-Скажите, с какими героями мы встречаемся в повести, чьё поведение оцениваем?

-Как меняется главный герой на протяжении действия повести? Найдите эти эпизоды и прочитайте.

-Что же произошло с Выриным?

«Старик не снёс своего несчастья…»

-Но Вырин сам отпустил Дуню покататься. Почему?

-Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?

-Почему его попытки не увенчались успехом?

-Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?

-Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его возлюбленной: «Пошёл вон!»

-Почему Вырин не пошёл жаловаться на Минского?

-Вспомните, как относились богатые путешественники к станционным смотрителям?

Слово учителя.

В повести Пушкина написано об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.

Через взаимоотношения Вырина и Минского Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека».

Кто такой «маленький человек»?

На доске: «Маленький человек» - так в литературе называют героев, написанных с людей прошлого века, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников.

Пушкин первым вывел образ этого человека в своей повести Забитый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек», образ огромной значимости.

-Какой эпизод повести подчёркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми богатого сословия?

-Внимательный читатель в каждом произведении находит строки, которые волнуют его, трогают до глубины души, заставляют задуматься о главном в жизни. Это любимые строки. Мне, ребята, нравится последняя встреча Вырина, Дуни и Минского. Я сейчас прочитаю эти строки, а вы подумайте и ответьте на вопрос:

-Какой урок для себя вы извлекли?

Вывод: Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть грех.

-Прошу всех встать! Мы вместе произнесём клятву, которую, я надеюсь, вы не забудете и будете ей верны.

Любовь к родителям

В душе я сберегу.

Тепло родного дома

Навечно сохраню.

-Сегодня мы говорили о трёх героях повести. Попробуйте с помощью 3-4 прилагательных дать каждому характеристику.

Вырин Дуня Минский

Бедный Красивая Беспечный

Несчастный Прелестная Легкомысленный

Добрый Приветливая Удалой

Любящий Хозяйственная Счастливый

Забитый Печальная Богатый

«Маленький человек» С камнем на сердце Жестокий


IV. Подведение итогов урока.

1. Беседа по вопросам.

-Чем отличается история блудного сына от истории блудной дочери?

-О каких нравственных проблемах повести мы говорили на уроке?

На доске: 1. О проблеме «маленького человека».

2. О взаимоотношении отцов и детей.

3. Об ответственности за свои поступки.

4. О счастье и любви.

2. Выставление оценок.

3. Слово учителя. Урок закончу словами Ф.М.Достоевского: «Пушкин… унёс с собою… великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

V. Домашнее задание.

  • письменная работа: « В чем отличие сюжета повести А.С. Пушкина от библейской притчи о блудном сыне?»














Самоанализ урока.

Этот урок относится по своей структуре к урокам изучения нового материала. При постановке целей и задач урока я учитывала в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся.

Свой урок я назвала бы уроком общения. Суть такого урока

заключается в следующем: анализируя книгу, я общаюсь с учениками и наоборот (общаясь с детьми, я анализирую произведение). Он помог мне открыть прекрасные стороны детской души. Красной нитью на уроке проходит тема воспитания. В этом плане повезло учителям словесности, потому что литература – это главный школьный предмет, который должен быть ориентирован прежде всего на формирование души.

Моя важнейшая задача – заставить работать одновременно

мысль и чувство ребят. Для этого создаю эмоциональный фон урока, ввожу какой – то «сюрприз», «изюминку». Учу слушать и говорить, мыслить и чувствовать. Эмоционально насыщенное начало данного урока создаётся включением фрагмента музыкального произведения, а также чтением строк А.С.Пушкина об осени.

На уроке я использовала игровую технологию. (Игра – викторина). Она помогла мне проверить знание текста произведения учащимися. За правильные ответы я раздавала детям орешки. Почему? «Дедушка, дедушка! орешков!» - а он нас орешками и наделяет. Всё, бывало, с нами возится», - пишет А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель».

Я помогаю ученикам максимально раскрыть свои возможности,

поощряю поиск нестандартных решений, учу школьников вдумчиво читать, размышлять над прочитанным.

Я люблю выслушивать неожиданные ответы, без приготовления.

В моей речи в ходе работы над текстом отсутствует категоричная интонация: это не так! Ты не прав! На уроке общения всё правильно, потому что здесь, взаимно прислушиваясь друг другу, друг друга всё время дополняем, корректируем, размышляем и находим правильные варианты ответов.

«Изюминкой» моего урока стала клятва, которую мы произносили

вместе. Я попросила ребят встать, протянуть правую руку вперёд, затем направить её к сердцу и снова вперёд. Наши действия сопровождались словами:

Любовь к родителям

В душе я сберегу.

Тепло родного дома

Навечно сохраню.

Кроме всего этого, я использую и другие формы и методы, позволяющие мне решать проблему воспитания. Это творческое соавторство, отзыв о книге, творческое описание репродукции

картины и создание картины.

Постоянно произношу своим ученикам слова В.Сухомлинского: «Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

Цели и задачи данного урока были полностью выполнены. Я считаю, что урок получился хорошим.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: А.С.Пушкин «Станционный смотритель».

Автор: Антонова Светлана Ивановна

Дата: 31.10.2016

Номер свидетельства: 353789


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства