Тема: «Зачем я убил коростеля…» (по произведению В. Астафьева «Зачем я убил коростеля…»).
Тема: «Зачем я убил коростеля…» (по произведению В. Астафьева «Зачем я убил коростеля…»).
Развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность, навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость; формировать устойчивый интерес к художественной литературе.
Совершенствовать устную и письменную речь школьников.
Включить каждого учащегося не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом.
В быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения материала (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Зачем я убил коростеля…» (по произведению В. Астафьева «Зачем я убил коростеля…»). »
Тема: «Зачем я убил коростеля…» (по произведению В. Астафьева «Зачем я убил коростеля…»).
Цель урока: интерпретация рассказа В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»
Задачи:
Развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность, навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость; формировать устойчивый интерес к художественной литературе.
Совершенствовать устную и письменную речь школьников.
Включить каждого учащегося не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом.
В быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения материала (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).
Используемая технология – РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).
Используемые приёмы работы: "Древо предсказаний”, "Толстый и тонкий вопросы”, "Письмо по кругу”, "Чтение с остановками”.
Оборудование: мультимедиапроектор, тексты рассказа, компьютерная презентация.
Основные теоретико-литературные понятия: рассказ, сюжет, повествователь, авторская позиция, тема, основная мысль, диалог, эпическое произведение, риторический вопрос.
Ход урока
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева. Слайд 1, 2.
1 стадия – «Вызов». Фронтальная беседа: (Тонкие и толстые вопросы)
Ребята, кто такие хищники и где они встречаются?
Можно ли назвать хищником человека? Почему?
Чем отличается человек от зверей-хищников во время охоты?
Задумываются ли люди над тем, что они делают?
Можно ли оправдать жестокость?
К какому выводу мы все вместе пришли?
Вывод: Человек – самый страшный, самый беспощадный, самый умный хищник на Земле.
Прочитайте на слайде 3 название рассказа, с которым мы сегодня будем работать. Что содержится в этом названии?
В. П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?»
О чём говорит местоимение Я в заглавии? (Вопрос, на который не может дать ответ сам автор).
Что содержит вопрос? (Сожаление, боль, стыд, муки совести)
Давайте составим «древо предсказаний», на каждой веточке которого запишем свои версии: что могло произойти в рассказе, который сейчас мы будем читать? (Версии ребята записывают на листочках) 3 мин.
Слово учителя: Молодцы, у вас богатая фантазия, ваши версии очень интересны, сюжет получился занимательный.
А теперь сравним ваши версии с оригиналом. Слушайте внимательно, я буду читать с остановками (у ребят на столах текст сложен не весь целиком, а фрагментами).
2 стадия – «Осмысление».
Чтение учителем первой части рассказа:
Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины,(бочаг, яма с водой) поросшей тальником, увидел птицу. Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь на бок…
(ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА)
Вопросы учащимся:
- Что почувствовала птица? Как повела себя? Докажите словами текста. ("Присела”, "притаилась”, "пугалась”, "бросилась бежать”).
- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?
Чтение учителем второй части рассказа:
… От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать - непременно бросится он в погоню, разожжётся в нём дикий азарт. Берегись тогда живая душа!
Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал её сырым удилищем…
(ВТОРАЯ ОСТАНОВКА)
Вопросы учащимся:
- Как вы поняли фразу "дикий азарт”?
- Какую информацию несёт о герое глагол "захлестал”?
- Как будет по-вашему развиваться сюжет дальше? Послушаем ваши варианты. (Молодцы, вы следите за развитием сюжета. Будьте внимательны и дальше).
Чтение учителем третьей части рассказа:
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза её были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана. Я узнал птицу - это был коростель. (показ слайда 4) Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в тёплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.
Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. ..
(ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА)
Вопросы учащимся:
- Какое чувство вы испытали во время чтения?
- Какие фразы особенно встревожили вас и почему? ("До того мне сделалось жалко её”).
- Как объяснил писатель: почему убил? ("сдуру”, "без надобности”).
Что же произойдёт дальше? Ваши прогнозы?
Чтение учителем четвёртой части рассказа:
… С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.
Уже черёмуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвёртому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.
Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостаёт ему, чем-то недооформилось оно, что ли.
И вот однажды, (Слайд 5) в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дёргает-скрипит! (Слайд 6) Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, всё в порядке.
И всякий год вот так. (Слайд 7) Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подаёт мне голос, прощая того несмышлёного, азартного парнишку.
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.
Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится туда,"где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг ещё косой не тронут, где васильковые глаза...". Идёт, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.
Не приспособленная к полёту, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелёте через море.
Как идёт коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции. (Слайд 8) На гербе города изображён коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилёту…
(ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА)
Вопросы учащимся:
- Коростель. Может, вы что-то знаете об этой птице?
Проживает ли она в нашем поселении? Какую информацию об особенностях и условиях проживания птицы даёт нам В. П. Астафьев? (Выборочный рассказ по тексту).
Чем трудна жизнь коростеля, других (перелетных)птиц?
- Почему, на ваш взгляд, повествователь "с нетерпением и виной…каждое лето” ждёт домой коростелей?
Чтение учителем пятой части рассказа:
… Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
Вопросы учащимся:
– Вот мы подошли к финалу рассказа. Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя? - О чём же этот рассказ?
Смогли мы предсказать сюжет рассказа? (и да и нет)
- Так почему герой не может забыть давний случай? (Забыть ему не позволяет совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой). - О чём же этот рассказ?
- Почему автор дал такое название рассказу? ("Застарелое мучение”. Вопрос, на который не может дать ответ сам).
- О чём же этот рассказ? (Бессмысленное убийство птицы).
Работа в группах
Задания учащимся (по группам): инструкции прилагаются.
1 группа: Инструкции
Защитите героя.
Как вы думаете, если человек не только совершает поступки, а старается их оценить, обдумать, все ли было совершено верно, то о какой черте характера этого человека можно говорить?
Сможете ли вы объяснить теперь, почему так говорят:
От человека утаишь, от совести не утаишь.
2 группа: Инструкции
Защитите героя.
Как вы думаете, если человек не только совершает поступки, а старается их оценить, обдумать, все ли было совершено верно, то о какой черте характера этого человека можно говорить?
Сможете ли вы объяснить теперь, почему так говорят:
Совесть без зубов, а загрызет.
3 группа:
Инструкции
Прочитайте выделенный отрывок. (3)
Определите проблему. Покажите, как эту проблему решает герой рассказа. Предложите свой способ решения проблемы.
Наша группа решала проблему
Свой способ решения проблемы (мы предлагаем)
4 группа: Инструкции
Нарисуйте образ той проблемы, которая мучила автора нашего рассказа. Объясните свой выбор.
5 группа: Инструкции
Задайте герою рассказа вопросы, которые помогут понять, почему именно так произошло с ним в детстве. Что мог бы он исправить.
3 стадия – «Рефлексия».
Рассказ небольшой по объёму, но очень ёмкий по содержанию. В форме чего он написан? (Доверительный диалог с читателем).
Почему именно эту форму, на ваш взгляд, избрал В. П.Астафьев? (40 лет мучает совесть. Автору необходимо высказаться, публично раскаяться).
Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение,
а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).
Задание учащимся (групповая работа):
Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на тему «После чтения рассказа В.П.Астафьева я возьму с собой в жизнь…», но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу.Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Прием «Письмо по кругу»
(групповая форма работы).
Поразмышляйте на тему: «После чтения рассказа В.П. Астафьева я возьму с собой в жизнь…»